Развитие ощущения у глухого ребенка

В
основе психического развития аномальных
детей, в том числе с нарушенным слухом,
лежат те же закономерности, что и в
норме. Однако имеются некоторые
особенности, которые обусловлены и
первичным дефектом, и вторичными
нарушениями: замедленным овладением
речью, коммуникативными барьерами и
своеобразием развития познавательной
сферы. Следует отметить, что дети с
нарушениями слуха делятся на слабослышащих
и глухих, и их развитие познавательной
деятельности и личности отличаются,
имеют свои особенности.

Вопросами
развития познавательной деятельности
у детей с нарушениями слуха в нашей
стране занимались Т.А.Григорьева,
Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман,
Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев,
Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие.

Ощущение
— элементарный психический процесс
отражения отдельных свойств предметов
и явлений объективного мира, действующих
на наши органы чувств.

Восприятие
– представляет собой целостный образ
предметов и явлений.

Процесс
всякого познания начинается с ощущений
и восприятий.

Исследования
показывают, что у значительной части
глухих детей (около 40%) имеются те или
иные остатки слуховых ощущений. Иногда
они значительны и могут быть использованы
в процессе обучения. В процессе длительных
занятий и упражнений с использованием
ЗУА остаточная слуховая функция у глухих
детей активизируется. При этом улучшение
слуховой функции идет не вследствие
восстановления анатомо-физиологических
механизмов слуха, а путем активизации
и выработки у ребенка навыков использования
уже имеющихся остатков слуха.

В
связи с потерей слуховых ощущений и
восприятий у глухих особую роль
приобретают зрительные ощущения и
восприятия. Зрительный анализатор
глухого ребенка становится ведущим,
главным в познании окружающего мира и
в овладении речью. Зрительные ощущения
и восприятия у глухих детей развиты не
хуже, чем у слышащих детей (Л.В.Занков,
И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, К.И.Вересотская),
а в ряде случаев развиты лучше. Глухие
дети часто подмечают такие детали и
тонкости окружающего мира, на которые
не обращает внимания слышащий ребенок.

Слышащие
дети чаще, чем глухие, путают и смешивают
сходные цвета — синий, фиолетовый,
красный, оранжевый. Глухие дети более
тонко дифференцируют оттенки цветов.
Рисунки глухих детей содержат больше
частностей и деталей, чем рисунки
слышащих сверстников. Более полными
оказываются и рисунки по памяти. Глухим
детям труднее даются рисунки, которые
выражают пространственные отношения.
(Л.В.Занков, И.М.Соловьев). У глухих
аналитический тип восприятия преобладает
над синтетическим.

Глухой
может воспринимать речь говорящего,
опираясь, главным образом, на зрительные
восприятия. Каждая фонема нашего языка
имеет свой соответствующий артикулярный
образ. Глухой ребенок зрительно
воспринимает и запоминает этот образ.
В дальнейшем в процессе длительных
упражнений глухой может различать
зрительно артикуляторные образы целых
слов.

Кроме
зрительных ощущений, важную роль в
процессе познания у глухих играют также
осязательные и двигательные ощущения

У
человека существует тесная связь между
двигательным и слуховым анализаторами.
Она ярко выявляется при поражении
слухового анализатора, когда вследствие
исключения звуковых раздражений и
отсутствия воздействия этих раздражений
на речедвигательный анализатор наступает
немота.

При
частичном нарушении функции слухового
анализатора речевые движения становятся
вялыми, невнятными, плохо дифференцированными.
У глухих детей потеря слуха отрицательно
влияет не только на двигательные ощущения
артикуляторного, но и на двигательные
ощущения дыхательного аппарата.(И.М.Соловьев,
Ф.А.Рау).

Многие
сурдопедагоги (В.И.Флери, Н.М.Лаговский,
Ф.А.Рау) обращали внимание на особенности
двигательных ощущений глухих детей.
указывая на некоторую дискоординацию
движений у глухих, неуклюжесть и
неловкость их походки. Они объясняли
это поражением вестибулярного аппарата,
а также нервных окончаний двигательного
анализатора. По мнению И.М.Соловьева,
причина скорее в отсутствии слухового
контроля при выполнении движений. Может
быть, именно поэтому глухим детям так
трудно дается овладение некоторыми
спортивными и трудовыми навыками,
требующими тонкой координации и
равновесия движений.

Двигательные
ощущения играют важную роль в овладении
глухими детьми устной речью. Слышащий
ребенок при ошибке или неправильном
произношении звука для исправления
пользуется слуховым контролем, а глухой
– опирается на кинестетические ощущения,
получаемые от движений артикуляторного
аппарата. Двигательные ощущения для
глухих – средство самоконтроля, база,
на которой формируется речь, особенно
такие ее формы, как устная, дактильная,
мимическая(при классической системе
обучения глухих).

Осязательные
ощущения (ощущения тактильные,
температурные, двигательные) у глухих
детей младшего возраста развиты
плохо.(И.М.Соловьев). Они не умеют
пользоваться этим сохранившимся
анализатором. Получив новый предмет,
они начинают манипулировать им, что
несущественно для процесса осязания,
или прикасаться к его поверхности лишь
кончиками пальцев, не используя всю
поверхность ладони, все пальцы.

Интересен
вопрос, связанный с тактильно-вибрационными
ощущениями. К ним могут быть отнесены
все ощущения, получаемые через рецепторы,
расположенные вдоль позвоночника, в
глубине мышц, связок, суставов. Диапазон
частот, воспринимаемых с помощью
тактильно-вибрационных ощущений, лежит
в пределах от 5 гц до10000 гц, причем наиболее
различимы частоты от 100 гц до 400 гц. Более
всего чувствительны к таким колебаниям
кончики пальцев, поверхность спины, но
они могут восприниматься и другими
частями нашего тела.

Читайте также:  Психические особенности развития ребенка 3 года

При
полном выключении слухового анализатора
тактильно-вибрационная чувствительность
резко обостряется. Слуховые и
тактильно-вибрационные ощущения
находятся в обратно пропорциональной
зависимости.(М.Г.Абрамова, М.П.Могильницкий).
В специальной литературе имеются
примеры, свидетельствующие о попытках
использования тактильно- вибрационных
ощущений в обучении глухих словесной
речи.

Первой
такой попыткой было исследование
Р.Линднера, проведенное им в 1926-1928 гг..
Использовалась примитивная аппаратура.
Экспериментатор произносил слова в
резиновую трубку, а глухой ребенок,
ощущая струю воздуха, выходящую из нее,
различал отдельные слоги и слова. Позже
П.Голдт, применив электроакустические
приборы, добился того, что ученик мог
только с помощью тактильно- вибрационных
ощущений воспринимать целый рассказ.

По
данным этого исследования с использованием
тактильно- вибрационных ощущений речь
глухих значительно улучшилась, и ее
понимание посторонними лицами увеличилось
на 38% по сравнению с прежним. Особенно
были заметны улучшения в ритме, в
соблюдении ударений.

Немецкий
ученый П.Леман позднее использовал
специально сконструированный вибратор,
трансформирующий звуковую речь сначала
в электрическую, а затем в механические
колебания, воспринимаемые кончиками
пальцев глухого ребенка. Путем длительных
упражнений ему удалось добиться
восприятия глухим с помощью тактильно-
вибрационных ощущений ритма речи,
ударений, дифференцации гласных, звонких
и глухих согласных. Тактильно- вибрационные
ощущения могут быть важным вспомогательным
средством при обучении глухих словесной
речи.

Внимание
-это сосредоточенность психической
деятельности человека в данный момент
времени на каком-либо реальном или
идеальном объекте.

Для
неслышащих характерны неустойчивое
состояние вегетативной системы,
утомляемость, нарушение моторики,
лабильность эмоциональной
сферы.(А.Н.Артоболевский, С.С.Ляпидевский,
1963).

На
всех этапах школьного обучения
продуктивность внимания глухих учащихся
остается более низкой по сравнению со
слышащими сверстниками. ( Н.Ш.Бекмуратов,
1991, В.М.Зайцев, 1974)

Зрительный
анализатор глухих принимает почти все
раздражения на себя. По мере развития
охранительного торможения в зрительных
анализаторах происходит иррадиация
тормозного процесса по коре головного
мозга, захватывая и другие корковые
центры. Резкое удлинение зрительной
реакции у глухих к обеденному перерыву
и к концу дня связано с наступлением
общего утомления организма, т. е. снижается
функциональное состояние нервных
центров.

У
глухих школьников в большей мере, чем
у слышащих продуктивность внимания
зависит от характера предъявляемой
информации: буквы, цифры, фигуры и т.п.
(А.В.Гоголева, 1981, Р.М.Боскис, 1971,
Т.В.Розанова, 1980)

На
протяжении дошкольного возраста
устойчивость внимания меняется – от
10-12 мин. В начале данного возрастного
периода до 40 мин. В его конце. (Т.Г.Богданова,
2002).

Наибольший
темп развития произвольного внимания
у глухих приходится на подростковый
период (у слышащих оно формируется на
3-4 года раньше) (Т.Г.Богданова, 2002).

Кожная
чувствительность

— восприятие человеком с помощью концевых
образований чувствительных нервов в
коже (рецепторов) прикосновения, давления,
вибрации, тепла, холода и боли. Кожные
рецепторы разнообразны по своей форме
и строению. В коже существуют свободные,
лишенные оболочки, нервные окончания,
могущие образовывать различные виды
сплетений, и инкапсулированные образования
(в соеди-нительноткапевой капсуле).
Кроме того, обнаружено большое количество
промежуточных, форм строения рецепторов.
Строгое деление рецепторов на тактильные,
тепловые, холодовые и болевые дискуссионно,
т. к. рецепторные образования способны
реагировать на различные воздействия.
Так, ощущение боли может возникнуть при
раздражении любой нервной структуры в
зависимости от силы раздражения.
Количество рецепторных образований на
различных участках кожной поверхности
тела человека сильно варьируется.
Наибольшей чувствительностью обладает
кончик языка, кожа ладонной поверхности
последних фаланг пальцев, кончик носа,
губы; чувствительность на груди и спине
наименьшая.

Кинестетические
ощущения

интенсивно развиваются при поражении
органа зрения. Для глухих детей
кинестетические ощущения совместно с
кожными ощущениями являются основным
путем познания окружающего мира.
Кинестетические ощущения — ощущение
положения и движения органов тела.
Вызываются раздражением особых
механических анорецепторов
(проприоцепторов), расположенных в
мышцах, сухожилиях, связках и суставах.
В настоящее время особенно большое
значение придается рецепторам суставов,
сигнализирующим о положении сустава,
скорости, ускорении и направлении
движения. Имеются данные, показывающие,
что суставные рецепторы посылают
информацию в кору головного мозга, в то
время как мышечные — в основном в
нижележащие отделы центральной нервной
системы. Кинестетические ощущения —
чрезвычайно важный вид чувствительности,
т. к. без них невозможно поддержание
вертикального положения тела, невозможно
выполнение сложнокоординированных
движений. Человек с нарушением
кинестетической чувствительности может
осуществлять движения только при
зрительном контроле. Кинестетические
ощущения совместно с кожными не только
обеспечивают контроль за выполнением
двигательных задач, но дают возможность
познавать широкий ряд свойств предметов
(твердость, упругость, шероховатость и
др.) Кинестетические ощущения от мышц
глаза играют важную роль в работе
зрительного анализатора.

Вибрационное
ощущение —
один
из видов кожных ощущений, возникает при
воздействии на кожу быстро следующих
друг за другом прерывистых раздражений:
вибрирующих предметов (напр., камертона,
вибратора), прерывистой струи воздуха
и т. п. Вибрации с частотой колебаний
выше 1000 гц различаются плохо. Наиболее
чувствительны к вибрационным воздействиям
кончики пальцев рук, кончик носа, губы,
свод стопы. При достижении большой силы
вибрационные раздражения могут вызвать
болевые ощущения.

Читайте также:  Развитие ребенка опорно двигательной системы

Вибрационное
ощущение в некотором отношении заменяют
глухим детям, т. к. вибрационная
чувствительность глухих превосходит
остаточную слуховую. Особое значение
вибрационного ощущения имеет при
обучении глухих речи. Некоторые из
вибрации, возникающие при речепроизнесении,
улавливаются глухим при прикладывании
ладони к шее говорящего, его рту, лицу,
а также посредством спец. устройств,
включающих микрофон, усилитель и
вибратор. При опоре на вибрационное
восприятие у глухих детей развивают
остаточный слух.

Одновременное
восприятие глухими речи, трансформированной
посредством спец. устройств в вибрационные
воздействия, и чтение с губ оказываются
заметно более эффективными, чем только
ее зрительное восприятие.

Вибрационное
ощущение играет большую роль в процессе
обучения глухих детей произношению.
Ученик, прикасаясь рукой к гортани,
темени или грудной клетке учителя,
ощущает вибрации, возникающие при
произнесении того или иного звука речи
или слова, и. контролируя второй рукой
вибрации своей гортани, темени или
грудной клетки, воспроизводит такой же
звук или слово. Посредством вибрационного
ощущения глухой может различить некоторые
признаки, характеризующие отдельные
группы звуков речи. Напр., для носовых
согласных характерна вибрация носа,
для звука в — вибрация нижней губы.
Вибрационное ощущение может в известной
мере служить глухому также средством
восприятия музыки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ощущение — это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их воздействии на рецепторы. Восприятие — отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств в совокупности их свойств, их целостности. Восприятие имеет активный саморегулирующий характер.

Предметность выступает в форме целостности, константности и осмысленности образа восприятия. Целостность — это элементарная форма предметности: всякий объект, ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части не могут быть наблюдаемы. Константность — относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображения на рецепторных поверхностях. Источником константности являются активные перцептивные действия.

В развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности.

Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие. Развитие зрительного восприятия следует рассматривать в соответствии с этапами его формирования в детском возрасте.

Как показало исследование К.И.Вересотской, у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. У глухих детей восприятие и узнавание протекало более медленно, чем у слышащих сверстников. Им требовалось больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета. Еще большие трудности у них возникали при необходимости узнавания знакомых предметов — геометрических фигур, разрозненных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180° положении. По мнению исследователей, это связано с менее подробным анализированием и синтезированием предметов в прошлом опыте, с замедленным формированием у глухих детей произвольности процесса восприятия.

По данным Александры Абрамовны Катаевой-Венгер и Александра Леонидовича Венгера, уже глухие дошкольники оказываются в состоянии различать многие предметы по форме. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях развития восприятия у детей с нарушениями слуха, в частности о возможности формирования у них такого свойства восприятия, как осмысленность.

Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее дается единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.

Для точного восприятия формы предмета важно выделять его контур. Умение узнавать предмет по контуру формируется постепенно, так как требует определенного уровня развития анализа и абстракции. При исследовании узнавания глухими детьми контурных плоских изображений хорошо знакомых предметов оказалось, что у глухих детей такое умение формируется позднее, чем у слышащих сверстников (Александра Петровна Гозова).

Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений, картин. Восприятие изображений у слышащих детей формируется постепенно, при постоянном речевом общении с взрослыми, в то время как у глухих речевое общение нарушено и обеднено.

Как показало исследование Натальи Васильевны Яшковой, при восприятии изображений глухие дети испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между изображенными предметами; у них возникают трудности в восприятии предметов в движении, в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; дети не узнают предмет, если он частично закрыт другим.

Читайте также:  Авторы теории периодизации развития ребенка

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие — это и главный источник представлений об окружающем мире, и канал, обеспечивающий возможности общения с другими людьми, восприятия обращенной к нему речи. В процессе обучения и воспитания у этих детей совершенствуется тонкость и дифференцированность зрительного восприятия, в том числе мимики, движений губ, лица и жестов партнеров по общению, изменений положения пальцев при дактилировании.

Таким образом, зрительное восприятие детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия — осмысленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анализе других видов восприятий.

Двигательные ощущения. Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. По данным Александры Абрамовны Катаевой-Венгер, Гиты Львовны Выгодской и Эмилии Ивановны Леонгард, 70 % детей позже срока начинают держать головку, позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять и ходить. Задержка самостоятельной ходьбы отмечается у 50 % таких детей. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих детей с недостатками слуха на протяжении всего дошкольного возраста. Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами.

У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Трудности сохранения статического и динамического равновесия проявляются и в школьном возрасте. Замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений влияет на темп деятельности в целом — он оказывается более медленным. Для детей, имеющих нарушения слуха, характерно более медленное овладение двигательными навыками.

Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям в их формировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий. Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха накладывают определенный отпечаток на становление их движений, в частности на высшие формы их регуляции. У детей с нарушениями слуха вследствие более позднего формирования словесной речи произвольная регуляция движений формируется позже.

Компенсация отсутствующего слухового контроля у глухих детей может совершаться за счет увеличения роли зрительного восприятия и кожной чувствительности. Большое значение имеет развитие собственно кинестетического контроля за качеством движений.

Специфические особенности развития двигательных ощущений у детей с недостатками слуха вытекают из структуры нарушения и связаны с отставанием в формировании межфункциональных взаимодействий.

Кожные ощущения и восприятия возникают при непосредственном контакте предмета с кожей, к ним относятся тактильные, вибрационные, температурные, болевые. Из всех видов кожных ощущений для компенсации нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные.

Вибрационная чувствительность может оказать заметную помощь в познании и в тех случаях, когда у людей имеются остатки слуха. Это объясняется тем, что для возникновения вибрационных ощущений могут быть достаточными воздействия меньшей интенсивности, чем те, которые необходимы для возникновения слуховых ощущений при пораженном слухе. Но для того чтобы дети с нарушениями слуха могли использовать вибрационную чувствительность как средство познания, требуется специальная работа. Осязание — это сложный, иерархически организованный процесс познания, в котором сочетаются кожные и двигательные компоненты. С помощью активного осязания возможны наиболее тонкие формы предметного восприятия.

У детей с нарушениями слуха наблюдается значительное отставание в развитии осязания, особенно в развитии его сложных форм. Глухие дети 7 — 8-летнего возраста испытывают затруднения в узнавании предметов посредством осязания при выключенном зрении, тогда как их слышащие сверстники хорошо узнают предметы в такой ситуации. Это говорит об отставании в развитии осязания как самостоятельного познавательного процесса.

Таким образом, анализ особенностей развития ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом показывает, что у детей данной категории наблюдается определенная закономерность развития этих процессов, которая характерна для дефицитарного типа нарушения, — асинхрония, что проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия (двигательная чувствительность, осязание) при более высоком уровне развития других (зрительное восприятие, вибрационная чувствительность).

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 4712; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8634 — | 7464 — или читать все…

Читайте также:

Источник