Развитие ребенка опорно двигательной системы

Развитие ребенка опорно двигательной системы thumbnail

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы — его активную часть.

Опорно-двигательный аппарат у детей

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название «костный возраст».

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год — всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых — 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте — в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу «зелёной ветки». Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Читайте также:  Развитие маленького ребенка по возрасту

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Источник

Физическое развитие ребенка до года самое быстрое. Ни в один из периодов соей жизни человек не развивается так быстро, как в первый год.

article199[1]

Содержание статьи:

Существуют специальные показатели нормального развития ребенка: что и в какой месяц должны уметь дети. Но мамочкам следует помнить, что их дети – личности и каждый ребенок развивается по своему индивидуальному графику.

Первый месяц

Первый месяц дети проводят в том же состоянии. Что и в утробе матери. Ручки и ножки полусогнуты и напряжены.  Голова составляет треть веса ребенка и практически не растет. Зато растет все остальное тело. Поднимать головку ребенок пока не может, но уже умеет поворачивать голову в сторону, когда лежит на животе. Нужно обязательно поддерживать головку ребенка, когда приподнимаете его.

У ребенка с рождения есть много рефлексов. Рефлекс – это неконтролируемая реакция мышц у ребенка. Это, например, дыхательный рефлекс.

Второй месяц

Полусогнутое состояние все чаще сменяется расслаблением тела. Ручки еще поджаты, но пальцами ребенок может иногда бессознательно хватать какой-либо предмет. Если положить ребенка на животик, то он уже питается поднимать голову, но ему это не удается, так как голова все еще слишком тяжела. Но даже эти попытки могут считаться достижением. Для сравнения представьте, что у вас на голове шляпа весом в 20 килограмм и поднимите голову.

Третий месяц

rebenok_3[1]Ребенок уже почти всегда расслаблен. Для того, чтобы помочь ему в этом, создан специальный массаж. Некоторые хорошо развитые дети уже могут переворачиваться на бок. Когда ребенка приподнимают за ручки с лежачего положения, он пытается держать головку и у него это все чаще получается. Чувство равновесия становится все лучше.

В это время самой интересной игрушкой для вашего ребенка будут его же руки. Он с любопытством их рассматривает и засовывает в рот. Пробуя «на ощупь». Вообще, в следующие несколько месяцев он все будет тащить в рот, таким способом знакомясь с миром. Он уже пытается сознательно хватать что-либо.

Четвертый месяц

Ребенок уже приподнимается на руках и держит голову, лежа на животе. Умеет поворачиваться на бок, иногда даже уже и на спину, а иногда и с положения «лежа на спине» он может перевернуться. Любимой игрушкой продолжают оставаться руки, ребенок экспериментирует с ними и рассматривает все внимательнее. Также его интересует любой предмет, попавший в руки и он обязательно исследует его ртом.

Пятый месяц

Голову ребенок держит уже уверенно  и хорошо переворачивается на бок и со спины на живот и наоборот. В это время малыши начинают ползать и даже пытаются приподнимать попку, лежа на спине. Некоторые дети теперь интересуются пальцами ног и пытаются их тащить в рот, но чаще это случается на шестом месяце.

Шестой месяц

fc8e1229eab721d3ff2c2d48a53c3d49[1]Этот месяц ознаменован активным движением. Ребенок уже активно перекатывается на большие расстояния, ползает, а некоторые, особенно шустрые, пытаются уже передвигаться на четвереньках. Некоторые дети уже пытаются сидеть, но им все еще нужна для этого поддержка. Можно из положения сидя подтягивать ребенка за руки в стоячее положение, но ненадолго.

Читайте также:  Развитие предметных действий у ребенка раннего возраста

Седьмой месяц

Движения ребенка становятся все уверенней. Он уже ползает на четвереньках или животе, просится на ручки. Лежа на животе, может упираться только одной рукой, а другой хватать игрушки.  Довольно много детей уже сидят, но не совсем уверенно, сгорбив спину.

Восьмой месяц

Ребенок может садится сам, сам может ползать, причем очень быстро. Легко переходит с одного положения в другое. Пытается стоять, но ничего не получается.  Если придерживать ребенка под мышки, то он стоит и даже пытается шагать. Если у вашего ребенка таких рефлексов еще нет, не пугайтесь, появятся в следующем месяце.

Девятый месяц

igry-i-zanyatiya-s-predmetami_2[1]Сидит ребенок уверенно, те, кто не до конца развил навык ползания в прошлом месяце, сейчас уже передвигаются шустро. В положении сидя могут уже брать игрушки в обе руки и настроены на игру с кем-то.  Ребенок пытается подтянутся за различные предметы и стать на ноги. Но это только немногий процент детей. Обычно такое начинают делать дети постарше, но не пугайтесь, это нормально.

Десятый месяц

Ребенок уже очень шустро ползает, уверенно играет сам, передвигаясь по всей комнате. Обычно дети уже достаточно уверенно стоят на ногах и пытаются подниматься на ноги самостоятельно. Но все to нужна какая-нибудь опора.

Месяцы одиннадцатый и двенадцатый

В эти месяцы дети обычно закрепляют уже обретенные навыки и даже начинают делать первые шаги. Тело подчиняется им все лучше и они хотят все больше и больше свободы.

Источник

2.1. Значение опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательный аппарат человека
включает в себя костную и мышечную
системы. С его деятельностью связана
одна из ведущих функций всего живого –
движение.
Нет ни одной
формы человеческой деятельности, которая
протекала бы без движений. «Все бесконечноеразнообразие внешних
проявлений мозговой деятельности, –
писал создатель русской физиологии
И. М. Сеченов, –
сводится окончательно к одному лишь
явлению – мышечному
движению». Скелет выполняет также
опорную функцию
для тела и защищает от повреждения
нервную систему
и внутренние органы.

У человека с функциями опорно-двигательного
аппарата связано то, что обеспечило ему
преимущество перед остальными
представителями органического мира:
сугубо человеческие качества – труд
и речь, которые явились важнейшими
движущими силами антропогенеза.

2.2. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков

Движения
являются важнейшим фактором нормального
развития ребенка. Согласно данным
известного советского
физиолога И. А. Аршавского, уже в
эмбриональном
периоде двигательная активность в
значительной степени определяет темпы
общего развития организма. Еще
большее значение она приобретает в
постнатальном развитии.

Около 50% своего времени
младенец проводит в движении.
Ограничивать его двигательную активность –
значит
тормозить развитие ребенка. Постоянные
мышечные
нагрузки благоприятным образом
сказываются на развитии:
улучшается состояние сердечно-сосудистой
и дыхательной
систем, увеличивается масса головного
мозга,
улучшается его функциональное состояние.

Особенно
важную роль играют движения в психическом
развитии ребенка. В лаборатории проф.
М. М. Кольцовой были получены
интереснейшие данные
о влиянии двигательной активности на
развитие
функций мозга ребенка. По мнению
М. М. Кольцовой, существуют
две формы влияния движений на функции
мозга:
специфическая
и
неспецифическая.
Первая
связана с
тем, что двигательные области головного
мозга являются необходимым
элементом его деятельности как целого
(И. М. Сеченов,
В. М. Бехтерев, Э. Ш. Айрапетьянц,
А. С. Батуев).
Вторая форма связана с влиянием движений
на работоспособность
корковых клеток, повышение которой
способствует формированию новых
условнорефлекторных
связей и функционированию старых
(М. М. Кольцова,
1973). Согласно данным М. М. Кольцовой,
ведущее значение
имеют движения рук, особенно тонкие
движения пальцев.
Оказалось, что дети в результате
тренировки тонких
движений пальцев очень быстро овладевают
речью, значительно опережая группу
детей, в которой эти упражнения
не проводились.

Таким
образом, движения ребенка представляют
собой не
только важный фактор физического
развития, но
и
требуются
для развития сугубо человеческих
функций: речи и
мышления, т. е. являются необходимым
фактором нормального
психического развития ребенка.

2.3. Значение знания физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе

Совершенствование
обучения, физического
воспитания и военно-патриотической
подготовки учащихся
требует
от
педагогов знания анатомо-физиологических
особенностей опорно-двигательной
системы детей и
подростков,
физиологических основ
физических упражнений
и
физического труда. Причины
столь пристального внимания к развитию
физических способностей
ребенка вполне
понятны.
Организм человека на любом возрастном
этапе
представляет
собой единое целое. Все его физиологические
системы – нервная, опорно-двигательная,
сердечно-сосудистая
и т. д. –
тесно взаимосвязаны, функциональные
изменения в одной физиологической
системе приводят к
изменению деятельности другой. Так,
например, нервная система управляет
работой опорно-двигательной системы,
нервные
импульсы
вызывают мышечные сокращения, обеспечивая
их согласованность
между собой, и меняют в
мышцах
интенсивность обменных
реакций.
Мышечная деятельность
в разумных пределах в свою очередь
оказывает тонизирующее
влияние на функциональное состояние
всех отделов
нервной системы.
Положительно влияет нормальная мышечная
деятельность
и на вегетативные функции организма:
активизируется
дыхание
и работа сердечно-сосудистой
системы, меняются процессы обмена
веществ, процессы
выделения и т. д.

Читайте также:  Детский сад 39 росинка центр развития ребенка

Особое
значение мышечная деятельность имеет
для развивающегося
организма ребенка. Ограничение подвижности
или мышечные
перегрузки
нарушают гармоничность
развития и являются
важным
патогенетическим фактором в развитии
многих заболеваний. Вот почему обучение
и
воспитание предполагают не
только
развитие умственных
способностей школьников, но и их
физическое совершенствование.
Вполне естественно, что эта задача
ложится
не только на плечи
преподавателей физического
воспитания
и труда, но и является
первостепенной
задачей для
каждого учителя и воспитателя.

Источник

Медицина / Анатомия / Анатомия (статья)

Статья | 
17-04-2018, 21:25
 | 

Развитие ребенкаРазвитие ребенкаСостояние опорно-двигательного аппарата (кости, суставы, мышцы, связки) имеет большое значение в развитии ребенка. С момента рождения по мере роста и развития, опорно-двигательный аппарат претерпевает значительные изменения.

Кости, помимо опорной функции, также выполняют функцию защиты внутренних органов от разного рода неблагоприятного влияния внешней среды (травм). У детей младшего возраста костная ткань содержит мало солей, она эластичная и мягкая. Процесс окостенения происходит в разные периоды развития. Особенно интенсивное перестроение костной ткани и изменений в скелете происходит в период, когда ребенок начинает ходить.

Позвоночник у меленьких детей почти полностью состоит их хрящевой ткани и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. Когда ребенок начинает сидеть (в возрасте 6-7 месяцев), появляется изгиб в грудном отделе позвоночника (выпуклостью назад). Когда ребенок начинает ходить, в поясничном отделе образуется кривизна выпуклостью вперед. В возрасте 3-4 лет позвоночник ребенка принимает форму, характерную для взрослого человека. При этом кости и связки позвоночника еще довольно эластичны, поэтому в положении лежа изгибы выравниваются. К 7-летнему возрасту устанавливается постоянство кривизны в грудном и шейном отделе позвоночника, а к 12 годам – в поясничной области. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается, как правило, после 20 лет.

Грудная клетка у новорожденного имеет кругло-цилиндрическую форму, поперечный и передне-задний диаметры грудной клетки практически одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к форме взрослого человека. У детей раннего возраста ребра имеют горизонтальное направление, что ограничивает движение (экскурсию) грудной клетки при дыхании. Примерно в 6-7 лет эти особенности проходят.

Кости ног и рук в процессе развития и роста сильно меняются. До 7-летнего возраста происходит интенсивное окостенение. Например, у детей ядра окостенения в бедренной кости появляются в разные сроки на разных участках (в фалангах стопы на 3-м году жизни, в эпифизах голени – на 3-6 году жизни; в надмыщелках – на3-8 году жизни; в эпифизах – в период внутриутробного развития).

Кости таза у новорожденных состоят из отдельных частей: подвздошной, седалищной, лобковой. Их сращивание начинается примерно в 5-6 лет.

То есть, костная система ребенка до 7 лет отличается незавершенностью формирования костной ткани, что требует тщательного отношения в вопросе предупреждения разного рода травм.

Мышечная ткань у детей раннего и дошкольного возраста пребывает в состоянии морфологического роста, дифференцировки и функционального совершенствования. Когда ребенок начинает прямо стоять и ходить, начинается усиленное развитие мускулатуры нижних конечностей и таза. Мышцы рук интенсивно развиваются в возрасте 6-7 лет, после структурного оформления основы, а также под влиянием деятельности мышц кисти в результате деятельности ребенка.

Правильная организация гигиенических условий, физического воспитания и питания способствуют полноценному развитию костно-мышечной системы и формированию двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник