Развитие слуха ребенка 2 лет

Алла Богданова
Развитие фонематического слуха у детей 2–3-х лет

Развитие фонематического слуха у детей 2-3-х лет.

«Плохо говорит. «, «Не произносит шипящие звуки. «, «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи

другими» — типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало

общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом:

прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки —

назовем ее «речевой слух» — не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У

детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном

проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки

фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть

умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического

восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Фонематический слухвключает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и

процесс развития восприятия звуков речи.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык

начинает служить с появления первых слов (к одному году).

К двум годам произношение ещёнесовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся

слоговая структура слов.

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов,

пропуски слогов.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать

прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука,

реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду

различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые

слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он

уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук

в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни

– возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического

восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Дети с хорошим

фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с

недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут

отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково,например: сами-сани, почка-бочка,

лиса (животное) — леса (мн. число слова лес).

Если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться

звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные

коррекционные занятия.

Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха. Условно её можно разделить на шесть этапов.

1. Этап. Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.

2. Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг

друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.

3. Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно,

то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.

4. Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).

5. Этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук

с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

6. Этап. Звуко-буквенный анализ

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом — 3 года.

Этапы работы. Формирование слухового восприятия (внимания и памяти)

1. Привлечение внимания к звучащему предмету.

2. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения.

3. Знакомство с характером звучащих предметов.

Читайте также:  Развитие ребенка с нарушением функции щитовидной железой

4. Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко).

5. Изменение места звучащего предмета.

6. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона,

вопросительной и повествовательной интонации).

7. Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум

предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания).

8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

9. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

10.Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры.

11. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию.

Шаг первый:

Узнаем неречевые звуки.

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить

ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья); что гудит? (машина); кто кричит? (мальчик) и т. д.

Помогите малышу определить источник звука.

Игра «Громкие подсказки». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен,

хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.

Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

Игра «Где позвонили?» учит определять направление звука.

Игра «Узнай, что звенит (гремит?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать

и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или

гремит.Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их.Можно узнавать по звукам и предметы обихода:

шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т. д.

Шаг второй:

Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса

Игра «Узнай, кто позвал». Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей

называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

Игра «Близко — далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) — далеко (тихо) или близко

(громко).Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Сказка «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать,кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья

Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет

изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за

медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Узнай по голосу». Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей — коровы и теленка, овцы и

ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на

качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

Шаг третий:

Различаем близкие по звучанию слова

Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано,например:

«Вагон».Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни

в ладоши. Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем — более сложные.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами,названия которых близки по звучанию:

рак — лак, мак — бак

сок — сук

дом- ком, лом- сом

коза — коса

лужи — лыжи

мишка — мышка, миска и т. д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в

названном порядке.

Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово,которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка).

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его. (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает. (вода).

В дом войти боится вол:

— Подо мной прогнется. (пол).

Свистнул чижик:

— Фью, фью, фью!

Я с утра росинки. (пью)

Шаг четвертый:

Различаем слоги.

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в,

п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите

ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или

начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то

же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те,

которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом,

что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба — у дороги два стол. (ба).

За-зу-за — уходи домой, ко. (за).

Читайте также:  Развитие ребенка четырех пяти лет

Ти-ди-ти — на Луну ле. (ти).

Де-де-те — сядем в темно. (те).

Лю-лу-лю — лук зеленый я по. (лю).

Фе-ве-фе — посижу я на со. (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие

и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Шаг пятый:

Различаем фонемы.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра «Угадай-ка». У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички.Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «Младенец

плачет: а-а-а», «Птичка поет: и-и-и». Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Аналогично учимся различать согласные звуки.

Игра «Звук заблудился».Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и — айда!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

Источник

Лариса Бабась
Мастер-класс для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2–3 лет»

Мастер класс для родителей

«Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»

Подготовила учитель-логопед Бабась Л. В.

Цель: активизация творческого потенциала родителей в процессе взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи: повысить компетентность родителей в вопросе по развитию слухового восприятия у детей; познакомить родителей с возможностями игровой деятельности, с приемами и методами ее организации и умелом руководстве взрослого.

Уважаемые родители!

Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастер-классе! Мы надеемся, что он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и интересного. Сегодня речь пойдет о развитии слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Непременным условием для развития речи является способность слышать

Развитие слухового восприятияидет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в раннем возрасте.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.

Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Именно по этому, мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. Следует также учесть, что звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение (слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

При обучении ребенка различению на слухнеречевых звуков необходимо соблюдать последовательность:

•звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;

• звуки,которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др. ;

• звуки,которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, жужжание пылесоса, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и др. ;

•транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;

• звуки,которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

•звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, гармошка и т. д.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.

Игры на развитие физического слуха.

«Послушаем звуки!»

цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Ход игры: Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома. Также обращайте внимание на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе – собаки, кошки, вороны, воробьи и т. д. После того как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух);

— Закрой глаза, прислушайся. Что ты слышишь?

И ребенок должен назвать звуки, которые он услышал.

Аналогично проводится игра «Звуки дома» на восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры: находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шипению закипающего чайника и т. д.

(предлагаю родителям закрыть глаза и прислушаться к звукам детского сада)

«Кто кричит?»

Летом на даче или в гостях в деревне, вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами. Научите его различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух) Усложняя задачу, предложите ребенку с закрытыми глазами определить кто кричит.

Читайте также:  Программа формирования нейропсихологического развития проблемного ребенка

— Закрой глаза и постарайся угадать, кто кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

«Постучим, погремим!»

цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы.

оборудование: бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и т. д.

Ход игры: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками,которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетом, ударьте металлическими ложками друг о друга и т. д. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.

Вначале вы с ребенком договариваетесь, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими издавая звуки.

(предлагаю родителям закрыть глаза и определить, какой предмет издает звук)

Аналогично проводится игра со звучащими игрушками.

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточится на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее невозможно научится понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова.

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический слух. Эту способность нужно развивать с первых дней жизни. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка «та-та-та или ба-аб-аб». Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи.

Игры на развитие речевого слуха

«Кто там?»

цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.

оборудование: игрушки – кошка, собака, лошадка, корова, лягушка и т. д.

Ход игры: Пряча игрушки за ширмой или в коробке, взрослый подает сигнал – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «ква-ква») и просит ребенка послушать и отгадать — кто там?Ребенок может ответить любым доступным способом: показать картинку с изображением этого животного, назвать его словом или звукоподражанием (в зависимости от его речевых возможностей).

— Послушай внимательно. Кто там кричит? Собака? Давай посмотрим. Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит? и т. д.

«Покажи игрушку!»

цель: развитие речевого слуха – умение слушать слова.

оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры: на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы.Взрослый объясняет задание: я буду называть игрушки, а ты найди ее и дай мне.

Например: мяч (ребенок находит мяч). Молодец! Что ты принес? (ответ ребенка) или матрешка (ребенок находит и приносит игрушку).

Задания можно усложнять: предложить принести 2-3 игрушки или подобрать игрушки с похожими названиями (мишка, шишка, малышка, пушка, подушка и т. д.)

Игры на умение слушать слова и выполнять действия.

Физминутка для родителей

Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? (ответы родителей). Молодцы, а теперь превратимся в светофор.Если я говорю: «Зеленый» — вы топаете ногами; «Желтый» — хлопаете в ладоши; «Красный» — тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.

Также важно научить ребенка выполнять просьбы и поручения,не сопровождаемые жестами: «Дай, возьми, положи, открой»;научить перемещать предметы по заданию: «Открой шкаф, достань книгу и положи на стол» или «Возьми со стола мишку и посади на диван».

«Съедобное – несъедобное»

цель: умение внимательно слушать слова; развивать мышление.

оборудование: мяч

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления

ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» — показать малышу продукты питания, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, — это съедобное, а то что нельзя есть, — это несъедобное.

В эту игру можно играть на полу.Взрослый объясняет задание: я буду катить тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай, если я назвали съедобное, то что можно кушать – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то что есть нельзя, — оттолкни мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч называя слова: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «яблоко» и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова. Вначале лучше эту игру проводить в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно обозначает.

Таким образом, основная задача родителей — открыть для малыша особый мир звуков. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

До новых встреч!

(предлагаю родителям буклет с играми на развитие неречевого и речевого слуха)

Источник