Рост и развитие организма ребенка

Понятие об онтогенезе

Общебиологические закономерности индивидуального развития

План

Понятие об онтогенезе. 1

Рост и развитие организма детей и подростков. 1

Наследственность и развитие организма. 5

Акселерация и ретардация развития. 7

Сенситивные периоды развития детей и подростков. 10

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Первый этап в среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период старения).

Для работников физической культуры особо интересным является тот период онтогенеза, когда в организме происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека, когда организм наиболее чувствителен к средствам физического воспитания. Это период от рождения до 18-20 лет.

Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.

Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.

Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.

Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма.

Данная концепция ускоренного и избирательного развития отдельных структур выдвинута отечественным физиологом П. Анохиным.

Так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.

Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Существуют различные схемы возрастной периодизации, но при воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 году.

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности (1-10 дней). Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

Грудной период продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков.

Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В зрелом возрасте, который продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от 21 до 55 лет, форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.

В пожилом (мужчины – 61-74 года, женщины – 56-74 года) и старческом (75-90 лет) возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма. Выделяют еще один возрастной период – долгожительство (свыше 90 лет).

Любая возрастная группа для отдельно взятого ребенка довольно условна. Так как рост и развитие имеют индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляются раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. Встречаются дети, индивидуальное развитие которых значительно опережает хронологический (паспортный) возраст. В связи с этим необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», имея в виду хронологический или биологический возраст.

Хронологический – это количество прожитых лет от рождения до момента обследования. Хронологический возраст имеет четкую временную границу (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.

В процессе формирования организма как целостной системы выделяют возрастные периоды, характеризующиеся интенсивным ростом, сменяющиеся затем годами с минимальной прибавкой длины тела. Так, наибольшее увеличение длины тела отмечается в первый год жизни (20-25 см) и в период полового созревания (8-10 см). Между этими возрастами прибавки в длине тела составляют в среднем 4-6 см. Прекращение процессов роста у девочек происходит к 17-18 годам, у юношей к 18-19 годам. Этот же закон неравномерности свойственен массе тела и окружности грудной клетки.

Однако гетерохронность развития не отрицает ее гармоничность, поскольку является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности роста и созревания организма обеспечивается его оптимальная адаптация к условиям окружающей среды

Источник

Медицинский работник СЭС,
осуществляя контроль за здоровьем и развитием подрастающего поколения, -может
правильно оценить полученную информацию только с учетом возрастных особенностей
детского организма. Только на их основе можно составить правильный режим дня
детей в организованных коллективах, организовать учебно-воспитательный процесс,
питание, физическое воспитание, а также осуществить гигиеническое нормирование
факторов окружающей среды.

Организм человека —: это
единое целое, в котором все чрезвычайно тесно взаимосвязано и
взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.

Рост и развитие — две
взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это общебиологическое
свойство живой материи, которое выражается в количественных изменениях:
увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы
отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение, переход из
одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической
дифференциации клеток, тканей, органов.

Организм ребенка отличается
от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных органов и
систем. Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного
роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные
(развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят
в качественные. В этом заключаются единство и взаимосвязь роста и развития.

Развитие растущего организма
подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в
морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным
периодам. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими
свойствами, которые являются основой дальнейшего физического и психического
развития организма. Уже с первых месяцев жизни определяющим фактором, влияющим
на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные
периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно).
Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми
различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития,
когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним
относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды
пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового
созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).

Иллюстрацией указанных
закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня
деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного
ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие
ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами
замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга. У новорожденного она
составляет 25% от массы мозга взрослого человека, в 6 мес — 50%, в 27z года —
75%, в 5 лет — 90%, в 10 лет — 95%. Между тем масса всего тела новорожденного
составляет только 5%, а в 10 лет —только 50% от массы тела взрослого человека.

Наиболее интенсивно
увеличивается масса тела во внутриутробный период — за 9 мес в 1 млрд. 20 млн.
раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.

Читайте также:  Параметры развития ребенка до рождения

Неравномерно возрастает и
длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни
и в период полового созревания (12—15 лет). Неравномерность роста отдельных
частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног
увеличивается в 5 раз, рук — в 4, туловища — в 3 раза. Голова новорожденного составляет
‘Д, а у взрослых — 1/8 длины тела.

К закономерностям роста и
развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно:
у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в
темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других
систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в
поведении, интересах.

Организм ребенка с момента
рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют
чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические
ритмы, двигательная активность).

Известно, что все жизненные
процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце,
легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая
активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс
имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется
под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена
дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления и др., ко вторым — режим дня, характер деятельности и т.д. Для
человека ведущим фактором, формирующим биологические ритмы его организма,
служит смена дня и ночи. Поэтому все жизненные процессы в нем соответствуют
этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько пиков и спадов
деятельности организма. Первый пик соответствует временному периоду от 8 до 12
ч, второй — от 17 До 19 ч. Учет данных биоритмологии чрезвычайно важен в
гигиене детей и подростков (организация режима дня, определение времени для
учебных занятий в школе, домашних заданий, для отдыха, занятий физкультурой и
т. д.).

Важным фактором роста и
развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она
систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально.
Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия)
способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков
(например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы,
опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

Чтобы правильно организовать
медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным
процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах
которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а
реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная
периодизация). В зависимости от целевого назначения существуют разные
возрастные периодизации. Одна из первых была создана в начале XX века русским
педиатром Н. П. Гундобиным. Эта периодизация не потеряла своего значения в наши
дни. В настоящее время широко пользуются возрастной периодизацией, основанной
на биологических принципах. Детский, подростковый и юношеский возраст
представлены в ней 7 периодами:.

1)   период новорожденное (от
рождения до 10 дней);

2)   грудной возраст (от 10
дней до 1 года);

3)   раннее детство, (от 1
года до 3 лет);

4)   первое детство (от 4 до
7 лет);

5)  второе детство (от 8 до
12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6)  подростковый возраст (от
13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7)  юношеский возраст (от 17
лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков
целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности
анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и
обучения.

Различают следующие
возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст — до 3 лет; 2) дошкольный  
возраст — 3—6(7)   лет;   3)   школьный   возраст:

Такая периодизация наиболее
полно отражает существующее в настоящее время разделение детских учреждений на
ясли, детский сад, школу. Подобное деление на возрастные группы в основном не
противоречит биологическому. Исключение составляет только подростковый возраст,
к которому при данной группировке относятся дети с 15, а не с 12—13 лет, так
как именно с этого возраста допускается систематическая трудовая деятельность и
проводится профессиональное обучение; на подростков 15—18 лет распространяются
определенные трудовые льготы.

Период новорожденности. Этот
период длится до 10 дней (от рождения до момента отпадения пуповины) и
характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям
внеутробного существования. В данный период основные функции организма
находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и
функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь
нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного
являются различные функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня наблюдается снижение
массы тела (на 6—10%); желтушное окрашивание, связанное с временной
недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов;
недостаточная терморегуляция (температуры тела легко изменяется при изменении
температуры окружающей среды). К началу второй недели при соблюдении нормальных
условий питания и ухода за новорожденным большинство указанных изменений почти
полностью исчезает.

Грудной возраст. У детей в
данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела
увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С 6 мес начинают
прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с
первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются
положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются
подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических
функций: внимания, памяти, мышления. Некоторая относительная функциональная
слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития в данный
период жизни может привести к учащению случаев острых заболеваний, формированию
отклонений в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные
расстройства питания).

Читайте также:  Центр развития ребенка росток очаково

Раннее детство
(преддошкольный, или ясельный, возраст). Данный период длится от 1 года до 3
лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет
абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро
уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи
с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас
слов достигает 200—300). Быстрый темп морфологического и функционального
развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период
способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом уходе. Каждое перенесенное заболевание
может привести к развитию хронической болезни, повлечь за собой отставание в
физическом и нервно-психическом развитии.

Первое детство (дошкольный
возраст от 3 до 6—7 лет). Для этого периода характерен более медленный темп
роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5—8 см, массы тела
около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга
по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы. В
этот период продолжаются рост и функциональное совершенствование всех органов и
систем, а также интенсивное развитие интеллектуальных   способностей.

Второе детство. В этот период
выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост
тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое
созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. Примерно в 10 лет
девочки обгоняют мальчиков по длине и массе тела, по ширине плеч. В среднем к
12—13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов. В период второго
детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате
чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность
появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала
формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных
впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных
желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у
мальчиков.

Подростковый возраст. Его
называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у
мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу
подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже
завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста
(пубертатный скачок), который касается всех размеров тела. Наибольшая прибавка
длины тела у девочек наблюдается в возрасте от 11 до 12 лет, у мальчиков — от
13 до 14 лет.

В подростковом возрасте
происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной,
кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные
характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков
особенно интенсивно развивается мышечная система. Формируются вторичные половые
признаки. У девочек продолжаются развитие молочных желез, рост волос на лобке и
в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем степени полового созревания
женского организма является первая менструация, появление которой
свидетельствует об относительной зрелости матки. У городских девочек СССР и
большинства европейских стран первые менструации появляются примерно в возрасте
13 лет, у живущих в сельской местности — в более поздние сроки, на 6—10 мес
позже.

Юношеский возраст. В этот
период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все
основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.

Фактором, оказывающим
определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является
акселерация — ускорение роста и развития. Явление акселерации было отмечено еще
в конце XIX века во всех высокоразвитых странах, а в XX веке оно наблюдалось
уже в большинстве стран земного шара. За последние 30—40 лет в СССР масса тела
новорожденных увеличилась в среднем на 100—300 г, а длина— на   1,2—1,5   см;   удваивается  
масса   тела   на 4—5-м месяце жизни, а не на 5—6-м, как ранее. На год раньше,
чем в начале XX века, у современных детей происходит смена молочных зубов
постоянными. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте.
Например, современные московские школьницы 12 лет по длине и массе тела
соответствуют 14-летним девочкам 1952 г. Параллельно с этим за последние 20 лет
отмечается ускорение полового созревания детей примерно на l’/г—2 года. Такие
изменения наблюдаются не только в СССР, но и в других странах. Существует
множество самых разных теорий и гипотез, пытающихся найти объяснение данному
явлению. Акселерация — феномен сложной комплексной структуры, где тесно
переплетены воздействия как биологического, так и в еще большей степени
социального порядка. В последние годы отмечено замедление темпов акселерации,
которая в прошлые десятилетия была очень выражена, особенно в крупных городах.
Многолетние динамические наблюдения _за школьниками показали, что пик
акселерации для городских школьников наблюдался в середине 70-х годов. В
ближайшие годы следует ожидать пик акселерации в сельской местности, а в
дальнейшем — окончание этого процесса.

Источник