Классификации нарушений в психическом развитии ребенка

Классификации нарушений в психическом развитии ребенка thumbnail

Положения Л. С. Выготского легли в основу выделенных
В. В. Лебединским параметров, определяющихтип нарушения пси­хического развития.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нару­шения и определяет его вид – общий дефект, вызванный наруше­нием работы регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдель­ных функций. Общие и частные нарушения выстраиваются в оп­ределенную иерархию. Нарушения регуляторных систем в той или иной степени влияют на все аспекты психического развития, част­ные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуля­торных или других частных систем.

Второй параметр – время поражения – определяет характер на­рушения психического развития. Чем раньше произошло пораже­ние, тем вероятнее явление недоразвития психических функций; чем позднее возникло нарушение, тем более возможны явления по­вреждения с распадом структуры психических функций.

В ходе психического развития каждая функция проходит через сензитивный период, который отличается не только ее наиболее интенсивным развитием, но и наибольшей уязвимостью по отно­шению к воздействиям. Неустойчивость психических функций может привести к явлениям регресса, т.е. к возврату функции на более ранний возрастной, уровень, или к явлениям распада, т.е. грубой дезорганизации.

По мнению В. В. Лебединского, нарушение в развитии никогда не имеет равномерного характера: в первую очередь страдают те психические функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде, затем функции, связанные с поврежденными. Поэтому у ребенка с каким-либо нарушением психического развития одни функции будут относительно сохранными, другие – повреж­денными, третьи – в разной степени задержанными.

Третий параметр вытекает из идеи Л. С. Выготского о систем­ном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами. Вторичное нарушение является основным объектом психолого-педагогической коррекции аномального развития. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим раз­витием автоматически не компенсируются в более старшем возрас­те, в этом случае потребуются более сложные специальные усилия по преодолению нарушения. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вто­ричными нарушениями. На начальных этапах основным препят­ствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психиче­ского развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимо­действий. В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость развития мыш­ления и речи до двухлетнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-времен­ной близости (например, образ дома, времени года). Такая орга­низация указывает на малую дифференцированность психических процессов. Самый сложный – иерархический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, которые по­зволяют в случае необходимости произвести компенсаторную пе­рестройку психической функции.

Каждая из психических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуются периоды более быстрого (например, в сензитивном периоде) и более медленного ее формирования. В то же время перестройка и усложнение функций происходят в опреде­ленной последовательности с опережающим развитием одних по отношению к другим. При нарушениях психического развития появляются наруше­ния межфункциональных взаимодействий, возникновение диспро­порций в психическом развитии.

Перечисленные параметры по-разному выступают при различ­ных вариантах нарушений развития познавательной, моторной и эмоциональной сфер. Обобщая результаты исследований психоло­гов, дефектологов и психиатров, В. В. Лебединский предлагает вы­делять следующие типы нарушений психического развития:

· Недоразвитие – раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наи­более выражена недостаточность высших психических функций.

· Задержанное развитие – замедление темпа фор­мирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функ­циями имеются и сохранные.

· Поврежденного развития – более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована, ха­рактерны расстройства эмоциональной сферы и личности, наруше­ния целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.

· Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями от­дельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппа­рата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связан­ных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка презентация

· Искаженное развитие – в процессе форми­рования психических функций наблюдается другая их последова­тельность по сравнению с нормальным развитием. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

· Дисгармоническое развитие – врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Степень выраженности зависит от условий воспитания и от окружения ребенка.

Основой для специальной психологии и специальной педаго­гики послужило заключение Л. С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным законо­мерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ре­бенка. Наряду с закономерностями общими для нормального и ано­мального психического развития выделяют закономерности общие для всех типов аномального развития. Они могут проявляться как на психосоматическом уровне, так и на психическом.

В. В. Ковалев дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков с нарушениями развития. Для каждого из этих уровней характерны свои преимуществен­ные «возрастные» симптомы.

Для сомато-вегетативного уровня реагирования (0—3 года) ха­рактерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с на­рушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройства­ми. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень реагирования (4—10 лет) включает пре­имущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание.

Для аффективного уровня реагирования (7—12 лет) характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной воз­будимости с явлениями негативизма и агрессии.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования (12—16 лет) является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В пато­логии это прежде всего проявляется в так называемых «патологи­ческих реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интере­сы (например, «синдром философической интоксикации»), с дру­гой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого урод­ства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психоген­ные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыду­щих уровней.

К общим психическим проявлениям дизонтогенеза относятся сле­дующие.

Во-первых, общей особенностью при всех типах нарушений является снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной толь­ко для определенного периода онтогенеза.

Во-вторых, общей особенностью, наблюдающейся у всех кате­горий аномальных детей, является трудность словесного опосред­ствованы». Еще Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющу роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности. Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений. При всех отклонениях психического развития большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормально развитие.

В-третьих, для всех видов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации об окружающей действительности.

В-четвёртых, риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, кото­рое стало придаваться развитию социальной компетентности, независимо от тяжести и характера имеющихся у них откло­нений. Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет дос­тижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых и имеющимися для этого условиями.

Кроме всех перечисленных общих закономерностей проявления дизонтогенеза, выделяются специфические закономерности, характерны только для определённого вида нарушения психического развития.



Источник

 Классифицирование как особый метод научного познания мира

  • Объект изучения любой науки выступает, как правило,
    в многообразных своих проявлениях. Явления живой природы:
    • химические,
    • физические,
    • социальные,
    • языковые,
    • астрономические,
    • исторические,
    • психологические и т. п.
      бесконечны в своем многообразии.
  • Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.

 Многообразие психических сторон, свойств, причин нарушений 

Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения. Кроме того, психика и, соответственно, процесс ее развития имеют бесконечное количество сторон и свойств, каждое из которых может быть нарушено.

Читайте также:  Развитие ребенка полтора года форум

Пересечение и взаимодействие этих 2-ух бесконечных рядов и дают множество вариантов отклонений в развитии

, как уже описанных, так еще и неизвестных.

В силу этого

возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие

. Именно поэтому не случайно в специальной психологии

существовало и существует немало разных классификаций отклонений

в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.

 Классификация по признаку времени возникновения нарушения

Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять:

  • Признак времени возникновения нарушения
    Тогда мы должны выделить 2-е большие группы дизонтогенеза:
  • Врожденные нарушения.
    • Наследственные нарушения всегда врожденны,
      но не все врожденные являются наследственными.
  • Приобретенные нарушения.
    • Рано приобретенные;
    • Поздно приобретенные.
      Возрастная граница между ними может быть разной.

 Классификация по свойству обратимости возникающих нарушений

Мы можем воспользоваться другим критерием, в качестве которого возьмем свойство обратимости возникающих нарушений.
В этом случае мы вправе выделить 3 группы дизонтогенеза:

  • Обратимые,
  • Необратимые,
  • Частично обратимые.

Тут же отметим, что

разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься

. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что

разные классификации создаются для совершенно различных целей

— исследовательских и практических.

 Классификация по этиологическому фактору нарушения (причина)

Продолжая говорить о типах классификации, необходимо упомянуть о таких ее разновидностях, где в качестве основного критерия используется этиологический фактор, — главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.

Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода
выделение 2-ух больших групп нарушений в развитии.
Одна из них обозначается термином ретардация,
под которым понимается замедление,
отставание психического развития любого происхождения
.
Выделяются 2 разновидности ретардации:

  • Ретардация
    • Общая (тотальная)
    • Частичная (парциальная).

Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание:

  • Асинхрония
    • неравномерность в развитии (гетерохронность),
      как вполне нормального его свойства,
    • несвоевременность формирования
      тех или иных психических функций и сторон психики.

 Классификация по основным критериям нарушения развития

Несложно понять, что

в качестве основополагающих критериев в данной классификации использованы признаки темпа психического развития и последовательности формирования разных сторон

психической деятельности (схема 5.1).

Выделяя разные стороны психического функционирования

, мы тем самым

получаем определенные критерии для классификаций отклонений

от нормального развития. Так, можно говорить о регуляторных и исполнительских функциях психики и, соответственно, о преимущественных нарушениях в той и другой сферах.

 Эмпирические практикоориентированные классификации

Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практикоориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениями в развитии):

  1. Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.
  2. Дети с задержкой психического развития.
  3. Дети с астеническими, реактивными состояниями
    и конфликтными переживаниями.
  4. Дети с психопатическими
    психопатоподобными формами поведения.
  5. Умственно отсталые дети.
  6. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.

Нетрудно заметить

отсутствие единого или единых критериев в образовании групп

, что вполне типично для эмпирических классификаций.

В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.

  1. Психическое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие.
  3. Поврежденное развитие.
  4. Дефицитарное развитие.
  5. Искаженное развитие.
  6. Дисгармоническое развитие.

В науке не всегда есть необходимость создавать абсолютно новую классификацию.

Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию

. Примером последнего может служить предпринятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского.

Источник

Вид нарушения

Характер нарушения (категории лиц с ОВЗ)

Причины возникновения нарушения

Структура дефекта

Основные признаки

Период воздействия на организм ребенка

происхождение

Читайте также:  Дисгармоничное развитие ребенка по центильным таблицам

Общее психическое недоразвитие

Умственная отсталость

генетический, внутриутробный, родовой, раннее постнатальный

тотальность недоразвития мозга (лобно-теменных отделов головного мозга)

— поражения мозга инфекциями (перенесенными матерью во время беременности, особенно на ее ранних этапах (краснуха, свинка, корь и т. д.) хронические заболевания, как токсоплазмоз, сифилис),

интоксикациями (алкоголизмом, лекарственные препараты); радиоактивное и рентгеновское облучения на половые клетки родителей и сам плод;

эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода;

хронический недостаток кислорода (внутриутробная гипоксия)

родовая травма и асфиксия

— заболевания (менингит, менингоэнцефалит, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т. д). (инфекции первых 2— 3 лет жизни)

— черепно-мозговые травмы, редко — опухоли.

Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение — недоразвитие познавательной деятельности.

Недостаточность внимания (слабость его фиксации, сужение объема)

недостаточность памяти как в отношении запоминания, так и хранения и воспроизведения информации, моторика, элементарные эмоции

неустойчивость и регрессивные тенденции мышления

социальная депривация (изоляции в среде сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, вызывают невротические наслоения, еще более тормозящие контакты с окружающими)

Задержанное психическое развитие

генетический, внутриутробный, натальный и раннее постнатальный

органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже — генетического характера

поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций,

патология беременности и родов,

хронические заболевания, инфекции, интоксикации, травмы мозга; травмы нервной системы в первые годы жизни (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера

  1. повреждения мозговых систем
  2.  речевое развитие

задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нерезкие нарушения в интеллектуальной сфере; замедление   развития   интеллектуальной сферы. недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций

неполноценность пространственной ориентировки

дефицитарность памяти, ее различных видов

отставание мышления

Повышенная истощаемость внимания

Поврежденное психическое развитие

генетический, внутриутробные, родовые,  послеродовые

перенесенные инфекции, интоксикации, травмы нервной системы, наследственные дегенеративные, заболевания мозга

органическая деменция;

нарушения опорно-двигательного аппарата (парезы, параличи, судорожные припадки)

нарушения механической памяти, локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. д.,

Дефицитарное психическое развитие

нарушения зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие, позднооглохшие слабослышащие), речи, опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи)

родовые, генетические

слух: инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту; менингиты и менингоэнцефалиты, отиты.

зрение: инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами — гормональными, снотворными и т. д.). Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга.

нарушения зрения

слуха

речи,

опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи)

слух: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы

зрение: На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте

Искаженное психическое развитие

ранний детский аутизм (РДА), шизофрения

генетическое,

органическое поражение мозга

первое — аутизм с аутистическими переживаниями, второе — однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств и третье — своеобразные нарушения речи.

Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций.

болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям: тактильным, температурным, свету, звукам.

Дисгармоничное психическое развитие

психопатии

генетическое и экзогенно-органическое

нарушенное формирование корково-подкорковых связей

Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза.

Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания, специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы, социального опыта и социальной адаптации).

Д3 – недоразвитие познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное, затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость).

грубые расстройства в эмоционально-волевой сфере, речи, мышлении и деятельности, аномалия развития.

Дети со смешанным (сложным) дефектом

например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п.

Источник