Дисгармоничное развитие ребенка по центильным таблицам

Дисгармоничное развитие ребенка по центильным таблицам thumbnail

https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Читайте также:  Роль детской литературы в формировании личности ребенка и его речевом развитии

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Источник

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:

  • длина тела — 60 см, средний показатель (коридор 5);
  • вес — 5600 г, средний показатель (коридор 4);
  • окружность груди — 39 см, средний показатель (коридор 5);
  • окружность головы — 40 см, средний показатель (коридор 4).

Для того, чтобы пользоваться центильными таблицами, малыша нужно измерить

Значение центилей и соответствие нормам — таблица

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ — рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.

Читайте также:  Направление развитие развития ребенка в доу

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек — фотогалерея

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития мальчиков — фотогалерея

Для любых родителей их ребёнок самый лучший, и его гармоничное физическое развитие очень важно. Центильные таблицы — это справочный материал, показывающий условно-нормативные значения. По ним нельзя определить, здоров кроха или нет, но можно получить подсказку, на что обратить внимание.

Источник

  1. Определить
    паспортный возраст ребенка

  2. Определить
    возрастную группу ребенка.

  3. Провести
    антропометрические измерения по
    общепринятым методикам(масса, длина
    тела, окружность груди, окружность
    головы).

  4. Найти положение
    полученных измерений в центильных
    интервалах по таблицам стандартов для
    каждого показателя в зависимости от
    возраста и пола ребенка. При необходимости
    использовать дополнительную центильную
    таблицу для определения соответствия
    массы тела данному росту.

  5. Оценивают
    ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития:
    находят разность между максимальным
    и минимальным номерами коридоров
    центильной шкалы, полученных для массы,
    роста и окружности груди относительно
    возраста. Если разность равна 0 либо 1
    — физическое развитие гармоничное, если
    разность равна 2 — физическое развитие
    дисгармоничное, если разность равна 3
    и более — физическое развитие считают
    резко дисгармоничным.

  1. При гармоничном
    развитии определяют СОМАТОТИП: находят
    сумму номеров коридоров для массы,
    роста, окружности груди. При сумме
    баллов (номеров) 10 и менее ребенок
    относится к микросоматотипу,
    при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу,
    при сумме от 16 до 21 балла — к макросоматотипу
    типу. Соматотип означает темповую
    характеристику роста, определяет ТЕМП
    физического развития. При микросоматотипе
    говорят о замедленном темпе роста
    (физическое развитие низкое или ниже
    среднего), при мезосоматотипе — средний
    темп роста (физическое развитие среднее),
    при макросоматотипе — об ускоренном
    темпе роста (физ. развитие выше среднего
    или высокое). Соматотип определяют
    ТОЛЬКО при гармоничном физическом
    развитии, так как если развитие не
    гармоничное, когда, например, рост
    изменяется в одном темпе, а масса в
    другом, нельзя говорить об общем темпе
    физического развития.

  2. При негармоничном
    физическом развитии (дисгармоничном
    или резко дисгармоничном) определить,
    за счет какого критерия обусловлена
    дисгармония (т.е. отмечается наиболее
    отклоняющийся признак).

  3. Определяют на
    сколько возрастных интервалов данный
    показатель (масса, рост, окружность
    груди) отстает или опережает паспортный
    возраст ребенка, для чего с помощью
    центильных таблиц находят возрастную
    шкалу, где показатели ребенка займут
    положение между 25 и 75 центилями близко
    к возрастной медиане (50-й центиль).
    Считается нормой, если величина признака
    не выходит за пределы одного возрастного
    интервала, и признак можно принять за
    патологический, если он попадает в
    значения, отклоняющиеся от возраста
    ребенка на 2 и более чем на 2 возрастных
    интервала.

Возрастные
интервалы в таблицах стандартов
:

от рождения до 1
года -1 месяц

от 1 года до 3 лет —
3 месяца

от 3 лет до 7 лет —
6 месяцев

от 7 лет до 17 лет —
1 год

Если дисгармония
обусловлена изменением массы тела,
указывают, каков процент отставания
или превышения массы обследуемого
ребенка от табличного стандарта (или
рассчитанного по эмпирическим формулам),
норма ± 10%.

  1. Произвести расчет
    долженствующих антропометрических
    показателей и сравнить с ними фактические
    данные ребенка с учетом существующих
    ПДК. Если по всем эмпирическим формулам
    основные показатели (масса, рост,
    окружность груди) укладываются в
    результаты расчетов (с учетом предельно
    допустимых колебаний), можно считать,
    что физическое развитие ребенка
    соответствует возрасту.

Форма итоговой
записи антропометрического исследования.

Рекомендуется
записывать следующие данные:

1. Дата измерения

2.
Дата рождения

3. Паспортный
возраст ребенка

4. Возрастная группа

5. Результат каждого
измерения в см и кг, а рядом с этими
результатами в скобках — номера центильных
зон, к которым они относятся, а так же
рассчитанные долженствующие показатели,
ПДК и заключение о соответствии
фактических антропометрических данных
долженствующим.

6. Для массы тела
рекомендуется записывать и вторую
оценку-
по соответствию ее длине тела.

7. Формулируется
общая оценка антропометрических данных:

а) степень
гармоничности физического развития

б) темп физического
развития (или соматотип) при гармоничном
развитии.

Читайте также:  Для определения физического развития ребенка используются

в) при негармоничном
развитии отмечается наиболее отклоняющийсяпризнак с
указанием, на сколько возрастных
интервалов он отстает или опережает
паспортный возраст ребенка.

Примеры
конкретных оценок

1. Ребенок Н.,
девочка, возраст на момент обследования
7 лет 11 месяцев, возрастная группа — 8
лет. Длина тела — 136 см, окружность груди
— 69 см, масса тела — 34,5 кг. Рост по таблице
попадает в «коридор» № 6, оценивается
как «высокий». Окружность грудной
клетки по таблице — «коридор» № 6,
оценка «высокая», масса тела по
таблице — «коридор» № 6, оценка
«высокая». Таким образом, у девочки
Н. развитие гармоничное, так как все ее
оценки равны 6, и разность между ними
равна 0. При гармоничном развитии
оценивается соматотип. Ребенок имеет
сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е.
должен быть отнесен к макросоматотипу.
Итак:

Рост-136
см (6)

Вес
-34,5 кг (6)

Окружность груди
— 69 см (6)

Заключение:
Физическое развитие гармоничное,
макросоматотип.

2. Ребенок Л.,
мальчик, возраст 1 г 8 месяцев. Возраст
ребенка приравнивается к ближайшей
возрастной группе 1 г 9 мес.(21 мес.). Длина
тела — 76 см, окружность груди — 50 см, масса
тела — 10.6 кг. Величина 76 см попадает в
«коридор» № 1 (менее 3 центиля) и
соответственно оценивается как «очень
низкая» по таблице. Масса тела по
таблице — «коридор» №3, расценивается
«ниже средней». Окружность груди
по таблице — «коридор» № 4, соответствует
«средним» величинам. Итак: у мальчика
Л. физическое развитие резко дисгармоничное,
т.к. разность оценок роста и окружности
груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся
признаком является рост ребенка, который
соответствует 12 месяцам, то есть отстает
от паспортного возраста на 3 возрастных
интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной
интервал составляет 3 месяца. Форма
записи:

Рост — 76 см (1)

Вес -10,6 кг (3)

Окружность груди
— 50 см (4)

Заключение:
Физическое развитие резко дисгармоничное,
рост отстает от паспортного возраста
на 3 возрастных интервала.

Учитывая низкие
показатели роста, следует решать вопрос
об обследовании мальчика.

Определение
соотношения массы и длины тела

Изменения массы
тела у детей с большей чувствительностью
улавливаются при ориентации оценки не
на возраст, а на имеющуюся у ребенка
длину тела (рост). Это можно сделать по
оценочным таблицам центильного типа
(таблицы 4.1
— 4.2 приложения
).
Эти таблицы составлены применительно
к широким возрастным группам детей с
учетом половой принадлежности ребенка.
Строки таблицы представляют собой ряды
центильных распределений массы тела
по отношению к определенной длине тела,
или росту.

Попадание искомой
величины массы тела в область 1 «коридора»
(до 3 центиля) свидетельствует об «очень
низком» питании, в зону 2 «коридора»
(от 3 до 10 центиля) — о «низком»
питании, в зону 3 «коридора» ( от 10
до 25 центнля) — о питании «ниже среднего»
и т.д. В норме соотношение массы тела и
роста должно находиться в 4 «коридоре».
Используя данные таблицы, можно также
ориентировочно судить о степени
гипотрофии, в том числе внутриутробной
гипотрофии у доношенного и недоношенного
новорожденного (приложение,
таблицы 1,2
).
Показатели массы тела от Р 25 до Р 75
считаются нормой для данной длины тела
ребенка (нормотрофия); от Р 25 до Р 10 —
умеренно сниженными (начальные проявления
гипотрофии, легкая гипотрофия (1 степень)
); от Р 10 до Р 3 — низкими (отчетливые
признаки гипотрофии, средней тяжести
(2 степень) ); ниже Р 3 — очень низкими
(значительные проявления гипотрофии,
тяжелая (3 степень) ).

Однако в диагностике
гипотрофии определение соответствия
массы тела длине должно сочетаться с
оценкой других клинических проявлений
пониженного питания и лабораторных
показателей.

Аналогично избыток
массы тела относительно роста
свидетельствует о расстройстве питания
ребенка, что на первом году жизни в
отечественной педиатрии чаще называют
паратрофией. К паратрофии относят те
случаи, когда кроме измененного веса у
ребенка имеют место клинические
проявления полигиповитаминоза, нарушение
трофики тканей. Избыток массы в первые
годы жизни в зарубежной литературе чаще
определяет термин “тучность”. Для
детей старшего возраста здесь применим
термин ожирение.

Пример:

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см,масса 7,7 кг.

заключение —
нормотрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 9,0 кг.

заключение –
паратрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 6,5 кг.

заключение —
гипотрофия 2 степени.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ И ПОНЯТИЕ ОБ ИНДЕКСАХ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

Соседние файлы в папке ФР, ПР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник