От чего зависит эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушенным развитием

От чего зависит эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушенным развитием thumbnail

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно-интегративного педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению.

Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются его виды деятельности, в месте с ним изменяется и деятельность родителей. В соответствии с представленной нами моделью коррекционно-педагогической работы, мы можем проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии.

I МОДУЛЬ. Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин их возникновения. Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты, в свою очередь, помогают родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений. Семье, в которой есть такой ребенок, необходимо при помощи специалистов овладеть ситуацией и раскрыть нравственные, психологические ресурсы, которые есть у каждого члена семьи.

II МОДУЛЬ. Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, но и на родителей.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.

III МОДУЛЬ. Коррекционно-педагогический. Главная задача – это собственно учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.

Для достижения определенных положительных результатов, необходимо проведение ряда мероприятий, предназначенных специально для родителей в форме консультаций, совместной работы педагогов и родителей, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации работы в домашних условиях.

Наибольшая доля участия родителей в воспитании своих детей выпадает на ранний период, где основной ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. В этот период активно развиваются психомоторные функции, формируются предпосылки к овладению речью, подражательная способность.

Задача родителей – стимулировать все развивающиеся функции. Это не следует осуществлять хаотично. Необходимо выполнять мероприятия, способствующие коррекции развития в определенной системе. Программа разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Содержание может включать в себя: выполнение различных видов упражнений; режимные моменты; игры с детьми дома и на прогулках. По рекомендациям специалистов родители приобретают необходимые развивающих игры и игрушки, картинный материал и др.

Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.

В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень самостоятельности детей. Процесс обучения продолжается и задача родителей – отслеживать результаты усвоения знаний детьми, а также пополнять их новыми знаниями. В этот период у детей проявляются определенные интересы, согласно этому, каждый из учащихся отдает предпочтения любимому делу. Родители должны стать помощниками и друзьями для своих детей.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.

Источник

Страница 2 из 2

В специальной литературе достаточно много работ посвящено вопросу участия родителей, имеющих детей с различными отклонениями развития, в коррекционно-педагогическом процессе. В частности, проблемам семейного воспитания и обучения детей ребенка с речевой патологией (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская, М. Ф. Фомичева и др.); глухих и слабослышащих детей (Н. А. Морева, Е. Ф. Рау, Э. И. Леонгард, Н. Д. Шматко, Б. Д. Корсунская и др.); умственно отсталых детей (М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Д. Забрамная и др.); детей с детским церебральным параличом (ДЦП) (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова и др.); детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош и др.). Однако практически нет никаких работ в отношении детей с комплексными нарушениями в развитии. Это можно объяснить тем, что дети данной категории сразу попадают в специальные учреждения, и роль родителей в определенной степени «угасает». В настоящее время ситуация существенно изменилась. Многие родители предпочитают по возможности определять детей в учреждения, которые находятся недалеко от дома, а дети данной категории большую часть времени пребывают дома, в кругу семьи. Постепенно родители становятся участниками целостной системы коррекционной работы.

Читайте также:  Внутриутробное развитие органов и систем организма ребенка

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно-интегративного педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению [5].

Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются его виды деятельности, вместе с этим изменяется и деятельность родителей. Можно проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии и составить модель коррекционно-педагогической работы.

I МОДУЛЬ. Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин. Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты в свою очередь помогает родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений.

II МОДУЛЬ. Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, но и на родителей.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.

III МОДУЛЬ. Коррекционно-педагогический. Главная задача – это, собственно, учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.

Для достижения определенных положительных результатов необходимо проведение ряда мероприятий, предназначенных специально для родителей в форме консультаций, совместной работы педагогов и родителей, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации работы в домашних условиях.

Наибольшая доля участия родителей в воспитании своих детей выпадает на ранний период, где основной ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. В этот период активно развиваются психомоторные функции, формируются предпосылки к овладению речью, подражательная способность.

Задача родителей – стимулировать все развивающиеся функции. Это не следует осуществлять хаотично. Необходимо выполнять мероприятия, способствующие коррекции развития в определенной системе. Программа разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Содержание может включать в себя: режимные моменты, упражнения, игры с детьми и др. [7].

Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.

В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень самостоятельности детей. Процесс обучения продолжается, и задача родителей – отслеживать результаты усвоения знаний детьми, а также пополнять их новыми знаниями. В этот период у детей проявляются определенные интересы, согласно этому каждый из учащихся отдает предпочтение любимому делу. Родители должны стать помощниками и друзьями для своих детей.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.

Литература

  1.      Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. / Иваново – 1996 г.
  2.      Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей дошкольного возраста. – М., 1988 г.
  3.      Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотека для родителей / под ред. В. А. Феоктистовой. – М., 1993 г.
  4.      Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993 г.
  5.      Камсюк Л. Г., Мартынов В. Л. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка. – М., 1989 г.
  6.      Ткачева В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 г. — № 2.
  7.      Морева Н. А. Методические рекомендации родителям по обучению и воспитанию глухих дошкольников. – М., 1999 г.
Читайте также:  В каком возрасте отдавать ребенка в школу раннего развития

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Источник

Условия воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т. д. Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо:

  • создать соответствующие условия для зрительного восприятия;

  • оптимально использовать наглядные пособия;

  • применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушениязрения каждого ребенка;

  • подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

В понятие достаточной освещенности помещения входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, устранение слепящего действия источников света, а также резких и глубоких теней, приближение спектра излучения искусственных источников к спектру дневного света. Правильное размещение светильников (в два ряда по три светильника, расстояние от стен до светильников 1,5 м, между рядами 3 м) обеспечивает равномерное освещение.

Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места столы, за которыми сидят дети, ставят не далее чем 0,5 м от светонесущей стены, так, чтобы свет падал слева. Не рекомендуетсязакрывать шторами верхнюю часть окна, занавески надо располагать по краям оконных проемов. Детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы, ближе к окнам.

Мебель должна быть подобрана по росту детей. Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. В обучении чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, цветоразличений и т.д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. Предметы и объекты, которые демонстрируют фронтально, т. е. для всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Не следует задавать вопросы, пока учитель не убедился в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.

Во время рассматривания картины дети должны подходить к ней, чтобы видеть, что на ней изображено, при этом учитель направляет внимание детей на выделение в картине главных и второстепенных объектов, побуждает детей к активному анализу содержания.

Следует учитывать, что детям с нарушениями зрения значительное время требуется на то, чтобы рассмотреть предметы, выделить их характерные признаки. Зная особенности зрительного восприятия детей, учителя должны способствовать полноценному познанию детьми окружающего мира. Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть ими всесторонне обследованы. Индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, рисунки и другие предметы — детям следует рассматривать на расстоянии не менее 30 — 35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние является наиболее оптимальным для зрительной работы.

Для рисования хорошо использовать мольберты, а при рассматривании иллюстраций на стол следует ставить подставку для книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом.

Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо использовать цветные мелки. При показе практических действий (вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) учитель позволяет детям подойти к нему, чтобы видеть, как выполняется работа. Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о необходимости достаточного контраста между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом. При демонстрации того или иного предмета надо убрать из поля зрения лишние объекты. На 5 —7-й минуте, если работа идет на близком для зрения расстоянии, проводить физкультурные минутки для снятия зрительного утомления.

Основные принципы коррекционной работы для детей с нарушением зрения

Коррекционная работа выступает как регулирующая и активизирующая все психические процессы ребенка с нарушением зрения. Эффективность коррекционной работы зависит от понимания педагогом целей, задач и роли в преодолении недостатков в развитии детей с нарушением зрения.

Именно поэтому важно знать ряд принципов, которые предопределяют эффективность коррекционной помощи. Коррекционная работа является средством оказания помощи ребенку при овладении определенным опытом общения с окружающим миром. При этом она должна быть направлена на формирование способностей адекватно отражать суть объектов и явлений действительности, что необходимо для самопроявления ребенка в различных видах деятельности, и на развитие потенциальных возможностей его психики.

Одним из принципов коррекционной работы является ее превентивная (предупреждающая) направленность, позволяющая решать задачи опережающего характера по предотвращению отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения.

Успешность коррекционной работы в этом случае зависит от сроков выявления детской патологии и своевременной организации коррекционной помощи в семье или в условиях специального учреждения. При этом важно спрогнозировать результаты коррекционно-компенсаторной помощи в развитии и становлении личности ребенка не только на ближайшее будущее, но, исходя из прогноза восстановления, сохранения и развития зрения, определить дальнейшие перспективы его социальной адаптации, абилитации или реабилитации.

Читайте также:  Что нужно 6 месячному ребенку для развития

Другим, не менее важным является принцип пропедевтической направленности коррекционной работы. Осуществление его позволяет подготовить ребенка с нарушением зрения к различным видам детской деятельности: игре, занятиям, труду. В связи с тем, что у детей с нарушением зрения существуют специфические трудности чувственной ориентировки, необходимо обеспечить им различные социально-адаптивные способы ориентации в окружающем мире. Например, применительно к овладению рисованием, необходим пропедевтический курс обучения детей навыкам обследования натуры, постановки руки, формообразующих движений. Таким образом, формируются те социально-адаптивные навыки, которые позволяют детям, занимаясь той или иной конкретной деятельностью, успешно опираться на сохраненные анализаторы, речь и мышление.

Такие же пропедевтические курсы необходимы для подведения ребенка с нарушением зрения к игре, когда его следует научить игровым, ролевым действиям, развить представления об окружающем мире для сюжетного обогащения игры.

Таким образом, пропедевтическое значение коррекционной работы состоит в сближении ребенка с нарушением зрения с окружающим миром, в подготовке к обучению, воспитанию у него специальных социально-адаптивных способов ориентации при овладении теми или иными знаниями, навыками и умениями. Без пропедевтической работы детям с нарушением зрения невозможно в полном объеме, соответственно возрастным возможностям овладевать знаниями, войти в общеобразовательный процесс.

Говоря о развитии высших психических функций, это, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления, языком, письмом, счетом, рисованием; во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций, не ограниченных и не определенных сколько-нибудь точно и называемых в традиционной психологии произвольным вниманием, логической памятью, образованием понятий и т.п. Те и другие, взятые вместе, и образуют то, что можно условно называть процессом развития высших форм поведения ребенка.

Однако до того периода, как высшие психические функции проявятся в качестве регуляторов компенсаторных процессов восприятия, необходимо, чтобы перцептивные действия, предметные действия и их образы в мышлении, речи и памяти были адекватны другдругу. Но тем и отличаются дети с нарушением зрения, что в процессе мышления и речи они используют образы, за которыми нет достаточной чувственной основы, они не располагают специальными коррекционно-компенсаторными способами восполнения недостающей зрительной информации за счет активного включения всех сохранных анализаторов и высших психических функций.

В связи с этим выделяют принцип преобразующей, трансформирующей направленности коррекционной работы. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций, и недостаточность зрения восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, т. е. когда активизируется и расширяется роль и значение других психических функций.

Весьма важен принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая организуется с каждой группой детей, в зависимости от степени выраженности зрительного дефекта, характера зрения и уровня развития познавательных возможностей.

Следует выделить группу слепых и слабовидящих, а также детей с косоглазием и амблиопией, поскольку у последних наблюдаются свои специфические трудности ориентации в окружающем мире и способах познания.

Наряду с этим укажем на необходимость выделить принцип оптимальной информационной наполненности коррекционной работы. Все ее формы и средства должны служить обеспечению наиболее полного общения и самопроявления ребенка на основе его возможностей, потребностей и склонностей. Познавательный процесс у ребенка с патологией зрения значительно обеднен. Именно в этих условиях информационный дидактический материал может иметь большое коррегирующее влияние. Предоставление информации в форме, доступной для ребенка, является важным условием успешности его социальной адаптации. Критерием доступности и целесообразности информационного содержания коррекционной работы является его адекватность познавательным возможностям ребенка с нарушенным зрением. В результате соответствующей коррекционной работы у ребенка возрастают адаптивные качества.

Важное значение в коррекции имеет принцип единства педагога и ребенка, включающий такие критерии, как: 1)адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения; 2) оптимальная направленность коррекционной работы и ее процессов на достижение объективно обоснованных целей; 3) обеспеченность практического взаимодействия ребенка с реальным миром. Особое значение для коррекционного воздействия имеет взаимопонимание между педагогом и ребенком. Педагог внимательно изучает ребенка и помогает ему в процессе организованной деятельности, которая строится с учетом его интересов, склонностей и познавательных возможностей. Эмоциональный комфорт ребенка в большей мере зависит от степени его доверия к педагогу как главному посреднику между ним и окружающей действительностью.

Субъективное и извращенное понимание ребенком окружающей действительности возникают там, где ребенок с нарушением зрения не получает должной поддержки и помощи взрослого при осмыслении им познаваемых фактов жизни. Главным средством положительного воздействия является прежде всего сам педагог и его педагогическое мастерство, его умение понимать психику ребенка, использовать богатый арсенал приемов и способов психолого-педагогического корригирующего воздействия, постоянное стремление удовлетворять все потребности ребенка в познании окружающего мира. При логично поставленных целях и оправданных средствах, содержании и методах можно достичь максимальных результатов в коррекции недостатков психофизического развития детей и формировании у них социально-адаптивных способов ориентации в окружающем мире.

Доступность содержания коррекционной работы обеспечивается созданием вариантных условий восприятия, учитывающих зрительные возможности детей.

Важнейшее условие успешности коррекционно-развивающей работы — это обеспечение практического действия ребенка. Важно, чтобы у него была постоянная возможность убеждаться в правильности, достоверности, истинности совершаемых действий, чтобы он мог в результате конкретных практических действий достигнуть желаемой цели.

Источник