Роль взрослого в развитии ребенка презентация

Роль взрослого в развитии ребенка презентация thumbnail

1.

«Роль взрослого в
развитии общении
ребенка»
Выполнила: Янышева А.Н.
Проверила: Гизатуллина А. Т.

2.

Общение — один из важнейших
факторов психического и социального
развития ребёнка. Только в контакте
со взрослыми людьми возможны
усвоение
детьми
общественноисторического опыта человечества и
реализация
ими
прирождённой
возможности стать представителями
человеческого рода. Недостаток и
ограничение общения замедляют и
обедняют развитие ребёнка

3.

Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии
ребенка
Высшие психические функции человека первоначально формируются как
внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь
постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интраинтропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического
развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественноисторического
опыта,
накопленного
предшествующими
поколениями.
Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение
играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания,
но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то
можно сказать, что:
— оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как
операционально-технических, так и перцептивных навыков);
— оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например,
прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в
живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании
ее развития);
— оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном
воспитании.

4.

Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области
любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому,
что:
— для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий
(сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);
— при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу
перед ним овладеть каким-то новым навыком;
— взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
-ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для
подражания.
Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со
взрослыми:
— экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и
служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами,
которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть
передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т.п.
— предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без
которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических
большей произвольностью;
— речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое
взаимодействие.
В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического
развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого
типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К. Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от
взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи
дети).

5.

Общение со взрослыми в дошкольном возрасте
Этот период описывается как время овладения
социальным пространством человеческих
отношений через общение со взрослыми, а также
игровые и реальные отношения со сверстниками. В
дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир
постоянных вещей, овладевая употреблением все
большего количества вещей, открывает для себя
«двойственную природу рукотворного мира:
постоянство функционального назначения вещи и
относительность этого пространства» (В.С.
Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в
этом возрасте — стремление к овладению телом,
психическими функциями и социальными
способами взаимодействиями с другими. Ребенок
учиться принятым позитивным формам общения. У
него бурно развивается речь, которая здесь несет не
только функцию обмена информацией, но и
экспрессивную.

6.

Форма общения:
вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
внеситуативно-личностное (5-6 лет).
содержание потребности в общении:
потребность во внимании, сотрудничестве и
уважении (4-5 лет);
потребность в доброжелательном внимании,
сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей
роли стремления к сопереживания и
взаимопонимания (5-6 лет).
ведущий мотив общения:
Познавательный: взрослый как эрудит, источник
познания о внеситуативных. объектах, партнер по
обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
Личностный: взрослый как целостная личность,
обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
значение данной формы общения в общем развитии
ребенка:
первичное проникновение во вне чувственную суть
явлений, развитие наглядных форм мышления;
приобщение к моральным и нравственным ценностям
общества переход к дискурсивному мышлению (5-6
лет).

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью чтения

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Репина Татьяна Ивановна учитель

Описание слайда:

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Репина Татьяна Ивановна учитель начальных классов МБОУ «ТСШ№2»

2 слайд

Отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредс

Описание слайда:

Отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Л.С. Выготский

3 слайд

Сенсорные способности плода Группа французских специалистов опубликовала резу

Описание слайда:

Сенсорные способности плода Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы.

4 слайд

Младенческий возраст Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью привод

Описание слайда:

Младенческий возраст Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности, непосредственно эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Является ли общение ведущим типом деятельности в младенческом возрасте?

5 слайд

Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются отрицат

Описание слайда:

Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются отрицательно, так после второй мировой войны в психологию вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

6 слайд

Общение и развитие речи Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звука

Описание слайда:

Общение и развитие речи Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

7 слайд

Развитие потребности в общении Различают несколько этапов развития потребност

Описание слайда:

Развитие потребности в общении Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослыми: —  потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни; —  нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием; —  нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество; —  потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

8 слайд

Голосовые контакты Голосовое взаимодействие — разновидность ситуативно-личнос

Описание слайда:

Голосовые контакты Голосовое взаимодействие — разновидность ситуативно-личностного общения, поскольку сводится к обмену информацией об аффективном отношении одного партнера к другому. Употребление вокальных звуков как коммуникативных сигналов подготавливает ребенка к освоению речи.

9 слайд

Заключение Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным

Описание слайда:

Заключение Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в не содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства, дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми

10 слайд

Библиографический список 1. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детск

Описание слайда:

Библиографический список 1. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991. 2. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., «Класс», 1998. 3. «Психическое развитие воспитанников детского дома». // Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М., 1990. 4. Эриксон Э. «Детство и общество». Спб., Ленато АСТ, 1996. 5. «Развитие общения у дошкольников» // Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. — М., 1964.

Выберите книгу со скидкой:

Роль взрослого в развитии ребенка презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Читайте также:  Развитие мозга ребенка по годам таблица

Роль взрослого в развитии ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Роль взрослого в развитии ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Роль взрослого в развитии ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно исторического опыта человечества.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка, мысли связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-254922

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

1. «Роль взрослого в развитии общении ребенка»

Выполнила:Максулова А.И.
Проверила: Гизатуллина А. Т.

2.

Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии
ребенкаВысшие психические функции человека первоначально формируются
как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два
человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е.
переходят из интра-интропсихические). Развитие ребенка, в рамках
теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как
процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта,
накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта
возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую
роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и
обуславливает его структуру.Если обобщить влияние общения на общее
психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:- оно ускоряет ход
развития детей (появление и последующее развитие как операциональнотехнических, так и перцептивных навыков);- оно позволяет преодолеть
неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в
интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с
окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее
развития);- оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при
неправильном воспитании.

3. Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми

возможны усвоение детьми
общественно-исторического опыта
человечества и реализация ими
прирождённой возможности стать
представителями человеческого рода.
Недостаток и ограничение общения
замедляют и обедняют развитие ребёнка

4.

5.

Еще не родившийся ребенок – это
формирующееся человеческое
существо. Влияние отношений
матери к еще не родившемуся
ребенку исключительно важно для
его развития. Также важны
взаимоотношения матери и отца.
Любовь, с которой мать
вынашивает ребенка; мысли,
связанные с его появлением;
богатство общения, которое мать
делит с ним, оказывают влияние на
развивающуюся психику ребенка.

6.

Форма общения:
вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
внеситуативно-личностное (5-6 лет).
содержание потребности в общении:
потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве,
уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и
взаимопонимания (5-6 лет).
ведущий мотив общения:
Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о
внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей;
(4-5 лет);
Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая
знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие
наглядных форм мышления;
приобщение к моральным и нравственным ценностям общества
переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

7.

Этот период описывается как время овладения социальным
пространством человеческих отношений через общение со взрослыми,
а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В
дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей,
овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает
для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство
функционального назначения вещи и относительность этого
пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в
этом возрасте — стремление к овладению телом, психическими
функциями и социальными способами взаимодействиями с другими.
Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно
развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена
информацией, но и экспрессивную.

8. Спасибо за внимание !

Источник

1.

Роль взрослого в развитии общения
ребенка

2. Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно

ОБЩЕНИЕ — ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ ОБЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
ТОЛЬКО В КОНТАКТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ ЛЮДЬМИ ВОЗМОЖНО УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ
ОБЩЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Читайте также:  Ранний возраст речевое развитие ребенка

3.

Семья — важнейший институт воспитания,
социализации ребенка, так как именно семейное
воспитание дает ребенку широчайший круг
представлений о жизни. Семья — первая ступень
овладения ребенком родным языком, который
является и средством, и источником нравственного,
эстетического, интеллектуального, эмоционального
развития ребенка, формирует его как гармонично
развитую личность.

4.

С момента рождения малыша окружает мир людей, природы,
вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него,
несомненно, входят родители, близкие люди, привносящие в
жизнь малыша чувство защищенности, любви и ласки.

5.

Момент приобщения к миру прекрасного у
ребенка начинается еще до рождения. Ребенок
слышит нежное пение матери, ее ласковый
голос, прекрасную, спокойную музыку. В
период младенчества на первое место выходит
общение, которое начинается с улыбок,
взглядов родителей, близких родственников.
На этом этапе развития ребенка очень важны
такие характеристики голоса, как высота, сила
и интонация. Малыш понимает язык
переживаний, чувств.

6.

Речь
малыша формируется в общении с окружающими.
Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была
образцом для детей. Она во многом зависит от
родителей, от их образования, культурного развития
ребенка (речевого, интеллектуального, психического
эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны
понимать, что ответственность за развитие речи ребенка
в первые годы жизни малыша полностью должна
возлагаться на них.

7.

Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока с не
разговаривающим малышом, то этот ребенок может не получить
соответствующего опыта восприятия речи, достаточного, чтобы
научиться ей самому. Ребенку не будет хватать услышанных слов.
Он не будет знать, какое удовольствие доставляет общение со
взрослым.

8.

Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей
семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него
очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное
значение приобретают произведения народной культуры
(былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки,
колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень
легко воспринимают фольклорную поэзию, которая
знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В
дальнейшем это перерастет в любовь к литературе и
искусству. Они же будут сопровождать человека на
протяжении всей жизни.

9.

Еще не родившийся
ребенок – это
формирующееся
человеческое существо.
Влияние отношений
матери к еще не
родившемуся ребенку
исключительно важно
для его развития. Также
важны взаимоотношения
матери и отца.
Любовь, с которой мать
вынашивает ребенка;
мысли, связанные с его
появлением; богатство
общения, которое мать
делит с ним, оказывают
влияние на
развивающуюся психику
ребенка.

10. В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто провел опрос пятисот женщин, который показал, что почти одна треть из них

В ИЮЛЕ 1983 ГОДА ДОКТОР ВЕРНИ, ПСИХИАТР ИЗ ТОРОНТО ПРОВЕЛ ОПРОС ПЯТИСОТ
ЖЕНЩИН, КОТОРЫЙ ПОКАЗАЛ, ЧТО ПОЧТИ ОДНА ТРЕТЬ ИЗ НИХ НИКОГДА НЕ ДУМАЛА
О
ВЫНАШИВАЕМОМ РЕБЕНКЕ.
У ДЕТЕЙ, КОТОРЫХ ОНИ ПРОИЗВЕЛИ НА СВЕТ, ЧАЩЕ
НАБЛЮДАЛИСЬ НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА. В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ТАКИЕ ДЕТИ ПЛАКАЛИ
НАМНОГО БОЛЬШЕ. ОНИ ТАКЖЕ ИСПЫТЫВАЛИ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ТРУДНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ
АДАПТАЦИИ К ОКРУЖАЮЩИМ И К ЖИЗНИ.

11. В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических

В ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА РЕБЕНКА ТАКЖЕ
ОЧЕНЬ ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО СОЗДАВАТЬ
УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХ ИЛИ
ИНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.
Ребенок
максимально нуждается во
взрослом. Общение в этот период должно
носить эмоционально — положительный
характер. Тем самым у ребенка создается
эмоционально — положительный тонус,
что служит признаком физического и
психического здоровья.

12.

Факторы
успешного
речевого развития:
Эмоциональное
общение родителей
с ребёнком с младенческого возраста.
Общение ребёнка со сверстниками.
Строение артикуляционного аппарата.
Развитие мелкой моторики рук.
Чтение детям художественной литературы.
Совместное пение с ребёнком .
Дыхательные упражнения.

13.

Задачи родителей — расширить круг общения ребенка. При
совместном времяпровождении ребенок должен получить радость
от общения с близкими людьми, которые должны принимать
активное участие в культурной жизни ребенка.

14.

КОНЕЦ

Источник