Потребности развития ребенка приемного ребенка

Потребности развития ребенка приемного ребенка thumbnail

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

Компетенции приемных родителей Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то,

Компетенции приемных родителей Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять.

Практическая часть 1 « Психологический портрет приемного родителя»

Практическая часть 1 « Психологический портрет приемного родителя»

Личностные качества необходимые приемным родителям ØСпособность к сопереживанию позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния

Личностные качества необходимые приемным родителям ØСпособность к сопереживанию позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать. ØОткрытость родителя в общении с ребенком позволяет сформировать доверительные отношения ØЭмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя ØКоммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

 Альтруистичность - качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои

Альтруистичность — качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь. Уравновешенность это способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка. Гибкость позволяет находить решения адекватные текущей ситуации Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем. Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Возможные трудности ØМотивы родителей приеме ребенка в семью ØПсихические и физические нарушения ØТайна усыновления

Возможные трудности ØМотивы родителей приеме ребенка в семью ØПсихические и физические нарушения ØТайна усыновления ØВлияние семейного стресса на поддерживающие возможности семьи

Представление о потребностях приемного ребенка

Представление о потребностях приемного ребенка

Основные потребности ребёнка • безопасность; • образование; • познавательные; • здоровье. Отвергаемые дети неблагополучны

Основные потребности ребёнка • безопасность; • образование; • познавательные; • здоровье. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. • привязанность; • эмоциональное развитие; • идентичность; • социальная адаптация; • стабильные отношения в приёмной семье

Потребность ребенка в безопасности q Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере,

Потребность ребенка в безопасности q Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. q Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности. Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. В

Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. В первый год жизни тесно связана с потребностью в безопасности. Примерно после 3 х лет, ребенок ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Нереализованные эмоциональные потребности: -стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т. д. ); -неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. — эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование. Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор примитивность мышления отсутствие стремления к личностному росту и развитию. снижение уровня развития Принимающая семья способна дать ребёнку «путёвку в жизнь» . Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.

Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии Особое внимание должно уделяться

Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей. Под формированием здорового образа жизни предполагается развитие: сознания, движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды, гигиена сна и отдыха, психогииена и здоровая жизнедеятельность, психопрофилактика, профилактика вредных привычек и половое созревание.

Потребность в привязанности Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей. Глубокие

Потребность в привязанности Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил. Сильная привязанность дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Потребность в идентичности – это потребность чувствовать свою уникальность, не повторимиость и вместе с

Потребность в идентичности – это потребность чувствовать свою уникальность, не повторимиость и вместе с тем принадлежность к семье. Принадлежность семье не только определяет самовосприятие, но и задает вектор направления жизненного анализа собственного жизненного опыта концентрируется в виде ответов на вопросы «Кто я? » , «Какой я? » .

Под потребностью социалиальной адаптации понимается социализация ребёнка в обществе. Примерно после 3 х-4 х

Под потребностью социалиальной адаптации понимается социализация ребёнка в обществе. Примерно после 3 х-4 х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту. Социальная адаптация предполагает усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.

Потребность в устойчивых позитивных отношениях -Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье

Потребность в устойчивых позитивных отношениях -Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии. -Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность.

Читайте также:  Центр развития ребенка екатеринбург ботаника

Практическая часть « Андрейка и Бориска»

Практическая часть « Андрейка и Бориска»

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Список литературы ØД. Даллос «Ревность» ØК. Фоппель «Как научить детей сотрудничать»

Список литературы ØД. Даллос «Ревность» ØК. Фоппель «Как научить детей сотрудничать»

Источник

    Предложенный материал носит ознакомительный характер, предназначен для дополнительной помощи в освоении тем курса.

   Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. N 623 г. Москва «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»

 Наименование раздела, темы 
 Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» 
1.Содержание, цели, этапы, задачи проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
2.Основы законодательства Российской Федерации, касающиеся устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процедуры выявления, устройство в организации, устройство в семью).Открыть
3.Понятие об обучающе-психологическом тренинге.Открыть
4.Вопросы, связанные с темами раздела 1.Открыть
 Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» 
5.Потребности развития ребенка.Открыть
6.Социальные нормы, правила поведения, социальные роли.Открыть
7.Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка и наличие компетенций по воспитанию ребенка, имеющихся у них.Открыть
 Раздел 3. «Этапы развития ребенка» 
8.Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.Открыть
9.Роль психологических потребностей в личностном развитии.Открыть
10.Вопросы, связанные с темами раздела 3.Открыть
 Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» 
11.Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка.Открыть
12.Диспропорции развития ребенка.Открыть
13.Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Проведение оценки кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Открыть
 Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» 
14.Основа благополучного развития ребенка. Депривации. Открыть
15.Типы «нарушенной привязанности».Открыть
16.Понятие «горе и потери» в жизни ребенка. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.Открыть
 Раздел 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» 
17.Особенности ожидания приемных семей.Открыть
18.Этапы адаптационного периода.Открыть
19.Тайна усыновления. Способы сказать ребенку, что он приемный.Открыть
20.Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.Открыть
21.Вопросы, связанные с темами раздела 6.Открыть
 Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» 
22.Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Способы работы с ними.Открыть
23.Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.Открыть
24.Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением.Открыть
 Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» 
25.Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе.Открыть
26.Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.Открыть
27.Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком.Открыть
28.Медицинские аспекты ухода за ребенком.Открыть
 Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка» 
29.Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.Открыть
30.Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.Открыть
31.Способы защиты ребенка от сексуального насилия.Открыть
 Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» 
32.Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.Открыть
33.Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.Открыть
34.Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.Открыть
35.Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Открыть
 Раздел 11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» 
36.Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.Открыть
37.Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители.
Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Открыть
38.Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изме-нения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Открыть
39.Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Открыть
40.Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Открыть
41.Правовые последствия усыновления, установления опеки (по-печительства) — личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Открыть
 Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» 
42.Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Открыть
43.Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Открыть
 Раздел 13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» 
44.Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
45.Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).Открыть
46.Итоговая аттестация (собеседование).Открыть
Читайте также:  Кевля ф и семья и развитие личности ребенка

Источник

Мифы о приемной семье:

1. Нарушение взаимодействия приемной семьи с биологическими родственниками приемного ребенка. Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязанности к приемным родителям чрезвычайно важно для успешной его социализации. Изоляция от биологических родителей вызывает у ребенка чувства отверженности, вины, невыплеснутого гнева. Травма, связанная с отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы приемного ребенка, что может затруднять формирование эмоциональной привязанности к приемным родителям. Для таких детей характерно конфликтное поведение в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Подобное поведение может глубоко фрустрировать родителей, особенно если у них есть определенные неадекватные ожидания относительно того, как ребенок должен вести себя. Сильное расхождение между их фантазиями и тем, что они реально наблюдают с приходом в семью приемного ребенка, также осложняет установление тесного эмоционального контакта между ним и приемными родителями. Это порождает у них чувство собственного бессилия и отчуждения, заставляет предъявлять к ребенку повышенные требования. При этом, чем дисфункциональнее приемная семья, тем более жестким моделям ролевого поведения следуют родители, родные дети и приемные дети. Что препятствует успешному преодолению трудностей и установлению гармоничных, эмоционально близких отношений.

2. Страх, что у ребенка «неблагоприятный генофонд». Под влиянием этого страха приемные родители фиксируют любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, рассматривая их как проявление болезни. «Я» ребенка бессознательно наполняется для родителей негативными качествами, а достоинства преуменьшаются. В приемной семье возникают такие негативные явления как родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, ограниченность принятия ребенка. Жизнь вместе с ребенком превращается в постоянное, тревожное отыскивание всего того, что якобы неправильно, не так как у других.

Читайте также:  Роль нравственного воспитания в развитии личности ребенка

3. Недоверие к себе как к родителю, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем. Это приводит к гиперпротекции – баловству, чрезмерной заботе при отсутствии системы разумных наказаний и ограничений. Гиперпротекция неизбежно приводит к различным проблемам во взаимоотношениях вплоть до отклоняющегося поведения у ребенка, что подкрепляет образ несостоятельного родителя. У приемных родителей возникает чувство бессилия в воспитании приемного ребенка. Чтобы объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения, родители часто используют тезис о «плохой наследственности».

4. Состояние стресса, связанное с необходимостью соответствовать определенным социальным ожиданиям.

5. Проблема вхождения (адаптации) приемных детей в семью, что предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям семьи. В свою очередь она сама не в состоянии избежать изменений, не смотря на свое сопротивление им. Семья должна либо переструктурироваться, либо отказаться от ребенка. В процессе интеграции ребенок становиться либо частью семейной системы, и, в этом случае, можно сделать заключение о его адаптации, либо так и останется внешним элементом, и, как результат, дезадаптируется. Семьи обладают определенными психологическими условиями, которые могут способствовать адаптации, а могут вытеснять ребенка из семейной системы.

6. Игнорирование отца. В нашей стране семья не является субъектом права (договор заключатся с конкретным человеком). К сожалению, эта доминанта переносится на практику и игнорируется роль семьи (роль другого родителя, детей, прародителей). Самоустранение отца от воспитания приемных детей, неготовность отцов к конструктивному взаимодействию со специалистами службы семьи, их неспособность воспринимать нужды и потребности приемного ребенка как приоритетные ведет к тому, что приемный ребенок не имеет возможности освоить социальные роли отца и мужа.

УСПЕШНАЯ ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ – семья, способная удовлетворить все потребности конкретного ребенка вплоть до его самореализации и самоактуализации.

Потребности ребенка, оставшегося без попечения родителей.

-физиологические потребности (голод, жажда, одежда, дом, соматическое здоровье);

-потребность в безопасности (чувство защищенности, избавление от страха, неудач, агрессивности);

-потребность в принадлежности и любви (ощущение принадлежности к семье, общности; быть в семье (общности) признанным, принятым, понятым, любимым; иметь возможность открыто выражать свои чувства);

-потребность в уважении (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет);

-познавательные потребности (знать, уметь, понимать);

-эстетические потребности (гармония, красота, порядок);

-потребность в самоактуализации, самореализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

У детей, оставшихся без попечения родителей, практически все эти потребности не удовлетворялись, в результате этого у детей возникают депривационные нарушения.

Депривация – это недостаточное удовлетворение основных потребностей ребенка. Депривация формируется в ситуации плохой заботы о ребенке, жестокого и пренебрежительно обращения с ним.

Депривация проявляется в недоверии к людям, боязливости, чувстве страха, беспомощности и обиды, подозрительности к миру и к людям, в нарушении психического, эмоционального и интеллектуального развития, в недоразвитии или утрате социальных навыков, в утрате активности и инициативности, в нарушении поведения, в искажении развития личности и самосознания.

Эмоциональная привязанность к приемным родителям у таких детей будет формироваться с большим трудом. Переживания, связанные с депривацией, надолго сохраняются в психике ребенка. При определенных обстоятельствах, когда дети уже находятся в приемных семьях, во вполне благоприятном окружении, у них могут актуализироваться следы прежних травм в виде агрессивного поведения, обидчивости, желания делать назло, депрессивных и тревожных реакций. В этом случае важно оказать семье и ребенку своевременную психологическую помощь.

Компенсация последствий депривации возможна путем создания оптимальной для развития ребенка богатой окружающей среды с направленными воздействиями и теплыми эмоциональными контактами. Если в приемной семье ребенок найдет безопасность, доверие, любовь, уважение, терпимость и тепло, то его проблемы разрешимы. Развитие ребенка будет происходить успешнее в процессе его собственной активной деятельности, в непрерывном диалогическом, эмоциональном контакте с взрослыми и осмыслении этой деятельности и себя в ней.

Источник