Развитие ребенка с помощью чтения

Развитие ребенка с помощью чтения thumbnail

Родители привыкли, как мантру, повторять детям: «Надо читать, без чтения никуда». Но мало кто понимает, в чём действительно заключается его польза, кроме сугубо бытовой, когда надо прочитать указатель или ярлык на одежде. Вместе с нейропсихологами разбираемся, что же такое чтение с научной точки зрения и как оно связано со способностями к математике.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

«Чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные, от мышления до воображения»

Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета

Почему чтение — это такая ценность, особенно в нашей культуре? Первые ассоциации — образованность, знания, глубина мышления. Сейчас у чтения открывается второе дыхание, оно становится альтернативой «быстрым углеводам» социальных сетей, видео и картинок. Информация через буквы поступает медленнее и требует большего сосредоточения. Но и богатство смыслов через них открывается неизмеримо большее. Чтение не сразу выдаёт всю суть, а сначала включает воображение, учит представлять, концентрироваться и вживаться в разные миры.

Если же рассмотреть именно научный подход, то здесь много нюансов. Наука постоянно развивается и повышает стандарты качества исследований, поэтому многочисленные истории из серии «учёные попросили 20 человек почитать в томографе и многое узнали» не имеют веса. Для того чтобы делать какие-то чёткие выводы, нужны огромные выборки в тысячи человек и систематизация повторяющихся экспериментов. Однако какие-то вещи уже хорошо изучены. Например, анатомия чтения: упрощённо говоря, глаза воспринимают зрительную информацию, передают её через зрительные нервы в кору головного мозга для дальнейшей обработки, и затем левое полушарие расшифровывает прочитанный текст.

Развитие ребенка с помощью чтения

Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге: теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов), затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки) и передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя). Во время чтения соответствующие зоны мозга включаются в работу.

Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах. Не случайно беглость чтения в начальной школе так часто приравнивается к общей успеваемости: они действительно тесно связаны.

Чем полезно чтение?

  • Развивает речевые функции у дошкольников. Причём чтение вместе с ребёнком по ролям расширяет словарный запас куда лучше, чем просто чтение книги вслух.
  • Оказывает терапевтический эффект при депрессии. Для повышения психологического благополучия используют такие методики, как библиотерапия.
  • Регулярное чтение как хобби улучшает у школьников словарный запас, навыки письма, языковые способности и повышает учебную мотивацию.
  • Художественная литература развивает эмпатию и метапознание.
  • Регулярное чтение новой информации, требующей осмысления, особенно на иностранном языке, помогает укрепить память и сформировать когнитивный резерв, защищающий от возрастного умственного снижения.

«Исследования называют чтение лучшим хобби в мире»

Есть много видов чтения, которые отличаются по темпу, степени погружения, уровню понимания, качеству информации, характеру материала, настроению, целям и мотивам, как процесс и как результат.

Поверхностное чтение часто рекомендуют в ознакомительных целях: считается, что если быстро проглядеть глазами текст или оглавление, то это поможет понять основной смысл («знать не знаю, но рассказать — расскажу») и сделает последующее глубокое чтение более качественным. Например, технику skimming (проглядывания) мне советовали использовать для экзамена TOEFL (тест на знание английского языка. — Прим. ред.), где надо быстро прочитать иностранный текст и ответить на вопросы по нему.

Глубокое чтение требует больше времени, погружения, энергии и концентрации. Зато оно даёт возможность вникнуть в детали и разобраться в теме, осмыслить текст и логически переработать его для себя.

Качественное аналитическое чтение — это отдельный навык, которому можно и нужно учиться, иногда даже во взрослом возрасте

Исследования называют чтение лучшим хобби в мире: оно учит, даёт информацию, расслабляет и развлекает. Есть данные, что чтение романов повышает нейронные связи внутри височных зон мозга, отвечающих за вербальные функции. Интересно, что изменения в нейронных связях также оставались активными несколько дней после чтения, особенно в области соматосенсорной коры — то есть смыслы, возможно, перерабатываются и на уровне телесности. Кроме того, самые свежие исследования рекомендуют читать с бумажных, а не электронных носителей, поскольку книги повышают качество чтения и рефлексии об этом процессе.

Развитие ребенка с помощью чтения

Есть работы, которые также усматривают связь между способностями к чтению и математике. С точки зрения нейропсихологии и то и другое — это анализ сложной пространственно-символической информации, контролируемый височно-теменно-затылочными отделами коры. Поэтому при нарушении процессов или динамики интеграции информации в мозге обе способности могут страдать одновременно. И наоборот: способности к математике и чтению могут помогать друг другу при условии их гармоничного развития.

«Для ребёнка чтение — это эволюционно новая задача»

Алексей Котов, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ

Если мы берём ранний этап развития ребёнка, то чтение развивает рабочую память и произвольное внимание, а на втором этапе, когда ребёнок уже читает сам, это внутренняя репрезентация, причинно-следственный анализ. Дети могут понимать, что чему предшествовало, строить альтернативные сценарии. Когда ребёнок только начинает читать, то на нейронном уровне эта способность начинает загружать, переползать в префронтальные области мозга с левой стороны. Она закрепляется за ним — это область лба и виска. Для когнитивных психологов это область, которую также занимает рабочая память. Почему это важно: хорошо развитая рабочая память у детей — это возможность осознанного контроля и планирования действий.

Читайте также:  Видео развитие ребенка в 6 месяцев что должен уметь ребенок

Когда дети осваивают чтение, для них это что-то новое и уникальное, можно сказать, что это эволюционно новая задача, которой в предыдущих стадиях развития не было. Они впервые сталкиваются со знаковой системой, поэтому осваивают её довольно тяжело и весьма специфическим образом. С точки зрения работы мозга это задействует височные доли и затылочные. Первые связаны со звуковым анализом, а вторые — со зрительным.

Для ребёнка это сложная задача — установить связь между тем, как он видит картинки, и тем, как они произносятся

У детей есть одна лингвистическая особенность, которую русские психологи иногда называют фонетической. Если упрощать, то есть такие дети, которые слышат количество слогов в слове, есть дети, которые различают слова по ударениям, а некоторые этого всего вообще не чувствуют. Так вот эта особенность прямо влияет на чтение ребёнка. Дети, которые слышат это всё, обычно начинают читать на год раньше, чем те, у кого такая особенность не развита.

Развитие ребенка с помощью чтения

Дошкольный возраст — это время, когда можно с ней работать. Дети, которые учатся делать фонетический анализ слов, тренируются, ставят правильно ударения, даже без лингвистической осознанности могут быстро догнать своих сверстников.

«Если хотите, чтобы ребёнок читал, делайте это вместе»

Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета

Один из проверенных способов заинтересовать ребёнка чтением — когда взрослый, несмотря на то что ребёнок учится читать сам, ещё много лет после этого читает ему вслух. Освоение знаковых систем (счёта, письма, чтения) — очень социальная вещь. Важно то, с кем ребёнок осваивает навыки, то есть это не столько индивидуальная задача, сколько совместная. Если родители просто стремятся привить детям механическую способность читать, им быстро становится скучно это делать.

Лучший путь к переменам — через совместную радость, удовольствие и чувство успеха. Начните марафон семейного чтения. В магазинах и современных городских библиотеках можно найти новые красивые книги, от одних иллюстраций в которых загораются глаза. Читайте на ночь, с утра и днём, дома в шалаше из одеял, в палатке на природе или на скамейках в парке. Читайте по очереди или по ролям, громко-громко и тихо-тихо.

Рисуйте иллюстрации, обсуждайте, разыгрывайте сценки, пробуйте новые темы и способы. Ваша задача — показать, как это может захватывать, радовать и наполнять эмоциями. Испытываете чувство вины, что дети слишком много смотрят мультики? Выключите звук и включите субтитры. Бац! Ваши дети теперь читают.

Источник

Как развить у ребенка навыки чтения   

Рейтинг
16

Чтение очень важно в развитии ребенка, поэтому родители должны научить его читать

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Навыки чтения необходимы ребенку, чтобы успешно учиться в школе. Чем больше и раньше развиты у ребенка эти навыки, тем выше будет его успеваемость. Если ребенок не научится читать до 8 лет, у него возникнут проблемы с обучением.

Родители – первые и главные учителя ребенка

Первыми учителями в жизни каждого ребенка являются его родители. Дети развивают речевые навыки, слушая родителей и подражая им. С рождения дети обладают способностью произносить звуки речи любого языка. С раннего возраста они слышат свой родной язык и пытаются его воспроизвести. Чем больше времени родители разговаривают с ребенком, тем лучше у него развивается речь.

Когда ребенок произносит первые слова, обратная связь от окружающих людей помогает ему понять смысл этих слов и начать использовать их для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Постепенно он учится составлять из слов фразы и предложения. Так шаг за шагом ребенок учится бегло говорить и понимать речь окружающих.

Чтение и письмо – это та же речь, только изложенная в письменной форме. Единственное различие заключается в том, что здесь используются буквы, а не звуки. Ребенок учит отдельные буквы и их комбинации, и, наконец, учится составлять из букв слова. Развитие устной речи помогает ему развивать и навыки письма.

Чтение способствует развитию ребенка

Родители ежедневно должны не только разговаривать с маленьким ребенком, но и читать ему. Это стимулирует интерес детей к книгам. Становясь немного старше, дети стараются во всем подражать родителям, в том числе и в чтении книг. Родителям необходимо прививать ребенку любопытство и интерес к чтению. Им следует не только читать ему книги, но и вместе обсуждать прочитанное. Сам процесс чтения должен быть интересным для ребенка и вызывать у него положительные эмоции.

Читайте также:  Развитие взаимодействия ребенка с миром

Когда ребенок учится читать самостоятельно, родителям нужно читать вместе с ним. Также следует продолжать обсуждать с ребенком содержание прочитанных книг.

Как развить у ребенка интерес к чтению

Когда ребенок научится читать, запишите его в ближайшую библиотеку, чтобы он получил возможность читать книги, которые ему нравятся. Покупайте ему книги и детские журналы, соответствующие его возрасту.

Когда начинать учить ребенка чтению

Многие дети готовы к обучению чтению в возрасте трех-четырех лет, но некоторые – только к шести годам. Если у ребенка нет задержек речевого или умственного развития, нарушений слуха или зрения, навыки восприятия письменной речи у него формируются к шести годам.

Родители могут с удивлением обнаружить, что их трехлетний ребенок уже умеет читать. Он может научиться этому непроизвольно, смотря телевизор, или когда вы читаете ему названия магазинов на вывесках и т.д.

Дети осваивают речевые навыки в индивидуальном темпе. Однако если вы регулярно читаете ребенку, у него, скорее всего, возникнет интерес к чтению.

С чего начать?

Развивать навыки чтения следует с изучения букв. Учить с ребенком алфавит можно в возрасте от полугода до года. Используйте картинки, на которых нарисованы буквы и предметы, названия которых начинаются с этих букв. Можно посвящать каждую неделю изучению одной буквы. Сначала ознакомьте ребенка с новой буквой, затем предложите ему находить ее в словах. Так постепенно ребенок будет готов к тому, чтобы читать слова.

Также важно развить у ребенка навык фонематического восприятия. Ребенок должен понять, что слова состоят из отдельных звуков, и научиться воспринимать эти звуки в речевом потоке. Недавние исследования доказали, что стихотворения помогают детям развить фонематическое восприятие. Поэтому читайте детям стихи и пойте песенки – это занятие принесет вам много веселья, а ребенка вдобавок научит различать звуки. Кроме того, так ребенок быстрее научится читать.

Почему некоторым детям бывает трудно научиться читать?

Одни дети легче обучаются чтению, другие – труднее. Есть дети, у которых позже формируется готовность к чтению, чем у остальных. Некоторые дети готовы к этому только в 6 лет. Дело в том, что ребенок должен развить много навыков до того, как приступить к развитию навыков чтения. Каждый ребенок развивает эти навыки в индивидуальном темпе, который может сильно различаться, при этом все же оставаясь в пределах нормы.

Некоторым детям могут помешать научиться читать проблемы со слухом, зрением, задержки речевого развития, недостаточно развитая краткосрочная память или низкая скорость обработки информации. Если ребенку плохо дается чтение, поговорите с его воспитателем в детском саду или детским врачом – они помогут определить истинную причину. Некоторые дети могут страдать от дислексии. В таком случае ребенку поможет специальная программа обучения.

У некоторых детей нет никаких отклонений, но им могут не подходить методы обучения в школе. Поговорите с учителем: возможно, ребенку понадобятся дополнительные занятия или индивидуальный подход.

Как помочь ребенку с дислексией преодолеть трудности?

Развивая навыки чтения, ребенок может испытывать трудности, например, если страдает от дислексии. От этого он может чувствовать себя неполноценным или потерять интерес к обучению. Из-за трудностей с обучением чтению у некоторых детей возможны депрессия или проблемы с поведением.

Исследования показали, что существует всего один способ помочь научиться читать ребенку с дислексией. Это программа обучения чтению, которая одновременно использует несколько каналов восприятия (зрение, слух, осязание) и основана на развитии фонематического восприятия и различении отдельных звуков в речевом потоке. Наиболее эффективным в этом отношении считается метод Ортона-Гиллингэм. На его основе разработано много программ, доказывающих свою эффективность в обучении чтению детей с дислексией.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
10.04.2018

Источник

Обучение чтению важный и в то же время сложный процесс для ребенка. Родителям или педагогу необходимо увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь.

При обучении ребенка чтению стоит соблюсти ряд правил:

— самый оптимальный возраст для обучения это 5-6 лет;

— не заставляйте, обучение должно проходить в игровой форме;

— проявите терпение;

— занятие не должно превышать 10 минут;

— выберите подходящую для вас методику.

В настоящее время методик обучения чтению очень много. Рассмотрим самые популярные из них, и постараемся выбрать самую оптимальную.

Звуковой метод (буквенно -слоговый)

Вначале обучение изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам. Этот метод самый популярный его используют практически во всех школах.

Читайте также:  Мамайчук помощь психолога ребенку с задержкой психического развития читать

Плюсы:

-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);

-избавляет от дефектов речи;

-обучать можно в любом месте.

Минусы:

-не подходит ля раннего развития;

-поначалу ребенок не понимает, что читает.

Метод обучения по кубикам Зайцева

В основе этого метода лежит обучение по складам (согласная с гласной, согласная с мягким или твердым звуком), которые изображены на кубиках. Придумал этот метод педагог из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А.

Плюсы:

-игровая форма обучения;

-возможность обучения с раннего возраста;

— заниматься можно недолго по времени;

-хорошо подходит для левши (такие дети лучше понимают целое слово, а не отдельные буквы).

-ребенок быстро осваивает чтение.

Минусы:

— дети при чтении частенько плохо проговаривают окончание слова;

— детям сложно разбирать слово на части, по составу (так как воспринимают его целым);

-дорогостоящие пособия.

Обучение по карточкам Домана

Эта методика подойдет для обучения чтению в раннем возрасте. Детям показывают карточки с написанными на них словами, и четко проговаривают их. Обучению названию букв и звуков в этом методе не учат.

Плюсы:

— возможность обучения с раннего возраста;

— игровая форма;

-способствует расширению кругозора малыша;

— хорошо развивается память.

Минусы:

— сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте;

-трудоемкость (нужно подготовить огромное количество карточек);

-возникают проблемы при чтении написанного по-другому.

Методика Марии Монтессори

Сначала по данной методике дети учатся писать буквы (с помощью специальных вкладышей). А затем уже происходит изучение букв. Ребенок с помощью взрослого называет звук и проводит пальчиком по букве на карточке (буквы из шероховатой бумаги). Далее из букв дети учатся складывать слова.

Плюсы

-возможность раннего обучения;

-игровая форма;

— параллельно (с помощью Монтессори-материалов) развиваются: мышление, логика, мелкая моторика;

— дети учатся сразу читать про себя

Минусы

— методика больше подходит для детского сада, нежели для домашнего обучения;

-трудоемкость при организации;

-дорогостоящий материал.

Методика Ольги Соболевой

Каждая буква по методу Соболевой обыгрывается в стихотворениях, сказках, ее можно слепить,нарисовать, при этом создается ее запоминающийся образ-ассоциация. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать. Информация о букве преподносится для любого типа восприятия (визуалов, кинестетиков и аудиалов) с точки зрения психологии.

Плюсы

— игровая форма;

-расширяется словарный запас;

— раскрытие творческого потенциала у ребенка;

-параллельно происходит развитие воображения, логики, фантазии, внимания, памяти;

-возможность обучения с раннего возраста;

-подходит для детей с разным типом восприятия информации;

Минусы

— больше подходит для детей творческих;

-отсутствие системы.

Методика Сергея Полякова

Занятия проходит в 7 ступеней. Всего их 70, в основе развивающие игры. Обучаются читать складами,предварительно изучив буквы.

Плюсы

-игровая форма;

-занятия короткие;

-небольшое количество пособий.

Минусы

-занятия проходит, четко по плану не прерываясь, иначе придётся начинать заново.

Методика Надежды Жуковой

В основе метода традиционный подход, дополненный оригинальными особенностями. Н.Жукова логопед с 30 летним стажем. Прежде чем приступать к обучению чтению ребенка с помощью этого метода необходимо сначала познакомиться с буквами.

Плюсы

-идеально подходит для домашнего обучения;

— доступность пособий.

Минусы:

-не подходит для раннего развития.

Методика Чаплыгина

Методика похожа на методику Зайцева, но у Чаплыгина она упрощена. На кубиках (их 30) изображены также склады, нет разделения на гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие и звонкие.

Плюсы:

-кубики изготовлены из дерева;

— игровая форма обучения;

-подходит для раннего развития.

Минусы:

-не подходит для группового обучения;

-дорогостоящий набор кубиков;

-нужно постоянно придумывать новые игры для поддержания интереса ребенка.

Как видите, методик обучения много и перечисленные в этой статье далеко не все. Какую же выбрать? Даже педагоги спорят на этот счет. Но самое главное, обучение должно проходить в игровой форме. Так как игровая деятельность, это ведущая деятельность у дошкольников. Выбирая, методику учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Личное мнение:

Каждая методика хороша по своему, но все же традиционная или основанная на ней остаётся вне конкуренции. Её можно дополнить, например, творческим подходом Ольги Соболевой и некоторыми Монтессори материалами. При желании можно взять и другие элементы из различных методик. И самое главное, учитывайте интересы, увлечения своего малыша, и тогда обучение пройдет легко, без сложностей!

Возможно, Вам будет интересно:

15 интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы.

Источник