Роль педагогов в развитии одаренного ребенка
РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
Краснослободцева Н.В.- музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки», г. Тамбов
“Творческий ребенок, творческая
личность – это результат всего образа
жизни дошкольника, результат его
общения и совместной деятельности
со взрослым, результат его собственной
активности”
Н.Н. Поддьяков
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности, самосовершенствоваться – это то — направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. Талант — это чудо! Божий дар.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
В настоящее время сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений. Поэтому в дошкольном учреждении должны работать опытные, творческие педагоги, использующие в своей работе современные инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие. Всем детям в дошкольном учреждении должны быть созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей.
Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка, которая позволит педагогу выполнить свою главную задачу – привить ему вкус в творческой работе. И если этого не сделать, ребенок может стать всего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных». Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, упорны в достижении результатов в сфере, которая им интересна. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, смотрах, городских и республиканских олимпиадах показывает, что в коллективе имеются дети с определенными способностями.
Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности учреждения дополнительного образования.
Используя методы наблюдения, анализ результатов конкурсов, соревнований, научно–практических конференций, общение с родителями. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты.
Для того чтобы работать с талантливыми и одаренными детьми, педагогу необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Для успешной работы с одаренными детьми необходима эффективная педагогическая деятельность.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагога.
Педагог должен:
— быть доброжелательным и чутким;
— разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
— иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе и со своими собственными детьми);
— иметь высокий уровень интеллектуального развития;
— иметь широкий круг интересов и умений;
— быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
— иметь живой и активный характер;
— обладать чувством юмора;
— проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
— иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;
— обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Формы работы с одаренными детьми:
— творческие мастерские (создание творческих кружков, специально для одарённых детей);
— групповые занятия;
— факультативы (дополнительные занятия по направлениям);
— кружки по интересам (создание кружков разных сфер деятельности);
— занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);
— конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
— работа по индивидуальным планам (индивидуальное обучение одарённых детей).
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко — одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими специалистами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2003. – 95с.
2. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М Слуцкого. – М.: Прогресс. 1991. – 376 с.
3. Основы педагогического мастерства / под ред. Якушева С.Д. − М.: «Академия» 2008. − 256 с.
4. Рабочая концепция одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. – М., 2003. − 95с.
5. Штерн В. Умственная одаренность. − СПб.: Союз, 1997. − 128с.
Галина Мокробородова
Роль педагога в развитии детской одарённости
“Творческий ребенок, творческая
личность – это результат всего образа
жизни дошкольника, результат его
общения и совместной деятельности
со взрослым, результат его собственной
активности”
Н. Н. Поддьяков
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности, самосовершенствоваться – это то — направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. Талант — это чудо! Божий дар.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
В настоящее время сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений. Поэтому в дошкольном учреждении должны работать опытные, творческие педагоги, использующие в своей работе современные инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие. Всем детям в дошкольном учреждении должны быть созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей.
Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка, которая позволит педагогу выполнить свою главную задачу – привить ему вкус в творческой работе. И если этого не сделать, ребенок может стать всего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных». Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, упорны в достижении результатов в сфере, которая им интересна. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, смотрах, городских и республиканских олимпиадах показывает, что в коллективе имеются дети с определенными способностями.
Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности учреждения дополнительного образования.
Используя методы наблюдения, анализ результатов конкурсов, соревнований, научно–практических конференций, общение с родителями. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты.
Для того чтобы работать с талантливыми и одаренными детьми, педагогу необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Для успешной работы с одаренными детьми необходима эффективная педагогическая деятельность.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагога.
Педагог должен:
— быть доброжелательным и чутким;
— разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
— иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе и со своими собственными детьми);
— иметь высокий уровень интеллектуального развития;
— иметь широкий круг интересов и умений;
— быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
— иметь живой и активный характер;
— обладать чувством юмора;
— проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
— иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;
— обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Формы работы с одаренными детьми:
— творческие мастерские (создание творческих кружков, специально для одарённых детей);
— групповые занятия;
— факультативы (дополнительные занятия по направлениям);
— кружки по интересам (создание кружков разных сфер деятельности);
— занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);
— конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
— работа по индивидуальным планам (индивидуальное обучение одарённых детей).
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко — одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими специалистами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной.
Роль педагога в формировании детской одаренности
Одаренность — наличие потенциально высоких или выдающихся качеств(способностей) у человека.
Одаренный ребенок —это ребенок,который выделяется яркими,очевидными,иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Одни полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Другие считают, что одаренность уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
В один миг выделить одаренных детей невозможно. Дело не только в невозможности создать тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества личности, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на момент тестирования и не являются неизменными величинами.
Определить ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» сегодня – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного от педагога зависит многое. На его плечи ложится ответственность за правильное воспитание и обучение детей. Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и постоянный процесс. Учитель должен стремиться к постоянному пополнению знаний, совершенствованию мастерства, гибкости, он должен быть творческим, готовым к пересмотру своих взглядов и самосовершенствованию. Одаренный ученик нуждается в устойчивой самооценке. У одаренных детей, как правило, высокая самооценка, но в то же время она крайне противоречива – переход от осознания своих особенностей до полного самоотречения. Одаренный ребенок на самом деле задает школе трудную задачу, которую нельзя оставить без внимания, не смотря на благой принцип – помогать слабо одарённым. Талантливых и способных детей много и нельзя упустить шанс для их развития. Важно выявить природную одаренность ребенка как можно раньше, чтобы полнее раскрыть талант и направить его на успешное развитие в будущем. Истинное дарование чрезвычайно редко развивает все душевные области равномерно. Поэтому следует обратить внимание на «особость» одаренных детей, которая сопровождается проблемами в общении со сверстниками и взрослыми. Необходима профессионально-личностная готовность педагогов к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей. Педагогу важно избегать ошибочных суждений по отношению к ученикам . Чтобы правильно выявить и развить в детях талант, педагогу необходимо и самому обладать профессиональной базой ЗУН, в которые должно входить:
— общая профессиональная подготовка
— личные качества педагога
— специальная профессиональная подготовка
— взаимодействие с другими компонентами структуры образования
В организации работы с одаренными детьми всю деятельность можно разбить на 5 этапов:
Диагностический – анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
Учебный – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.
Методический – создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.
Творческий – участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.
Профориентационный – профессиональное самоопределение учащихся.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут не только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям, но и когда работает с таким ребенком грамотный и высококвалифицированный педагог. Ведь необходимо четко знать, каким образом осуществлять педагогическую деятельность по отношению к одаренным школьникам, чтобы способствовать еще большему развитию уже имеющихся талантов и раскрытию тех, которые еще не успели себя должным образом проявить.
Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Выявив одаренного ученика, необходимо установить с ним сотрудничество. Ведь одаренные дети – особый мир, и вы, учителя, обязаны приоткрыть дверь в этот мир. Помните: чем раньше начата работа с одаренным ребенком, тем полнее и шире раскрывается его талант.
Елена Николаевна Нетребина
Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми
«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России»
В. Путин
В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях модернизации образования.
Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Государственная политика направлена на обеспечение эффективного развития, обучения и воспитания одаренных детей, а ответственность за решение этой задачи возложена на педагога. От современных педагогов требуются качественные действия в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки, поэтому проблема подготовки учителя к работе с одаренными детьми является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в педагогике.
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»
А. Бебель
Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу нескольких составляющих проблем.
1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки педагога и его последующей работы с одаренными детьми.
2. Организация теоретического обучения педагога вопросам диагностики одаренности, выбору правильных стратегий работы с одаренным ребенком, созданию условий для раскрытия одаренности.
3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и развития таких детей.
4. Ознакомление педагогов с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой области.
Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом» педагоге.
Личность учителя является важнейшим фактором в процессе развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Вопросы подбора и подготовки учителя для работы с одаренными детьми отличаются сложностью и неоднозначностью, требуют учета личностных качеств.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна быть как разработка стратегии, подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. В процессе такой подготовки педагогов должны быть обеспечены формирование не только соответствующих умений, но и отработка качеств личности, необходимых для выявления и сопровождения одаренных детей.
Стратегия, содержание, формы и методы подготовки педагога должны обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной квалификации педагогов.
В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и коррекцию качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.
Специфика такой подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать целому ряду требований:
1) Формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.
2) Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный характер образования педагогов.
3) Создание системы консультирования и тренингов. Эта форма эффективна для формирования необходимых педагогу навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.
4) Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.
подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества.
Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым личностным качествам педагога для одаренных детей, требуют дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих педагогов в вузе.
Следовательно, можно сделать вывод, что практический компонент готовности педагога в работе с одаренными детьми отражается следующими умениями:
— использовать приемы и методы для развития способностей ребенка;
— прогнозировать развитие одаренного ребенка;
— стать наставником в отношении одаренного ребенка;
— разрабатывать образовательную программу, которая будет соответствовать потенциалу одаренного ребенка;
— предлагать одаренному ребенку творческие задания;
— использовать вопросы открытого характера, предоставлять возможность выбора;
— предоставлять учащимся консультации по предмету и вопросам личностного характера;
— проводить индивидуальное обучение с одаренными детьми.
Педагог-тьютор — это наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс работы с одаренными детьми.
В работе педагога-модератора основными являются методы, которые побуждают детей к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.
Сегодня модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы с одаренными детьми.
Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога — фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога.
В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:
— действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных детей, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и трудностей;
— сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы.
В современных условиях одаренных детей можно выявить с помощью специальных психологических методов. Главная задача педагога, которой обеспечивается его эффективная работа с одаренными детьми, — это создание в рамках каждого занятия необходимых условий для развития и формирования познавательной активности талантливых малышей. В таких случаях часто используется метод детского эксперимента. Он заключается в том, что ученики, сталкиваясь с какой-либо проблемной ситуацией, должны сами определить, что им еще неизвестно для решения данной проблемы, или, что они должны повторить.
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятиях определенной работой. Еще их отличает необычная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую.
Для того, чтобы внутренний потенциал одаренного ребенка был раскрыт максимально, нужно вести ежедневную, последовательную, индивидуальную работу на всех уровнях.
Отметим наиболее важные моменты в работе со способными детьми, идущие непосредственно от педагога.
Роль заинтересованности каждый педагог согласится, что дети целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая
явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, нужно стремиться привить устойчивый интерес детей к предмету.
Этому способствуют:
— активные формы и методы в процессе преподавания,
— проведение уроков в нетрадиционной форме (особенно
интерактивные игры,
— организация внеклассных мероприятий,
— проектно-исследовательская деятельность,
— привлечение детей к участию в конкурсах, выставках.
На занятиях необходимо применять методы, развивающие мышление, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.
При контроле знаний использовать:
— индивидуальные задания, повышенной сложности, с применением дополнительного материала, выходящего за рамки образовательной программы;
— задания проблемного и творческого характера;
— задания на анализ, синтез и установление причинно-следственных связей, на развитие логического мышления;
— задания на прогнозирование ситуации.
При изучении нового материала — меры поддержания интереса к усвоению темы и развитию познавательной активности путем:
— стимулирования выдвижения гипотез, способности находить пути решения проблемных вопросов;
— вовлечения в активные формы деятельности;
— использования игровых форм обучения;
— составления логических таблиц и схем, планов самими учащимися способствующих пониманию излагаемого материала;
— стимулировать включение в изучаемый материал дополнительных научных данных и примеров.
При групповой работе назначать консультанта для составления алгоритма и осуществления анализа;
При работе в парах привлекать для поддержки слабоуспевающих детей;
При выполнении самостоятельной работы на занятиях, задания для одаренных детей предполагают:
— повышенную степень самостоятельности детей.
— самостоятельное нахождение рациональных путей решения вопроса;
— формирование системности в знаниях.