Социальная ситуация развития ребенка с зпр

Неблагоприятное
положение детей с задержкой психического
развития в среде сверстников рождает
у них ряд гиперкомпенсаторных реакций.
Стремясь обеспечить себе успех, они еще
прочнее фиксируются в своей деятельности
на более раннем возрастном интеллектуальном
уровне, в частности на игре, дающей
больше шансов на успех. Таким образом,
игровые интересы этих детей определяются
не только незрелостью эмоциональной
сферы, но и вторично закрепляются
неуспехом в школьной деятельности. Все
это усугубляет нарушения адаптации
этих детей к школьным условиям,
способствует их невротизации, в
более-старшем возрасте — и нарушению
поведения.

Описание
задержки интеллектуального развития
было бы неполным без специального
обсуждения проблемы так называемой
педагогической, а правильнее —
микросоциальной
запущенности:

недостаточного уровня развития навыков,
умений и знаний у ребенка с полноценной
нервной системой, но длительно находящегося
в условиях недостатка информации,
интеллектуальной, а часто и эмоциональной
депривации. В социально неблагополучных
семьях (при хроническом алкоголизме
родителей, в условиях безнадзорности
и т. д.) может задерживаться интеллектуальное
развитие ребенка и со здоровой нервной
системой.

Однако
как психологическая структура этого
недоразвития, так и его прогноз будут
иными, чем при задержке психического
развития, обусловленной болезненным
фактором. «Мозаичность» знаний,
представлений и понятий такого
микросоциально запущенного ребенка, а
синхрония в его развитии будут связаны
не с парциальностью недостаточности
его высших корковых функций, а с
особенностью воспитания и окружения.
Такой ребенок будет хорошо ориентирован
в достаточно сложных, но знакомых ему
.ситуациях, проявит ‘в них самостоятельность,
гибкость ;и инициативу, будет достаточно
осведомлен и сообразителен в вопросах,
представляющих для него интерес.

86. Факторы, обуславливающие поврежденное психическое развитие

Характерной
моделью поврежденного психического
развития является органическая деменция.

Ее
этиология
связана с перенесенными инфекциями,
интоксикациями, травмами нервной
системы, наследственными дегенеративными,
обменными заболеваниями мозга.

В
отличие от олигофрении, которая также
нередко имеет аналогичное происхождение,
деменция возникает либо начинает грубо
прогрессировать в возрасте после 2—3
лет. Этим хронологическим фактором в
значительной мере определяется отличие
патогенеза и клинико-психологической
структуры деменции от олигофрении. К
2—3-летнему возрасту значительная часть
мозговых структур является относительно
сформированной, поэтому воздействие
вредности вызывает их повреждение, а
не только недоразвитие. Задержка же
психического развития церебрально-органического
генеза от органической деменции
отличается значительно меньшей
массивностью поражения нервной системы.

Систематика
органической
деменции, особенно в детском возрасте,
представляет значительные трудности
ввиду множественности патогенетических
факторов, обусловливающих сложное
сочетание явлений повреждения и
недоразвития в ее клинико-психологической
структуре, разной экстенсивности
поражения, вариабельности его локализации.
Исходя из критерия динамики болезненного
процесса, различают так называемую
«резидуальную» органическую деменцию,
при которой слабоумие представляет
собой остаточные явления поражения
мозга травмой, инфекцией, интоксикацией,
и прогрессирующую деменцию, обусловленную
так называемыми текущими органическими
процессами (хронически протекающими
менингитами и энцефалитами, опухолевыми,
наследственными дегенеративными и
обменными заболеваниями, прогрессирующим
склерозом мозга и т. д.). Виды органической
деменции классифицируются и по
этиологическому критерию (эпилетческая,
постэнцефалитическая, травматическая,
склеротическая и Др.).

Фактор
динамики болезненного процесса имеет
решающее значение для возможности
психического развития. Поэтому тяжелая
прогрессирующая деменция, возникшая в
детском возрасте, по существу, не может
быть отнесена к аномалии развития, так
как в этих случаях речь идет о нарастающем
распаде психических функций, обусловленном
не аномальным развитием, а грубо
прогрессирующим болезненным процессом.
Об аномальном же развитии, связанном с
деменцией, можно говорить применительно
именно к деменции резидуальной, при
которой, несмотря на наличие выраженных
явлений повреждения, приостановка
болезненного процесса дает определенные
возможности для развития, хотя и грубо
нарушенного.

В
патогенезе и формировании
клинико-психологических проявлений
органической деменции помимо этиологии
имеет значение и ряд других факторов.
К ним относятся прежде всего степень
распространенности и преимущественная
локализация болезненного процесса.
Возраст начала заболевания и длительность
периода, прошедшего после его окончания,
также имеют большое значение для типа
сочетания повреждения, недоразвития и
компенсаторных возможностей нервной
системы. Не безразличны индивидуальные
преморбидные особенности ребенка.
Бесспорная роль принадлежит своевременному
началу восстановительной работы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Особенности социально-личностного развития дошкольников при ЗПР.Умение посмотреть на себя со стороны, выразить отношение к своему поведению и деятельности, оценить их (самооценка) и проконтролировать (самоконтроль), изменить или сохранить прежние формы поведения и деятельности (саморегуляция) в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних установок и т.п. – это и есть составляющие самосознания и личности.

Самооценка детей с ЗПР часто бывает неадекватной, неустойчивой. Они могут переоценивать свои отдельные успехи. Встреча с трудностями приводит к формированию заниженной самооценки. Дошкольники с заниженной самооценкой выбирают для выполнения более легкие задания, а не те, которые в действительности могут решить. Уровень притязаний является низким. Самооценка может повышаться за счет социально приемлемого способа самореализации. Это могут быть занятия музыкой, спортом и т.д.

Дети с ЗПР обнаруживают значительное отставание в формировании действий самоконтроля и саморегуляции в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. При выполнении заданий дошкольники допускают многочисленные ошибки из-за невнимательности и потому, что не запоминают правила выполнения задания. Сделанные ошибки не замечаются и не исправляются. Желания улучшить качество выполненной работы отсутствует. К полученному результату дошкольник остается равнодушным. Воспитанникам характерны следующие особенности: неуверенность в себе, беспокойство, тревожность, наличие страха перед неудачей и неадекватных реакций на удачу, слабая мотивация достижения. В ситуации неуспеха у ребенка появляется желание бросить работу. У детей с ЗПР могут наблюдаться такие реакции на неуспех как вегетативные изменения, аффективные реакции, плач, молчание, стремление покинуть помещение, отказ отвечать или выполнять задание, не испробовав всех средств для получения правильного результата. Положительное отношение к заданиям, требующим волевых и интеллектуальных усилий, адекватные реакции на неуспех и трудности в работе формируются медленно. Дошкольники в большей мере ориентированы на реакцию взрослого. Благодаря эмоциональной поддержке педагога, созданию соответствующей мотивации для исправления ошибок и продолжения выполнения задания дети с ЗПР способны преодолевать трудности. Дошкольники с желанием идут на сотрудничество с взрослым.

Мотивационно — потребностная сфера детей с ЗПР является дисгармоничной с точки зрения соотношения реального уровня развития и потенциальных возможностей.

Доминирующими мотивами детей с ЗПР являются:

1. Игровые мотивы.
2. Мотивы сохранения привычного функционирования.
3. Желание избежать трудностей, неудач, боязнь наказания (такая мотивация является показателем растущей неуверенности в себе).
4. Желание получить похвалу, добиться успеха (мотивация связана с неадекватной завышенной самооценкой).

Для детей с ЗПР характерны трудности в общении, которые связаны с импульсивностью (гиперактивностью) или заторможенностью (пассивностью). Импульсивные дети отличаются крикливостью, шумностью, подвижностью. Они не умеют выслушать собеседника до конца, могут прервать его речь. Не всегда проявляют корректность. Могут нагрубить взрослым. Дети не владеют правилами, культурой общения. С заторможенным ребенком трудно общаться. От него тяжело добиться развернутого ответа. Он не возражает, не высказывает своей точки зрения. Без взаимной активности общение сводится к руководству взрослого и подчинению ребенка.

В сфере межличностных отношений у дошкольников с ЗПР также наблюдается неблагополучная ситуация. Они редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками. Значительное число воспитанников оказывается в группах «изолированных» или «непринятых». Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с дошкольниками младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых воспитанников существует страх перед детским коллективом, поэтому они его избегают. Опыт положительного взаимодействия со сверстниками отсутствует. Дети с ЗПР не владеют способами сотрудничества, навыками кооперации, не умеют наладить продуктивные отношения с окружающими людьми. Для общения дошкольники предпочитают сверстников своего пола. Ребенок с ЗПР не готов к внеситуативно — личностному общению. Он достигает лишь уровня ситуативно – делового общения.

Воспитанники с ЗПР не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно. В процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет. Дети с ЗПР владеют знаниями об элементарных социальных нормах поведения, но используют их при вербальном поведении, а в реальном поведении очень часто их нарушают. Аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые. Функционирование моральных норм зависит от характера ситуации, в которой они используются. Чем конкретнее ситуация, тем большая вероятность выполнения детьми с ЗПР моральных норм. Поведение в ситуации морального конфликта зависит от того, насколько данная ситуация приобрела для ребенка личностный смысл. Чем сильнее ситуация личностно значима для ребенка, тем чаще поведение соответствует моральным нормам общества. Соблюдение дошкольниками социальных норм зависит от контроля педагога за их поведением. Отпечаток на становление морального поведения у детей с ЗПР накладывают разные социальные условия воспитания. Так дошкольники, воспитывающиеся в домашних условиях и имеющие широкий круг социального общения, ориентированы на взрослого, ждущего от них социально приемлемого поведения. Становление морального поведения у детей – сирот, воспитывающихся в закрытых образовательных учреждениях, замедленно. Они хуже социализированы в области нравственно-нормативного поведения.

При ЗПР дошкольники правильно идентифицируют себя с полом и возрастом, располагают определенными сведениями о себе, но недостаточно четко представляют свои будущие возрастные роли и не обнаруживают стремления к смене возрастной роли.

При просьбе охарактеризовать себя дети с ЗПР в основном останавливаются на негативных особенностях своего поведения, которые часто фиксируются взрослыми и связаны с большим числом замечаний. Автопортреты выглядят скудно, объем параметров для самоописания является суженным.

Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 3673; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9022 — | 7290 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Неблагоприятное положение детей с задержкой психического развития в среде сверстников рождает у них ряд гиперкомпенсаторных реакций. Стремясь обеспечить себе успех, они еще прочнее фиксируются в своей деятельности на более раннем возрастном интеллектуальном уровне, в частности на игре, дающей больше шансов на успех. Таким образом, игровые интересы этих детей определяются не только незрелостью эмоциональной сферы, но и вторично закрепляются неуспехом в школьной деятельности. Все это усугубляет нарушения адаптации этих детей к школьным условиям, способствует их невротизации, в более-старшем возрасте — и нарушению поведения.

Описание задержки интеллектуального развития было бы неполным без специального обсуждения проблемы так называемой педагогической, а правильнее — микросоциальной запущенности: недостаточного уровня развития навыков, умений и знаний у ребенка с полноценной нервной системой, но длительно находящегося в условиях недостатка информации, интеллектуальной, а часто и эмоциональной депривации. В социально неблагополучных семьях (при хроническом алкоголизме родителей, в условиях безнадзорности и т. д.) может задерживаться интеллектуальное развитие ребенка и со здоровой нервной системой.

Однако как психологическая структура этого недоразвития, так и его прогноз будут иными, чем при задержке психического развития, обусловленной болезненным фактором. «Мозаичность» знаний, представлений и понятий такого микросоциально запущенного ребенка, а синхрония в его развитии будут связаны не с парциальностью недостаточности его высших корковых функций, а с особенностью воспитания и окружения. Такой ребенок будет хорошо ориентирован в достаточно сложных, но знакомых ему .ситуациях, проявит ‘в них самостоятельность, гибкость ;и инициативу, будет достаточно осведомлен и сообразителен в вопросах, представляющих для него интерес.

Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция.

Ее этиология связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга.

В отличие от олигофрении, которая также нередко имеет аналогичное происхождение, деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2—3 лет. Этим хронологическим фактором в значительной мере определяется отличие патогенеза и клинико-психологической структуры деменции от олигофрении. К 2—3-летнему возрасту значительная часть мозговых структур является относительно сформированной, поэтому воздействие вредности вызывает их повреждение, а не только недоразвитие. Задержка же психического развития церебрально-органического генеза от органической деменции отличается значительно меньшей массивностью поражения нервной системы.

Систематика органической деменции, особенно в детском возрасте, представляет значительные трудности ввиду множественности патогенетических факторов, обусловливающих сложное сочетание явлений повреждения и недоразвития в ее клинико-психологической структуре, разной экстенсивности поражения, вариабельности его локализации. Исходя из критерия динамики болезненного процесса, различают так называемую «резидуальную» органическую деменцию, при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией, и прогрессирующую деменцию, обусловленную так называемыми текущими органическими процессами (хронически протекающими менингитами и энцефалитами, опухолевыми, наследственными дегенеративными и обменными заболеваниями, прогрессирующим склерозом мозга и т. д.). Виды органической деменции классифицируются и по этиологическому критерию (эпилетческая, постэнцефалитическая, травматическая, склеротическая и Др.).

Фактор динамики болезненного процесса имеет решающее значение для возможности психического развития. Поэтому тяжелая прогрессирующая деменция, возникшая в детском возрасте, по существу, не может быть отнесена к аномалии развития, так как в этих случаях речь идет о нарастающем распаде психических функций, обусловленном не аномальным развитием, а грубо прогрессирующим болезненным процессом. Об аномальном же развитии, связанном с деменцией, можно говорить применительно именно к деменции резидуальной, при которой, несмотря на наличие выраженных явлений повреждения, приостановка болезненного процесса дает определенные возможности для развития, хотя и грубо нарушенного.

В патогенезе и формировании клинико-психологических проявлений органической деменции помимо этиологии имеет значение и ряд других факторов. К ним относятся прежде всего степень распространенности и преимущественная локализация болезненного процесса. Возраст начала заболевания и длительность периода, прошедшего после его окончания, также имеют большое значение для типа сочетания повреждения, недоразвития и компенсаторных возможностей нервной системы. Не безразличны индивидуальные преморбидные особенности ребенка. Бесспорная роль принадлежит своевременному началу восстановительной работы.

Источник

Неблагоприятное
положение детей с задержкой психического
развития в среде сверстников рождает
у них ряд гиперкомпенсаторных реакций.
Стремясь обеспечить себе успех, они еще
прочнее фиксируются в своей деятельности
на более раннем возрастном интеллектуальном
уровне, в частности на игре, дающей
больше шансов на успех. Таким образом,
игровые интересы этих детей определяются
не только незрелостью эмоциональной
сферы, но и вторично закрепляются
неуспехом в школьной деятельности. Все
это усугубляет нарушения адаптации
этих детей к школьным условиям,
способствует их невротизации, в
более-старшем возрасте — и нарушению
поведения.

Описание
задержки интеллектуального развития
было бы неполным без специального
обсуждения проблемы так называемой
педагогической, а правильнее —
микросоциальной запущенности:
недостаточного уровня развития навыков,
умений и знаний у ребенка с полноценной
нервной системой, но длительно находящегося
в условиях недостатка информации,
интеллектуальной, а часто и эмоциональной
депривации. В социально неблагополучных
семьях (при хроническом алкоголизме
родителей, в условиях безнадзорности
и т. д.) может задерживаться интеллектуальное
развитие ребенка и со здоровой нервной
системой.

Однако
как психологическая структура этого
недоразвития, так и его прогноз будут
иными, чем при задержке психического
развития, обусловленной болезненным
фактором. «Мозаичность» знаний,
представлений и понятий такого
микросоциально запущенного ребенка, а
синхрония в его развитии будут связаны
не с парциальностью недостаточности
его высших корковых функций, а с
особенностью воспитания и окружения.
Такой ребенок будет хорошо ориентирован
в достаточно сложных, но знакомых ему
ситуациях, проявит в них самостоятельность,
гибкость и инициативу, будет достаточно
осведомлен и сообразителен в вопросах,
представляющих для него интерес.

63. Факторы, обуславливающие поврежденное психическое развитие

Характерной
моделью поврежденного психического
развития является органическая деменция.

Ее
этиология связана с перенесенными
инфекциями, интоксикациями, травмами
нервной системы, наследственными
дегенеративными, обменными заболеваниями
мозга.

В
отличие от олигофрении, которая также
нередко имеет аналогичное происхождение,
деменция возникает либо начинает грубо
прогрессировать в возрасте после 2—3
лет. Этим хронологическим фактором в
значительной мере определяется отличие
патогенеза и клинико-психологической
структуры деменции от олигофрении. К
2—3-летнему возрасту значительная часть
мозговых структур является относительно
сформированной, поэтому воздействие
вредности вызывает их повреждение, а
не только недоразвитие. Задержка же
психического развития церебрально-органического
генеза от органической деменции
отличается значительно меньшей
массивностью поражения нервной системы.

Систематика
органической деменции, особенно в
детском возрасте, представляет
значительные трудности ввиду
множественности патогенетических
факторов, обусловливающих сложное
сочетание явлений повреждения и
недоразвития в ее клинико-психологической
структуре, разной экстенсивности
поражения, вариабельности его локализации.
Исходя из критерия динамики болезненного
процесса, различают так называемую
«резидуальную» органическую деменцию,
при которой слабоумие представляет
собой остаточные явления поражения
мозга травмой, инфекцией, интоксикацией,
и прогрессирующую деменцию, обусловленную
так называемыми текущими органическими
процессами (хронически протекающими
менингитами и энцефалитами, опухолевыми,
наследственными дегенеративными и
обменными заболеваниями, прогрессирующим
склерозом мозга и т. д.). Виды органической
деменции классифицируются и по
этиологическому критерию (эпилетческая,
постэнцефалитическая, травматическая,
склеротическая и Др.).

Фактор
динамики болезненного процесса имеет
решающее значение для возможности
психического развития. Поэтому тяжелая
прогрессирующая деменция, возникшая в
детском возрасте, по существу, не может
быть отнесена к аномалии развития, так
как в этих случаях речь идет о нарастающем
распаде психических функций, обусловленном
не аномальным развитием, а грубо
прогрессирующим болезненным процессом.
Об аномальном же развитии, связанном с
деменцией, можно говорить применительно
именно к деменции резидуальной, при
которой, несмотря на наличие выраженных
явлений повреждения, приостановка
болезненного процесса дает определенные
возможности для развития, хотя и грубо
нарушенного.

В
патогенезе и формировании
клинико-психологических проявлений
органической деменции помимо этиологии
имеет значение и ряд других факторов.
К ним относятся прежде всего степень
распространенности и преимущественная
локализация болезненного процесса.
Возраст начала заболевания и длительность
периода, прошедшего после его окончания,
также имеют большое значение для типа
сочетания повреждения, недоразвития и
компенсаторных возможностей нервной
системы. Не безразличны индивидуальные
преморбидные особенности ребенка.
Бесспорная роль принадлежит своевременному
началу восстановительной работы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник