Роль отца в развитии ребенка раннего возраста

Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста

Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще до их рождения, раньше других начинают выделять пап из окружающих, чаще останавливают на них свой взгляд. Максимально ранний контакт ребенка с отцом, особенно в первые два-три дня после рождения (или даже в первые часы), когда в мозг новорожденного «впечатываются» первые внешние события, звуки, прикосновения, производит на обоих неизгладимое впечатление, многократно усиливая их будущую привязанность друг к другу.

Беременность и рождение ребенка – важные события в жизни семьи, требующие особых взаимоотношений между супругами. Многочисленные исследования показывают, что отец может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на психическое здоровье ребенка. Пренебрежительное отношение отца к новорожденному тяжело сказывается на эмоциональном состоянии матери, которое передается грудному ребенку. Он становится беспокойным – плохо ест, спит, часто срыгивает и т. п. Позже это проявляется в виде невроза страха. Вместе с тем замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей, проявляет большую открытость в общении.

За исключением кормления грудью, отцы вполне способны обеспечить полный уход за ребенком – могут купать, пеленать и качать его так же умело, как мать. Отцы улавливают сигналы ребенка так же чутко, как и матери, а младенцы привязываются к ним не меньше, чем к матерям. Несмотря на это, отцы, как правило, не берут на себя основную ответственность по уходу за ребенком. Такая второстепенная роль папы в воспитании детей раннего возраста может быть связана с чувством некомпетентности в этом вопросе, что они часто подтверждают словами: «Мое время еще не пришло».

Между тем существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы о младенце на мать. Ведь воспитание детей – это постоянное занятие, в котором участвуют два человека: отец и мать.

Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры («Ладушки», «Сорока» и т. п.). Отцы устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца (или принцессы) или в злого и ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких, очень маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся проявление физической силы и стихийность. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери!) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность. Отметим, что трех-четырехлетние дети с большим желанием общаются с родителем противоположного пола – подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем.

Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый отец должен осознавать это и всегда помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, – недостаточно зрелые, несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству.

У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.

Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

В наши дни многие уверенные в себе женщины хотят «родить ребенка для себя», они убеждены в том, что смогут обеспечить его всем сами. Но ведь о значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т. е. рожденных вне брака, в два раза выше. При поддержке отца женщина может передать своим детям чувство уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребенка одна. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляют ему одинаковые требования, окружают его постоянной любовью и вниманием.

Читайте также:  Развитие любознательности ребенка в семье

Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее благополучие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Первая группа детей раннего возраста (от рождения до одного года)
В отечественной психологии младенчество рассматривается как особый возраст, в котором устанавливается эмоционально-личностное общение ребенка со взрослым и который характеризуется особой социальной

Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет)
Организация образовательного процесса обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Развитие детей раннего возраста
Голубева Л.Т. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Иллюстрированный материал для развития речи

Особенности развития детей раннего возраста
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного

«Семейственные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа»

А. С. Пушкин. Роман в письмах

Предисловие
Помню, как в клубе критиков питерского Дома кино обсуждали фильм Е. Мотыля «Звезда пленительного счастья». По ходу разговора встал вопрос

Нарушение пищеварения у детей раннего возраста
На первом году жизни больше всего проблем малышу и родителям, а также врачам, доставляет пищеварительная система.Редкая мама может похвастаться тем, что ее ребенок никогда не страдал от болей в животе, не срыгивал и не имел

Роль отца в естественном воспитании
Семь секретов естественного воспитания срабатывают лучше, если есть отзывчивый и заботливый папочка. Хотя в первые годы жизни ребенка для него естественно отдавать предпочтение матери, отцы просто необходимы. Отец обеспечивает

Книги для детей. Роль сказки в развитии ребенка

Книжки вредные и полезные для детской психики.
Значение любимой сказки в выборе жизненного пути.
Большинство родителей знает о важности чтения детям книг. Они сознают, как это необходимо для развития малышей. Но далеко не

Источник

Светлана Заноздрина
Заседание клуба для родителей «Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста»

1. Дискуссия «Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка»

Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

— Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

— С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди Всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

— Нет не он… И этот не он… И тот не он… — говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

— Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был)

Читайте также:  Оценка психомоторного развития ребенка 1 года жизни

— А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

— Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

— Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями

Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

— Ведь именно ему жить в будущем.

— Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.

— Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

— Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

— Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

Задумаемся над словами Л. Н.Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

«Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы,поясняя что имели введу наши предки:

Без корня и трава не растет.

Не мы на детей походим, а они на нас.

Матушкин сынок, да батюшкин горботок.

Похвальное слово гнило бывает.

Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Эта педагогическая мудрость известна наверное всем.

Информационная часть «Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка»

Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог уверенно познавать окружающий мир. В семье решением этой задачи занимаются родители – мать и отец. Они играют важную роль в воспитании и развитии ребенка. Но каждый играет свою особую роль.

Роль матери.

С давних пор уход за ребёнком и его воспитание возлагается в основном на плечи матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней и между матерью и ребенком складывается привязанность.

Эта привязанность может быть здоровой и способствовать развитию ребенка в течение его жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мама понимает любые сигналы ребенка (плач, улыбку, внимательна к потребностям ребенка и с раннего детства помогает преодолеть ему трудности. Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны, сообразительны, не боятся отойти от матери и начать осваивать мир вокруг себя. Здоровая привязанность формирует доверие к окружающему миру. Когда дети вырастут, то они будут чувствовать себя уверенно и не побоятся совершать ошибок.

Но привязанность может быть и негативной и удерживать взросление ребенка. Нездоровая привязанность формируется тогда, когда мать пренебрегает интересами и потребностями ребенка, выбирает контролирующий стиль воспитания, относится к ребенку с чуткостью только в моменты его болезни. Эти дети, став взрослыми осознают, что для того, чтобы получить любовь и заботу надо заболеть. У них отмечается страх оказаться не нужными. Это может привести к отсутствию друзей, боязни делать что-то новое, проявлять инициативу.

Что же делать, чтобы развить здоровую привязанность матери и малыша?

— предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре;

— уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности;

— с первых дней жизни младенца и в дальнейшем будьте внимательны к нему. Не скупитесь на теплые слова и чаще проводите время вместе.

Бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу позволяет ему проявлять больше активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира.

Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает, берет на руки, у малыша формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и окружающих людях.

Таким образом, мать играет важную роль в жизни ребенка, в формирование доверия к миру и уверенности в себе.

Но общение ребенка с папой не менее важно для полноценного формирования личности.

Роль отца.

Отец всегда являлся для ребенка источником силы, старшим другом. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», которую ребенок должен заслужить. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна.

Роль отца в воспитании сына и дочери различна.

Роль отца в воспитании сына

Папа в жизни мальчика очень важен, потому что он является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, жены, друзей, будущих детей. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать отцу. Ведь мужчиной не стать только по причине рождения в мужском теле. Благодаря мужскому воспитанию сын учится отождествлять себя именно с сильной половиной человечества.

Отец должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным. Развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это и есть главные задачи воспитания сына отцом.

Роль отца в воспитании дочери

Читайте также:  Полноценное развитие ребенка до года

Роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу, девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе, воспитывая тем самым в ней женское достоинство.

Помимо этого отец выступает как противоположность матери в плане эмоциональности. Женщины всегда отличаются повышенной экспрессивностью, и мужчина благодаря своей сдержанности и разумности способен уравновесить женщину. Именно папа сможет научить дочку спокойно реагировать на жизненные ситуации, реально оценивать свои силы, не страшиться трудностей.

Отец по-разному относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Так,отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда: «Хозяюшка растет!»,а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем, займемся мужскими делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия.

Мать – это прежде всего тот человек, который пожалеет, успокоит. Если у ребенка что-то не получилось,она скажет: «Да ерунда, ты все равно самый лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не понимают».

Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач.Реакция на неуспех у него будет другая: «Ну что ты сразу руки опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и делай еще попытку, все получится!».

Для всестороннего развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы он видел, как решает проблемы и отец и мать. Ведь мышление мужчины и женщины различно. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин — явные превосходства в речевом развитии, в интуиции.

Таким образом, для успешного гармоничного развития личности ребенка важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать и отец. Неважно, какое количество времени вы общаетесь со своим ребенком — два часа или целый день. Важно качество общения. Порой за пятнадцать минут можно уделить крохе достаточно внимания. Дорожите каждой минутой, проведенной с ребенком, гуляйте, играйте, беседуйте. И будьте уверенны — Ваш ребенок вырастет гармонично развитым человеком, умеющим преодолевать и не страшиться жизненных препятствий!

2. Тест «Какой вы родитель

Прежде всего важно знать, каково Ваше влияние на процесс воспитания ребенка.

Сейчас Вам будет предложен тест, нужно внимательно прочесть предлагаемые вопросы и постараться ответить на них откровенно. Ведь Вам, я думаю, важно знать, насколько умеете Вы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности ребенка

Тест для родителей «Ваше влияние на процесс воспитания ребенка»

Вопросы Ответы

Можете ли Вы Могу и всегда так поступаю Могу, но не всегда так поступаю Не могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А Б В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А Б В

4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты? А Б В

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? А Б В

6. Поставить себя на место ребенка? А Б В

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц? А Б В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства,, представляющий Вас в невыгодном свете? А Б В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? А Б В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как захочет, и не во что не вмешиваться?

А Б В

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А Б В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Итого:

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка

Ответ «Б» в 2 очка

Ответ «В» в 1 очко

От 30 до 39 очков. Ребенок — самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами. Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.

От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо терпения, а возможно и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитани

.Надеюсь, что данный тест дополнил Ваше представление о себе, как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Источник