Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка thumbnail

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка

Тихомирова Л.Ф.

Тихомирова Лариса Федоровна — доктор педагогических наук, профессор.

В 1979 году с отличием закончила лечебный факультет Ярославского Государственного Медицинского Университета по специальности лечебно-профилактической. В 1989 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. С 1990 по 1998 год работала доцентом кафедры психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского областного института повышения квалификации работников образования.

В 1993 году ей было присвоено ученое звание доцента по данной кафедре. С 1998 по 2000 год работала проректором по научно-методической работе Ярославского областного института повышения квалификации работников образования. С 1999 по 2000 год прошла профессиональную переподготовку в Государственном образовательном учреждении Ярославской области институте повышения квалификации работников образования по социальной педагогике — психологии семейного профиля. В 2001 году поступила в докторантуру на кафедру социального управления Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, одновременно вела занятия со студентами, работая на кафедре социальной педагогики в должности доцента.

В 2004 году Л.Ф. Тихомирова защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Избрана по конкурсу на должность профессора кафедры социальной педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Тихомирова Л.Ф. имеет более 100 опубликованных научных трудов.

Книги (5)

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаЛогика. Дети 5-7 лет

Задания, упражнения и игры, представленные в данном пособии, помогут развить мышление детей старшего дошкольного возраста, научить выделять существенные признаки предметов, сравнивать по существенным и несущественным признакам, обобщать и классифицировать предметы.

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов, родителей. Окажет существенную помощь в подготовке детей к школе.

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаМатематика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения

Перед учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам наук, но и привить интерес к учебным предметам, развить познавательные способности маленьких учеников. В полной мере это относится к математике.

В данном пособии собраны упражнения и дидактические игры, способствующие более осознанному и глубокому усвоению программного математического материалам развитию у младших школьников мышления, памяти, внимания.

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаРазвитие интеллектуальных способностей школьника

Пособие содержит материалы по диагностике интеллектуальных способностей школьников, а также задания и упражнения для их развития. Использование тренингов и игр позволит этот процесс сделать более эмоционально приятным, а, следовательно, и более эффективным.

Книга предназначена для родителей, имеющих детей в возрасте от 11 до 15 лет, и для педагогов, работающих в среднем звене школы.

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаРазвитие познавательных способностей детей

Популярное пособие для родителей и педагогов.

Развитие познавательных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, педагогов.

В книгу включены игры, задания, упражнения, которые позволяют развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаУпражнения на каждый день. Логика для дошкольников

Книга «Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников» предлагает различные игры, упражнения, задания, которые помогут развить познавательные способности: внимание, память, мышление и речь ребенка, готовящегося к школе.

Добавить отзыв

Источник

Индивидуальная программа «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка» (разработка технологии)

Пояснительная записка

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 1-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

Читайте также:  Задержки речевого развития год ребенку

Теоретико-методологическое обоснование

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского-Б.Д.Эльконина.Основоположникомдеятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие.

Цель программы:

  1. Научить ребенка мыслить,

  2. Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности,

  3. Дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач,

  4. Развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, слова;

  • обобщать;

  • классифицировать предметы, слова, числа;

  • устанавливать логические закономерности;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения понятиям и явлениям;

  • определять отношения между предметами типа «род – вид»;

  • определять отношения между предметами типа «часть – целое»;

  • определять функциональные отношения между предметами;

  • развивать речь;

  • объяснять и подбирать значения слов (омонимы);

  • использовать операции логического мышления для речения задач.

2. Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.

3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;

4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.

Принципы, на которых осуществляется программа:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3.Принцип постепенности.

4.Принцип доступности.

5. Деятельностный принцип.

Формы работы при реализации программы:

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Время проведения занятий:

Систематический курс (один раз в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью по 30 – 35 минут.

Методики и техники для работы:

  • создание проблемной ситуации;

  • техника поэтапного формирования умственных способностей;

  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;

  • методы групповой работы;

  • методы индивидуальной работы.

Структура программы:

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Этапы основной части:

  1. Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.

  2. Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).

  3. Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.

Читайте также:  Стихотворение для родителей о развитии речи ребенка

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Продолжительность заключительной части – 5 минут.

3 класс. Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.

I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах».

Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл.

1. Трус своей лени боится. (Лени – тени)

2. Лес рубят – кепки летят. (Кепки – щепки)

3. Вола ноги кормят. (Вола – волка)

4. Трус кормит, а олень портит. (Трус – труд, олень – лень)

II. Основная часть.

Задание 1. «Расположи слова» (от частного к общему понятию).

Вводная беседа: Употребляя слова мы понимаем друг друга, потому что одни и те же слова обозначают одни и те же вещи и события. Каждое слово что-то обозначает. Есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями, например: слово фрукт является общим понятием. Этим словом можно назвать яблоки, груши, сливы, бананы. Но есть слова, которые указывают на конкретное, частное понятие, например слово яблоко. Этим словом называются только яблоки, но яблоки большие и маленькие, спелые и неспелые, сочные и несочные. После объяснения учащиеся приводят свои примеры, которые записываются на доске.

Солнце – звезда Квадрат – многоугольник

Ребенок – мальчик Единица длины – метр

Задание 2. Задача «Этажи».

«В доме 4 этажа. На каждом этаже живет одна семья. Борисовы живут под Карповыми, Ивановы – над Черновыми и Карповы – под Черновыми. Кто на каком этаже живёт? Разместите семьи по этажам». (Задачу надо решить во внутреннем плане, рисовать что-либо учащимся не разрешается.)

(Правильный ответ: на 1 этаже живут Борисовы, на 2-м – Карповы, на 3-м – Черновы, на 4-м – Ивановы.)

Разминка во время урока. Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.

Задание 3. Найди и подчеркни слова, которые состоят из нескольких других.

АЗ-ЕЛЬ, ТЮЛЬ-ПАН, ДИКОСТЬ, МАСКА, КОРОВА, ПИР, ЛАД-УШКИ, ОСИНА.

Задание 4. Найди пару квадратиков, которые получены путём переворотов, обведи номера. Ответ: 1-5, 2-6. Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка

1

1 2 3 4 5 6

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка

2.

1 2 3 4 5 6

  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

Источник

Загрузка …

Все с рубля!

  •   

    • Основной раздел
    • Как работает аукцион
    • Зачем регистрироваться?
    • Как покупать?
    • Как продавать?
    • Частые вопросы
  •   

  •   Корзина
  • Настройки
  • Продать
  • Регистрация 
  •   
  • Недавние 1

    • Лоты  1
    • Разделы  
    • Поиски  
  • Избранные

    • Лоты  
    • Разделы  
    • Поиски  
  •   

    • Недавние 1
    • Лоты  1
    • Разделы  
    • Поиски  
    • Избранные
    • Лоты  
    • Разделы  
    • Поиски  
  • Покупаю

    • Главная страница
    • Избранные лоты
    • Торгуюсь сейчас
    • Я купил
    • Не купил
    • Подписка на новые лоты
    • Запросы лотов у продавцов
    • Предложения продавцов
  • Продаю

    • Продать
    • В продаже
    • Сделки
    • Завершенные торги
    • Пополнить счет
    • Спрос
    • Настройки продавца
    • Мой магазин 
    • Активация
    • Настройка
  •   

    • Покупаю
    • Избранные лоты
    • Торгуюсь сейчас
    • Я купил
    • Подписка на новые лоты
    • Запросы лотов у продавцов
    • Предложения продавцов
    • Продаю
    • Продать
    • В продаже
    • Сделки
    • Завершенные торги
    • Пополнить счет
    • Спрос
    • Настройки продавца
  •  
Читайте также:  Задержка моторного развития у ребенка 3 лет

ИнфоПоложить в корзину

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка

Все фото на одной странице

Knigotvorec.ru (859)   520

Фото продавца

98.78% положительных отзывов от 419 покупателей за год.

Зарегистрирован 22/08/2018.

На сайте: 15 минут назад.

5.0

●●●●●

 592

● 5   578
● 4   12
● 3   1
● 2   0
● 1   1

Все отлично!)

Читать все отзывы → 

Обычно отвечает в течение 25 минут.

 — Приватный вопрос

Все товары продавца (32405)

Добавить продавца в «Любимые»

Добавить лот в «Избранные»

Пожаловаться на лот! 
Найти похожие
Доступно:  1 шт.
Цена:  550.00 р
 

Положить в корзину
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу
Лот размещен:  30/03/2020 20:26:05
Предложение действительно до: 29/05/2020 20:26:05
Лот находится в городе:  Москва 
Доставка: 
по городу: За дополнительную плату: 300.00 р.
  по стране и миру:  Стоимость доставки по стране и миру узнавайте у продавца.
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке.
Лоты доставляются одним отправлением.
Отправка Почтой России от 200 руб.

Отправка в пластиковых пакетах почты России.

Доставка по Москве — 300 руб. в пешей доступности от станции метро. При отказе от заказа доставленного курьером, оплачивается курьерская доставка.

Сумма доставки за МКАД оговаривается отдельно.

Самовывоз — 100 руб. (м. Кантемировская, м. Домодедовская, книгу доставляем к выходу в метро).

Оплата: Наличные, Банковская карта, Яндекс.Деньги.
Состояние товара: Б/у.

Автор: Лариса Тихомирова
Издательство: Рольф
Место издания:
Тип переплёта: Обложка
Год издания: 2000
Формат:
Состояние: смотрите на фото
Количество страниц: 160
Код хранения: Рольф, 924

Аннотация:
Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника должно быть постоянной заботой родителей и педагогов. В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые помогают развивать логическое мышление, восприятие, память и успешно учиться, подготовиться к переходу в среднее звено школы. Книга предназначена для родителей и учителей начальных классов.

Условия доставки и оплаты:

Способы доставки: курьером; самовывоз; почтой по предоплате 
Способы оплаты: наличными; банковской картой

При заказе обязательно оставляйте контактный телефон.
 

ДЛЯ МОСКВЫ: ПРОСЬБА УКАЗЫВАТЬ ЖЕЛАЕМЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КНИГИ (ДОСТАВКА ИЛИ САМОВЫВОЗ). 

Доставка: 

Отправка Почтой России от 200 руб.  Отправляем в пластиковых пакетах почты России.

Наложенным платежом оплату не принимаем. 
Почтовые отправления высылаются в течении 7 рабочих дней после получения оплаты (это максимальные сроки). 

 

Доставка по Москве — 300 руб. в пешей доступности от станции метро.
Сумма доставки за МКАД оговаривается отдельно. 

Самовывоз — 100 руб. (м.Домодедовская, книги доставляем к турникетам). 

Варианты оплаты
Наличные из рук в руки (Москва). 
На карту Сбербанка РФ. 

Резерв на книги до оплаты  — 3 рабочих дня после заказа, если иное не оговорено дополнительно. Если в течении трех дней заказ не оплачен — книги вновь выставляются на продажу.

Что можно сделать:

Положите в корзину один или несколько лотов, а затем купите их все сразу.

Купить этот лот по цене 550.00  р.

Вы можете наблюдать за ходом торгов по этому лоту, добавив его в «Избранное».

Источник