Стихотворение для родителей о развитии речи ребенка

Стихотворение для родителей о развитии речи ребенка thumbnail

Если научить ребенка правильно произносить звуки и слова в раннем детстве, то и в будущем проблем с дикцией у него не будет.

В этой статье AdMe.ru собрал стихотворения, которые вы можете разучить вместе с детьми. И заодно проверьте, насколько четкая речь у вас самих: получится прочитать эти скороговорки четко и быстро?

  1. К Чебурашке в чашку
    Шлепнулась букашка,
    Добрый Чебурашка
    Вытащил букашку,
    Положил букашку
    Сохнуть на бумажку.
    Высохла букашка,
    Поднялась с бумажки
    И снова чебурахнулась
    В чашку к Чебурашке.
  2. Лунный свет голубой
    Спать ослу не давал,
    Сел осёл на валун
    И зевал и зевал…
    И случайно осёл проглотил вдруг луну,
    Улыбнулся, вздохнул —
    И спокойно уснул.
  3. Злые крысы
    Грызли крышу,
    Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
    И от страха там дрожали.
    Хрюша — поросёнок
    Хрюкает спросонок:
    Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
    Подавайте мне урюк!
    Поросёнок Хрюша,
    До того, как покушать,
    Ты возьми-ка мыло,
    Да умой-ка рыло!
  4. Забрели к нам в детский сад
    Десять маленьких цыплят.
    Завела их с улицы
    Пёстренькая курица.
    Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
    Это детский сад.
    Но не для цыплят!
  5. Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.
    Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.
    Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.
    Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.

    Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече.
    Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.
    Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.
    Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.

    Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу.
    Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.
    Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.
    Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.

    Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы.
    Те — де, те — де, только нет тебя нигде.
    Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.
    Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи.

  6. Не понять никак нам Дашу,
    Ведь во рту у Даши каша.
    Но не гречка и не плов —
    Эта каша-то из слов!

  7. Любит буква «Р» тигрёнка —
    С детства он её рычит.
    Любит буква «Р» рыбёшку —
    Лучше всех её… молчит.

  8. Букву «Р» наш поросёнок
    Громко хрюкает с пелёнок.
    Буду крепко с ним дружить —
    «Р» поможет мне учить.

  9. На уроки к логопеду
    Аж вприпрыжку я бегу:
    Ведь учительнице строгой
    Показать язык смогу!

  10. Должен каждый офицер
    Говорить отлично «Р»!
    Ведь иначе он солдат
    Не построит в ровный ряд.

    (Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)

  11. Депутату иль певцу
    Быть картавым не к лицу.
    Не давай хлеб пародистам,
    Говорить учись ты чисто.

  12. Мы расселись по порядку,
    Дружно делаем зарядку,
    Не ногами, не руками,
    А своими… язычками.

  13. Вчерашний град
    Повредил виноград.

  14. Редиску в окрошку
    Режет Серёжка.

  15. А в подарке у Марины
    Три огромных мандарина.

  16. Тигр и рысь — родня для киски,
    Репа, редька — для редиски.

  17. Артур на портрете
    В бордовом берете.

  18. У крысы в норке
    Сырные корки.

  19. Тридцать три огромных рака,
    Все в нарядных красных фраках.

  20. Рожь яровая —
    Культура зерновая.

  21. У принцессы у Арины
    На кровати три перины.

  22. Поздравили мы Иру
    По радиоэфиру.

  23. Папиросы, сигареты
    Для ребят всех под запретом.

  24. Прорубь в пруду —
    Рыбачить приду.

  25. Борька наш нырнул бобром,
    А вот Ромка — топором.

  26. Шофёр спозаранку
    Крутит «баранку».

  27. Кудрявый рыжий Юра
    Гордится шевелюрой.

  28. Радиоконструктор
    Придумал репродуктор.

  29. Горячий призыв к народу:
    Берегите родную природу!

  30. На праздник придём нарядными,
    Опрятными и аккуратными.

  31. Кроссворды и шарады
    Разгадывать мы рады.

  32. Корректировать я рад
    Речевой свой аппарат.

  33. Приобрёл Артур
    В Европу тур.

  34. Прохор и Варвара —
    Прекрасная пара.

  35. Гарантировал повар в трактире
    Макароны на гарнир Ире.

  36. А в руках у детворы
    Разноцветные шары.

  37. Стар ворон репертуар:
    Утром, вечером — всё КАРРР!

  38. В нашем озере Андрей
    Тридцать выловил угрей.
    Жарь, копти их и вари —
    Очень вкусные угри.

  39. Чтобы ядро из ореха добыть,
    Нужно его скорлупу раскусить.

  40. Берёзы бобр грызёт зубами,
    Как будто острыми резцами.

  41. Ананасы на сосне
    Света видела во сне.

  42. Просит Сашу киска:
    «Поделись сосиской!»

  43. Гусь искупался,
    Но сух остался.

  44. В саду средь ветвей
    Свистит соловей.

  45. Я старалась, я старалась —
    За посылку расписалась.

  46. С осины осенней
    Слетел лист последний.

  47. Соблюдается совой
    Распорядок часовой,
    Всё по расписанию,
    По согласованию.
    (По А. Усачёву)

  48. Больную Колькину коленку
    Зелёнкой колкой лечит Ленка.

  49. Пуделя Мальвины
    Слепила я из глины.

  50. Апельсин делю на дольки
    Для Алины и для Кольки.

Источник

Марина Роводзянова
Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи, с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, неважная память, не так подвижны психические процессы.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к заучиванию стихотворений.

Читайте также:  Старший дошкольный возраст играет важную роль в развитии ребенка

Родителям необходимо осознать, что стихи учить со своим ребёнком надо, так как это наиболее действенный метод развития детей. При заучивании стихов дети учится восприятию поэзии, расширяют свой кругозор, совершенствуют устную речь и формируют общий уровень культуры. Но самое главное – при заучивании стихов у детей развивается память.

Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.

Сколько стихов надо выучить?

Ответ простой: чем больше, тем лучше.

Заучивайте небольшие стихи чаще, постепенно увеличивая и усложняя, этим вы увеличиваете объем памяти.

Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании.

Хорошая память пригодится малышам в школе, чтобы лучше усваивать материал. Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также и Некрасова. Их стихи учат добру и любви.

Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Что способствует формированию слоговой структуры слова. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные.

Чтобы заинтересовать ребенка заучиванием стихотворения, можно описать ему яркую картину того, как он будет выступать перед зрителями (друзьями, знакомыми, родственниками, как все будут смотреть на него, слушать с восхищением, аплодировать, хвалить, благодарить. Можно пообещать за выступление какой-нибудь подарок или «приз».

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально, малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Предварительная работа.

Сначала взрослый читает текст — выразительно, не спеша, интонацией и голосом передавая его характер и настроение. А ребенок внимательно слушает. Лучше будет, если родитель расскажет стихотворение наизусть, подавая пример малышу.

Далее мама показывает иллюстрации к стихотворению. Как правило, в детских книжках они есть всегда. (Можно рассмотреть иллюстрации и перед началом чтения, заинтересовав ребенка.) Пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Если малышу понравилось стихотворение, предложите его выучить. Выясните или сами определите, какие слова, фразы незнакомы или не понятны ребенку, и объясните их значение в доступной форме — словами или с помощью картинок. Чтобы процесс заучивания прошел быстрее и легче, предложите крохе пересказать стихотворение своими словами: это поможет лучше понять его смысл. При этом ребенку можно задавать наводящие вопросы: о чем это стихотворение? кто его герои? что они делают? что случилось с героем? и др.

И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Дети младшей группы на конкурсе чтецов «Эти милые животные» со стихами Агнии Борто:

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»

Источник

«Учим стихи и развиваем речь»

Заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Мы приводим здесь стихи, которые лишены назидательного тона, а потому особенно нравятся детям. Знакомство с ними развивает чувство юмора, учит понимать шутки. Не менее важно научиться воспринимать оттенки интонации. С помощью различных интонаций мы расцвечиваем речь множеством смысловых и эмоциональных оттенков. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут полностью изменить смысл высказывания.

Читайте также:  Программа развития специализированный дом ребенка

Как лучше запоминать стихи?

Психологами установлено, что у каждого человека свой индивидуальный способ восприятия и запоминания информации. Каждый человек владеет своими индивидуальными стратегиями знакомства с миром, своими индивидуальными предпочтениями. Индивидуальные предпочтения — врожденная характеристика, ее также невозможно изменить, как, скажем, цвет глаз. Это следует учитывать при заучивании стихов.

Одни дети с удовольствием воспринимают ритм стихотворения и запоминают его, не особенно вникая в содержание. Другим, чтобы запомнить, непременно нужно понимать значение слов. Так в одной семье старшая сестра в пять лет запомнила начало сказки Пушкина «О царе Салтане» после того, как ей прочли его, не задавая никаких вопросов взрослым, а младшая — в этом же возрасте — только после того, как выяснила: что такое сени, кто такая ткачиха, кто такая повариха и т. п.

Следует также учитывать индивидуальные предпочтения при выборе способа запоминания: одни дети легче запоминают, если им все стихотворение читают несколько раз, другим нужно заучивать по нескольким рифмующимся строчкам.

Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.

Надо сказать, что уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.

Итак, мы учим стихотворения, потешки, тексты подвижных игр

и пальчиковой гимнастики:

Прочитайте ребёнку всё стихотворение (читайте медленно, четко, выразительно).

Затем прочитайте ребенку две строчки, предупредив малыша, что он должен слушать внимательно.

Предложите повторить эти две строчки сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Если малыш затрудняется, подсказывайте ему отдельные слова. Таким образом, разучивайте с ребенком все стихотворение.

Не следует заучивать стихотворение и текст пальчиковой гимнастики или подвижной игры в один день. Приступайте к заучиванию текста игры только после того, как малыш хорошо запомнит стихотворение. Освоив с ребенком текст игры, покажите ему, как можно сопровождать текст движениями. Предложите ребенку рассказать текст игры, а выполнять движения вместе с вами.

                                          ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

                                                                    Дрозд-дроздок

            Дружок ты мой, дрозд,                      Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.

             В крапинку хвост,

             Носик — остренький,                          Загибают по одному пальчику на обеих руках,   

             Бочок — пестренький                                       начиная с большого.       

             Перья — тонкие,

             Песни — звонкие.

             Весной распеваются,                             Снова машут сложенными накрест ладонями

             Зимой забываются.

                                                   Поиграй-ка

       Воробей с березы                                                     

   (Ритмично прыгают по кругу.

    Хлопают руками по бокам.)

   На дорогу — прыг!

    Больше нет мороза,

   Чик-чирик!

   Вот журчит в канавке

   Быстрый ручеек,

   (Бегут по кругу, взявшись за руки.)

   И не зябнут лапки —

   (Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, 

   потом — против).                                                                           

   Скок, скок, скок!

   Высохнут овражки!

   Прыг, прыг, прыг!

Учим вместе

                                                                                 Весна

К нам весна шагает

Читайте также:  Развитие ребенка в животе понедельно

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

                                              Ноги у весны.                            И. Токмакова

Источник

НаумоваТамара Анатольевна
Консультация по развитию речи с помощью стихов и прозы

Развитие речи … Стихом и прозой говоря, Рисунком и словами, Страницы книг ведут меня Волшебными путями

Стихом и прозой говоря,

Рисунком и словами,

Страницы книг ведут меня

Волшебными путями.

К трем годам речь детей практически еще не сформирована. Зачастую звуки произносятся неправильно, а порой и вообще отсутствуют. Отчего речь недостаточна чистая и внятная. Основной задачей для этого возраста является развитие артикуляционного аппарата и привлечение внимания к звучащему слову. А так как звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры и охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом, мне приходится работать (начиная с младшей группы) над правильным произношением звуков, слов, громкостью,скоростью речевого высказывания, ритмом, паузой, тембром. В своей работе я уделяю огромное значение звуковой культуре, так как именно звуки имеют первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также, в дальнейшем, произнесению слов сложной слоговой структуры. Кроме того, на ее основе будет проходить, и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а следовательно и обучение грамоте.

Основными приемами работы по формированию звуковой культуры речи, которыми я пользуюсь, являются:

— показ образца: интонационно выделяю заданный звук («Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у»);

— объяснения, указания («Козочка кричит: ме-ме-ме … Улыбнитесь и скажите вместе со мной: ме-ме-ме … высунули – вот язычок, спрятали язычок – нет язычка»);

— словесные упражнения («Как мяукает кошка? Скажем все вместе»);

— сопряженное и отраженное проговаривание звукоподражаний, слов, текстов со звукоподражаниями («Послушайте, как я скажу … Скажем вместе. А теперь Маша (Сережа) скажи»);

— игровые приемы (сюрпризный момент, действия с игрушками, имитация движений со звукоподражанием и др.).

Я считаю, что важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки).Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Кроме того, с помощью народных потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию. (ПРИВЕСТИ НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ) Для лучшего запоминания, я проделываю такие мини занятия постоянно, когда собираемся гулять, когда кушаем, когда играем, гуляем. Мы драматизируем небольшие по объему и несложные стихотворения, что детям очень нравится.

Почему ты, еж колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Заучивание стихотворений, рифмовок, произведений устного народного творчества для детей нашего возраста имеет огромную пользу: расширяет кругозор; дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивает память; обогащает словарный запас; формируется собственная речь и культурный уровень. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

И особенно хочется остановиться на такой продуктивной деятельности, как театрализованная. Ведь, создавая эмоционально – положительный климат в группе, мы помогаем детям «оторваться» от мамы, тренируем координацию движений (взаимодействуя с куклами, малыш учится тонким движениям, пробуждается творческая активность детей и конечно, пополняется активный и пассивный словарь. Сказка! Что может быть прекраснее и обворожительнее для ребенка! А когда он сам принимает участие в ее драматизации! Без сказки, живой, яркой, завладевающей чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень развития человеческого мышления и речи в целом. Она помогает правильно строить диалоги, влияет на развитие связной, логичной речи, способствует формированию эмоциональной, образной, красивой речи. Вместе с родителями мы организовали вечер, где инсценировали сказки «Репка», «Теремок», «Кошкин дом». Невозможно передать эмоциональное состояние детей.

Как родитель, я также постоянно работаю над речью ребенка. Мы слушаем и драматизируем сказки, учим стихи. Сейчас мне хотелось бы показать одну из наших работ.

Источник