Программа развития специализированный дом ребенка

Педагогическая работа с детьми Дома ребенка, в том числе и с детьми-инвалидами, имеет коррекционно-развивающую направленность.

Специфика жизни детей в условиях интернатного учреждения, каковым является Дом ребенка, в первую очередь оставляет свой след на эмоциях детей. Эмоции наших детей недостаточно яркие и разнообразные. Наших детей отличает повышенная возбудимость и неустойчивость эмоционального состояния: гнев, недовольство, страх, ревность. Дети испытывают затруднения в социальных контактах, в общении с окружающей средой, у наших детей большое отставание в развитии речи и сенсорике. Основываясь на этих выводах, педагогический коллектив Дома ребенка решил, что одних традиционных занятий для наших детей недостаточно.

Коррекционные  формы и виды деятельности на занятиях в условиях дома ребенка специализированного подбираются с учетом возрастных, психофизиологических, соматических и индивидуальных особенностей ребенка. Занятия с детьми раннего возраста проводятся индивидуально или подгруппой детей из 2-3-х человек. Продолжительность занятий составляет в возрасте с 2-х месяцев до 1,5 лет – 3-5 мин., от 1,5 до 3-х лет – 8-10 мин., дети 4-го года жизни занимаются 15 мин. Разнообразие форм проведения занятий (игры — занятия, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.) обусловлено особенностями раннего возраста, и позволяет ребенку не переутомляться, сохранять работоспособность, соответственно помогает в проведении комплексной коррекционно-оздоровительной работы с  воспитанниками. Игры -занятия проводятся регулярно  в соответствии с сеткой занятия в группах.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа в доме ребенка  имеет основные цели:

·        Провести диагностическое обследование и определить этапы ближайшего развития на  конкретный период времени;

·        Создать оптимальные условия для компенсации дефекта (интегрированная работа с ребенком всех специалистов: воспитателей, логопедов, психолога, врачей);

·        Формировать правильное отношение детей к окружающему миру (развивать навыки общения и понимания между детьми, между ребенком и взрослым).

Ведущей задачей педагогической деятельности в учреждении является своевременная полноценная и доступная реабилитационно-коррекционная работа по всем заявленным проблемам.

Усилия педагогического коллектива направлены:

Ø На детей, у которых обнаружено критическое отставание в развитии: познавательных функций, двигательных, речевых, а также: в самообслуживании, социальных, эмоционапьно-волевых показателях;

Ø Детей, живущих в условиях высокой вероятности задержки развития, обусловленных ограничениями контактов с внешним миром, исходящих из статуса закрытого интернатного учреждения.

Перечень образовательных программ

Педагогический  процесс осуществляется с  использованием образовательных   программ адаптированных к  дому ребенка с учетом  ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы и образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, используемых в ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»:

Название программы

Автор,

Год издания

публикация

Рекомендации к применению

МО РФ, МЗ и Соцразвития РФ.

Возрастная адресованность

Научно-методические базы  повышения профессиональной квалификации работников учреждения

Наличие инструментов отслеживания эффективности применения программы  и диагностики динамики развития детей

«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

под редакцией Н.Е.Вераксы, и др.

Рекомендовано  ФГОС Министерством образования РФ

Ранний и дошкольный возраст

Министерство образования Российской Федерации

В программе раскрываются задачи по развитию и обучению от 2 месяцев до 7 лет

«Истоки»

Алиева Т.И. Антонова Т.В. Арнаутова Е.П. и др.М.2001г.

Рекомендовано Министерством образования РФ

Ранний и дошкольный возраст

Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца

Программа нового типа, содержит базисность, основу развития детей.

«Корекционно-развивающее обучение и

воспитание»

Ежанова Е.А., Стребелева Е.А., М.,2006г.

рекомендовано

Дети раннего возраста с нарушением интеллекта

Коррекционный  институт, МП РФ, г.Москва

«Ранняя диагностика умственного развития»., 1994г., приложение: Наглядный материал для обследования детей.

Лечебная педагогика

Мастюкова Е.М., 1997 г.

рекомендовано

Ранний и дошкольный возраст

Коррекционный институт, МП РФ, г.Москва

Диагностика психического развития с нарушение умственной работоспособности(вариант гидроцефалия), 1982г.

 *Оценка этапов довербального и начального вербального развития, 1991г. 

*Диагностика развития общей моторики,зрительно-моторной координации и тонких дифферинцированных движений рук.

«Сказкотерапия»

«Путь к волшебству»

Зинкевич-Евстигнеева Т.М.

Рекомендована МО РФ

Ранний и дошкольн-ый возраст

Институт практической психологии «Иматон», Институт «Сказкотерапии»

СПб.,2000год.

Собственная разработка, изучение практического опыта.

«Приобщение к истокам русского народного творчества»  

Князева О.А.,

Моханева И.Д.

Рекомендовано МО РФ

Дети 2-3 года жизни.

«Иматон»

Собственная разработка,изучение практического опыта.

Программа группы «Вместе с мамой»(для детей от 8 м.до 3 лет) Монтессори метод.

Ассоциация Монтессори-педагогика России, М.,2000г.

Рекомендована МО РФ

Дети от 8 мес.до3л.

Ассоциация Монтессори-педагогики России

Диагностика навыков и умений М.Монтессори.

В пространстве материнских рук(общение и игра взрослого с младенцем)

Розенкова Ю.А.,Баенская Е.Р., М.,2004 год

Рекомендовано МО РФ

Первый год жизни

МГУ, кафедра дефектологии АПН РФ

Диагностика доречевого развития

Развитие и воспитание детей раннего возраста в Домах ребенка

Фрухт Э.Л.,ПечораК.Л.,Голубева Л.Г.,М.,1996 г.

Рекомендована МЗ РФ.

Ранний возраст

Кафедра поликлинической педиатрии Центрального института последипломного образования г.Москва

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста

«Абилитация младенцев»-программа раннего вмешательства СПб.

Кожевникова Е.В.

Чистович Л.А.

СПб., 2003год

Рекомендовано МЗ РФ

Дети первого года жизни

Институт раннего вмешательства СПб.,

СПбГПА, РГПУ им.Герцена, кафедра дефектологии

«Коммуникативные способности ребенка в возрасте от 6 до 12 месяцев» Шведский BOEL –тест, РеббекаР.Фьюэл, Патриция Ф. Вэдэзи.

Иппотерапевтическеие занятия с детьми, страдающими ДЦП с незначительными умственными отклонениями, и восстановление их чуственного восприятия

Штраус И.,

Дортмунскийунив-т.

Институт двигательного развития и терапии движения, Германия, 1992г.

МЗ  и Соцразвития РФ в качестве пособия для специ-в, работающих в системе реабилитационных учр-й для детей с ограниченными возможностями

Для детей с 2 летнего возраста

Московский Конно-спортивный Клуб Инвалидов, деятельность лицензирована, выдача государственного сертификата

Анализ эффективности в стадии разработки

Программа ранней педагогической помощи детям с Даун-синдромом.

«Маленькие ступеньки»

Университет

Маккуэри,

Г.Сидней

МЗ РФ

Детям дошкольного возраста с

Даун-синдромом

Ассоциация Даун-синдром Россия

Центр« Детсво» г.Москва

Диагностический материал в программе

«Первые шаги»

Л.Н. Галигузова

С.Ю. Мещерякова

Рекомендовано Министерством образования РФ

Ранний возраст

Департамент образования г. Москва

Развитие целостной личности ребенка, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

АндрошПетьо

«Кондуктивнаяпедагогика

Эффективность использования весьма сомнительна,т.к.в ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» дети с сохранным интеллектом воспитываются только до 4-х лет

Международная клиника реабилитации детей с ДЦП, Институт Петьог.Будапешт,Венгрия, Американская академия ДЦП и медицины развития

отсутствует

старше 5 лет

Отсутствует

отсутствует  

Коррекционно-развивающие занятия с

детьми раннего возраста.

С.Н.Шаховская,

Е.Д.Худенко,

И.И.Кудрявцева.

отсутствуют

дети раннего  возраста

Образовательный Научно-методический центр «Развитие и коррекция».

Диагностика нервно-психического развития под ред.Э.Л.Фрухт, К.Л.Печора, Л.Г.Голубевой.

Дети с двигательными нарушениями:коррекционная работа на первом году жизни.

О.Г.Приходько,

Т.Ю.Моисеева

Научный центр здоровья детей, РАМН

дети первого года жизни

Институт коррекционной педагогики РАО

          — “ —

Изотерапия-использование нетрадиционных изобразительных техник с детьми раннего возраста

Мещарикова, Ганошенко программа «Первые шаги приобщения детей к художественно-эстетической деятельности»

Рекомендована МЗ и СР РФ

Ранний дошкольный возраст

Институт практической психологии ИМАТОН, СПб

Диагностика Иванова О.Л., Собственная разработка, изучение практического опыта

Музыкотерапия

Лазарев М.И. Культура здорового детства

Рекомендована МЗ и МО РФ

Ранний дошкольный возраст

Институт практической психологии ИМАТОН, СПб; Центр лечебной педагогики, г.Москва

Собственная разработка, изучение практического опыта

Программа «Акватренинг» или «Плавать раньше, чем ходить»

Ботякова О.Ю. «Уроки плавания для младенцев» СПб.2010г.

Рекомендована МЗ и МО РФ

От 3-х месяцев до 4-х лет

В стадии разработки, изучение практического опыта

Коррекционно-развивающие и обучающие компьютерные игры-для логических занятий

Рекомендована МЗ и МО РФ

Ранний дошкольный возраст

Собственная разработка, изучение практического опыта

Технолгия мелкой моторики и зрительно-моторной координации (Лекотека)

Рекомендована МЗ РФ, утверждено с 2005г.

Ранний дошкольный возраст

Разработка системы принадлежит Плоткиной Е.В. отслеживание и применение Шамшуре И.С.

Темная сенсорная комната (опти-музыка)

Современные технологии реабилитации в педиатрии, под ред. Е.Т. Лильина, Москва 2000г. Сенсорная комната-волшебный мир здоровья

Рекомендована МЗ РФ

Ранний дошкольный возраст

Предприятие «Альма», СПб.

Собственная разработка, изучение практического опыта

Программа «Каролина»

Программа «Каролина»

Рекомендована МЗ РФ

Для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями

Читайте также:  Влияние игры на всестороннее развитие личности ребенка

Основой организации помощи воспитанникам дома ребенка является системно – комплексный подход к процессу реабилитации. В  основу которой положен принцип ранней медико – психологической коррекции, что позволяет всем участникам данного процесса работать в едином режиме требований, с учетом принципа преемственности. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от скоординированности перспективного планирования всех участников реабилитационно — коррекционного процесса.

В последние годы произошло качественное изменение в структуре  нервно – психического развития детей в сторону увеличения детей со сложной структурой дефекта и наличием у них инвалидизирующих заболеваний. В связи с этим, основная реабилитационная педагогическая работа была направлена на снижение влияния имеющихся дефектов на своевременное формирование умений и навыков у детей раннего возраста.

Для успешной реализации поставленных перед педагогическим коллективом задач осуществлялась планомерная, систематизированная психолого-педагогическая деятельность.  Она включает в себя несколько блоков:

1 блок – Диагностическая работа

Цель: оценка уровня нервно – психического развития детей и планирование на основе диагностики педагогических мероприятий, направленных на устранение имеющихся отклонений в развитии. Соблюдение принципа  единства диагностики и коррекции.  Используемые диагностические методики:

Ø Диагностика нервно – психического развития детей 1 – го года жизни (Фрухт Э. Л.)

Ø Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста (Печора К. Л., Пантюхина Г. В.)

Ø Нарушение психомоторного развития детей 1 – го года жизни (Журба Л. Г., Мастюкова Е. М.,)

Ø Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста (Серебрякова Н. В.)

Ø Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста  (Стребелева Е. А.)

Ø Диагностика двигательных нарушений (Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю.)

2 блок — коррекционно – развивающая работа с детьми, осуществляется по следующим направлениям:

Читайте также:  Ребенок первого года жизни физическое развитие

·        Сенсорное  развитие

·        Физическое развитие

·        Эмоциональное развитие

·        Речевое развитие

·        Социальное развитие, включая приобщение ребенка к предметной, игровой деятельности и самообслуживания.

Для успешной работы с детьми педколлектив дома ребенка четко определил приоритетные и коррекционно – реабилитационные программы современного уровня, дающие стабильные положительные результаты в работе. При этом основной формой организации работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наполняемость подгрупп 2 – 3 человека. В подгруппы объединяются дети со сходными проблемами в развитии, и, как правило, одного возраста.

В Доме ребенка  созданы  условия для коррекционно – реабилитационной работы с детьми раннего возраста. Действуют кабинеты для индивидуальных занятий с детьми: кабинет М. Монтессори, развития мелкой моторики, кабинет сказки и театра кукол, изодеятельности, темная сенсорная комната, акватренинг; музыкальный зал, физкультурный зал.

На улице обустроены игровые детские площадки по группам, оснащенные малыми архитектурными формами, горками, лестницами, качалками и прочим оборудованием для обогащения двигательной активности детей раннего возраста.  

Коррекционные методики

Применение современных технологий для коррекционно–педагогической работы требует специально оборудованных  комнат. В нашем доме ребенка действуют следующие методики:

o   Занятия в классе М. Монтессори,

o   Занятия по развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации,

o   Изодеятельность с использованием нетрадиционных технологий,

o   Занятия в темной сенсорной комнате (ТСК),

o   Занятия в кабинете сказки и театре кукол,

o   Музыкальнее воспитание, фоноритмика,

o   Акватренинг,

o   Ипотерапия,

o   Физическое воспитание.

Источник