Программа развития специализированный дом ребенка
Педагогическая работа с детьми Дома ребенка, в том числе и с детьми-инвалидами, имеет коррекционно-развивающую направленность.
Специфика жизни детей в условиях интернатного учреждения, каковым является Дом ребенка, в первую очередь оставляет свой след на эмоциях детей. Эмоции наших детей недостаточно яркие и разнообразные. Наших детей отличает повышенная возбудимость и неустойчивость эмоционального состояния: гнев, недовольство, страх, ревность. Дети испытывают затруднения в социальных контактах, в общении с окружающей средой, у наших детей большое отставание в развитии речи и сенсорике. Основываясь на этих выводах, педагогический коллектив Дома ребенка решил, что одних традиционных занятий для наших детей недостаточно.
Коррекционные формы и виды деятельности на занятиях в условиях дома ребенка специализированного подбираются с учетом возрастных, психофизиологических, соматических и индивидуальных особенностей ребенка. Занятия с детьми раннего возраста проводятся индивидуально или подгруппой детей из 2-3-х человек. Продолжительность занятий составляет в возрасте с 2-х месяцев до 1,5 лет – 3-5 мин., от 1,5 до 3-х лет – 8-10 мин., дети 4-го года жизни занимаются 15 мин. Разнообразие форм проведения занятий (игры — занятия, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.) обусловлено особенностями раннего возраста, и позволяет ребенку не переутомляться, сохранять работоспособность, соответственно помогает в проведении комплексной коррекционно-оздоровительной работы с воспитанниками. Игры -занятия проводятся регулярно в соответствии с сеткой занятия в группах.
Таким образом, коррекционно-педагогическая работа в доме ребенка имеет основные цели:
· Провести диагностическое обследование и определить этапы ближайшего развития на конкретный период времени;
· Создать оптимальные условия для компенсации дефекта (интегрированная работа с ребенком всех специалистов: воспитателей, логопедов, психолога, врачей);
· Формировать правильное отношение детей к окружающему миру (развивать навыки общения и понимания между детьми, между ребенком и взрослым).
Ведущей задачей педагогической деятельности в учреждении является своевременная полноценная и доступная реабилитационно-коррекционная работа по всем заявленным проблемам.
Усилия педагогического коллектива направлены:
Ø На детей, у которых обнаружено критическое отставание в развитии: познавательных функций, двигательных, речевых, а также: в самообслуживании, социальных, эмоционапьно-волевых показателях;
Ø Детей, живущих в условиях высокой вероятности задержки развития, обусловленных ограничениями контактов с внешним миром, исходящих из статуса закрытого интернатного учреждения.
Перечень образовательных программ
Педагогический процесс осуществляется с использованием образовательных программ адаптированных к дому ребенка с учетом ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы и образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, используемых в ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»:
Название программы | Автор, Год издания публикация | Рекомендации к применению МО РФ, МЗ и Соцразвития РФ. | Возрастная адресованность | Научно-методические базы повышения профессиональной квалификации работников учреждения | Наличие инструментов отслеживания эффективности применения программы и диагностики динамики развития детей |
«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» | под редакцией Н.Е.Вераксы, и др. | Рекомендовано ФГОС Министерством образования РФ | Ранний и дошкольный возраст | Министерство образования Российской Федерации | В программе раскрываются задачи по развитию и обучению от 2 месяцев до 7 лет |
«Истоки» | Алиева Т.И. Антонова Т.В. Арнаутова Е.П. и др.М.2001г. | Рекомендовано Министерством образования РФ | Ранний и дошкольный возраст | Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца | Программа нового типа, содержит базисность, основу развития детей. |
«Корекционно-развивающее обучение и воспитание» | Ежанова Е.А., Стребелева Е.А., М.,2006г. | рекомендовано | Дети раннего возраста с нарушением интеллекта | Коррекционный институт, МП РФ, г.Москва | «Ранняя диагностика умственного развития»., 1994г., приложение: Наглядный материал для обследования детей. |
Лечебная педагогика | Мастюкова Е.М., 1997 г. | рекомендовано | Ранний и дошкольный возраст | Коррекционный институт, МП РФ, г.Москва | Диагностика психического развития с нарушение умственной работоспособности(вариант гидроцефалия), 1982г. *Оценка этапов довербального и начального вербального развития, 1991г. *Диагностика развития общей моторики,зрительно-моторной координации и тонких дифферинцированных движений рук. |
«Сказкотерапия» «Путь к волшебству» | Зинкевич-Евстигнеева Т.М. | Рекомендована МО РФ | Ранний и дошкольн-ый возраст | Институт практической психологии «Иматон», Институт «Сказкотерапии» СПб.,2000год. | Собственная разработка, изучение практического опыта. |
«Приобщение к истокам русского народного творчества» | Князева О.А., Моханева И.Д. | Рекомендовано МО РФ | Дети 2-3 года жизни. | «Иматон» | Собственная разработка,изучение практического опыта. |
Программа группы «Вместе с мамой»(для детей от 8 м.до 3 лет) Монтессори метод. | Ассоциация Монтессори-педагогика России, М.,2000г. | Рекомендована МО РФ | Дети от 8 мес.до3л. | Ассоциация Монтессори-педагогики России | Диагностика навыков и умений М.Монтессори. |
В пространстве материнских рук(общение и игра взрослого с младенцем) | Розенкова Ю.А.,Баенская Е.Р., М.,2004 год | Рекомендовано МО РФ | Первый год жизни | МГУ, кафедра дефектологии АПН РФ | Диагностика доречевого развития |
Развитие и воспитание детей раннего возраста в Домах ребенка | Фрухт Э.Л.,ПечораК.Л.,Голубева Л.Г.,М.,1996 г. | Рекомендована МЗ РФ. | Ранний возраст | Кафедра поликлинической педиатрии Центрального института последипломного образования г.Москва | Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста |
«Абилитация младенцев»-программа раннего вмешательства СПб. | Кожевникова Е.В. Чистович Л.А. СПб., 2003год | Рекомендовано МЗ РФ | Дети первого года жизни | Институт раннего вмешательства СПб., СПбГПА, РГПУ им.Герцена, кафедра дефектологии | «Коммуникативные способности ребенка в возрасте от 6 до 12 месяцев» Шведский BOEL –тест, РеббекаР.Фьюэл, Патриция Ф. Вэдэзи. |
Иппотерапевтическеие занятия с детьми, страдающими ДЦП с незначительными умственными отклонениями, и восстановление их чуственного восприятия | Штраус И., Дортмунскийунив-т. Институт двигательного развития и терапии движения, Германия, 1992г. | МЗ и Соцразвития РФ в качестве пособия для специ-в, работающих в системе реабилитационных учр-й для детей с ограниченными возможностями | Для детей с 2 летнего возраста | Московский Конно-спортивный Клуб Инвалидов, деятельность лицензирована, выдача государственного сертификата | Анализ эффективности в стадии разработки |
Программа ранней педагогической помощи детям с Даун-синдромом. «Маленькие ступеньки» | Университет Маккуэри, Г.Сидней | МЗ РФ | Детям дошкольного возраста с Даун-синдромом | Ассоциация Даун-синдром Россия Центр« Детсво» г.Москва | Диагностический материал в программе |
«Первые шаги» | Л.Н. Галигузова С.Ю. Мещерякова | Рекомендовано Министерством образования РФ | Ранний возраст | Департамент образования г. Москва | Развитие целостной личности ребенка, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. |
АндрошПетьо «Кондуктивнаяпедагогика Эффективность использования весьма сомнительна,т.к.в ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» дети с сохранным интеллектом воспитываются только до 4-х лет | Международная клиника реабилитации детей с ДЦП, Институт Петьог.Будапешт,Венгрия, Американская академия ДЦП и медицины развития | отсутствует | старше 5 лет | Отсутствует | отсутствует |
Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста. | С.Н.Шаховская, Е.Д.Худенко, И.И.Кудрявцева. | отсутствуют | дети раннего возраста | Образовательный Научно-методический центр «Развитие и коррекция». | Диагностика нервно-психического развития под ред.Э.Л.Фрухт, К.Л.Печора, Л.Г.Голубевой. |
Дети с двигательными нарушениями:коррекционная работа на первом году жизни. | О.Г.Приходько, Т.Ю.Моисеева | Научный центр здоровья детей, РАМН | дети первого года жизни | Институт коррекционной педагогики РАО | — “ — |
Изотерапия-использование нетрадиционных изобразительных техник с детьми раннего возраста | Мещарикова, Ганошенко программа «Первые шаги приобщения детей к художественно-эстетической деятельности» | Рекомендована МЗ и СР РФ | Ранний дошкольный возраст | Институт практической психологии ИМАТОН, СПб | Диагностика Иванова О.Л., Собственная разработка, изучение практического опыта |
Музыкотерапия | Лазарев М.И. Культура здорового детства | Рекомендована МЗ и МО РФ | Ранний дошкольный возраст | Институт практической психологии ИМАТОН, СПб; Центр лечебной педагогики, г.Москва | Собственная разработка, изучение практического опыта |
Программа «Акватренинг» или «Плавать раньше, чем ходить» | Ботякова О.Ю. «Уроки плавания для младенцев» СПб.2010г. | Рекомендована МЗ и МО РФ | От 3-х месяцев до 4-х лет | В стадии разработки, изучение практического опыта | |
Коррекционно-развивающие и обучающие компьютерные игры-для логических занятий | Рекомендована МЗ и МО РФ | Ранний дошкольный возраст | Собственная разработка, изучение практического опыта | ||
Технолгия мелкой моторики и зрительно-моторной координации (Лекотека) | Рекомендована МЗ РФ, утверждено с 2005г. | Ранний дошкольный возраст | Разработка системы принадлежит Плоткиной Е.В. отслеживание и применение Шамшуре И.С. | ||
Темная сенсорная комната (опти-музыка) | Современные технологии реабилитации в педиатрии, под ред. Е.Т. Лильина, Москва 2000г. Сенсорная комната-волшебный мир здоровья | Рекомендована МЗ РФ | Ранний дошкольный возраст | Предприятие «Альма», СПб. | Собственная разработка, изучение практического опыта |
Программа «Каролина» | Программа «Каролина» | Рекомендована МЗ РФ | Для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями |
Основой организации помощи воспитанникам дома ребенка является системно – комплексный подход к процессу реабилитации. В основу которой положен принцип ранней медико – психологической коррекции, что позволяет всем участникам данного процесса работать в едином режиме требований, с учетом принципа преемственности. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от скоординированности перспективного планирования всех участников реабилитационно — коррекционного процесса.
В последние годы произошло качественное изменение в структуре нервно – психического развития детей в сторону увеличения детей со сложной структурой дефекта и наличием у них инвалидизирующих заболеваний. В связи с этим, основная реабилитационная педагогическая работа была направлена на снижение влияния имеющихся дефектов на своевременное формирование умений и навыков у детей раннего возраста.
Для успешной реализации поставленных перед педагогическим коллективом задач осуществлялась планомерная, систематизированная психолого-педагогическая деятельность. Она включает в себя несколько блоков:
1 блок – Диагностическая работа
Цель: оценка уровня нервно – психического развития детей и планирование на основе диагностики педагогических мероприятий, направленных на устранение имеющихся отклонений в развитии. Соблюдение принципа единства диагностики и коррекции. Используемые диагностические методики:
Ø Диагностика нервно – психического развития детей 1 – го года жизни (Фрухт Э. Л.)
Ø Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста (Печора К. Л., Пантюхина Г. В.)
Ø Нарушение психомоторного развития детей 1 – го года жизни (Журба Л. Г., Мастюкова Е. М.,)
Ø Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста (Серебрякова Н. В.)
Ø Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (Стребелева Е. А.)
Ø Диагностика двигательных нарушений (Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю.)
2 блок — коррекционно – развивающая работа с детьми, осуществляется по следующим направлениям:
· Сенсорное развитие
· Физическое развитие
· Эмоциональное развитие
· Речевое развитие
· Социальное развитие, включая приобщение ребенка к предметной, игровой деятельности и самообслуживания.
Для успешной работы с детьми педколлектив дома ребенка четко определил приоритетные и коррекционно – реабилитационные программы современного уровня, дающие стабильные положительные результаты в работе. При этом основной формой организации работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наполняемость подгрупп 2 – 3 человека. В подгруппы объединяются дети со сходными проблемами в развитии, и, как правило, одного возраста.
В Доме ребенка созданы условия для коррекционно – реабилитационной работы с детьми раннего возраста. Действуют кабинеты для индивидуальных занятий с детьми: кабинет М. Монтессори, развития мелкой моторики, кабинет сказки и театра кукол, изодеятельности, темная сенсорная комната, акватренинг; музыкальный зал, физкультурный зал.
На улице обустроены игровые детские площадки по группам, оснащенные малыми архитектурными формами, горками, лестницами, качалками и прочим оборудованием для обогащения двигательной активности детей раннего возраста.
Коррекционные методики
Применение современных технологий для коррекционно–педагогической работы требует специально оборудованных комнат. В нашем доме ребенка действуют следующие методики:
o Занятия в классе М. Монтессори,
o Занятия по развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации,
o Изодеятельность с использованием нетрадиционных технологий,
o Занятия в темной сенсорной комнате (ТСК),
o Занятия в кабинете сказки и театре кукол,
o Музыкальнее воспитание, фоноритмика,
o Акватренинг,
o Ипотерапия,
o Физическое воспитание.
Источник