Роль музыкальных инструментов в развитии ребенка

Роль музыкальных инструментов в развитии ребенка thumbnail

«О пользе обучения детей дошкольного возраста  игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из основных задач музыкального  воспитания в детском саду является раскрытие творческого потенциала дошкольника. Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей очень высоко. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового и  динамического. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Игра на музыкальных инструментах  входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Наблюдая за  детьми на занятиях, в играх, я заметила, что они очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками; с помощью барабана, бубна, колокольчиков, треугольников, погремушек, кастаньет, трещоток выполняют несложные ритмы.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности детей.

Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.

На каждом музыкальном занятии необходимо уделять  несколько минут знакомству детей с музыкальными инструментами, обучению игре на них, развитию музыкально-сенсорных способностей. Во время слушания происходит непосредственное восприятие музыки, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности. Во время пения, распевания также учим детей различать 4 свойства музыкального звука: высоту, тембр, динамику и ритм. Например, развивая ритмический слух, учим распевку, прохлопываем и выкладываем её ритм на фланелеграфе, а затем даём детям палочки, деревянные ложки,бубны и т.д. и просим пропеть и простучать заданный рисунок.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. И этому во многом помогают музыкально- дидактические игры, проведение которых способствует развитию у детей музыкально-сенсорных способностей, закреплению приёмов игры на ДМИ.

В музыкально-дидактических играх часто встречается игра на инструментах. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Например, игра «Определи инструмент» даёт возможность детям сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый, но и ритмический слух.

Для малышей проводим развлечениедидактическую игру «Весёлые музыканты», где уже закрепляем в игровой форме знания, полученные на занятиях, дети отгадывают загадки о музыкальных инструментах, а потом и сами становятся участниками спонтанно организованного оркестра.

Разучиванию любого музыкального произведения предшествует осмысление его эмоционально – образного строя, его настроения, характера музыки, то есть его восприятие. Затем – непосредственно исполнительская деятельность.

Музицирование в детских садах осуществляется сначала в ансамблевой форме, а затем и в оркестровой. В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты.

В работе используются различные их группы:

· ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны,  палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

· ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино);

· духовые однозвуковые (дудки);

Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, деревянные ложки, ритмические палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т.п.)

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними

Техническая лёгкость игры на детских музыкальных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, эти инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой, прививаем им желание и умение это делать, учим выразительно пользоваться звуками. Это нужно, чтобы человек знал: музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нём самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь и хочешь. Развивая творческие способности детей, можно  предложить с помощью музыкальных инструментов озвучить сказку, театральную постановку, чтобы выход каждого героя сопровождался игрой оркестра. Для этого хорошо посоветоваться с детьми, сочинить,  придумать вместе с ними соответствующие инструменты для персонажей сказки.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической и другой музыкой .

Читайте также:  Развитие движений ребенка раннего возраста

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности. У них улучшается качество пения (поют чище и выразительнее), музыкально – ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Для многих игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы,  отношений между детьми

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах.

Идея  использовать для  обучения самодельные  шумовые инструменты проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки

Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма активности детей, которая позволяет решать множество разных педагогических задач:

· развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интереса к миру звуков и звучанию разных предметов:

· развитие способности различать звучание разных предметов и дефферинцировать звуки по высоте, интенсивности:

· развитие мелкой моторики кистей рук;

· формирование чувства ритма.

Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Музыкальный педагог призван помочь детям войти в мир музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам.

Источник

Приобщение к музыке — один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

В современном понимании, музыкальное воспитание — это процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей жизни.

Издавна замечено, что игра на музыкальных инструментах оказывает всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе.

История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещёточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобщали его к музыкальному искусству. В первые оркестры входили: гусли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т.д. Через всю историю русского народа прошла любовь к незатейливым народным инструментам.

В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов.

В 30 -х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простей -ших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана. Этот оркестр позволил играть детям осуществить одно из самых заветных желаний — «играть живую музыку».

Сегодня исполнительство на детских музыкальных инструментах — важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов — памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

Читайте также:  Развитие личности ребенка на уроках труда

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

Наконец, игра на инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка.

Классификация музыкальных инструментов

Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны.

К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевых играх.

Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

С течением времени установилось два типа музыкальных игр, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.

Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

  • Игрушки — инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты — погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;
  • Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке — свирели, дудки, рожки и т. д.;
  • Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы) — органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т. д.;
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом — металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.

Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того, классифицируются по следующим группам:

  • Группа струнных — цитра, домра, балалайка и т. д.;
  • Группа духовых — флейта, саксофон, кларнет, губная гармошка;
  • Группа ударно-клавишных — пианино, рояль и т. д.;
  • Группа клавишно-язычковых — баян, аккордеон, гармоника и т. д.;
  • Группа ударных — бубен, барабан, тарелки, металлофон и т. д.

Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона — тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебания металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. У цитры — тембр светлый, нежный мягкий; звук образуется в результате вибрации струн, а извлекается с помощью медиатора. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка — его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Источник

Екатерина Комиссарова
Опыт работы «Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей дошкольного возраста»

Роль детских музыкальных инструментов

в жизни детей дошкольного возрастаста

Особая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит музыке. В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста выделяются самые разнообразные виды музыкальной деятельности, среди которых особое место принадлежит игре на детских музыкальных инструментах. Они вызывают у ребенка большой интерес. Уже в раннем возрасте у ребёнка формируются зачатки умения слушать музыку, когда он еще только прислушивается к звону колокольчика, стуку бубна или погремушки.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям, но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Инструментальное музицирование как творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах является просто незаменимым для формирования у дошкольников специальных музыкальных способностей.

Труды Карл Орфа, стоящего у истоков этой деятельности, а так же наших современников: Комисаровой Людмила Николаевна, Костина Элеонора Павловна, Кононова Наталья Григорьевна, Радынова Ольга Петрововна, Метлов Николай Афанасьевич, которые как раз и были посвящены решению задач: как использовать музыкальные инструменты в работе с дошкольниками, как правильно обучать детей игре на детских музыкальных инструментах.

Анализируя труды Н. Г. Кононовой, убедились, что музицирование на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развивается, и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд — металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра.

Читайте также:  Воспитание ребенка с отклонениями в развитии кратко

Ветлугина Н. А отмечает, что играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях — как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка — его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Наблюдая за детьми в творческих играх, мы видим что дети очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звонков, погремушек выполняют несложные ритмы. Крупный и мелкий строительный материал дети «превращают» в музыкальные инструменты: мелкие кубики — в пианино. Играли, будто по клавишам, напевая знакомые мелодии. Маршировали под барабан и бубен, плясали, ударяя в бубен и встряхивая его.

Классификация и использование в детском саду

(Кононова Н. Г. обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. : Просвещение, 1990)

Неозвученные музыкальные игрушки: игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготовленные из фанеры, картона. Я использую их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают.

Ударные инструменты: деревянные ложки использую в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников.

Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен.

Колокольчики. Имеется несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты.

К примеру, на металлофоне звук извлекается ударом палочки по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.

Музыкальная лесенка — восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Пособие используется для развития у детей музыкального слуха, формирования у них правильного представления о высоте звуков, о расположении звукоряда с последовательным повышением и понижением звучания. Музыкальная лесенка предназначается для детей 6 — 7 лет.

Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты должны отвечать определенным требованиям и целям. Прежде всего, они должны побуждать детей к самостоятельной деятельности настолько, чтобы дети могли музицировать, то есть играть знакомые простейшие попевки, импровизировать различные ритмы, интонации, подбирать по слуху выученные мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь, подыгрывая себе.

Некоторые игрушки, инструменты следует использовать и как наглядные дидактические пособия на занятиях в процессе обучения, они помогут педагогу развить музыкально-сенсорные способности детей, познакомить их с элементами музыкальной грамоты.

В результате обучения игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности. При успешном обучении используемые формы и методы работы будут способствовать:

— развитию музыкальных способностей;

— развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

— знакомству с миром музыкальных инструментов;

— владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения.

Во время прохождения практики в колледже уже тогда, меня заинтересовала роль музыкальных инструментов в жизни детей.

Музыкальным руководителем начала работать с 2017 года в детском саду №43 городского округа Кинешма. А в МБДОУ № 48 работаю с ноября 2019 года. По результатам наблюдений, я для себя отметила, что музыкальные инструменты дети использовали, только в средней группе вовремя игры — ходьба под бубен. А наблюдения в старшей группе по разделу «Практическое освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах» показал следующие результаты:

высокий средний низкий

начало года 20% 32% 48%

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинаю уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления стремлюсь дать ребятам в занимательной игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая группа, я сопровождаю звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег сопровождаю игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручаю самим играть на этих инструментах. Сначала я помогаю детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными. (По методике О. П. Радыновой.)

Таким образом, роль детских музыкальных инструментов весьма эффективно влияет на общее музыкальное развитие ребенка, а также и на его успешность в других видах музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов способствует развитию творческих способностей через творческие задания сфантазировать, сымпровизировать, сочинить, изменить, вообразить что-либо. Вот почему игра на детских музыкальных инструментах входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию и является неотъемлемой частью содержания музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Опыт работы «Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей дошкольного возраста»Роль музыкальных инструментов в развитии ребенкаРоль музыкальных инструментов в развитии ребенка

Источник