Развитие движений ребенка раннего возраста

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития является правильно организованная двигательная активность детей.

Часто родителей раздражает чрезмерная активность детей, их постоянное стремление куда-то забраться, что-то взять.

Движение является биологической потребностью растущего организма. Надо не подавлять двигательную активность, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении двигаться, быть активным, создавать условия для этого. Благодаря правильно организованной двигательной деятельности на занятиях по физической культуре, в подвижных играх, утренней гимнастике, создаются благоприятные условия для обмена веществ, а это стимулирует развитие нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшает пищеварение.  

Сколько же должен двигаться здоровый ребенок в течение дня?

Исследования специалистов показывают, что объем и качество движений зависят от целого ряда факторов: возраста, пола ребенка, времени года, суток, индивидуальных особенностей, условий, в которых он живет. Дети двух-трех лет преодолевают за сутки приблизительно 2,5 км. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ. В течение суток потребность в движении также меняется. Так, наибольшая активность проявляется с 9 до 12 часов в первой половине дня и с 17 до 19 — во второй.

Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Есть дети с повышенной двигательной активностью, со средней, умеренной и малой потребностью в движениях.

 Дети со средней двигательной активностью, как правило, не вызывают у родителей тревоги: они отличаются уравновешенным поведением, хорошо регулируют свою двигательную деятельность и практически не переутомляются.

Дети с повышенной двигательной активностью, они неуравновешенны, не могут регулировать свою двигательную деятельность, не склонны к выполнению действий, требующих точности, координации, быстро утомляются. Детей с повышенной двигательной активностью необходимо вовремя переключать на другой вид деятельности.

Ни в коем случае не следует прекращать резко двигательную деятельность ребенка. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Если вы считаете, что ребенок устал от бега, предложите ему, например, поискать пропавшую игрушку. Малыш ходит, ползает, разыскивая игрушку, и организм его постепенно приходит в равновесие. А после этого предложите послушать сказку. Детям с повышенной возбудимостью необходимо периодически давать задания, требующие точности, координации движений. Например, предложите малышу пройти по узкой дорожке, попасть в цель.

Малоактивные дети не склонны много бегать, куда-то залезать, предпочитают играть в песочнице, что, к сожалению, вполне устраивает многих пап и мам. Однако родители должны знать, что у малоподвижных детей медленнее формируются двигательные навыки, необходимые ребенку в игре, в бытовой деятельности. Таким детям не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.

Как приучить малыша к активности, как сделать, чтобы он хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность взрослого и ребенка. Предложите во время прогулки догнать вас или сами догоняйте ребенка. Пусть малыш попрыгает, как зайчик или воробышек, а вы посчитайте, сколько раз он прыгнет. Обязательно похвалите его, даже если он не очень хорошо справился с заданием. Хорошо активизируют действия малышей различные игрушки, особенно мяч.

Действия с мячом дают нужную нагрузку организму и в то же время не утомляют. Бросайте мяч, а ребенку предложите догонять его, потом пусть малыш сам бросает и догоняет мяч. Постепенно действия с мячом будут усложняться.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений.

Помогите ему в этом. Познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движениям детей раннего возраста.

Ходьба.

На протяжении второго-третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе. Все это возрастные физиологические особенности. Но если на них своевременно не обращать внимание то некоторые из них могут сохраниться на всю жизнь.

Необходимо создать условия для своевременного появления следующих умений:

  1. Выдерживать и менять направление при ходьбе.
  2.  Менять высоту и ширину шага, в зависимости от условий.
  3. Ставить стопы параллельно.
  4.  Менять темп при ходьбе.
  5.  Ходить в разных условиях и разными способами.
  6. Держать корпус прямо.

Необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, проводя игры-упражнения:

— положите на пол ленточку или веревку и предложите малышу перепрыгнуть через нее. Затем усложните задание. Разместите на полу 3-4 ленточки, кубики, и др. предметы, через которые малыш будет перешагивать;

— когда ребенок овладеет этими умениями, можно предложить ему перешагнуть через предметы высотой от 10 до 20-25 см;

Эти упражнения помогут ребенку менять высоту шага в зависимости от высоты препятствия, а также не шаркать ногами, обогатит двигательный опыт ребенка и сделает ходьбу более совершенной.

Бег. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.

Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног несогласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Малыш быстро устает. Поэтому задача воспитателя — способствовать формированию у детей умения бегать:

1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.

Читайте также:  Развитие ребенка в средней группе

2. Бегать в заданном направлении.

3. Менять направление при беге.

4. Менять темп бега (ускорять, замедлять).

5. Правильно держать корпус.

Чтобы ребенок научился бегать своевременно, необходимо с ребенком играть в такие игры, как «Догони лисичку», «Догони меня». На прогулке можно предложить ребенку добежать до скамейки, до машины и т. п. Детям нравятся подобные задания. Одновременно они учатся ориентироваться в пространстве и знакомятся с названием деревьев, окружающих построек.

Ползание и лазанье. Ползанием ребенок овладевает к одному году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни — переменным шагом. Однако надо иметь в виду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией,  следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к пяти — пяти с половиной годам перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения.

Однако задача педагога – создать условия для развития у малыша умения ползать:

1. Ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25-30 см), пролезать в обруч, под стулом и т. д.

 2. Ползти вверх по наклонной доске, сползать с нее вниз (высота 1 м).

 3. Лазать по лесенке — стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 м).

 4. Влезать на лестницу и слезать с нее.

Необходимо создавать  условия для ползания, хотя дети уже хорошо ходят. Ползание способствует разгрузке позвоночника, что очень важно для неокрепших мышц ребенка, первое время детям нужна страховка. Постепенно координация движений  детей будет более четкая, и к трем годам страховка практически ему уже не нужна.

Бросание и катание. На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей. Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча, тоже еще слабые. Ребенку трудно соразмерить силу броска с расстоянием, и поэтому он не всегда попадает в цель.

Чему можно научить малыша?

—  Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину);

— соразмерить силу броска с расстоянием (ребенку предлагают несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 м, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мышечных ощущений).

— ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5-1,5 м). Бросать мяч взрослому.

— подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить.

— бросать мяч об пол и пытаться его ловить.

Среди игрушек вашего ребенка обязательно должен быть мяч. Это любимая игрушка малышей. Он вполне может заменить ребенку партнера.

Прыжки. Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте с продвижением вперед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов. При прыжке малыш тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Прыжок даже с незначительной высоты может при неправильном приземлении привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма.

Поэтому нужно способствовать развитию у малыша следующих умений:

— Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка»), постепенно отрываться от пола;

 — Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях;

 — подскакивать с продвижением вперед;

 — перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20, 30 см), прыгать через ручеек, канавку и т. д.;

 —  подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10-15 см от поднятой руки ребенка;

 —  Спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см..

Покажите ребенку, как прыгает зайчик, мячик. Прочитайте стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Попрыгайте вместе с ребенком. Вначале он будет просто сгибать ноги в коленях, не отрываясь от почвы. Но постепенно овладеет прыжком.

Перечисленные выше трудности в освоении движений сами по себе не исчезают. Некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни. Прежде всего, создайте условия для развития движений. В распоряжении ребенка должны быть разнообразные игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность. Движения требуют пространства. Не мешайте ребенку проявлять самостоятельность и активность, не спешите на помощь. Пусть малыш сам преодолевает препятствия.

Всегда радуйтесь успехам ребенка. Ваше положительное отношение к двигательной деятельности обязательно пробудит интерес к ней у малыша.

Литература:

  1. Борисенко М. Г., Лукина Н.А., Датишидзе Г.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем».
  2. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
  3. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Граба Т.В.«Играем с малышом»
  4. Шишина  В.А. «Движения + движения»

Источник

Елена Маслова
Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста

Консультация для воспитателей

Тема:«Методические рекомендации по формированию основных движений

детей раннего возраста»

Воспитатель: Маслова Е. А

гр. №1 «Клубничка»

Детский сад «Ягодка»

г. о. Новокуйбышевск 2019

Структура, организация двигательной активности с детьми от 1 до 2 лет.

С детьми в возрасте от 1 до 2 лет не целесообразно деление занятия на части, как это имеет место в более старших группах. Занятия следует строить так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно всей группой вместе с воспитателем. Таким образом обеспечивается смена активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений. Особое место отводится планированию, соотношению в каждом занятии нового и знакомого материала, закреплению освоенного и т. д. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течении двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазание и бросание, следует включить другие упражнения или ввести изменения в уже знакомые малышам, несколько усложнив их. Занятия по двигательной активности с детьми от1 до2 лет предусматривают ходьбу (развивающую равновесие, ползание (лазанье, бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями. Показ и объяснение происходит одновременно с выполнением упражнений. По возможности воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок, усваивая необходимые движения, могудовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую двигательную потребность. С накоплением двигательного опыта и развитием речи количество детей в подгруппах увеличивается. Чтобы дать необходимую нагрузку и обеспечить двигательную активность всех детей, в занятия постепенно вводятся поточный и фронтальный методы организации.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в детском доме

Методические рекомендации по формированию основных движений детей в возрасте от 1 до 2 лет.

Основные движения: ходьба и равновесие, ползание и лазанье, бросание и катание.

Равновесие.

Задача: развивать внимание, сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать умение ходить по прямой, ускоренной и быстрой ходьбой, развивать умение ходить небольшими группами (стайкой, тренировать подниматься на гимнастическую доску, ставить поочередно сначала одну ногу, затем другую, также спускаться избегая при этом спрыгивания на пол, формировать правильную осанку.

Примерные упражнения

Ходьба к цели по прямой; по дорожке (ширина 30-25 см, длина 2-3 м);

по дорожке из линолеума (ширина 30 см, длина 3-5 м);

по гимнастической доске (ширина 30-25 см, длина 2-2,5м) с помощью взрослого и без него;

подняться на ящик (высота 10-15 см) исойти с него с помощью взрослого;

переступать через ленту (веревка, палка, лежащую на полу или приподнятую на 5-10 см от пола;

подниматься вверх по доске (ширина25см, длина2-2,5м, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см, и сходить в низ до конца доски;

между стульчиками, кубиками, булавами, кеглями, «стайкой», по наклонной доске, один конец которой приподнят на 15-20 см от пола, вверх и вниз;

по гимнастической скамейке с воспитателем;

с предметами в руках (с мячом после катания или бросания);

с изменением направления;

перешагивать через кубы, кегли, обручи, палку (высота от пола 10,15,18 см);

подниматься на ящик (высота 15 см) и сходить с него.

Ползание и лазанье.

Задача: формировать правильную осанку, равновесие, влезать и слезать, не пропуская реек.

Примерные упражнения

Ползание: на четвереньках по прямой, между двумя параллельно положенными веревками (по дорожке)

с подлезанием под рейку, веревку, дугу, стульчик;

подлезание через обруч;

лазание по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 м);

за мячом, который катится;

с перелезанием через гимнастическую скамейку;

с подлезанием под гимнастическую скамейку;

лазанье по лесенке-стремянке (высота 1,5 м) вверх и вниз.

Бросание и катание.

Задача: формировать умение энергично прокатывать мяч, тренировка в бросании.

Примерные упражнения

Бросание и катание: держать мяч обеими и одной рукой;

собирать разнообразные мячи и шарики, самостоятельно класть их в корзину (ящик);

катать мяч вперед или воспитателю;

бросать мячвниз,вперед двумя руками;

скатывать большие мячи с горки, идти за мячом, приносить его;

катать в паре с воспитателем;

перебрасывать мяч (мешочек с песком) через гимнастическую скамейку;

бросать на дальность маленький мяч (мешочек с песком) одной (правой, левой) рукой.

Структура, организация двигательной активности с детьми от 2 до 3 лет.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по двигательной активности, используя различные формы двигательной деятельности.

Основной задачей обучения является формирование умения действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. В этой группе проводятся два занятия в неделю. В первой половине учебного года детей делят на две подгруппы с учетом состояния их здоровья и уровня сформированности двигательных навыков. Продолжительность занятий с одной подгруппой – до 10 минут. Остальные дети в это время играют под наблюдением помощника воспитателя.

Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение, поддерживая температуру воздуха в пределах +20 градусов. Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах и в тапочках «чешках».К проведению занятия нужно тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план- конспект, заранее подбирать пособия крупный инвентарь и т. д.

Целесообразно строить занятие из трех частей: первой – вводной (ходьба, чередующаяся с бегом); второй – основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются поскоками или бегом. Упражнения повторяются 4-6 раз и проводятся из разных исходных положений. Для упражнений в основных видах движений подбирается1-2 (иногда 3) вида (кроме ходьбы и бега). После основных видов упражнений обязательно проводится игра, в которой принимают активное участие все дети; третьей – заключительной (ходьба или спокойная игра).Такое распределение материала соответствует возможностям детей третьего года жизни и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу. Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного усложнения и необходимости повторения материала с разрывом в повторении не более 2 – 3 занятий. Подвижную игру следует проводить в течение двух занятий подряд без изменений, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил большую заинтересованность и внимание, преодолел некоторые трудности. Подбирая упражнения, нужно учитывать нагрузку на крупные группы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног); обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц.На занятиях в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазанье, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные). Для этого создаются условия, при которых ребенок третьего года жизни обучается действовать в коллективе. Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя Воспитателькратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей. Малыши со слабым физическим развитием, двигательной подготовленностью, как правило, боязливы, пассивны и выполняют упражнения вяло. Однако, если занятие интересно, у них появляется желание заниматься, при этом качество движений резко меняется. На занятиях двигательной активности в первой младшей группев основном применяется поточный и фронтальный методы организации детей, т. е. поочередное и групповое выполнение заданий, и только по необходимости применяется индивидуальный метод. Движения ребенок осваивает скорее, с большимудовольствием, если умело используется крупный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и непременном участии взрослых. Все это помогает развитию способности быстро реагировать на основные условия.

Читайте также:  Предпосылками психического развития ребенка является

Методические рекомендации по формированию основных движений детей раннего возраста от 2 до 3 лет.

Основные движения: ходьба, бег; прыжки; ползание и лазание; бросание, ловля, катание, равновесие.

Ходьба

Задачи: сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать правильную осанку.

Примерные упражнения

Ходьба стайкой за воспитателем в разные стороны и в заданном направлении;

парами, держась за руки;

по кругу, взявшись за руки;

«змейкой» между стульчиками (кубиками, кеглями);

С переступанием через веревку (палку, кубики, обручи);

друг за другом;

в колонне по одному;

с остановкой и сменой направления по сигналу;

переходящая к бегу и наоборот;

на месте, шаг вперед, вбок;

с предметом (платочек, обруч, флажок и др.).

Бег

Задачи: формировать координацию движений рук и ног, правильную осанку; сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности.

Примерные упражнения

Бег: переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе;

стайкой, гурьбой за воспитателем, убегать от него;

в заданном направлении и в рассыпную;

догонять катящийся предмет;

по дорожке, не наступая на линии (ширина 30-25 см);

бегать непрерывно 30-40 с;

пробегать медленно до 80 м.

Прыжки

Задачи: учить приземлению, толчку; энергично отталкиваться и мягко приземляться.

Примерные упражнения

Прыжки: поскоки на месте на двух ногах;

поскоки на двух ногах с продвижением вперед;

через ленту (веревку) положенную на коврик (ковровую дорожку);

вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см от поднятой руки ребенка;

в длину с места на двух ногах, как можно дальше;

с высоты 10-15 см.

Ползание и лазанье

Задачи: формировать правильную осанку, влезать и слезать, не пропуская реек.

ползание,лазанье: ползать на четвереньках по прямой 3-4 м;

подлезать под препятствия высотой 40-30 см (гимнастическая скамейка, лента, рейка, дуга);

ползать по дорожке между линиями (веревками);

ползать с последующим пере ползанием через лежащее на полу бревно или гимнастическую скамейку;

лазать по лесенке-стремянке (высота1,5м, гимнастической стенке вверх и вниз (удобным) способом.

Бросание, ловля, катание

Задачи: формировать умение энергично прокатывать мяч, бросать и ловить удобным способом.

Примерные упражнения

Катание и бросание: прокатывать мяч воспитателю двумя и одной рукой стоя и сидя (на расстоянии 0,5-1,5 м);

катать мяч под дугу, друг другу;

катать мяч с продвижением вперед;

бросать мяч вперед двумя рукам снизу, от груди, из-за головы;

бросать мяч двумя руками воспитателю; стараться поймать мяч, брошенный воспитателем (расстояние 0,5-1 м);

бросать мяч через ленту, через сетку, в сетку (верхний край сетки на уровне глаз ребенка на расстоянии 1-1,5 м);

бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребенка) горизонтальную цель (корзину, ящик, обруч на расстоянии 1 м) двумя руками, правой и левой рукой;

бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки) на дальность правой и левой рукой.

Равновесие

Задачи: сохранять равновесие на уменьшенной площади поверхности, формировать правильную осанку, развивать внимание, координацию движений, ловкость, смелость, самостоятельность.

Примерные упражнения

Ходьба: по прямой и извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м, намеченной мелом, выложенной шнурами на полу;

по шнуру, положенному на полу прямо «зигзагом», по кругу;

по доске;

по наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту 20-30 см);

по гимнастической скамейке;

по бревну с плоской поверхностью;

по гимнастической скамейке на четвереньках;

с перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10-15 см);

с перешагиванием из обруча в обруч, с ящика на ящик;

подниматься на табурет, гимнастическую скамейку (высота25-30 см) без помощи взрослого;

подниматься на носки и снова опускаться на всю ступню;

медленно кружиться на месте.

Используемая литература:

Лайзане С. Я.Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя детсада – 2-е Издательство «Просвещение», 1987, с изменениями

www.infourok.ru – Ведущий образовательный портал.

Источник