Развитие личности ребенка на уроках труда

Развитие личности ребенка на уроках труда thumbnail

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — Клинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

__________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496) 247-68-02

Доклад

на ШМО воспитателей

группы продленного дня

«Развитие личности воспитанников младших классов в процессе трудового воспитания»

воспитатель 4-а класса Шмакова И.К.

28.03.2014

Вопрос о роли труда в обучении и развитии учеников коррекционной школы приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.

Как и учащиеся массовой школы, школьники коррекционного ОУ должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.

В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Обучая детей, учитель корректирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.

Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.

В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей (Куликов Д., Штефан Д., Воробьёв А.), с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.

Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся.

Как и массовая школа, коррекционная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.

Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной школами, коррекционная школа имеет еще свои специфические задачи.

Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития школьника коррекционной школы. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей — обеспечить сознательное и прочное усвоение — учащимися сообщаемых на трудовых занятиях сведений, навыков и умений.

В специальной школе VIII вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок и в доме (Поверенкова К.); ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству(Штефан Д.).

Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.

Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей(Панкратов С.).

Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников (Гарнецков И. и Гарнецков Ю.). Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию у умственно отсталых учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.

Читайте также:  Особенности раннего речевого развития ребенка с речевыми нарушениями

Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. (Куликов Д.). При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике (Панкова А.).

Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственно отсталых школьников в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом.

Внеурочные занятия трудом — одна из форм работы с умственно отсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации (Лопатин А., Пахотин К.). Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением во вспомогательной школе: трудовое обучение должно быть социально значимо, т. е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества; трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка.

Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.

Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, работают с древесиной.

На внеклассных занятиях ученики имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Руководителям внеурочных занятий необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.

Так, например, учащимся младших классов не следует предлагать такие виды работ, которые требуют умения самостоятельно производить сложные вычислительные, измерительные и разметочные операции(Панкова А., Гарнецковы). Надо иметь также, в виду, что на внеклассных занятиях не рекомендуется давать более сложные, по отношению к программному материалу, задания.

Естественно, что на внеурочных занятиях дублировать те виды трудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения, не следует. Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.

Так, например, если на уроках труда ученики младших классов занимаются лепкой, то полезно на внеурочных занятиях организовать работу с бумагой или природными материалами.

Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересов умственно отсталых детей, быстрая утомляемость от однообразной деятельности (Куликов Д.) требуют в определенный момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовой деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе.

Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся вспомогательных школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду. Используя все многообразие форм учебно-воспитательной работы по трудовому обучению, работники вспомогательных школ смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки учащихся к участию в производительном труде общества, коррекции психофизических недостатков умственно отсталого ребенка, воспитания положительных качеств личности у детей.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований свидетельствуют о важности трудовой деятельности в коррекционном развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В настоящее время особо актуальная проблема целостного развития воспитанника коррекционного учреждения как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, позволяющая рассматривать развитие целостно, как результат не одной (по критерию природное — социальное), а трех последовательных дихотомий (социогенное — психогенное, внешнее -внутреннее, извне предопределенное — изнутри обусловленное. Концепция целостного развития позволяет по — иному взглянуть на проблему развития личности ребенка с недостатками интеллекта.

Значение труда в развитии личности общепризнанно.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда — это переход от самооценки к самопознанию (Калимов Н., Коржавин С.) Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления (Воробьёв А.). Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Читайте также:  Программа личностного развития ребенка старшего возраста

Вывод: Таким образом, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребёнка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребёнка.

hello_html_m538ca6ec.jpg

hello_html_ac5de18.jpg

hello_html_ff7f39b.jpg

hello_html_m20524f18.jpg

Воспитатель 4-а класса И.К. Шмакова

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ СОШ №50 г. Шахты

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на городском методическом объединении учителей технологии по теме:

«Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии.»

 Учитель технологии, физической культуры

Шапочкин А.А.

Шахты 2019 г.

Трудовое обучение не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающихся трудно переоценить.

Целью трудового обучения в специальной (коррекционной) школе является создание условий для получения и развития учащимися с интеллектуальным недоразвитием знаний и умений в области трудовой подготовки, повышение уровня познавательной активности, развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности, выявление и развитие индивидуальных особенностей, предрасположенностей каждого учащегося к тому или иному виду деятельности (профориентация).  

          К основным задачам относится воспитание любви к труду и уважения к людям труда; формирование у обучающихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Работа в этом направлении является залогом того, что ребята в будущем смогут получить хорошую профессию, адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни в обществе. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников специальной (коррекционной) школы к работе по профессиям квалифицированного труда, предъявляющего определенные (более высокие, чем при неквалифицированном труде) требования к интеллектуальным возможностям работающего. Это накладывает особую ответственность на учителей трудового обучения. Можно учить по-разному. Можно учить ребенка часами делать одну и ту же операцию, тренировать один и тот же навык выполнения стандартного изделия. Это будет обучение ремеслу. А возможно обучение поставить совсем по-иному. Можно организовать так, чтобы оно было связано с изучением материала и инструмента, чтобы ребенку стало ясно: для использования разного материала нужен разный инструмент, а также зачем необходимо то или иное изделие, где и как его можно применять. Сегодняшние первоклассники через 9–11 лет вольются в ряды работников производства. Поэтому школа, начиная с первого года обучения, должна дать учащимся всестороннюю подготовку, включающую формирование общетрудовых компетенций, психологическую подготовку к труду, развитие посредством труда всех сфер личности ребенка: сенсорно-перцептивную, психомоторную, когнитивную, эмоционально-волевую, коммуникативную, духовно-нравственную, креативную.

В связи с этим все задачи по трудовому обучению и воспитанию подрастающего поколения можно объединить в четыре блока: 1. Политехническая подготовка учащихся к труду.

2. Психологическая подготовка учащихся к труду.

3. Всестороннее развитие учащихся в труде.

4. Практическая подготовка учащихся к производительному труду.

Политехнический принцип в обучении предполагает ознакомление учащихся с

 — предметом труда (обрабатываемыми материалами), — орудиями труда (инструментами),

— деятельностью человека в труде (оперированием орудиями труда),

— продуктом труда (законченным изделием).

 Важной задачей учителя следует считать систематическое ознакомление детей с орудиями труда (ножницами, ножом, иглой, отверткой, лобзиком и т. д.), приемами работы с ними и безопасными условиями их использования. Изучение приемов работы с ручными инструментами следует рассматривать как базу для изучения машинных орудий труда.

Не менее важная задача — знакомство учащихся с технологической последовательностью выполнения любого изделия. Оно включает в себя несколько этапов: —  чертеж будущего изделия; — последовательность изготовления; —  необходимые материалы и инструменты. Рассказывая о технологическом процессе, учитель указывает на то, что в производительном труде все: и предмет труда и орудия труда, и деятельность человека в труде — соединяются в продукте труда, в законченном изделии, несущем в себе пользу для окружающих людей, для общества.

Психологическая подготовка учащихся к производительному труду предполагает формирование положительного отношения к трудовому обучению, интереса к производственным профессиям, развитие навыков трудовых процессов, создание условий для успешного овладения трудовыми умениями. Психологическая подготовка к труду предусматривает развитие и совершенствование таких психических процессов, как чувственное познание, психомоторика, внимание, мышление, эмоции, воля. Наиболее важное значение в труде имеет зрительная ориентировка. Прекрасным средством развития зрительного внимания является выполнение аппликаций из цветной бумаги и ткани, работа с природными материалами. Важное значение в трудовой деятельности имеет восприятие пространственных отношений, формы и величины предметов, расстояний между ними, соотношений частей и деталей предметов.

Активным средством воспитания правильных пространственных представлений у детей младшего школьного возраста могут быть работы по изготовлению объемных предметов из картона, природных материалов и пластилина. Существенную роль в труде играет кинестетическая ориентировка, осуществляемая с помощью кожных и суставно-мышечных рецепторов. Кинестетическая ориентировка у младших школьников формируется при работе с бумагой и картоном, тканью, глиной и пластилином, природными материалами, имеющим различные структуры поверхности. Кинестетические ощущения развиваются у детей в процессе определения характера поверхности материалов, их пластичности, твердости, вязкости и др. Любая производственная операция выполняется с помощью движений различных групп мышц, контролируемых сознанием. Мускульная работа в процессе целенаправленной трудовой деятельности влечет за собой качественные функциональные изменения клеток, повышая их работоспособность.

Систематическая трудовая деятельность вместе с мышцами укрепляет скелетную систему. В процессе трудовой деятельности усиливается кровообращение и учащается дыхание. Во врем посильного физического труда ребенок глубже дышит, его сердце и легкие работают на полную мощность, происходит интенсивное обогащение всего организма кислородом, устраняются застойные явления во всем организме, в том числе и в головном мозге. Известный факт: развитие мелкой моторики пальцев рук влияет на общее интеллектуальное развитие.

Читайте также:  Факторы влияющие на психическое развитие ребенка кратко

Труд является активным средством умственного развития личности и за счет наполненности богатым политехническим содержанием. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются также, тем, что в решении трудовой задачи обучающиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю педагога. Трудовые задания необходимо давать таким образом, чтобы ученик сначала мог больше поработать головой, чем руками. Ученик должен ясно представлять конечный результат работы, спроектировать продукт труда, спланировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических операций, провести самоконтроль и контроль за выполнением изделия.

Умения быстро воспринимать информацию формируются у детей при демонстрации наглядных пособий, технических рисунков. Умения принимать правильные решения — при решении проблемных ситуаций, самостоятельном выполнении заданий. Умения осуществлять нужные действия — при разметке, сгибании, резании, отделке, монтаже. Известно, что мыслей без языковой формы не существует. Вместе с мышлением в труде развивается и речь ребенка. На уроках технологии дети учатся давать полные ответы, проговаривать свои действия, давать анализ и оценку качества выполненной работы, расширяется и активизируется словарь за счет изучения новой терминологии: материалов, инструментов, технологических операций.

Всестороннее развитие учащихся в труде предполагает эстетическое воспитание в труде. Выполняя работу по росписи барельефов, деревянных досок, ребенок выбирает нужную цветовую гамму; выполняя аппликации, составляет красивые композиции. Первостепенную роль в воспитании эстетических вкусов детей, чувства меры играют образцовые изделия, представленные учителем. Эстетические вкусы и чувства формируют и рабочее помещение, и материалы, и инструмент. На уроках труда осуществляется развитие дизайнерских навыков креативного начала и творческих способностей личности ребенка. Воспитательное значение труда и его положительное влияние на эмоциональное состояние детей при коллективной организации оказывает влияние также на развитие нравственных качеств учащихся. Первостепенное значение в нравственном воспитании детей имеет профориентационная работа, цель которой состоит в том, чтобы сформировать у детей положительное отношение к труду, уважение к званию рабочего, адекватное восприятие своих способностей и возможностей при овладении навыками той или иной профессии. Практическая подготовка учащихся к производительному труду начинается с подготовки материально-кадровых и организационно-педагогических условий:

— обеспечение школы материально-технической базой (оснащение кабинетов, приобретение расходных материалов),

— тесная взаимосвязь школы, базовых предприятий, профтехучилищ,

 — выбор и применение форм и методов трудового и профессионального обучения,

 — обеспечение современными программами, пособиями, методической литературой,

— высокий профессиональный уровень мастерства педагогов. Процесс трудового обучения в коррекционной школе организуется в различных формах (учебные занятия, производственная практика, общественно-полезный производительный труд, кружковая работа) и отражает определенную специфику:

 — более низкий уровень сложности учебного материала;

— замедленный темп обучения;

 — использование наглядных методов обучения;

— коррекция присущих учащимся недостатков.

К учебному занятию по технологии предъявляются следующие требования:

1. Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии цель.

2. Научность содержания и оптимальность объема учебного материала. Для каждого занятия необходимо планировать содержание и объем учебного материала таким образом, чтобы он мог быть усвоен с преодолением определенных трудностей, учитывающих зону ближайшего развития учащихся.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление, обобщение и систематизация знаний, комплексное их применение, контроль, оценка и коррекция знаний, подведение итогов, рефлексия).

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. Необходимо подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками.

5. Рациональное использование учебного времени. Каждая минута урока должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия должен постепенно возрастать. 6. Индивидуальный подход в обучении. Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизических особенностей.

Соблюдение всех вышеперечисленных принципов ведет к исправлению недостатков, присущих детям с интеллектуальным недоразвитием, что позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть его в развитии. Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Литература: 1.     https://ext.spb.ru 2.     Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. — 2006. — № 5 3.     Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — С. 288–301. 4.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. — М.: Просвещение, 2006. — С. 157–160. 5.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 3–6.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Иванова О. Л., Михайлов Е. А., Михайлова Е. А. Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 481-483. — URL https://moluch.ru/archive/76/12938/ (дата обращения: 28.03.2019).

Источник