Роль классного коллектива в развитии ребенка

Роль классного коллектива в развитии ребенка thumbnail

8

hello_html_m6d42acec.jpg

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 86»

Доклад

«Роль классного руководителя

в формировании детского коллектива

в начальной школе»

Учитель: Г. В. Соловьева

Нижний Новгород

2019

Детей нет – есть люди,

но с иным масштабом понятия,

иным запасом опыта, иными

впечатлениями, иной игрой чувств.

ПОМНИ, что мы их не знаем.

Ш.А.Амонашвили

Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живёт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всё, чтобы этот «сырой» материал превратился в замечательную «фигуру». И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работ по формированию, а затем развитию детского коллектива.

Цель работы по формированию классного коллектива: формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива.

Требуется решить следующие задачи:

1 класс

  Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности,  строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:

  — обеспечить успешную адаптацию обучающихся на первом этапе образования;

 — обеспечить положительный эмоциональный настрой обучающихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

 — создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  — нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

   — формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

 — использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

 —  привлечь родителей

2 класс

 Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

  — создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  — воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

  — нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное      старание и труд;

 — формировать у детей способности стремиться к здоровому образу   жизни; 

   — использовать разнообразные формы организации работы с детьми

 3 класс

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

 — совершенствовать познавательную активность обучающихся;

 — нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

 — создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса;

 — использовать разнообразные формы организации работы с детьми

 4 класс

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

— обеспечивать устойчивую потребность у обучающихся к совершенствованию способностей;

— поддерживать увлеченность обучающихся различными видами внеурочной деятельности;

— обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях

  Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. 

Взаимодействие между обучающимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.     

Читайте также:  Что включает в себя карта развития ребенка

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.  

Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является педагог, от него исходят все требования. Для этого учитель использует различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д.

Основным видом деятельности для школьника является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлено на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей.

Именно поэтому, различные формы коллективного сотрудничества обучающихся в учебном процессе приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы, когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы, по 3-5 человек, и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы. Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельность со своими. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинных коллективистических мотивов поведения.

Включение учащихся в общественно-полезный труд позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т.д.

Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться, если не удовлетворяются его потребности, например, в движении, в игре, в знаниях, эстетических впечатлениях, в общении с другими людьми. Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка, на его чувства и мысли глубокое влияние, в частности, это приводит к снижению работоспособности, к повышению возбудимости или, наоборот, к апатии.

В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания обучающихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Свои традиции есть и в нашем классе: день именинника, календарные праздники (день учителя, праздник осени, 8 марта, день защитника отечества, новый год, масленица), экскурсии, викторины, конкурсы.

Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья», «У самовара я и моя мама») и др. Особое значение уделяется театральной деятельности обучающихся, которая, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которые дети с удовольствием приглашают не только своих близких, но и друзей.

Читайте также:  Программа сопровождения развития ребенка школьного возраста

Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги. И т.к. это дети младшего возраста для них важна тактильная чувствительность. Вспомните, наши «классные» дети и, в своё время собственные, очень любят ходить, держа кого – то за руку. Поэтому на первых этапах я организую такие упражнения:

«Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим я.

«Кто быстрее?»

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Игры на сплочение коллектива

Построиться в шеренгу по:

• росту;

• цвету волос;

• алфавиту имен;

• размеру ноги;

по наличию братиков и сестрёнок и т.д..

Посчитай. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача — найти сумму всех чисел и назвать результат.

Что такое? Командам раздаются карточки с названиями 3—4-х предметов. Задача для каждой команды:

после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?

• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)

• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.) и т.д.

Дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель. Ведь специфика начальной школы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с нами.

Сплоченность и сформированность детского коллектива  зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств учителя.

Перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.

 Заповеди классного руководителя: 

  • Будь требователен к себе

  • Владей грамотной речью

  • Показывай пример во всём

  • Не будь равнодушным

  • Доверяй, но проверяй

  • Пообещал – сделай

  • Не раздражайся, будь терпелив и настойчив

  • Будь добрым, но не добреньким

  • Умей поставить себя на место ребёнка

  • Помни: максимум поощрения, минимум наказания

  • Не заводи любимчиков

  • Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.

  • Давай воспитаннику посильные задания.

  • Сумей смотреть с родителями в одну сторону.

  • Люби детей, чего бы тебе это ни стоило

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка могилев

Функции классного руководителя:

  • «контролер», обеспечивающий включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с обучащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);

  • «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование обучающихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи обучащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);

  • «нравственный наставник», содействующий соблюдению обучащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между обучащимися, так и между обучащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с обучащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);

  • «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);

  • «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об обучающихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);

  • «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем обучающихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);

  • «фасилитатор», оказывающий помощь обучащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с обучащимися).

Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

Планируя работу коллектива, учителю важно учитывать интересы детей.

И, каким бы ученик не был в учебе – отличником или «серым троечником» — он, для нас, яркая индивидуальная школьная личность. Сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают не только дети, но и родители.

Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме – плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.

«Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»

Л.Н.Толстой

Вы думаете, «классным» быть легко?

Не спать от мыслей долгими ночами,

И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,

Чужой бедой болеть однажды.

Да, может «классным» быть легко,

Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

Источник