Роль игры в развитии ребенка раннего возраста презентация

Роль игры в развитии ребенка раннего возраста презентация thumbnail

Елена крошкина
Презентация «Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1. На тему: «Роль игры в адаптационный период

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Каждый ребёнок испытывает адаптационный стресс во время привыкания к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения.

Причина в том, что у малыша меняется социальная ситуация развития. Ребёнок, привыкший, что его окружает привычная домашняя атмосфера, рядом с ним всегда мама и его близкие родные, испытывает сильнейший стресс и если не создать условия, которые будут способствовать уменьшению воздействия стресса, то это может повлечь за собой эмоциональные нарушения или замедление темпа психофизического развития ребенка.

Одним из важнейших условий, которое помогает ребенку менее болезненно перенести период адаптации, являются организованные игры, которые затрагивают все виды детской деятельности.

Это позволяет реализовать цель работы с детьми в адаптационный период:

Цель: обеспечить каждому ребёнку физический и психологический комфорт в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации.

Исходя из поставленной цели, решаем ряд следующих задач:

• формировать единый детско-взрослый коллектив на основе доверительных взаимоотношений на телесно-игровом и предметно-игровом уровне;

• учить ориентироваться в игровом помещении пространства группы, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;

• воспитывать чувства симпатии и интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.

Для решения поставленной цели и задач, при организации игровой деятельности детей обращаю внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все ребята – это позволяет каждому малышу не чувствовать себя обделенным вниманием, по длительности подбираю игры непродолжительные, но в течение дня они затрагивают различные виды детской

деятельности (коммуникативную, двигательную, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную).

Разработка системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала позволит положительно решать проблему адаптации ребенка к ДОУ.

2. Наибольший страх ребенок испытывает в момент утреннего расставания с родителем (мамой или папой). Для того, чтобы сгладить эту ситуацию, мы используем прием театрализованной игры: детей каждый день встречает герой какой – либо сказки (знакомой, или наоборот новой с которой мы в течение дня познакомимся). От лица героя я вступаю в диалог с ребёнком, вовлекаю его в совместную деятельность, таким образом, помогаю малышу преодолеть эмоциональный барьер.

ФОТО 1,2

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ

3. После того, как ребенок вместе с героем попадает в групповое помещение, немаловажным является то, чтобы его внимание могло переключиться на какой – либо объект, и, конечно в этом помогает предметно – развивающая среда группы, созданная с учетом принципов открытости и доступности.

ФОТО «Развивающая среда в группе» 1,2,3,4

4. Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

ФОТО игрушки в группе 1,2,3

5. В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами,

ФОТО 1,2

-строительные игры развивают творческие и умственные способности ребенка, его самостоятельность, усидчивость, внимание:«Построим гараж», «Домик для зайчика», «Загончик для домашних животных»

6. а также конструирование из мягких модулей:

ФОТО 1,2

Изготовление мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.). Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек и пр. Строительство будки для собачки.

7. Для того, чтобы дети быстрее привыкли к групповому помещению и начали лучше в нем ориентироваться организовываем игры и игровые ситуации такие как: «Путешествие с Ежиком по нашей группе», «Найди предмет и принеси», «Игрушки пошли домой»

ФОТО 1,2

8. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Наши воспитанники эмоциональны и впечатлительны, им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому в работе с детьми используем хороводные, подвижные типа «догонялки» игры. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

ФОТО 1

9. Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.

Считаю, что хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их, учат действовать вместе, сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями. Это такие игры как:

«Каравай», «Ровным кругом»,

«Встаньте, дети, встаньте в круг»

«Мы топаем ногами» /Дети встают в круг и выполняют движения под муз. /

Читайте также:  Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста

10. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В этих играх они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

В адаптационный период подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, как самолеты», «Поскачем, как зайчики», «Попрыгаем как лягушки»… надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот прием привлекает, отвлекает от переживаний.

ФОТО 1,2,3

11. Играем с детьми в подвижные игры:

«Зайка серый умывается». «Медведь и зайцы»

«Кот и воробушки», «Ловкий шофер», «Лиса и зайцы «Воробушки в гнездышках».

ФОТО 1,2

12. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ?

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Для взаимодействия с такими детьми хорошо подойдут пальчиковые игры. Кроме того, эти игры помогают согласованности и координации движений.

. Пальчиковые игры дают возможность и воспитателям, и родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

ФОТО 1,2

Делаем пальчиковую гимнастику: «Моя семья», «Встали пальчики»

«Пальчики здороваются», «Наш малыш».

13. ИГРЫ-ЗАБАВЫ

игры- забавы позволяют

развивать у ребенка чувство юмора,

учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми,

снимают стресс:

Они помогают организовать детей, успокоить, привлечь внимание, создать у них хорошее, радостное настроение, повеселить.

Это такие игры как: «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит», «По ровненькой дорожке», «Карусели».

ФОТО (игра «КАРУСЕЛИ»)

Использование сначала игр на общение, пальчиковых, подвижных игр, игр –забав в адаптационный период, убедило меня в правильности моего выбора.

В дальнейшем это явилось базой для развития сюжетно-ролевой игры, а также способствовало общению детей друг с другом и налаживанию речевого контакта со взрослыми.

14. Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры в период адаптации играют немаловажную роль.

В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых.

К самым распространенным сюжетно-ролевым играм в раннем возрасте можно отнести : «Дочки – матери», «Семья»,«Магазин»

«Семья» ФОТО 1,2

Сюжет. «Семья пьет чай»,

Вместе с детьми распределяем роли.

предлагаю всей семье по пить чай, как это делают по утрам в семье. И напоминаю, что нужно разложить на стол чашки, ложки, угощение.

Использую приемы поддержания и развития игры: «А где же чайник? Нужно налить чаю.» Семья пьет чай.

Далее, развивая сюжет, создаю воображаемую ситуацию и говорю:

«Кто-то к вам позвонил, нужно посмотреть кто это?»

Заходит бабушка (Воспитатель с тортом.)

Бабушка: «Здравствуйте, мои дорогие, я к вам пришла в гости. Я соскучилась. Возьмите торт и давай вместе попьем чай.»

Все усаживаются и пьют чай. *

Бабушка: «Что-то я засиделась. Мне пора домой. До свидания. Я вас очень люблю.»

Советую проводить бабушку.

Используя приемы формирования взаимоотношений в игре, напоминаю о вежливом обращение друг к другу в игре.

15. Игра «Магазин» ФОТО 1,2,3,4

Во время игры побуждала детей выполнять игровые действия (продавец – продает, покупатель – покупает); закрепляла знания детей называть и различать овощи и фрукты; воспитывала дружеское отношение друг к другу, коммуникативные навыки, побуждала самостоятельно договариваться во время игры.

16. «Игрушки у врача» ФОТО 1,2,3,4

Во время игры дети учатся уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами.

Ход игры: предлагаю поиграть, выбирали Доктора и Медсестру, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу.

17. «Я – шофер!» (игры с машинками) ФОТО 1,2,3

Перевозка на грузовых машинках продуктов в магазин. Перевозка строительных материалов на стройку. Гонки на автомобилях. Починка автомобиля. Мытье автомобиля …

18. Сюжетно-ролевые игры с кубиками,

ФОТО 1,2,3

Дети очень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включая элементы конструирования практически в любой сюжет.

Строительство башенки для петушка, строительство гаражей для больших и маленьких машин.

В соответствии с выбранным сюжетом игрушки размещаются в тех или иных постройках (например, куклы могут выходить из своих домиков и отправляться в гости друг к другу, машины разъезжаться в свои гаражи).

Вот пример сюжетной игры, включающей элементы конструирования.

Читайте также:  Нервная мать и психологическое развитие ребенка до года

19. «Матрешки ходят в гости» ФОТО

Сначала дети построили ворота большие для большой матрешки, маленькие — для маленькой матрешки. А потом маленькая матрешка идет в гости к большой.

20. Дидактические игры.

Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано».

21. «Собери матрешку»

«Подбери заплатку», «Шнуровка», «Собери картинку», «Кто, где живет?»

22. Театрализованная деятельность.

Этот вид деятельности, который направлен на успешную адаптацию ребенка к детскому саду. В нашей группе находится уголок, предназначенный для театрализованной деятельности.

ФОТО (театральный уголок в группе)

23. В процессе данной деятельности нами используются настольный и кукольный театры.

ФОТО настольный театр

В основном используются русские народные сказки. Дети с большим удовольствием смотрят представления, которые мы для них организуем. Данная деятельность способствует развитию положительных эмоций и созданию хорошего настроения. В процессе театрализованных представлений у ребенка формируется основа воспитания положительных черт характера и культурного поведения в целом. Такую работу мы проводим еженедельно.

24. ФОТО Дети и настольный театр

Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, что облегчает адаптацию ребенка к коллективу детского сада. Дети легко знакомятся и запоминают действия сказки. Пересказывают и рассказывают содержание сказки, одновременно двигая фигурками героев, что способствует развитию речи, а также развитию мелкой моторики пальцев рук.

Кукольный театр можно использовать в психотерапии детских страхов. Если ребенок согласится побыть в роли того, кого он боится, то возможно, у него получиться победить свой страх.

25. Театр на руке — пальчиковый)

ФОТО 1,2

Игровая задача для детей: Учить их действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.

Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами принимают участие в действии с игрушками — персонажами, повторяют запомнившиеся фразы («Колобок, колобок — я тебя съем!» или «Мышка бежала, хвостиком махнула…»)

Нами был разработан целый модуль, с тематикой: «В прекрасном мире сказок!». Составными частями модуля стали такие русские народные сказки как «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

26. ИГРЫ С ПЕСКОМ

Мы приобрели кинетический песок, познакомили детей с новым материалом, дали возможность просто повозиться с ним, как в песочнице с обычным песком. Понаблюдали за детьми. Постепенно дети всё лучше и лучше осваиваились в группе, в компании с детьми. Они стали меньше плакать при расставании с родителями, так как знали, что их ждет увлекательное занятие с «песочком».

ФОТО 1,2,3,4 ДЕТИ ИГРАЮТ С ПЕСКОМ

Встречая детей, особенно тех, кто тяжело расставались с их родителями, я усаживала за столик, где располагалась кучка песка, формочки, совочки и детки быстро отвлекались, радостно играя. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, а это очень важно в раннем возрасте, развивается речь в процессе игр с песком. Ребенок, играя с песком, освобождается от стресса, дает волю фантазии.

27. Для игр с песком в группе было решено собрать коллекцию мелких игрушек от киндеров.

ФОТО Коллекция мелких игрушек

Играя с песком, да еще и с любимыми игрушками-героями, дети приходили в восторг!

28. Игру с песком, чтобы активизировать словарный запас детей, сопровождаю чтением стихов.

ФОТО (дети рисуют на песке)

Вот песочек на столе, Вот песочек, он волшебный Мы рисуем на стекле, Будем с ним сейчас играть, Можем дом нарисовать, Можно что-нибудь построить, Можем просто поиграть. А потом в комочек смять. Порисуем мы немножко, За собой все приберем. После игр мы вместе дружно Ручки с мылом мыть пойдем!

29. ПОСТРОЙКИ ИЗ ПЕСКА ФОТО 1,2

На сегодняшний день видны первые результаты: -дети охотно приходят в детский сад, группу, -идут на контакт с воспитателем, детьми, -увлеченно играют, делают новые открытия, произносят новые слова.

Таким образом, все проводимые нами игры-занятия с песком, позволяют сделать процесс адаптации максимально легким для детей, а процесс воспитания увлекательным и творческим!

Использование игр разной классификации, помогли детям легче пройти период адаптации к детскому саду.

Кроме этого мы знакомили родителей с организацией воспитательно – образовательного процесса, и рассказывали им о важности использования разнообразных игр во время адаптации детей. Информацию мы помещали в родительский уголок в виде консультаций, например: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», «Игры пальчиковой гимнастики». Вывешивали фото — газеты, где были запечатлены дети в различных игровых ситуациях, проводились индивидуальные беседы.

Результат показал, что адаптация детей к условиям ДОУ прошла успешно: у 80% детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 20% средняя степень адаптации.).

В заключении хотелось бы подвести итог и отметить:

что адаптация — это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходимо помнить, что мы должны организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, чтобы он хотел возвращаться туда ежедневно для совместных игр и общения со сверстниками и взрослыми. И только совместные игры помогут нам достигнуть желаемого результата, так как в игре ребенок развивается, познает себя, учится общаться, переживает массу эмоций и достигает успеха!

Читайте также:  Развитие когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста

Источник

Игры детей раннего возраста.

У ребенка есть страсть к игре,
и ее надо удовлетворять.Надо не только дать ему вовремя поиграть,но и пропитать игрой всю его жизнь.
А. Макаренко

Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности — познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого.

Что даёт ребёнку игра:
— удовольствие;
— знакомство с нормами, правилами жизни;
— общение со сверстниками;
— возможность выражать свои эмоции;
— внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста:

Сенсорные игры.

Сенсорика — от лат. sensus — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание).

Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему, активно двигаться.

Языковые игры.

Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры.

Они начинают привлекать детей ближе к 3 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.

Настольно – печатные игры.

Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 2-3 лет.

Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображенные на кубике.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

Игры-потешки – особые забавы взрослых с малышами, призваны позабавить, развеселить ребенка.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

Основные типы игрушек для раннего возраста:

Пирамидка — очень полезная игрушка для малышей. Начиная с раннего возраста пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету), в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.

Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера, Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. В этом возрасте с помощью пирамидки можно учиться различать не только размеры, но и цвета.

Вкладыши — это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребёнка второго года жизни.

Транспортные игрушки

Транспортные игрушки — это игрушки, отображающие различные виды транспорта. Это могут быть машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и милиции и пр.), железнодорожный, авиа — или водный транспорт.

Составные картинки.

Составные картинки представляют собой различные вариации игры-головоломки, суть которой — из отдельных кусочков собрать целое изображение. Эти игрушки могут носить как познавательно-исследовательский характер (найти способ собирания, при котором картинка получается), так и характер продуктивной деятельности (создать относительно самостоятельный продукт из имеющихся частей).

При проведении игрс детьми раннего возраста следует помнить, что любые объяснения взрослого — разговор о различной величине предметов, призывы сравнить предметы и выбрать больший, или напоминания что нужно вкладывать маленький в большой — неэффективны и бесполезны для малышей. Только действуя своими руками и воспринимая предметы своими глазами, ребёнок может прочувствовать величину разных предметов и понять их соотношение.

От всего сердца желаю вам радостного общения с детьми.

Спасибо за внимание!

Источник