Развитие когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста

Алёна Шаповалова
Когнитивная сфера у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Е. Н. Шаповалова, воспитатель МБДОУ детский сад №37

г. Новочеркасска, слушатель АПиП, ЮФУ

Е. В. Бочарова к. с. н. преподаватель АПиП ЮФУ

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Современный человек вынужден обрабатывать большой поток информации, в связи с развитием разнообразных форм массовой коммуникации. Объем знаний, необходимых для жизни увеличиваются с каждым днем, поэтому развивать когнитивную сферу необходимо с детства. Развивать внимание, так же важно, как и учить письму, счету, чтению. Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.

Развитие навыков концентрирования внимания – одна из главных задач в дошкольном возрасте. Более того, ребенок к подготовке к школе должен уметь не отвлекаться при выполнении различных действий, следовать инструкции и контролировать полученный результат. Поэтому очень важно, определить у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу.

Ребенок в процессе своего развития старается имитировать речь своих близких, усваивая при этом, закономерности языка. На основе этих закономерностей, ребенок начинает строить свою речь. Особенности любого языка требует высокого уровня внимания и мышления, так как в процессе овладения языком необходимо владеть анализом, обобщением и дифференциации. Поэтому, познавательный процесс играет регулятором темпа и развития речи ребенка.

Ж. Пиаже раскрыл когнитивный базис развития речи. По мнению Ж. Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Так как именно мышление помогает развитию языку. Язык, по мнению ученого, лишь частный случай символической функции, которая формируется лишь к определённому периоду развития ребёнка. Однако, с появлением речи, мышление ребенка перестраивается и развивается с огромной силой.

Жизненный опыт во многом определяет постепенный рост состава речи ребенка, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. В дошкольном возрасте складываются три функции речи,которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

1. Коммуникативная функция. В процессе общения ребенок усваивает новые слова и словосочетания. Развивается интеллект и эмоциональная сфера.

2. Познавательная функция. В процессе игровой деятельности ребенок развивает восприятие и вербальную память.

3. Регулирующая функция. Данная функция позволяет ребенку планировать интеллектуальную деятельность.

Восприятие в дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Речь оказывает влияние на восприятие, ребенок дошкольного возраста активно использует названия свойств, качеств, признаков, состояний различных объектов.

Ребенок, в старшем дошкольном возрасте, осваивает приемы и средства создания различных образов, а память приобретает интеллектуальный характер. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым, более того, начинается постепенный переход от наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. (Жана Пиаже).[2]

В течение дошкольного возраста речь ребенка качественно видоизменяется. К старшему дошкольному возрасту завершается процесс фонематического развития речи, усваиваются грамматические формы языка и активно увеличивается словарный запас. К шести-семи годам речь ребенка становится средством общения и мышления.

Важным показателем когнитивного развития дошкольника является высокий уровень его самосознания. Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу шести-семи годам, на основе интенсивного интеллектуального и личностного развития ребёнка в дошкольном детстве. Самосознание считается архиважным когнитивным и личностным новообразованием дошкольного детства. Дошкольник осознаёт свои физические возможности, свои умения и переживания, нравственные качества и некоторые психические процессы. Формирование самосознания ребёнка-дошкольника зависит от интериоризации им общественных норм.

С процессом развития речи происходит скачок в интеллектуальном развитии ребенка с появлением вербального и понятийного мышления. Слово включается в познавательную деятельность и становится орудием мышления.

У детей с трудностями в обучении отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное свободное своеобразие и большая распространённость нарушений речи (Е. В. Мальцева, В. А. Ковшиков и др.). Особенностью клинической составляющей нарушений у большинства таких детей является сложность речевой симптоматики, наличие комплекса речевых расстройств, сочетания различных нарушений речи. [3]

У большинства детей с трудностями в обучении наблюдается недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи, несформированность устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.

Импрессивная речь таких детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи дошкольников с нарушениями психического развития свойственны нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, слабая сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович и др.). Структура речевого нарушения детей с трудностями в обучении является очень вариативной и характеризуется комбинаторностью различных симптомов.

Отмечено также, что для дошкольников с трудностями в обучении интонационная выразительность речи не сформирована. У детей данной нарушены процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение. Восклицательная интонация дается сложней всего в дошкольном возрасте. У детей отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.

В процессе порождения связных речевых высказываний большое значение имеет планирование высказывания. В устной речи это планирование должно совершаться быстро, оно не допускает длительной подготовки, так как большие паузы разрушают целостность текста. У детей с трудностями в обучении имеется отставание в развитии планирующей функции речи. Нарушения речи часто носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой деятельности.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что у большинства дошкольников с трудностями в обучении имеется недоразвитие связной речи, которое наблюдается на протяжении всего дошкольного возраста. Только обладая хорошо развитой речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы и аргументировано излагать свои мысли.

Список литературы:

1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: «МОДЭК», 2005. – 64с.

2. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Под ред. Проф. Т. Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»; 2006. – 64с.

3. Ульенкова У. В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. 2006. – №1. – С. 18-24.

Источник

Татьяна Георгиевна Редикульцева
Консультация для педагогов «Особенности когнитивного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»

Дошкольный возраст – это период с 3 лет до 6–7 лет. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии.Первая стадия: от 3-х лет до 5-ти лет – младший дошкольный возраст.Вторая стадия: от возраста 5 лет до 6–7 лет – старший дошкольный возраст. Некоторые исследователи выделяют также и средний дошкольный возраст: 4 лет до 5-ти лет.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка картинки

Ранний детский возраст – это важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика [2, с. 102].

Первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», так как контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается собственно речь. Речь взрослого играет важную роль в развитии ребенка, ведь она развивает положительные эмоции и речь самого ребенка.

Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка [2, с. 142]. В рассматриваемый ранний период ребенокв связи с произошедшими в его жизни важнейшими переменами: прямохождением, овладением предметными действиями и речью – проделывает очень большой путь в собственном психическом развитии. В этом возрасте происходит развитиенового отношения к миру предметов: они становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и определенный способ употребления. Взрослый развивает у ребенка соотносящие и орудийные действия, с помощью которых можно оказывать влияние на окружающие предметы, изменять их.Овладение этими действиями создает условия для освоения новых видов деятельности: игровой и предметной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Для ребенка в раннем возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению [4, с. 145].

Если рассматривать когнитивное развитие детей дошкольного возраста, то необходимо рассмотреть следующие познавательные процессы. Так, восприятие в дошкольном возрастеутрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для развитиявнимания свойственно следующее:

значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;

складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;

внимание становится опосредованным;

внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);

появляются элементы после произвольного внимания [1, с. 112].

Дошкольное детство – это возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией

У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.

В среднем дошкольном возрасте (между 4-мя и 5-тью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании. В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти [2, с. 132].

Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания [2, с. 133].

Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к вербально-логическому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение дошкольного периода является наглядно-образное мышление [3, с. 151].

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребенка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

В дошкольном возрасте развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т. д.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

ребенок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности;

ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

речь превращается в особую деятельность,имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли [5, с. 89].

В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребенок-дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К шести-семи годам речь, язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму [3, с. 78].

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с опфр

Таким образом, исходя из вышеизложенного нами материала, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это важный период физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Б. С. Возрастная психология.В 2 частях: учебные пособия для вузов / Под редакцией Б. С. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 366 с.

2. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 465 с.

3. Иванников В. А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 198 с.

4. Котова И. Б.Общая психология: Учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 480 с.

5. Смирнова Е. О.Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2011. – 299с.

Источник

У дошкольников сложно провести границу между физическим, моторным развитием, с одной стороны, и когнитивным – с другой. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для когнитивного, социального и эмоционального развития. К примеру, когда дошкольник где-нибудь на пляже идет по бревну, он, с одной стороны, учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой – усваивает когнитивное понятие узости и эмоциональное понятие уверенности. Действия, которые первоначально совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Скажем, сначала ребенок может просто играть с карандашом и листом бумаги. Но затем изображение им на бумаге каких-то знаков становится функционально подчиненным выполнению более сложных задач, таких как письмо, рисование или даже изготовление чертежа модели.

Сенсорное развитие. Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. Это происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. В течение дошкольного детства психический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования в 3 года, через рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков в 4 года, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам. Следует особо подчеркнуть роль сенсорных эталонов – выработанных человечеством представлений об основных разновидностях свойств и отношений.

Сенсорными эталонами для ребенка служат, например:

• система геометрических форм (треугольник, круг, квадрат и т.д.);

• основные цвета (красный, оранжевый и т.д.);

• звуки родного языка;

• звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми и т.д.) и др.

Для сенсорного развития ребенка необходимо руководство взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие восприятия (перцептивное действие).

1. Выделяет эталоны словом. Слово обобщает, вносит то, что не дает чувственный опыт и что ребенок сам не может выделить в предмете, явлении.

2. Учит обследовать предмет по-разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. При этом всегда необходимо обращать внимание на:

• целостный облик предмета;

• вычленение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т.д.);

• определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.);

• целостный облик предмета (повторно).

3. Учит сравнивать предмет с эталоном. При обследовании предмета выделенные его свойства каждый раз необходимо сравнивать с эталоном как образцом, меркой и пр.

С помощью правильно организованного обследования и сравнения с эталоном дошкольники овладевают умением воспринимать важнейшие свойства предметов и явлений. Учатся ощупывать, рассматривать предмет и т.д. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляциях с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной деятельности и т.д.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер, приобретает способность все более полно отражать окружающую действительности, приобретает черты целенаправленности, произвольности. Восприятие становится осмысленным, целенаправ-ленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматри-вание, поиск. Значительное влияние на восприятие оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства объектов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие.

Особое внимание в дошкольный период необходимо обратить на развитие восприятия пространства. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали. Развивается глазомер дошкольника и в аппликациях, рисовании, бытовых действиях, играх, упражнениях в бросании, метании и т.д.

Значительные трудности для дошкольника представляет восприятие времени, так как оно не имеет наглядной формы. А выделение временных эталонов вызывает определенные трудности. Формированию представления о временных интервалах способствуют систематические наблюде-ния в природе, быту и др.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие ими художественных произведений. Это сложный психический процесс. Он предполагает способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражения отношения к нему. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаясь сами непосредственно воздействовать на ход событий, например, сказки и т.д. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Оценки еще примитивны
(“Как красиво!” и др.). Восприятие художественных произведений дошкольников будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовое сочетание, форму, композицию и др.).

Характер восприятия картины изменяется с возрастом (рисунок 3).

Рисунок 3. Развитие восприятия картины с возрастом

В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребенка (рисунок 4).

Рисунок 4. Интеллектуальное развитие дошкольников

Наглядно-действенное мышление развивается в процессе предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. Позднее формируется наглядно-образное мышление, которое становится основным. При формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, с опорой на образ, т.е. на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями-моделями. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом.

Читайте также:  Роль логоритмики в развитии ребенка

Например, обучение детей рассказам на основе составленной ими самими модели. Так, проводилась итоговая беседа об осени. Дети схематически обозначали основные признаки осени: “Птицы улетают”, “Деревья без листьев”, “Идет дождь” и т.д. Затем, глядя на эту модель, составляли рассказ, опираясь на образное мышление и собственные действия.

К 5 годам речевое действие предваряет практическое. Ребенок способен планировать предстоящее действие.

Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно-схематическое. В процессе различных видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он овладевает построением особого вида знаков – наглядно-пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе определенных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Ребенок может обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме. Это происходит благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, сами по себе приобретают обобщенный характер.

К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на обобщение. Логическое мышление – вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики.

Понятия формируются в том случае, если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заме-няются словесным обозначением, что дает возможность перенести действия в различные ситуации.

Логическое мышление старшего дошкольника характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на обобщение; при этом ребенок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие.

При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность самого ребенка и взрослого. Последняя направляет мыслительную деятельность ребенка и помогает формировать обобщение, что способствует лучшему усвоению понятий (таблица 6).

Таблица 6. Основные этапы образования понятий (на примере понятия “кукла”)

2 года 5 лет 5–6 лет 6–7 лет
«КУКЛА – ЭТО ВОТ» «КУКЛА – ЧТОБЫ ИГРАТЬ» «КУКЛА – ЭТО ГОЛОВА, РУКИ, НОГИ, ВОЛОСЫ» «КУКЛА – ЭТО ИГРУШКА»
Указывают на конкретный предмет Выделяют признак, кото-рый приобрел наиболь-шее значение Описывают пред-мет, называя при-знаки без всякого порядка Выделяют основные при-знаки, по которым предмет может быть отнесен к опре-деленной категории

Таким образом, переход от практического действия к умственному проходит через ряд этапов (таблица 7).

Таблица 7 Этапы перехода от практического действия к умственному

I этап (3–4 года) II этап (4–5 лет) III этап (5–7 лет)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – РЕЧЬ – УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
Практическое действие явля-ется средством для ориенти-ровки в решении задачи Действие сочетается с речью Ориентировка в задаче, ее пла-нирование и решение совер-шается в умственном плане
Новый предмет обследуется практически.
Речь необходима:
• для формулировки задачи —
«Нужно достать мяч»;
• для подытоживания выпол-ненного действия —
«Мяч достал»
• действует в плане пред-ставлений;
• действуя, рассуждает по поводу того, что делает;
• может поставить перед собой новую задачу
• материальное действие «свер-тывается» во внутренний план;
• после словесного плана вы-полняет практическое действие;
• практическое действие стано-вится действием исполнитель-ным

Развитие речи идет в нескольких направлениях:

• совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;

• речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития: ребенок и слышит и говорит правильно.

Интенсивно развивается словарный состав речи. В 6 лет ребенок активно использует примерно 2 500–3 000 слов.

Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологи-ческого порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3–5 лет не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность.
В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Много примеров детского словотворчества приведено в книге К.И. Чуковского “От двух до пяти”. То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему к концу дошкольного возраста перейти к контекстной речи: он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать окружающим свои впечатления об увиденном.

Развитие воображения. У младших дошкольников преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в рассказах взрослого. Например, ребенок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу услышанных. Но так как опыт ребенка беден, уровень понимания низок, то и воссоздающие образы воображения часто далеки от реальности. В них смешение разных элементов, почерпнутых из разных источников, смешение сказочного и фантастического.

В дошкольный период происходит развитие произвольного и творческого воображения. Этому способствует сюжетно-ролевая игра. Проявляется произвольное воображение и в предметных видах деятельности, требующих предварительного планирования.

Особенностями образов воображения являются:

• их яркость и эмоциональность;

• легкость возникновения;

• изменяемость по любому поводу.

Для развития воображения необходимо:

• накопление опыта;

• выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания.

Развитие памяти. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не может поставит перед собой цель запомнить что-либо, не владеет специальными способами запоминания.

Ребенок легче запоминает то, что:

• связано с деятельностью;

• было интересно;

• имело эмоциональный отклик.

Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 7375; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9870 — | 7531 — или читать все…

Читайте также:

Источник