Развитие социальной компетентности ребенка с овз

Развитие социальной компетентности ребенка с овз thumbnail

Современному цивилизованному обществу для эффективного культурного развития требуются социально и нравственно развитые личности. Для обеспечения полноценной независимой и продуктивной жизни в обществе индивида необходимо включить в целенаправленный процесс социализации через систему современного образования.

Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО, подчеркивал, что «…именно образование в самом широком смысле слова можно назвать средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью, активным членом общества, искателем правды и выразителем этой правды, способному помочь каждой общине, каждому сообществу сделать шаг к лучшей жизни». Особо важное значение имеют социальные институты образования в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением интеллекта.

Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, …происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения». Интеллектуальная недостаточность наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества.

Изменившийся социально-экономический уклад жизни в нашей стране привёл к существенным преобразованиям всю образовательную систему государства, в том числе и систему специального (коррекционного) образования. Претерпели изменения содержание и организационные формы учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром стали интересы ребёнка в новой социально-экономической ситуации, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, личностно-ориентированный подход, активная дифференциация, помощь психологов, дефектологов, медиков, пересмотр устоявшихся традиций и поиск новых путей решения основной задачи вспомогательной школы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни в обществе.

Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться, низкая мотивация обучения и как следствие нелюбовь к процессу учения, отсутствие жизненных ориентаций, неблагополучная семейная обстановка вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится каждодневно сталкиваться в работе с такими детьми.

Конечно, полностью исправить недостатки умственного развития нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни — реальная и посильная задача. Важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Рассматривая социализацию как процесс активного поиска человеком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней и успешно трудиться, анализируя рекомендации по обновлению содержания образования во вспомогательной школе передо мной встала задача: приблизить содержание образования к требованиям современного общества с учётом меняющихся социальных и экономических условий.

Противоречие между жизненными реалиями настоящего времени и социальными качествами выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида определяет актуальность проблемы – поиска путей и средств, обеспечивающих эффективность социализации учащихся с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

С момента появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но еще не является личностью; для этого ему надо пройти сложный процесс развития биологического и психического, а главное — социального созревания, социализации.

По утверждению Л.С. Выготского ребенок, родившись, уже является социальным существом. Его изначально окружает сложноструктурированный социальный мир, мир того общества, полноправным членом которого ему предстоит стать. Постепенно окружающий социальный мир открывается ребенку в системе существующих ролевых взаимозависимостей, правил социального поведения, культурных норм взаимодействия. Именно на основе овладения ребенком этого «поля» социокультурных норм и правил произойдет формирование персональной ценностной нормативной системы.

Общим теоретическим основанием психоаналитических трактовок процесса социализации послужила теория 3. Фрейда: «Социализация представляет процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.»

Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладая знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» — родственники, друзья, знакомые и т.д. и «дальнее» — общество в целом). Личность, получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека.

Процесс социализации – это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных   отношений, с другой стороны, процесс личностных из­менений.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве

Л.С. Выготский, первый из отечественных исследователей, установил сложную взаимосвязь между понятиями «развитие личности» и «социализация». Они пересекаются, но не тождественны друг другу. Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя, как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности не сводимы лишь к социализации.

Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо, затем он способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания, человек может на себя воздействовать как социальный объект. Такие воздействия составляют основу развития личности.

Н.И. Шевандрин считает, что социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Это процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы, ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. По его мнению, понятие «социализация» целесообразно связать с понятиями «воспитание, обучение личности» как ее регулирующими факторами. В процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий и социальный мир; как организовать свой быт, каких морально-этических нормативов придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Таким образом, социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в процессе обучения и воспитания.

В настоящее время проблеме социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количество исследовании. Отмечается неадекватность самооценки этой категории учащихся (Л.С. Выготский, В.А. Вярянен, Н.Я. Коломинский, Ж.И. Намазбаева, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев). Единичные исследования затрагивают проблему нарушений мотивационно-эмоционалъной сферы умственно отсталых подростков (Б.Б. Зейгарник, Ю.Т. Матасов, А.Г. Московкина, Б.И. Пинский, А.А. Сагдуллаев). Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству, дети поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства (В.В. Воронкова, А.Н. Гамаюнова, ВВ. Коркунов, МИ. Кузьмицкая, С.Л. Мирский, Ш.Н. Нигаев, Н.П. Павлова, Т.Н. Стариченко, К.М. Турчинская). По моему мнению, наиболее полно проблемы социализации детей с ОВЗ рассматривает третья группа педагогов и психологов. Я считаю, что современная коррекционная школа должна заботиться, прежде всего, расширять кругозор ребенка, формировать социальную компетентность учащихся.

Модель формирования социальной компетентности

Компетентность — понятие, которое в мировой образовательной практике второй половины XX века занимает одно из центральных мест. Его в разных источниках трактуют по-разному. В частности, компетентность рассматривают: как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; информированность и способность реализовывать свои возможности в определенной сфере жизнедеятельности; как опыт в той или иной области, который позволит гарантированно достигать высоких результатов в каком-либо виде деятельности; как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее из чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружающими, продуктивно решать поставленные задачи.

В состав любой компетентности, по мнению большинства исследователей, входят:

а) знания о предмете деятельности;

б) умение ориентироваться в ситуациях, связанных с этим предметом;

в) умение правильно определять свои ресурсы, ресурсы других, ставить задачи и находить адекватные им решения;

г) опыт обращения с предметами.

«Социальная компетентность»- это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. В силу этого содержательный аспект социальной компетентности нередко представляется как активная, инициативная и конструктивная позиция человека в жизни общества, его участие в происходящем вокруг и ответственность за это, его стремление к улучшению качества собственной жизни. В ее личностный компонент включается умение добывать знания о мире и себе, заботиться о себе и других, выстраивать свои отношения с социумом и окружающими людьми.

Следовательно, социальная компетентность является системой знаний о социальной действительности и сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», и ее формирование связывается с социальным обучением, просвещением, участием в преобразовании действительности, воспитательном процессе.

При этом необходимо учитывать то, что любой ребенок может чего-то достичь в жизни, если обладает определенным объемом социальных знаний и освоил достаточный минимум общественных норм, проявляет стремление к порядку, прилежание, бережливость, ответственность, разбирается во всех гранях справедливости, демонстрирует надежность, ориентирован на партнерство в межличностном взаимодействии.

Читайте также:  Анализ социальной ситуации развития ребенка

Следовательно, модель формирования социальной компетентности у учащихся в условиях коррекционной школы должна предусматривать все выше сказанное и включать когнитивную (социальный интеллект, социальное мышление), эмоционально-волевую (готовность к преодолению трудностей в социальном взаимодействии), действенно-практическую (владение приемами и способами регулирования собственных социальных действий, умениями и навыками социального взаимодействия) сферы.

Процесс формирования социальной компетентности у учащихся в образовательной среде выполняет ряд функций: воспитательную, пропедевтическую, коррекционную, здоровьесберегающую, интегрирующую, защитную, профилактическую. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет мне не только модернизировать его, но и повысить эффективность, мотивировать учащихся и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Проведенный анализ научной литературы позволил определить фундаментальные подходы и теоретические положения, на которых основывались представления о различных сторонах социализации личности. Вместе с тем исходные положения, которые ранее служили основой построения моделей социализации, не соответствуют актуальным потребностям обновляющегося общества. Не до конца решенной, на наш взгляд, осталась проблема педагогического сопровождения позитивной социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Рассмотрев все вышеизложенные точки зрения, мы делаем вывод, что социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. В сегодняшних условиях общего семейного неблагополучия наших учащихся, общеобразовательная школа играет решающую роль в формировании социальной компетентности на основе социокультурного подхода.

Источник

Доклад на тему:

«Формирование социальной и жизненной компетенции у воспитанников с ОВЗ».

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью в коррекционных учреждениях, направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно – обоснованная неудовлетворённость заработком; Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. У выпускников, живущих с родственниками, наблюдаются иждивенческие настроения. Предприятия, где работают окончившие коррекционную школу дети, предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Это обусловлено тем, что наши дети:

— не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

— у них не хватает самостоятельности;

— низкий уровень знаний об окружающей среде;

— специфические потребности в общении;

— не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;

— им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

— неспособность обучающихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

— завышенная самооценка.

Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Такие родители не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример.

Целью педагогической работы – достижение каждым ребёнком с ОВЗ максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:

Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована.  Формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. В данный момент у меня группа маленьких детей и поэтому пытаюсь с первых дней научить их: слушать, понимать, выполнять – и каждое выполненное задание оценить. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности воспитанников.Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую «победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.

Читайте также:  Эльконин периодизация возрастного развития ребенка

 Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Дети охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название «Бюро добрых услуг», « Весёлая иголка» и т.п.

Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции.

Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально — педагогическая форма детской жизни. Сюжетно — ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

В игре обучающийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности. В сюжетно — ролевых играх обучающиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

Практические упражнения

При проведении практических работ решаются задачи воспитания:

  • личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;

  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности.

Многие наши дети затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую- либо работу, но практически выполнить ее. Поэтому, прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения, нужно любым образом что то показать. (Кружок «Домоводство» — рассказ – это одно, а когда сами делали – совсем другое).

Экскурсии

Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом, чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся:

  • овладевают коммуникативными навыками,

  • получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;

  • правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;

  • хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

  • правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;

  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;

Беседа

Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно — ролевыми играми, различными практическими работами. Сопровождается беседа наглядным материалом. Этот метод используют в работе практически все педагоги школы-интерната.

Внеклассная работа

Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. С этой целью у нас проводятся массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому, можно сказать, что во многом жизнь обучающихся в школе-интернате подчинена формированию социальных и жизненных компетенций. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.

И наша задача как раз и состоит в том, чтобы объединить всю работу в единый образовательный процесс.

Можно сказать, что наиболее сформированными социально-бытовыми навыками в условиях дома оказались навыки ухода за жилым помещением и навыки личной гигиены, но всё же убираются только после напоминания взрослых, в каникулярный период забывают о соблюдении правил личной гигиены. Обучающиеся затрудняются в составлении семейного бюджета и в редких случаях могут оказать элементарную медицинскую помощь. Слабо развиты навыки приготовления пищи – не все могут подогреть себе пищу, приготовить бутерброд. Дети слабо ориентируются в городе, посёлке, не помнят, где находится то или иное учреждение, где можно купить необходимые предметы быта. Нарушают правила собственной безопасности (могут погладить незнакомое животное, нарушить правила дорожного движения…). Воспитанники не могут организовать свой досуг, не проявляют интереса к какой – либо деятельности. В случае необходимости только некоторые могут уточнить у прохожих, где находится какой – либо объект, не умеют вступать в разговор со взрослыми и сверстниками. Они редко пользуются в разговоре вежливыми словами, хотя уж об этом говорим им очень часто.

Таким образом, всему нашему педагогическому коллективу есть над чем работать, что необходимо шире использовать эффективные методы в организации системы работы по формированию социальной и жизненной компетенции, а это позволит выпускникам школы уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания обучения, успешно адаптироваться в социуме.

Источник