Развитие ребенка 3 лет игры для развития логики

Развитие ребенка 3 лет игры для развития логики thumbnail

Анна Давыдова
Игры на развитие мышления у детей 3–4 лет

Способность мыслить логически отличает человека от других живых существ и играет огромную роль в развитии ребёнка. Логическое мышление позволяет делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Конечно ваш малыш не в состоянии делать научные открытия, но «процесс пошёл» и наша с вами задача научить ребёнка думать логически. Мы с вами помним, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, и всё, что он помнит и знает базируется на ярких, положительных эмоциях. Следует обеспечить ребёнку спокойную, комфортную обстановку и запастись терпением. Никогда не критикуйте ребёнка, если что-то не получается. Покажите, как действовать и вернитесь к этому заданию позже.

«Ассоциации»

Подберите карточки с изображением предметов, связанных между собой. Например, песок – ведёрко, зонтик – капли дождя и т. д. Обсуждайте, чем связаны эти предметы. Потом ищите подходящие пары.

«Найди лишнее»

Для игры можно использовать всё, что есть в доме или использовать специальные карточки. На карточке изображены 3 и более предметов, один из которых не подходит по какому-то признаку. Если вы только начинаете играть, выберите те карточки, на которых предмет не подходит по размеру или цвету. А затем уже берите карточки, где 3 предмета относятся к одной группе (например, одежда, а четвертый нет (кастрюля). Ответ ребёнка должен быть примерно такой: “Лишняя кастрюля, потому что платье, шапки и пальто – это одежда, а кастрюля – посуда”. Если ребёнок затрудняется, вспомните игру «Назови одним словом» и обсудите все изображения на картинке. В следующий раз начните именно с этой карточки. Если же у вас нет карточек, соберите дома стакан, ложку, тарелку и пирамидку. Попросите ребёнка определить, что лишнее и почему. Вариантов игры очень много. Фантазируйте.

«Что лишнее»

Это более сложный вариант предыдущей игры, так как ребёнку необходимо определить лишний предмет на слух. Вы называете ребёнку 4 слова, одно из которых лишнее:

Корова, курица, диван, кошка.

Пирамидка, кукла, мячик, чайник.

Мячик, картошка, огурец, морковка.

Усложните задачу:

Капуста, свёкла, клубника, баклажан.

Шапка, сапоги, панамка, шуба.

«Раздели на группы»

Прежде чем играть в эту игру, рассматривая предметы и картинки вы должны обращать внимание на разные признаки. Например, свёкла – это овощ, потому что растёт в огороде. Яблоко – это фрукт, потому что растёт на дереве в саду. Собака – это домашнее животное, потому что живёт рядом с домом человека (или в доме, а медведь – дикое животное, живёт в лесу. Разделяйте группы посуда, игрушки, одежда и т. д. В дальнейшем из каждой группы можно будет выделить ещё несколько групп (животные севера и южных стран, зимняя и летняя одежда, столовая и кухонная посуда и т. д., но это ещё впереди.

«Кому что понадобится»

Весёлая игра поможет скоротать время. Спросите у ребёнка: “Что понадобится врачу?” – халат, шприц, очки. Кошке понадобятся миска, молоко и одеяло и т. д. Вы узнаете много интересного о представлениях малыша, играя с ним в эту игру. Сразу станет понятно, о чём ещё следует поговорить, на что обратить внимание.

«Антонимы или скажи наоборот»

Ребёнок 3-4 лет может выделять признаки, качественно отличающиеся друг от друга. Для игры подойдут такие пары слов, как мокрый – сухой, холодный – горячий, твёрдый – мягкий, весёлый – грустный, смелый – трусливый, ленивый – трудолюбивый, светлый – тёмный, длинный – короткий, тихий – шумный, мелкий – глубокий.

«Как узнать?»

Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, которую надо решить. Например, как узнать, сладкая ли каша? (попробовать её).

Подойдут и такие вопросы:

–…как узнать, наступила ли зима?

–…идёт ли дождь?

–…высохло ли платье?

–…сварилась ли картошка?

–…пишет ручка или нет?

–…есть ли что-то в коробке?

–…работает ли пылесос?

–…что приготовила мама?

–…будет ли папа играть с ребёнком?

–…какое настроение у мамы?

Вопросы возникают сами по себе. Попробуйте, у вас обязательно получится.

«Кто что ест?»

Можно использовать мяч. Перебрасывая друг другу узнайте, что ест корова (сено, заяц – морковку и т. д. Можно играть и наоборот: Кто ест косточки – собака, кто любит молоко – кошка, кто ест конфеты и т. д.

«Ошибки»

Если ваш малыш с лёгкостью решает логические задачки, намеренно говорите и ошибайтесь. Ребёнок должен вас исправить и объяснить, почему вы не правы. Это очень повышает самооценку малыша. Но усердствовать не надо, дабы не потерять свой авторитет.

«Так не бывает»

В эту игру хорошо играть всей семьёй. Передавая друг другу волшебную палочку, придумывайте смешные небылицы, типа «Сапоги просят каши», или «Дом рисует девочку», «Кошка сказала – Му, му». Детям очень нравится такая игра, да и вся семья отлично проведёт время.

Источник

На дошкольный возраст ребенка приходится период интенсивного психического развития. Формирование логического мышления – очень важный и сложный момент в жизни ребенка.

Развиваем логику малыша 3-4 летОн начинается примерно в 1,5 года, но уже в 3-4 года переходит на качественно новый уровень.

Можно ли уже в столь раннем возрасте развивать логику?

Помочь развить основы логики хорошо помогут логические игры для детей 3-4 лет.

Давайте поподробнее остановимся на некоторых из них.

Особенности в развитии мышления детей в 3-4 летнем возрасте.

В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности.

Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению.

Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции.

Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки.

Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку».

Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями.

Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.

Особенности развития логики в 3-4 года

Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь.

В процессе этих действий человек использует определенные приемы:

  • определение состава, структуры и организации частей и элементов целого;
  • ориентация на существенные признаки явлений и предметов;
  • определение взаимосвязей между явлениями и предметами;
  • обнаружение тенденций и закономерностей развития;
  • построение гипотез и обнаружение следствий;
  • осознанная аргументация логических операций.

Конечно, трехлетний ребенок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приемов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления.

Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.

Читайте также:  На занятиях по развитию речи в общении воспитателя и ребенка

О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие.

Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов.

И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей.

В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер.

Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет

Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.

Первые логические игры

Развиваем ребенка 3-4 лет

Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы.

Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх.

Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года.

Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры.

Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет».

Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.

Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой.

Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.

Игры для развития сообразительности и находчивости

Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.

Игры для развития интеллекта

Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек. В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.

Речевые игры для развития логики

Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.

Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.

Пример лингвистической задачи для развития логики

«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла!
— Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»

После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.

Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое. Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово. Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.

Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.

Графические игры

Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики». С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.

Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:

Компьютерные игры для развития логики

В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.

Читайте также:  Факторы развития личности ребенка кратко

Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.

Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».

При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила:

1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия.
2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием.
3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.

Книги с играми для развития логики

Большая книга развития логики для детей 3-6 летРазличные сборники игр можно приобрести и в печатном варианте. Сегодня книжные магазины предлагают широкий ассортимент книг с играми для развития логики для детей разных возрастов, а также сборники графических заданий. Много книг о развитии интеллекта и логики написал знаменитый московский педагог Л.Я.Береславский. Он работает в этом направлении более 15 лет и является автором нескольких уникальных методик обучения. Все эти книги можно купить и в Интернет-магазинах. Вот некоторые из них:

  • Л.Береславский, А.Береславская «Современные игровые методики развития интеллекта», Москва, 2010
  • Л.Береславский, А.Береславская «Логика в стране азбуки», Москва, 2005
  • Л.Береславский «Детство интеллекта. Система игр и упражнений», Москва, 2000
  • Л.Береславский «Азбука логики. Как помочь ребенку учиться легко и с удовольствием», Москва, 2001
  • И.Топоркова, С.Щербинина, С.Гаврина «Большая книга развития логики для детей 3-6 лет», Академия Развития, 2009
  • А.Уорд «Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация», Центрполиграф, 2012

Как видно, логические игры сами по себе очень разнообразны и задействуют различные виды мышления. Их, несомненно, следует использовать для детей 3-4 лет с целью развития интеллекта и логики, так как такое развитие возможно лишь в процессе практики и постоянной тренировки уже знакомых логических приемов. Также логические игры включают в себя элементы для развития речи, воображения, мелкой моторики, памяти, а комплексный подход в развитии ребенка гарантирует формирование многосторонней развитой личности.

Источник

Здравствуйте, дорогие мои! Возвращаюсь к вам с новой статьей и сегодня хочу поговорить про развитие логики у малышей. Безусловно, очень полезно учить с ребенком названия животных и растений, по многу раз повторять буквы или названия стран мира, но такие виды деятельности направлены преимущественно на развитие памяти ребенка, и практически не дают простора для размышлений. Такого совсем не скажешь про логические игры! Логические игры, это как «пища для ума», они действительно заставляют малыша пораскинуть мозгами, активизируют все мыслительные процессы!

Что же за логические игры такие, где их взять и как организовать? В этой статье я расскажу про те варианты занятий, которые можно смело начинать практиковать с детьми с 2 лет. Но не потеряют они своей актуальности и для детей в 3 года.

Некоторое время назад я уже писала про уникальное пособие для развития логического мышления у детей – блоки Дьенеша. Это, пожалуй, одно из самых многогранных и, к тому же, моих самых любимых логических пособий, поэтому ему и посвящена целая статья :) Здесь же хочу рассказать, а, может, напомнить и о других полезных интеллектуальных играх, как готовых, так и тех, которые можно сделать дома своими руками.

Итак, логические игры для детей 2-3 лет:

1. Собираем фигуры по простым схемам из конструктора, кубиков, мозаики и т.п.

Конструирование из лего . Простые схемы

Согласитесь, умение понимать и применять схему очень важно для любого человека. В практической жизни мы, так или иначе, регулярно сталкиваемся со схематичным представлением информации. А вот для малыша игры со схемами – это не просто полезный практический навык, это замечательное развивающее занятие, которое учит ребенка соотносить плоское изображение с объемной конструкцией. И не только соотносить, но и воспроизводить самостоятельно. Возраст 2-2,5 года – самое время начинать знакомить ребенка со схемами.

Строить по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Заранее посмотрите, какие детали у вас есть в наличии, и рисуйте схемы с учетом этого. Лучше всего просто собрать фигуру, а затем обвести ее по контуру :) Приведу здесь примеры наших схем для лего. Но у вас они, скорее всего, будут другими, из вашего набора деталей.

Схемы для конструктора Лего

Не торопитесь сразу предлагать двухлетнему ребенку сложные схемы, достаточно подготовить изображения незамысловатых домиков из 3-5 кубиков. Вообще надо заметить, что строительство по схеме из кубиков или мозаики малышу дается проще, с этого лучше и начинать.

Логические игры для детей 2-3 лет

Кстати, попробуйте попрактиковать и такой вариант игры. Сложите с малышом какую-нибудь фигуру, затем попросите его хорошенько ее запомнить и отвернуться. После этого достаньте или измените один из элементов конструкции и попросите малыша сказать, что изменилось.

Если говорить о готовых пособиях, то, по-моему, самая идеальная игрушка для первого знакомства ребенка с конструированием по образцу – это логическая пирамидка «Геометрия» (Ozon, My-shop, KoroBoom) . В ней и карточки со схемами есть, и детали интересные.

Логическая пирамидка Геометрия

Чуть посложнее и пооригинальнее игрушка всеми любимой фирмы Bondibon – «День и ночь» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Здесь все детали конструкции также нанизываются на штырьки, но их тут уже не один, а три, что существенно увеличивает число возможных комбинаций. Кроме того, в пособии предусмотрен более продвинутый вариант занятий – фигуры можно собирать не только по схеме с нарисованными деталями, но и по их силуэтам. В игре целых 48 карточек с заданиями разной степени сложности.

Логическая игра Bondibon День и ночь

2. Логическая игра Никитина «Сложи квадрат»

Логическая игра Никитина Сложи квадрат 1 уровень

Наверно, почти каждая русская мама знает или хотя бы что-то отдаленно слышала про легендарную семью Бориса и Елены Никитиных. Семья известна в первую очередь уникальными интеллектуальными пособиями, которые они создали для своих детей, и которые впоследствии были признаны педагогами и психологами во всем мире. Наверно, это одни из первых логических пособий для малышей, которые появились в России, вернее в СССР (Я хорошо помню, как мои родители сами обклеивали кубики, руководствуясь рекомендациями Никитиных). Но, что самое интересное, и по сей день игры не утратили своей актуальности и востребованности.

Если говорить именно про игру «Сложи квадрат», то она у Никитина, пожалуй, одна из самых популярных. У моей дочери в возрасте двух лет, во всяком случае, совершенно точно! :) Суть игры интуитивно понятна двухлетнему ребенку – собрать квадрат. Меняется только количество и способ разрезания деталей квадратов.

У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1й уровень. Там все квадраты состоят из 2-3 частей. Для трехлеток – 2й уровень (квадраты из 3-4 частей). 3й уровень понравится продвинутым логикам лет 4-5.

Игра Никитина Сложи квадрат 2 уровень

Игра замечательна тем, что ребенок в ней выступает как активная сторона. Достаточно только один раз объяснить суть, а затем вы можете просто давать ребенку пособие, и он будет сам разбираться, примерять, крутить-вертеть, изучать, в общем, очень активно думать и опытным путем самостоятельно доходить до важных умозаключений.

Читайте также:  Самостоятельно оценить развитие ребенка в 4 месяца

Вот здесь можно СКАЧАТЬ ИГРУ «СЛОЖИ КВАДРАТ» в электронном виде, распечатать и играть. Но, если честно, я все-таки считаю, что в виде деревянной рамки игра для малыша значительно удобнее. У нас были рамки по 6 квадратов. Мы играли так. Сначала высыпали на стол / на пол все содержимое рамки. Затем, ориентируясь на цвет, выбирали поочередно детали каждого квадрата и собирали его в рамке.

Еще Тасе очень нравилось оживлять эту логическую игру сюжетным моментом и представлять, что это не просто квадраты, а игрушечные печенья, которые мы готовим для своих игрушечных друзей.

Можно также попробовать такую модификацию этой игры. Так называемый, самодельный «Сложи квадрат, а также круг, треугольник и т.п.» :) Подготовьте из картона любые геометрические фигуры и предложите малышу разрезать их ножницами на крупные части (заодно и с ножницами поработаете). Когда фигура будет разрезана на 2-4 части, получится настоящая логическая игра – ведь теперь фигуру нужно снова собрать! Лучше предварительно обвести фигуру и потом собирать ее в пределах контура, это существенно облегчит задачу.

3. Логическая игра Никитина «Сложи узор»

Логическая игра Никитина Сложи узор

Еще одна популярная игра Никитина – «Сложи узор» (Лабиринт, My-Shop, KoroBoom). Пособие это очень «долгоиграющее», с ним можно придумать массу заданий как для 2-3-летнего малыша, так и для ребенка 5-6 лет. Задания в прилагающейся к кубикам инструкции рассчитаны, скорее, на детей постарше. А вот для детей помладше есть замечательные альбомы – «Чудо-кубики 1» (Ozon, My-shop, Koroboom) и «Чудо-кубики 2».

Кстати, альбомы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Альбом Чудо кубики для кубиков Сложи узор

Еще где-то давно на просторах интернета я скачивала схемы к кубикам «Сложи узор» для самых маленьких. Главное их отличие в том, что на схеме узор расчерчен на квадраты, что существенно облегчает задачу при подборе кубика (в схемах Никитина подобной разметки нет). Получается такая подготовительная ступень к основному варианту игры. Предлагаю СКАЧАТЬ такие схемы и вам.

Схемы к кубикам Сложи узор Скачать

В чем уникальность игры? Это нам взрослым, кажется, все очевидно и понятно – выложить картинку из кубиков. А для ребенка это целая наука – сначала найти нужную сторону у кубика, а затем еще и понять, как правильно его развернуть. Ребенку постарше, нужно будет кроме этого еще и определить, из каких именно кубиков сложена картинка. Кубики «Сложи узор» имеют очень хитрый раскрас. Некоторые грани однотонные, а некоторые разделены по диагонали на 2 цвета, что заставляет малыша хорошенько подумать.

4. Логическая игра Никитина «Уникуб»

Раз уж начали про Никитина, то обязательно стоит упомянуть еще об одной его замечательной игре – «Уникуб» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). На мой взгляд, основной функционал этого пособия ребенок и его родители смогут оценить попозже, после 4-5 лет. Но, тем не менее, я включаю игру в этот список, потому что и для 2-3-летних детей найдутся задачки с кубиками.

Особенность кубиков «Уникуб» в том, что каждая грань кубиков имеет свой цвет. Всего 3 цвета. Задача малыша – развернуть кубик таким образом, чтобы сверху и сбоку были видны грани определенного цвета.

Какие задачи можно поставить перед ребенком 2-3 лет:

  • Выложить для игрушки кроватку / заборчик определенного цвета – все кубики в постройке должны быть выставлены таким образом, чтобы СВЕРХУ были синие грани кубиков.
  • Выложить домик определенного цвета. В этом случае ребенку нужно составить кубики так, чтобы искомая грань кубиков была СБОКУ.

Логическая игра Никитина Уникуб

  • Выложить дорожку из кубиков с чередованием цвета или с соблюдением простых закономерностей.

Логические игры для детей 3 лет

5. Строим простые закономерности

Закономерности можно составлять практически из любых разноцветных материалов, имеющихся дома – из кубиков, мозаики, счетных палочек, конструктора и т.п. Вы начинаете выкладывать – ребенок продолжает.

Логические игры для детей 2 лет
Самый простой вариант – чередование 1 через 1. Далее можно попробовать выкладывать дорожки 2 через 2, 3 через 3, 2 через 1, 3 через 3 и т.д.

Выкладываем простые закономерности из мозаики

Для повышения интереса ребенка к игре используйте сюжетно-ролевые игрушки. Так, это может быть не просто скучный ряд из кубиков, а дорожка, которая поможет лягушонку добраться к своему другу бегемотику. А из мозаики можно построить целый мост для спасения принцессы, которая заточена в башне.

6. Игра «Найди лишнее»

Думаю, суть игры ясна из названия :) Среди каких предметов можно искать лишнее? Хорошо подойдут детали конструктора, кубики, блоки Дьенеша или просто вырезанные из картона фигуры. Главное подобрать детали разных цветов, форм и размеров.

Вот, пример, поиска лишнего из блоков Дьенеша. Сначала предлагаем ребенку более очевидные задачи – два синих круга и один красный квадрат. Тут вряд ли спутаешь, так как «нелишние» предметы схожи и по цвету, и по форме.

Потом задачу усложняем. Во втором примере (второй ряд на фото) малыш должен уже абстрагироваться от формы, и найти лишнее только по цвету. Третья задача еще сложнее – здесь перед ребенком квадраты и разных цветов, и разных размеров, но, тем не менее, ребенку нужно выделить их общее свойство – квадратная форма и понять, что круг лишний.

Логическая игра Найди лишнее

Лишнее также можно находить среди карточек с картинками, на которых изображены объекты из разных категорий. Так, на верхнем примере лишний мяч, так как все остальное – это одежда, а в нижнем ряду среди фруктов лишний, конечно же, медведь.

Игра Что лишнее

Вот здесь можно СКАЧАТЬ несколько готовых заданий для определения лишнего предмета среди картинок.

7. Игра «Догадайся по описанию»

Выложите перед ребенком несколько игрушек и скажите, что сейчас загадаете одну из них, а ему нужно будет догадаться, о чем именно вы говорите. Далее предлагайте малышу по одной наводящей подсказке, например, «эта игрушка желтого цвета», «у этого животного маленькие уши и хвостик», «это мягкая игрушка», «это животное охраняет дом человека». Какие-то загадки ребенок отгадает уже с первой подсказки, для других понадобится больше времени. В любом случае, если использовать знакомые предметы и любимые игрушки малыша, игра обязательно будет интересной.

8. Логические блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша Игры и задания

Не могу не включить в список этот шикарный инструмент для развития логического мышления ребенка. Это не просто логическая игра, это целый кладезь логических игр на разные возраста! Подробно варианты игр с блоками я описывала в отдельной статье «Блоки Дьенеша. Игры на развитие логики», там же можно скачать и альбомы, и карточки для игр с блоками.

9. Логическая игра Bondibon «Застенчивый кролик»

Логическая игра Bondibon Застенчивый кролик

Скажу вам честно, Bondibon — это моя слабость. У них такие необычные и интересные логические игры, какие вы больше ни у одного производителя не встретите. «Застенчивый кролик» (Ozon, My-shop, KoroBoom) — одна из самых любимых, и у меня, и у дочери. Игра рассчитана на самых маленьких логиков – по инструкции на детей от 2 лет. На самом деле двухлетний ребенок сможет выполнить очень небольшую часть заданий. Я бы посоветовала начинать знакомство с игрой ближе к 2,5 годам, уже будет поинтереснее.

Застенчивый кролик Bondibon

В на