Роль деятельности в развитии ребенка в период дошкольного детства
Роль
деятельности в развитии ребенка в
период дошкольного детства.
Деятельность
– регулируемая сознанием, активность
субъекта, в ходе которой происходит
достижение поставленных целей, и
удовлетворяются потребности.
Детская
деятельность– форма, представляющая
собой активное взаимодействие ребенка
с окружающим миром.
Различают
две формы
деятельности: внешнюю (практическую,
видимую для других людей) и
внутреннюю (мыслительную,
невидимую для посторонних).
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ—
процесс формирования внутренних структур
психики, обусловливаемый усвоением
структур и символов внешней социальной
деятельности. В онтогене выделяются
такие стадии интериоризации:
1)
взрослый словом действует на ребенка,
побуждая что-то сделать;
2)
ребенок перенимает способ обращения и
начинает воздействовать словом на
взрослого;
3)
ребенок начинает воздействовать словом
на самого себя.
Экстериоризация
(от лат. exterior — наружный, внешний) —
процесс порождения внешних действий,
высказываний и т. д. на основе преобразования
ряда внутренних структур, сложившихся
на основе интериоризации внешней
социальной деятельности человека.
Виды
деятельности: Различают
три генетически сменяющих друг друга
и сосуществующих на протяжении всего
жизненного пути вида деятельности:
игру, учение и труд. Они различаются по
конечным результатам {продукту
деятельности) , по организации, по
особенностям мотивации. В
игре
начинается формирование человека как
субъекта деятельности, и в этом ее
огромное, непреходящее значение. Обучение
является
непосредственной подготовкой личности
к труду, развивает ее умственно, физически,
эстетически и лишь на конечном этапе
освоения профессии связано с созданием
материальных и культурных ценностей.
Труд
—
процесс создания человеком материальных
и духовных ценностей общества.
Основным видом деятельности человека
является труд. Конечный результат труда
— создание общественно значимого
продукта.
Разные
виды деятельности влияют на развитие
ребенка. Главные изменения в его психике
происходят под влиянием ведущей
деятельности.
Признаки
ВД:в рамках ВД возникают и дифференцируются
новые виды деятельности, в ВД формируются
и перестраиваются отдельные психические
процессы, от ВД зависят наблюдаемые в
этот период изменения личности.
Д.Б.
Эльконин говорит, что основным
механизмом смены возрастных периодов
развития является ведущая деятельность.
Основные положения периодизации развития
Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского
развития делится на три этапа:
Дошкольное
детство (от рождения до 6-7 лет);Младший
школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с
первого по четвертый класс школы);Средний
и старший школьный возраст (от 11 до
16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс
школы).
2.Виды деятельности в период дошкольного детства.
Ведущие:
-непосредственно-эмоциональное
общение(это общение
посредством мимики, жестов, поз, интонаций.
В младенческом возрасте
непосредственно-эмоциональное общение
матери с ребенком (физический контакт,
интонации голоса, адресованная ребенку
улыбка и т. п.) очень важно, так как оно
помогает установить более прочную связь
между мамой и малышом.Непосредственно-эмоциональное общение
дарит ребенку радостное настроение,
повышает его активность. Кроме того,
эмоциональное общение предоставляют
основу для развития восприятия, мышления
и речи ребенка.)
предметно-манипулятивная
деятельность (деятельность ребенка,
содержанием которой являются предметные
манипуляции. В отличие от предметной
деятельности, содержанием которой
являются истинно предметные действия,
здесь речь идет не о культурно обусловленных
способах употребления предметов, а лишь
о приспособлении к их физическим
свойствам. П.-м. д. характерна для детей
младенческого возраста, хотя наблюдается
и у более старших детей. М.И. Лисина
рассматривает П.-м. д. как ведущую
деятельность второго полугодия жизни,
на основе которой в конце первого —
начале второго года жизни формируется
предметная деятельность, выступающая
в качестве ведущей в раннем возрасте.
Уровень
развития П.-м. д. служит одним из важнейших
критериев успешности психического
развития ребенка во втором полугодии
жизни. Основными показателями уровня
развития П.-м. д. являются: 1) количество
видов действий- 2) численность действий-
3) живость (количество действий, совершаемых
ребенком в единицу времени)- 4) уровень
развития предметных манипуляций- 5)
эмоциональная окраска- 6) степень
включенности П.-м. д. в общение со
взрослыми.)
игра.
(Через содержание игры ребенок
приобщается к жизни взрослых. В своей
игре дети используют различного рода
предметы. Это не только игрушки, предметы,
которые являются уменьшенными копиями
предметов взрослого мира (ложечки,
лопатки, вилочки и т.д.), но и
предметы-заместители. Это полифункциональные
предметы. И, по мнению Д.Б. Эльконина,
дети, как правило, в игре предпочитают
использовать неоформленные предметы,
за которыми не закреплено никакого
действия. Под сюжетом Д.Б. Эльконин
понимает ту сферу действительности,
которую дети отражают в своих играх.
Сюжеты достаточно многообразны.
Существует несколько классификаций
игр по сюжетам. Указание на сюжет,
отмечает Д.Б. Эльконин, еще не может
характеризовать игру полностью, так
как некоторые сюжеты могут встречаться
и у младших и у старших детей. Простое
указание на то, во что играют дети, еще
не говорит о том, какую именно сторону
действительности дети выделили в
качестве основной.)
Неведущие:
ощупывание, хватание (5-6 мес),
соотнесение предметов (после 7 мес),
функциональные действия,ситуативно-деловое
общение(ведущая деятельность в первом
полугодии жизни ребенка. Содержанием
коммуникативной потребности в этом
возрасте является удовлетворение
потребности ребенка в доброжелательном
внимании взрослых. Ведущим мотивом
общения является личностный мотив.
Взрослый выступает для ребенка источником
внимания и ласки. Он же является первым
объектом познания, на который направлено
внимание и действия ребенка. Средствами
общения служат экспрессивно-мимические
операции (взгляды, улыбки, двигательное
оживление, вокализация).
Продуктивная
деятельность, трудовая (учебная).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ
Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).
Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.
У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).
В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).
Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?
Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.
Игра – это…
ИГРА — ведущий вид деятельности. Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника | ИГРА – основная форма организация жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка | ИГРА – развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе: |
v коммуникативные способности (умеет согласиться, договориться, поделиться) v воображение и фантазия v способность к символизации и преобразованию v произвольность поведения v развитие целеполагания, умение думать в уме v развитие «самости» | v в познании через игрушку v в общении v в движении v в радости, удовольствии v в потребности быть как взрослый v потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности | v это средство развития v средство воспитания v средство общения средство коррекции v средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре) v средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.) |
Признаки ведущей деятельности:
1. В ней возникают новые виды деятельности.
2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).
3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.
С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.
Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.
Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Младенчество 0-1 год | Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство 1-3 года | Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми) | На познание предмета | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания. |
Дошкольный возраст 3-7 лет | Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов. |
Младший школьный возраст 7-10 лет | Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения) | На познание начал наук | Интеллектуально-познавательная | произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст 11-15 лет | Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам) | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |
Ранняя юность 15-17 лет | Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы) | На познание профессий | познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.
• от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
• от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
• от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
• от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
• от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.
Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.
И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.
1. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996
2. Марцынковская Т. История детской психологии.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972
Источник