Как оценить развитие ребенка в условиях фгос до

Елена Чаус
Система оценивания индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей, что проводится в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития. Целью мониторинга является качественная оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности.

Содержание образования детей строится на результатах оценки индивидуального развития детей и их достижений в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей соответствии с ФГОС ДО, п. 4.3).

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:

— проявляет разнообразные познавательные интересы;

— владеет навыками экспериментирования, моделирования, занимается элементарной поисковой деятельностью;

— применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и самим ребенком;

— использует систему перцептивных действий в соответствии с выделяемыми признаками объектов;

преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации;

— владеет некоторыми способами природоохранной деятельности;

— владеет способами сравнения, обобщения, анализа;

— умеет работать с различными источниками информации;

— способен понять и ценить предметы материальной культуры;

— способен приобретать и обобщать знания о действительности для развития разнообразных видов детской деятельности.

Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Познавательное развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, направленными на формирование правильных стереотипов поведения в различных видах деятельности и общения с детьми и взрослыми; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:

— соблюдает нормы культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

— владеет элементарным самоконтролем и саморегуляцией своих действий;

— имеет представление о себе, об особенностях мужского и женского пола и гендерного поведения, осознает себя как личность «Я – человек»;

— с уважением относится к своей семье, своему краю, Родине;

— умеет выстраивать поведенческие линии в коллективе и семье;

— знает и соблюдает культурные ценности своего и других народов;

— адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, учитывает в деятельности и общении эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует их поддержку, помощь;

— устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание общения разнообразными способами;

— соблюдает элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения.

Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показывает, что 95% детей имеют высокий уровень освоения, 5% – средний.

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:

— принимает участие в групповой беседе;

— задает вопросы, адекватно отбирает и использует лексические средства;

— владеет нормами речевого этикета.

Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Речевое развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:

— умеет сравнивать художественные образы между собой;

— умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа в рисовании, лепке, музыке;

— умеет узнавать и различать контрастные по звучанию знакомые песни и пьесы;

— владеет опытом элементарного музицирования;

— имеет представления о назначении предметов искусства и их создателях;

— способен эмоционально откликаться на образное содержание живописи, сопереживать настроению художественных образов;

— имеет представления о некоторых видах народно-прикладного искусства;

— владеет навыками и умениями собственной творческой, изобразительной, декоративной деятельности.

Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.

Образовательная область «Физическое развитие» предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Читайте также:  Как помочь ребенку который отстает в развитии

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:

— владеет основными культурно-гигиеническими навыками;

— уверенно, координированнно, точно, гармонично выполняет основные движения, как хорошо знакомые, так и новые, в том числе по показу и инструкции взрослого;

— контролирует качество выполнения движения;

— использует для выполнения заданий мелкомоторные движения;

— четко выделяет ведущую руку, дифференцирует движения правой и левой рук;

— демонстрирует сформированнность физических качеств (быстрота, ловкость в выполнении движений, выносливость и т. д.);

— имеет четкие, осознанные начальные представления о здоровье и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и прогулок, о гигиенических основах организации деятельности, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.

Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Физическое развитие» показывает, что 74% детей имеют высокий уровень освоения, 26% – средний.

Это позволяет сделать вывод, что по итогам мониторинга содержание образовательных областей освоено детьми на высоком уровне. 100% детей группы показали положительный результат освоения содержания образовательных областей. Из них 88% детей показали высокий уровень освоения содержания образовательных областей, 12% – средний уровень.

Источник

Надежда Парасовская
Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что со-держание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детейможет заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной ра-боты с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возраст-ной этап.

В случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Диагностика результатов освоения дошкольной образовательной про-граммы состоит из педагогической и психологической составляющей.

Педагогическая часть диагностики должна состоять из диагностических методик для детей, опросников для воспитателей, схем наблюдения за ребенком для воспитателей и должна быть доступна воспитателям.

Психологическая часть направлена на определение психологической готовности к школьному обучению (проводится психологом).

На основании изложенных выше теоретических и методологических принципов можно сформулировать следующую цель и задачи работы по созданию диагностики, позволяющей определять результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Цель:

Создание диагностического инструментария, позволяющего определять результаты освоения образовательной программы в дошкольном возрасте с учетом заявленной теоретико-методологической основы (культурно-исторического, деятельностного и личностного подходов).

Задачи:

1) Выделить критерии развития в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.

2) Описать критериальную норму развития в дошкольном возрасте в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.

3) Создать базовый комплект методик для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования на основе представлений, содержащихся в культурно-исторической концепции развития психики о возрастных закономерностях психического развития ребенка-дошкольника (с учетом положения о преемственности обучения детей в до-школьном образовательном учреждении и начальной школе).

Таким образом, для оценивания развития детей дошкольного возраста, должен быть создано положение, разработанное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Уставом МБДОУ и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки индивидуального развития в ДОУ.

Читайте также:  Развитие интереса ребенка в процессе обучения

Источник

Галина Кочерыгина
Проведение оценки индивидуального развития воспитанников в МБДОУ в соответствии с ФГОС до

Тема моего доклада «Педагогический мониторинг в детском саду:

проводить нельзя запретить

Почему я не поставила знаки препинания?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые образовательные требования к дошкольному образованию. Если ранее, в период действия ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования эффективность реализации программы определялась по достижениям ребенка, то в настоящее время ФГОС формулирует принципиально иную позицию, которая отражена не только в содержании, но и в структуре данного документа.

ФГОС всех уровней образования имеют единую структуру и начинаются (после формулировки некоторых общих положений) с требований к результатам освоения программы, а требования к условиям ее реализации отнесены в конец документа. И только стандарт дошкольного образования имеет иную структуру. Здесь в конец документа отнесены требования к результатам, а требования к структуре программы и условиям ее реализации вынесены в начало. Такая последовательность не случайна. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» ст. 64. Это же отражено в тексте Стандарта, где четко оговорено, что «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (п. 4.1, которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» (п. 4.3)

Таким образом, требования Стандарта не предполагают никаких аттестаций воспитанников, Если целевые ориентиры не диагностируются,значит: диагностики в ДОУ больше нет? Ее нельзя проводить? Как нам самим понять успешно ли идет процесс развития детей?

Чтобы определиться с поставленным вопросом, я предлагаю поиграть в игру, мне нужно 4 человека, т. к. в нашем детском саду 4 возрастные группы, давайте проверим, что получится, если при переходе из группы в группу не проводить мониторинг

1. Игра «Рисунок на спине»

Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок.

Рассмотрим наш вопрос с опорой на основные положения ФГОС ДО:

Диагностику развития детей проводить не только можно, но и обязательно нужно. Задача своевременной и точной оценки развития детей для принятия оперативных мер по его оптимизации или коррекции, остается актуальной. Стандарт не отменяет возможности педагогического и психологического мониторинга,но выдвигает к нему четкие требования:

— согласно п. 3.2.3. Стандарта, при реализации образовательной программы ДО может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития, испытывающие трудности в образовательном процессе или имеющие особые образовательные потребности;

— оптимизации работы с группой детей.

Дошкольный возраст – это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка – вот задачи педагогической диагностики.

Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития

Методы педагогической диагностики

* Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение.

* Важно осуществлять наблюдение не только в процессе организованной образовательной деятельности (НОД+режимные моменты, но и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни, самостоятельной (свободной) деятельности детей и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

Одним из основных методов мониторинга является метод включенного наблюдения, когда воспитатель, включаясь в игры, совместные дела, беседы, оценивает динамику развития ребенка.

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.).

Педагогическая диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей.

Также педагогическая диагностика не предполагает жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников, а также содержанию ФГОС ДО.

Наблюдение (основной)

Педагогическая свободная беседа

Анализ продуктов детской деятельности

Проблемная ситуация

Дидактическое задание (педагогический тест)

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи)

(ФГОС ДО, раздел 3, п. 3.2.3).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Отличия педагогической диагностики от психодиагностики

Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке.

Регистрация результатов педагогической диагностики не является стандартной, педагог сам создает или выбирает удобную для использования в своей работе форму (дневниковые записи, карты развития и т. п.). Все данные и результаты психологической диагностики фиксируются в протоколах по определенной форме.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад лучик мичуринск

Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т. е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию.

Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т. е. педагогическая диагностика направлена на развитие.

Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами.

Цель психологической диагностики -количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики – исключительно качественный анализ, т. е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.

Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития.

В связи с этим возникают вопросы:

-если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать?

-как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?

«Целевые ориентиры не подлежат «непосредственной оценке».

Это не означает, что диагностику мы не проводим. Мы просто не можем использовать числовые характеристики, в виде баллов, процентов или уровневых значений («высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный»).

Отсюда вытекает, что недопустимы и выводы такого типа, как «большинство детей имеют средний уровень развития по какому-либо направлению» или «данный критерий развития сформирован у ребенка на три балла».

Фиксацию показателей в диагностических таблицах рекомендуется выражать в словесной (опосредованной)форме: сформирован, не сформирован, находится в стадии формирования.

Мы констатируем факт, не придавая данному факту субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности.

Таким образом, абсолютно меняются способы фиксации показателей, а также подход к трактовке и анализу полученных результатов.

При проведениипедагогической диагностики необходимо соблюдать два основополагающих принципа:

• не присваивать критериям развития ребенка числовую характеристику;

• не сравнивать индивидуальные достижения воспитанников межу собой.

* Педагога должен интересовать только тот факт, что, конкретный ребенок обладает большинством навыков или имеет представления по определенному направлению развития или образовательной области, характерных для его возрастной группы.

* Если ребенок не обладает большинством сформированных критериев, то это может быть ввиду особенностей его развития.

Однако если значительная часть контингента воспитанников показывает такую картину индивидуального развития, то причиной могут быть уже неправильно подобранные методы взаимодействия с детьми, хаотичная организация образовательного процесса или недостаточный спектр необходимых условий.

Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования,а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы.

Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для

индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Ребенок дошкольного возраста –не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах.Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение.

Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер Как это сделать?

По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения.

Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.

Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно.

Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п. 3.2.5.) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров

Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО.

В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте

мотивационно -ценностной сферы.

У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т. п., в потребности фантазирования и творчества (инициативность, которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности

Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений.

У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения.

По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности — неправильности».

Поэтому Стандарт ДО призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников — как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.

Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией — это развитие у ребёнка способности сотрудничать.

В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам -тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков.

Жизненные навыки -это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.

Ключевой принцип Стандарта:

–поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека.

(ФГОС ДО, раздел 1, п. 1.2)

Таким образом, в свете идей ФГОС ДО,главное назначение и смысл педагогической диагностики:

в переходе от диагностики отбора к диагностике развития;

в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности

Источник