Развитие интереса ребенка в процессе обучения

Если детям интересно, то они и учатся лучше. Представляем семь простых способов увлечь их учебой!

Вовлечение ученика в процесс обучения – это то, о чем мечтает каждый педагог. Это кажется таким простым со стороны, но на деле заинтересовать ребенка не так-то просто. Однако существуют эффективные стратегии, которые позволят вовлечь любого ученика – вероятность победы куда выше, чем у воскресных лотерей!

Социальные науки и педагогика отмечают, что любознательность ученика можно повысить через лучшее вовлечение на уроках, взаимоотношения с одноклассниками и волей к достижению учебных целей. Предлагаем познакомиться с простыми техниками, которые учителя могут использовать для увеличения любознательности и вовлеченности у учеников – особенно старших классов, риск снижения интереса к учебе у которых намного выше.

Увеличиваем вовлеченность детей!

1. Добавьте тайн и загадок в свои уроки. Еще Шехерезада знала, что люди желают знать, что же будет дальше. Все мы обожаем решать загадки, складывать паззлы и проходить квесты. Воспользуйтесь этим и представьте следующую тему с загадкой.

Задайте группам детей различные вопросы на размышление по теме урока: «Что было бы, если бы дронты выжили?», «Мог ли Раскольников не убивать старушку-процентщицу?». Пусть группы затем представят классу свои предположения. Цель такой активности – показать важность гипотез и предположений как стартовых точек к познанию.

2. Делайте паузу после того, как задали вопрос – а затем еще раз после ответа. Не стоит спешить с опросом учеников – каждый из нас воспринимает информацию с разной скоростью. Когда мы просим ответить первого поднявшего руку ученика, остальные понимают, что этот вопрос можно пропустить, даже не задумавшись над ответом.

Делайте паузу после каждого вопроса, а также после каждого ответа. Это позволит ученикам глубже понять вопрос и обдумать полученный ответ.

Запомните также, что ответы хором будут полезны в каждом возрасте: когда каждый из учеников произносит и повторяет ответ одновременно, почти полностью отсутствует риск того, что кто-то из детей не вовлечен в процесс обучения. Мир жаждет персонализированного обучения, однако есть плюсы и в том, чтобы быть частью группы.

3. Задавайте меньше вопросов (но более глубоких). Один или два продуманных вопроса могут привести к интересной дискуссии. Старайтесь задавать вопросы, которые начинаются с «Что, если…» или «Как может…», не имеют однозначных простых ответов «Да» и «Нет» и не предполагают простого повторения фактов. Цель – стимулировать глубокие рассуждения детей по теме.

4. Разжигайте споры. Как лучше увлечь человека темой? Вовлеките его в спор! Доказывать свою точку зрения и пытаться понять собеседника можно на любом уроке – и на математике, и на истории. Задавайте вопросы вроде «Почему герой рассказа ответил именно так?», «Что, как вы думаете, случилось с Лжедмитрием, когда открылся его обман?». Необходимо быть готовым вступить в дискуссию, если эмоции участников начнут бить через край.

5. Заполняйте пробелы. Пробелы в знаниях, конечно же. Определенную часть знаний необходимо дать детям напрямую. Закреплять знания же лучше через вовлечение: если ученик отметит для себя, что он знает о предмете и что может узнать больше при желании, это подстегнет его и даст мотивацию увеличивать багаж знаний.

Узнайте у детей, что они уже знают по теме, а потом узнайте, что, по их мнению, они еще не знают. Чему из этого, по их мнению, важно научиться. Они задумались? Отлично, вы достигли цели активности – оценить свои знания и возможности для роста.

6. Покажите ученикам важность знаний. Дети должны понимать, почему материал урока важен для них. Как они смогут использовать его в жизни? Как люди используют эти знания в реальном мире? Например, расскажите, как та или иная тема влияет на качество и удобство жизни семей ваших учеников.

7. Стимулируйте учеников чаще и активнее работать в группах. При правильной организации работа в небольших группах не только позволит детям получить знания, но и развить социальные навыки. Ученики увидят, что индивидуальный успех и успех группы тесно связаны, а общение помогает заполнить пробелы в своих знаниях и знаниях одноклассников.

Вряд ли эти способы стали для вас открытием – каждый учитель неосознанно пользуется ими в некоторой степени. Но они станут еще более действенными, если мы сделаем их частью стратегии по увеличению любознательности учеников.

Читайте также:  100 1 игра развития ребенка

Оригинал: edutopia

Источник

Юлия Агаева
Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе

В настоящее время занятость и инерция родителей, низкий уровень педагогической компетентности, чрезмерная заинтересованность детей интернетом, компьютерными играми, снижают интерес к обучению в его в школе. Нередко даже у первоклассников преобладает игровой мотив в обучении, а то и вовсе отсутствует интерес к обучению как к виду деятельности.

Одной из ведущих проблем в работе со старшими дошкольниками является своевременная подготовка детей к обучению в школе. Причем речь идет не столько о приобретении детьми навыков и умений, необходимых для успешного обучения в школе, сколько о формировании интереса к обучению.Здесь на первый план выдвигаются три основных направления: развитие познавательных процессов, формирование позитивного отношения к школе и развитие коммуникативных навыков.

Если у ребенка отсутствует интерес к обучению в школе, то в процессе обучения он будет испытывать определенные трудности. Поступление в школу не готового к обучению ребенка, у которого не сформирована мотивация, отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школьному обучению в целом.

Важнейший источник активности ребенка в учебном процессе – его интерес. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания. Что же способствует возникновению интереса? Назовем несколько основных факторов.Первый фактор — это оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового — трудно, мало нового – скучно. Необходимость этого отмечал К. Д.Ушинский: «Мы внимательны ко всему, что ново для нас, но не настолько ново чтобы быть совершенно незнакомым и поэтому непонятным. Новое должно дополнять, развивать или противоречить старому – словом быть интересным». Когда педагог злоупотребляет новизной и занимательностью, внимания притупляется также, как при столкновении с уже известным для ребенка. Второй, это определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда педагог не излагает объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторые «пространства» для мысли, дает возможность соучастия и познания нового. Третий — безотказное средство пробуждения внимания – это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Известно, что работа мысли начинается с вопроса, проблемы.Еще Платон утверждал: Начало познания – удивление.

Средством обострения интереса к привычному и обыденному является прием, называемый «отстранением». Прием этот способствует тому, что обычное начинает восприниматься как странное, удивительное, требующее осмысления. Он может использоваться везде, где требуется снять привычность, изменить угол зрения. Педагог часто использует занимательность как волшебный ключик к детскому вниманию. Но в учении не все может быть занимательным. Главный секрет интереса в успехах детей, в ощущении их роста, достижении трудного. Чем старше дети, тем значительнее для них достижение цели, радость преодоления.

Важно при подготовке старшего дошкольника к школе не научить его писать, считать и читать, а сформировать интерес к письму, цифрам и процессу чтения. Не нужно допускать ошибку навязчивого обучения по принципу «надо» или «ты должен». В противном случае, в дальнейшем обучение для ребенка будет просто обузой. Не менее важно научить ребенка общаться, развивать у него коммуникативные навыки. Общаясь без барьера со сверстниками, старший дошкольник не будет чувствовать комплексов, которые будут препятствовать формированию интереса к получению знаний.

Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении ребенка к объекту познания. Л. С.Выготский писал: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями».

Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.

Познавательный интерес является одним из обязательных компонентов умственного развития дошкольника. Познавательный интерес также имеет решающее значение для организации обучения в дошкольном возрасте, поскольку является основным составляющим понятия «мотивация обучения».

Обратимся к процессу развития познавательного интереса старших дошкольников. Решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка оказывает общение со взрослым. Однако в результате неадекватных педагогических воздействий формирование познавательных интересов, впрочем, как и познавательная активность ребенка, может затормаживаться.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов у дошкольников,выделяются следующие:

Читайте также:  Речевое развитие ребенка 2 лет речевые упражнения

1. Увлеченная подача материалов. Увлечь ребенка может только увлеченный человек. В детском саду на первый план в формировании познавательных интересов выступает увлеченный педагог, интересный для детей человек.

2. Новизна материала. Детей увлекает то, что неизведанное для них. При этом необходимо учитывать, что интерес может возникнуть к материалу, который доступен детям в силу уровня их развития.

3. Показ практического применения знаний. Для возбуждения и, самое главное, поддержания интереса к объекту изучения в дошкольном возрасте, необходимо понимание ребенком, для какой практической деятельности ему могут пригодиться получаемые на занятии знания.

4. Чередование форм и методов обучения. Ничего так не убивает интереса, как однообразность методов и форм обучения. Необходимо чередовать различные формы и методы обучения в зависимости от тем занятий. Чередование форм обучения: экскурсия, занятие, игра, эксперимент, проект и пр. также способствует формированию и поддержанию интереса к объекту исследования.

5. Эвристичность обучения. Построение обучения в такой форме, которая позволяла бы детям «открывать» изучаемый объект, самостоятельно постигать его сущность, а не быть «ведомыми» воспитателем способствует формированию и поддержанию познавательного интереса дошкольников.

Увлеченная подача материала: изучаемое может заинтересовать, только если сам педагог заинтересован в материале и демонстрирует эту заинтересованность (интонационно, эмоционально).

Освоение материала желательно закрепить практическими действиями. Активность чрезвычайно способствует развитию познавательного интереса. Если удается воспитать «привычную» связь между активностью и познанием — фундамент устойчивого познавательного интереса уже заложен. Эта деятельность может быть мыслительного характера, художественно-творческого (отображение произведения в рисунках, лепке, театрализации, драматизации).

Готовые ответы в виде объяснений, разъяснений «убивают» познавательный интерес. Поэтому используется ряд методов, сменяющих друг друга, чтобы не возникало ощущения однообразия деятельности. К таким методам мы относим беседы-рассуждения, с обязательным участием детей. Причем педагог обязательно регулирует активность детей, позволяя высказаться и самым активным, постепенно вовлекая с помощью вопросов в обсуждение малоактивных.

Еще одним методом развития устойчивого познавательного интереса у дошкольников является постановка «проблемных вопросов». Такие вопросы не всегда могут способствовать раскрытию содержания произведения, иногда они направлены на изучение образов, внутреннего мира героя, но основная их задача — спровоцировать детей на мыслительную деятельность, создать условия, чтобы процесс познания стал активным, самостоятельным и полученный умозаключений результат стал своеобразной «наградой» ребенку. Детям не всегда просто уловить аллегории, метафорические смыслы, в этом случае педагог помогает наводящими вопросами. Зато, когда открывается смысл метафоры автора, наступает некое «просветление», дети совершенно иначе воспринимают все прочитанное. Впоследствии в каждом новом рассказе или сказке они стремятся увидеть то, что скрыто. Не всегда это получается самостоятельно (в силу возраста, но интерес к познанию сути произведения становится довольно устойчивым).

Драматизация, разыгрывание по ролям способствует не только углубленному пониманию сути произведения, характеров персонажей, но и, являясь практическим методом, влияет на развитие устойчивого познавательного интереса. Однако для этого педагог должен не позволять детям перейти ту тонкую грань, которая располагается между обучением, познанием и игрой ради игры. В этом, как правило,помогают наводящие вопросы: «Разве Петя был такой? Почему тогда он помог своему другу?» и пр. При этом педагог не просто делает замечания-ремарки, но провоцирует детей на ответы, осмысленные выводы. В процессе проигрывания ролей для ребенка становится привычной потребность разобраться в сути героя, в причинах его поступков. При этом в драматизации участвуют не только дети, разыгрывающие роль, но и «зрители», которые с помощью побуждающих вопросов подсказывают «актерам» как лучше выразить определенных героев.

«Создание ситуации успеха» — удачный прием формирования интереса у старших дошкольников к обучению в школе. Педагогу необходимо помнить, что успех движет ребенка к действию. И если даже у него не совсем что-то получается, нужно не сделать за него, а найти отправную точку и побудить к деятельности.

«Метод критического мышления» позволяет ребенку самому разобраться, дать ответ на заданный вопрос, постепенно подойти к решению. Старшие дошкольники самостоятельно учатся анализировать, находить, ассоциировать, перечислять и действовать. Этот метод привлекателен тем, что здесь не существует неправильных ответов. Его можно использовать как в индивидуальной работе так с группой детей. При использовании данного метода формируется интерес к получению новых знаний.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в повседневной жизни

«Метод активного слушания». У ребенка в дошкольном возрасте часто меняются интересы. Здесь нечего нет плохого. Главное помнить педагогу и родителям, что интересующие темы ребенка необходимо раскрыть, рассказать ему про то, что ему интересно. Но не менее важно всегда выслушать дошкольника, принять его предположения и мысли, подвести его к самостоятельному умозаключению и создать условия для последующего интереса к чему-либо. Необходимо проявлять гибкость и умение ненавязчиво помочь и принять. Если однозначно отвергнуть предположения ребенка, назвать их неправильными, навязать ему свои «взрослые», мудрые мысли, у ребенка не остается шансов для развития интереса, вы просто даете ему готовые ответы и пользы от них в развитие не вносится. Рекомендуется выслушать, принять, привести примеры, довести до ребенка с помощью его же ответов и вопросов к истине.

«Проектный метод». Уникальность данного метода состоит в том, что уже в дошкольном возрасте ребенок учится целеполаганию, самостоятельно воплощать свои идеи, проектировать, преобразовывать, видеть готовый продукт, самостоятельно применять на практике имеющиеся знания. Этот метод строится на личном интересе, развивает познавательные навыки. Роль взрослого – направить, организовать.

Познавательный интерес — не умение и навык, приобретаемый единовременно, как, скажем, умение различать прозу и стихи; понимание свойств геометрических фигур и пр.

Это познавательная склонность, развивающаяся поступательно, на протяжении длительного времени, поэтому развитие познавательного интереса, формирование его устойчивости должно происходить в рамках практически всех занятий в старшем дошкольном возрасте. При этом важнейшими методами должны быть увлеченность самого педагога, чередование методов развития и обучения, а также активизация познавательных процессов ребенка с помощью использования активных форм участия ребенка в занятии.

Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуйте его ею, позаботьтесь о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, и что ребенок будет действовать сам, педагогу же остается только руководить и направлять его деятельность. Интерес выступает как сильное необходимое средство в успешном обучении ребенка. Следует отметить, что создание условий, развивающая среда, подручные средства, а не покупные игрушки и компьютер, благотворно влияют на формирование интереса старшего дошкольника к обучению. Важен момент взаимодействия дошкольного учреждения, которое посещает ребенок и родителей. Воспитатели, которые щедро делятся успехами детей в детском саду, их достижениями, умениями и склонностями, которые дают родителям грамотные рекомендации, способствуют выбору правильной стратегии в воспитании и развитии их ребенка.

Интерес это главный стимул к формированию мотивации обучения, развития познавательных процессов и обогащению интеллекта в целом. Чтобы ребенок проявлял интерес к обучению в школе, чтобы у него возникло желание учиться, он должен уметь это делать.

Ведь если только задуматься мир для ребенка открывается или ребенок открывает мир? Познание мира начинается с первых самостоятельных движений и действий ребенка. А вот как он его поймет этот мир, зависит от взрослого. Даже если вы не знаете ответ на заданный вопрос ребенка, попытайтесь найти ответ вместе, поисследуйте. Нет таких детей, которые совершенно ничем не интересуются. Главное найти отправную точку и проявить искренне «интерес» к «интересу». Ребенок как губка впитывает все от взрослых и копирует все роли как в зеркале, и если мы будем ему только задавать задания, а сами заниматься своими делами, успеха мы в формировании интереса к обучению не достигнем. Покажите как вам это интересно, и вы увидите результат. Интерес у старших дошкольников к обучению в школе необходимо формировать, это явление самостоятельно лишь может проявиться в каких- то моментах или действиях. Для успешного обучения в школе нам взрослым необходимо закрепить, поддержать интерес, сформировать установку, что процесс познания нового – это интересно и важно и мы это поддерживаем и поощряем.

Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Устойчивый интерес проявляется от успешности полученных результатов. Интерес реализуется в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном деятельностном отношении к обучению.

Источник