Развитие памяти ребенка дошкольного возраста средствами дидактических игр

Ия Иванова
Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения, как средство развития памяти.

О. Голецова под дидактической игрой подразумевает такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Дидактическиеигры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель этих игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считая ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание предполагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Для того чтобы дидактические игры выполняли свои функции и назначение, они должны иметь специальную структуру. Своеобразная структура дидактической игры является одновременно самым типичным признаком, который отличает ее от другой детской деятельности или игры, направленной воспитательницей.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей.

Практическая часть.

Цель – продумать и апробировать последовательность дидактических игр и упражнений на развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Эксперимент проводился в «МАДОУ №35 Детский сад общеразвивающего вида». Детский сад работает по программе нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие», автор Л. А. Венгер. (список детей группы № 4, см. приложение №1).

Мы проводили эксперимент в средней группе №4 «Подсолнухи», воспитатели данной группы Ия Владимировна и Ольга Евгеньевна. Они являются специалистами своего дела.

Практическая часть состоит из 3 этапов:

1. Констатирующий

2. Формирующий

3. Контрольный.

Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление уровня развития кратковременной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

2. Выявление уровня развития произвольной образной памяти детей среднего дошкольного возраста.

3. Выявление уровня развития долговременной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Перед проведением эксперимента мы определили уровневые показатели развития памяти в среднем дошкольном возрасте.

Для реализации задач мы подобрали методики

1. Йозефа Шванцара. «Диагностика психического развития».

Цель методики — Выявление уровня развития кратковременной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

2. Г. А. Урунтаевой «Развитие памяти детей дошкольного возраста».

Цель — выявить уровень развития произвольной памяти ребенка среднего дошкольного возраста.

3. С. А. Банков «Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности»

Мы выявили, что 10 детей находятся на высоком уровне, 4 человека находятся на среднем уровне, 1 ребенок находится на низком уровне.

Формирующий эксперимент.

Целью нашего исследования на формирующем этапе — апробировать на практике последовательность дидактических игр и упражнений.

Для эффективности формирующего эксперимента мы реализовали следующие условия:

— подобрали дидактические игры и упражнения на развитие кратковременной памяти у детей среднего дошкольного возраста и продумали последовательность их проведения. («Запомни словечко», «Слушай и запоминай», «Непослушные картинки», «Создай целое», «День рожденье куклы Маши»).

— подобрали дидактические игры и упражнения на развитие произвольной образной памяти у детей среднего дошкольного возраста и продумали последовательность их проведения. («Беспорядок на кухне», «Винни Пух, Пятачок и Заяц», «Осенние листья», «Рассеянный крокодил», «Полянка»).

— подобрали дидактические игры и упражнения на развитие долговременной памяти у детей среднего дошкольного возраста и продумали последовательность их проведения. («Снежки», «Найди предмет», «Любимый мультфильм», «У кого сколько»)

— пополнили развивающую среду материалом к дидактическим, сюжетно — ролевым и подвижным играм.

Провели родительское собрание на тему «Значение памяти в интеллектуальном развитии дошкольника».

Контрольный эксперимент.

Для проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого является – выявить итоговый уровень развития памяти у детей среднего дошкольного возраста после проведенной работы.

Для реализации задач использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Для проверки эффективности проведения последовательности дидактических игр и упражнений, мы решили сравнить результаты. Мы выявили, что по данным констатирующего эксперимента на высоком уровне – 7 человек, что составило 47%, а на контрольном стало 12, что составило 80%. На среднем уровне было – 5 человек, что составило 33%, а на контрольном стало 3 человека, что составило 20%. На низком уровне было – 3 человека, что составило 20%, а на контрольном детей на низком уровне не оказалось

Проведенная нами работа показала, что гипотеза подтвердилась, и дидактические игры и упражнения являются средством повышения уровня развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Заключение

Изучив весь материал, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день проблема развития памяти является актуальной и социально значимой. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, именно она дает богатейшие возможности для развития психики ребенка. Поэтому предметом нашего исследования мы выбрали дидактические игры и упражнения. Для рассмотрения эффективности дидактических игр и упражнений, как средств развития памяти, мы провели практическую работу нашего исследования.

Следовательно, можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Уровень развития памяти детей среднего дошкольного возраста можно повысить, если проводить работу систематически и последовательно, используя дидактические игры и упражнения.

Игры и упражнения на развитие кратковременной памяти.

«Запомни словечко»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Ход: Каждый из играющих по очереди называет одно слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.

«Слушай и запоминай»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Ход: Взрослый зачитывает 10 пар слов, связанных по смыслу. Ребенок должен запомнить их. Затем взрослый произносит одно (первое) слово, а ребенок, вспомнив втрое слово, называет его. Взрослый подтверждает правильность ответа и переходит к следующей паре, называет первое слово из пары – ребенок вспоминает соответствующее слово и называет его и т. д.

Например, зима – снег, ночь – луна, мама – ребенок, елка – праздник, краски – альбом, велосипед — дорога, зоопарк – жираф и т. д.

«Непослушные картинки»

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие кратковременной памяти.

Материал: разные предметы для создания сюжетной картины.

Ход: Взрослый из различных предметов строит сюжетную картинку, например, дом с цветником, садом и домашними животными. Ребенок, рассматривая картинку, должен запомнить ее первоначальный вид. Затем малыш на минуту выходит из комнаты (или отворачивается). Взрослый, поменяв расположение предметов, зовет ребенка, предлагая ему догадаться, что изменилось, и вернуть все предметы на прежние места.

«Создай целое»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Материал: Цветная картинка, с изображением законченного предмета разрезанная на несколько частей.

Ход: Ребенок должен собрать из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.

«День рожденье куклы Маши»

Цель – развитие кратковременной памяти.

Материал: 4 – 5 игрушек.

Ход: Сообщаем ребенку, что у куклы Маши наступил день рожденье и скоро придут гости поздравить ее. А как зовут гостей, он узнает позже. Достаем 4 – 5 игрушек и называем ребенку их имена. Затем все гости усаживаются за стол и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому по имени.

Читайте также:  Беременность что делать маме для развития ребенка

Игры и упражнения на развитие произвольной образной памяти.

«Беспорядок на кухне»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка с изображением беспорядка на кухне, листок бумаги, карандаши.

Ход: Показываем ребенку картинку с изображением беспорядка на кухне. Ребенок должен на листе бумаги нарисовать, где все эти предметы расставлены и разложены по своим местам.

«Винни Пух, Пятачок и Заяц»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка, на которой изображены Винни Пух, Пятачок и Заяц, части тела, у которых перепутаны.

Ход: Показываем ребенку картинку, на которой изображены Винни Пух, Пятачок и Заяц, но части тела у них перепутаны. Объяснить ребенку, что художник, рисуя этих персонажей, сделал много ошибок. Ребенку необходимо перечислить все ошибки, которые допустил художник, не глядя на рисунок.

«Осенние листья»

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Листочки любых деревьев, два одинаковых листочка.

Ход: Показать ребенку лист, попросить запомнить его. Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных.

«Рассеянный крокодил»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка с изображением рассеянного крокодила, листок бумаги, карандаши.

Ход: Попросить ребенка внимательно посмотреть на картинку с изображением «неаккуратного» крокодила. Далее попросить нарисовать то, что ребенок запомнил. Ребенок должен нарисовать точно такой же рисунок. Сравнить рисунок ребенка с картинкой.

«Полянка»

Цель – развитие произвольной образной памяти.

Материал: Картинка с изображением полянки.

Ход: Показать ребенку картинку с изображением полянки, попросить запомнить ее (1 минуту). Попросить рассказать, что было нарисовано на картинке (какие деревья нарисованы на ней, какие цветы, что еще было нарисовано).

Иры и упражнения на развитие долговременной памяти.

«Снежки»

Цель – развитие долговременной памяти.

Ход: В –ль: «Представь снег. Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый? Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Представь, что ты держишь в руках снег. Представь, что ты делаешь из него шарик, что ты чувствуешь?». Ребенок должен рассказать все, что он представил.

«Найди предмет»

Игра проводиться индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие долговременной памяти.

Материал: Две башенки из спичечных коробков, пуговица.

Ход: Склеить несколько спичечных коробков, сделать из них две башенки. Спрятать в один из них пуговицу так, чтобы ребенок видел, куда вы ее кладете. На следующий день ребенок должен показать, куда вы положили предмет, выбрав башенку и ее отделение.

«Любимый мультфильм»

Игра проводиться индивидуально с каждым ребенком.

Цель – развитие долговременной памяти.

Материал: Запись любимого мультфильма ребенка.

Ход: Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм. Он должен быть не очень длинным (1 – 2 минуты). Посмотрев его, попросите ребенка пересказать вам содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, то можно задать ему наводящие вопросы.

«У кого сколько»

Цель – развитие долговременной памяти.

Ход: Попросить ребенка вспомнить и сказать что бывает на 2 ногах; на 3 ногах; на 4 ногах? Можно называть любые варианты.

Примерные варианты:

2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д. ;

3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах;

4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются, человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.

Родительское собрание.

4 группа.

Воспитатель: Иванова Ия Владимировна.

Секретарь: Лаптева Наталья Евгеньевна.

«Значение памяти в интеллектуальном развитии дошкольника«

Без памяти человек не может ничего изобрести,

не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер.

Задачи собрания:

1. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.

Ход собрания.

Вступительное слово воспитателя.

— Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

— Не знаю, — отвечает тот.

— Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

— А она – вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека, без него невозможно.

I. Память можно и нужно развивать.

Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной (или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.

Психологи утверждают следующее:

Память можно и нужно развивать;

• что может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо руководством;

• Основу эффективной памяти составляет сильная природная память;

• Природную память можно тренировать;

• Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания;

Развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции человеком своего поведения.

II. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.

Необходимость использования мнемических приемов.

Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями.

III. Упражнения для тренировки памяти детей дома.

Упражнение 1. Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2. Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 3. Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 4. Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Источник

ирина семенова
Мастер-класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу вашему вниманию представить свои мастер класс «Развитие памяти через дидактические игры».

Слайд 2

Память – основа развития всех психических процессов.

Память-необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной….Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память. Многие считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения. Но это вовсе не так. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью-это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяют нужного внимания и которым внушали, что у них плохая память. Для того, чтобы что-то придумать, проанализировать, воспринять и переработать информацию, ребёнку приходится задействовать память – вспомнить образы, названия, запомнить последовательность или указания взрослого. Чем слабее развита память, тем больше времени и сил уходит у ребёнка на выполнение какого-либо действия, следовательно, и интерес быстро пропадает.

Читайте также:  Явления в развитии ребенка младенческого возраста

Слайд3

Как же можно развивать память ребенка?

Важным условием этого являются специальные усилия ребенка-запомнить, что то для того чтобы потом припомнить.

Задачи воспитателя:

Формировать готовность к таким усилиям.

Дать те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

Слайд 4

Различают кратковременную и долговременную память, а так же виды памятив зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную) логическую.

Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том,как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие то действия или выстраивая логические цепочки.

У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели, поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка,необходимо помнить:

-Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.

-Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка.

-Дети очень любят соревнование, игру.

— Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.

К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память (сознательное запоминание, это связанно с физиологическим развитием ребенка

Слайд 5

Правила запоминания, соблюдение которых поможет вашему ребенку при обучении в школе.

• Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте ребенку сменить деятельность.

• Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь.

• Чтобы ребенок лучше запомнил новый материал,ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится?

Слайд6

Развивать память важно в любом возрасте.Для этого существует множество способов: тренировочные упражнения, мнемотехники, специальное питание и лекарства. Но для младших школьников эффективнее развитие памяти через различные занимательные игры. К таким играм относятся дидактические игры

Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

Слайд 8

Дидактические игры для детейможно разделить на три группы: словесные игры, настольные игры и игры с предметами (игрушками, природным материалом).

Словесные игры — это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д.

Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны,потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т. д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Дидактические игр

ы с предметами «Повтори узор»

Игры (Приложение)

Развитие слуховой памяти

Слуховая память наиболее важна для школьников, т. к.очень многое в нашей школе воспринимается на слух: домашние задания, объяснения учителя.

Игра «Слово за слово»

Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря.

Взрослый начинает игру и говорит:

«На полянке растут цветы:….( «В лесу живут.», «В саду на деревьях растут…» «В зоопарке можно увидеть….)

Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка(«ромашка», третий игрок повторяет всю фразу и добавляет название цветка и так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти.

1. Снежный ком. Назовите слово из любой тематики, и предложите ребенку повторить ваше слово и называть еще одно слово.Можно называть слова любые или по определенным темам: времена года, музыкальные инструменты, игрушки, спорт, овощи, фрукты, виды транспорта, собираем сумку в школу или чемодан в дорогу.

2. Раскрашиваем на слух. Раскраска может быть любой. Главное, заранее проговорить с ребенком, что и каким цветом нужно разукрасить на рисунке. Ребенок должен запомнить и разукрасить.

3. Пары слов. Составьте 20 пар слов.Слова должны быть связаны логически: раскраска – фломастер, дерево – лист, отдых – лето. Озвучьте ребенку все пары слов. Сразу после этого, начинайте говорить вразброс одно слово из пары, ребенок должен ответить второе слово из пары. Через 40 минут можно вновь начать называть одно слово из пары, пусть вспоминает второе.

4. Кто больше? «Что бывает зеленым?» Пусть ребенок назовет 10 предметов только зеленого цвета.Потом вопрос задает ребенок: «Что бывает квадратным и т. д?»

Развитие зрительной памяти. Развить слуховую и зрительную память можно с помощью регулярных занятий всего по 15 минут в день.

Задания на развитие зрительной памяти хороши тем, что их не обязательно проделывать сидя за столом. На улице, во время спортивных занятий, танцев, в путешествии, на площадке.

1. Визуализация. Дайте задание ребенку быть внимательным на прогулке. А когда вернетесь, то спросите, во что были одеты люди, что вы купили в магазине, какие машины стояли во дворе, в какие игрушки вы играли на площадке. Также можно вспомните, что вы ели на завтрак, в какой последовательности расставлена мебель у бабушки дома.

2. Что пропало? Положите перед ребенком несколько игрушек или предметов. Пусть ребенок запомнит игрушки и отвернется (или закроет глаза). Уберите один или несколько предметов. Пусть ребенок назовет, чего не хватает.

Читайте также:  Роль игры в психическом развитии ребенка курсовая

3. Мемо-парочки.

Вам необходимо собрать как можно больше пар карточек, т. е. две карточки с одинаковой картинкой. Разложите карточки на столе картинками вниз. Начинает игру самый младший игрок и ход переходит по часовой стрелке. Игроки по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз и ход переходит к следующему игроку, сидящему слева. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет большее количество парных карточек. В игре должны быть разнообразные парные картинки.

4. Запомни картинки. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а его просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выиграет тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

5. Куда плывет корабль. Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т. д.

Каждый участник должен произнести не менее 3-5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.

6. Запомни эмоции.Предварительно готовятся и раздаются карточки с различными эмоциями: гнев, радость, страх, удивление и т. п. На каждой карточке отдельная эмоция или эмоциональное состояние, которые раздаются участникам. Участникам нужно запомнить текст. Это сделать очень просто. Все по очереди читают этот текст, читают разным голосом, с эмоциями, которые записаны на карточках. Необходимо учесть, что чем более выразительны интонации и эмоции, с которыми прочитывается фраза, тем больше вероятность ее всем запомнить. Ведущий по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать. А все остальные пытаются воспроизвести произнесенную им фразу, сохранив эмоции читающего. Победителями окажутся те, чьи фразы запомнило большинство участников игры.

7. Запомни позы. Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие только захотят. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то одну деталь в своем положении. Водящий возвращается и пытается по памяти восстановить позу каждого из участников, в первозданном виде.

Хорошая память служит предпосылкой успешного и разностороннего познания мира, усвоения новой информации. При постоянном использовании методик, игр и упражнений для развития памяти можно добиться отличных результатов.

Игры на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста.

(с 5 лет)

1. «Шапка-невидимка».

В течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2.«Запомни и найди».

Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.

Покажите ребенку на 4-5 сек. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами. (рис. 1)

Рис. 1

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать, паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин., причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказывание стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т. д.).

3.«Запомни точно».

А. Приготовьте лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды снежинки и т. п.). Попросите ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигурки и т. п. Затем найти их на другом бланке. Б. Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложными будет смешанный вариант). Попросите ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы, а затем найти и/или нарисовать их.

Время запоминания 15-20 сек. Количество запоминаемых элементов от 5 до 10.

4.«Запомни и нарисуй».

Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги (рис. 2), а также лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности — 2 сек., для второй 3-4 сек., для пятой 6-7 сек.

Рис. 2.

5. «Восстанови порядок».

Приготовьте 5-10 игрушек (предметов, разложите в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15-20 сек.). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряд.

Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предмет, цветы, животные, буквы и т. д.)

6. «Запомни порядок».

Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка — запомнить порядок расположения детей. Первый вариант — он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант — психолог изменяет порядок, переставляя не более 3-5 детей, а ребенок его восстанавливает.

7. «Запомни позу».

Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит не более 3-5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего — вернуть все в исходное положение.

8.«Вспомни пару». Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (рис. 3)

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

Рис. 3

9. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры».

Ребенку предлагается бланк с 7-20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т. д., а затем запомнить, что круги нужно раскрасить желтым цветом, квадраты — красным, треугольники — зеленым и т. д.

Задание можно усложнить за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т. д., вводя в материал буквы и цифры.

10. «Запомни картинки».

Посмотреть 5 (6,7,8,9,10) картинок в течение 1-2 минут. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

11. «Какой игрушки не хватает?».

Поставить 4-5 (6,7,8,9,10) игрушек, попросить ребенка отвернуться и убрать 1 (2,3 и т. д.) игрушку. «Какой игрушки не хватает?»

12. «Рисуем узоры по памяти».

Источник