Роль беседы в развитии речи ребенка

Роль беседы в развитии речи ребенка thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ —

детский сад комбинированного вида № 6

140180 г.о.Жуковский Московской области

ул. Серова д.2

тел: (48) 4-32-32; (48) 0-07-77

ОГРН 1075013000985, ИНН/КПП 5013054997/501301001

Консультация для воспитателей

на тему:

«БЕСЕДА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА».

Подготовила:

Зам. зав. по ВМР

Кукарская Т.Б.

Введение

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Также, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. Также, в связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Поэтому центральной, ведущей задачей является развитие у детей связной речи. Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. И одно из главных мест в развитии диалогической роли занимает беседа.
Беседа, как метод формирования диалогической речи дошкольника
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. К словесному методу относится беседа.

С детьми трех, четырех лет можно начинать беседовать, если они владеют речью в должной для их возраста мере. С такими маленькими детьми беседы должны по возможности проводиться индивидуально, при наличии, того предмета, явления, которым беседа вызвана. У ребенка этого возраста память проявляется в форме узнавания, тоесть в форме восприятия. Он воспринимает вещь как знакомую и очень редко вспоминает то, что отсутствует перед его глазами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его зрения. Его мышление носит преимущественно непосредственный характер. Ребенок устанавливает связи между наглядно воспринимаемыми элементами.

Если темой беседы являются предметы и явления природы, то она может привести к законченному описанию, сравнению, выяснению значения того или другого предмета или явления. Если беседа возникла по поводу явления социального, общественного, этического, наблюдаемого детьми лично или выдвинутого чтением, рассказом, то она приведет к характеристике явления, лица, выдвинет индивидуальное отношение к ним детей. Одно и то же явление может вызвать несколько тем для бесед.
Так как беседа применяется тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена, то она наиболее эффективна с детьми старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.
Под связной речью понимается логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определенного содержания. В связной речи отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Поддерживание и развитие диалога предполагает наличие умений слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики); большую роль в диалоге играет интонация пространственного объекта речи.
Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

Читайте также:  Карта динамического развития ребенка овз

Развитие связной речи детей в исследованиях психологов.
В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.
Развитие связной речи у детей выступило предметом исследования ряда психологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, И.А.Синицина, Д.Б. Эльконин и др.).
С.Л. Рубинштейн выделил две формы связной речи: контекстную и ситуативную. По его мнению, контекстная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она производится, все в ней понятно для другого из самого контекста речи.
Автор отмечает, что речь маленького ребенка сначала отмечается обратным свойством: «Она не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста», чтобы на основании только его можно было вполне ее понять; для ее понимания необходимо было учесть ту конкретную, более или менее наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь».
Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться та тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Значение связной речи для дошкольника
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению (недаром самостоятельное составление рассказа является надежным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приему детей в школы и другие образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи и пр.). Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т.д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Виды беседы

Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать

вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники

беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого

ребенка стал достоянием всего коллектива.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода — побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика также воспитательная роль беседы.

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные — начиная со средней группы.
Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Темы этических бесед могут быть такие: «О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Этическую беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала демонстрацией фильма.
По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые). Назначение вводной беседы — подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.
Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени, как рассказы педагога и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала.
Достаточно сложный (для ребенка) метод обучения речи – это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.
Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но не одно и то же, а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в возрасте трех лет

Известные педагоги о значение беседы в работе с детьми
Вопросы организации беседы разрабатывались многими педагогами. Мысль о том, что беседа с детьми является школой для развития детской мысли, подчеркивалась в работах Н.И. Новикова, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского. В отборе содержания для разговоров с детьми они рекомендовали руководствоваться принципом доступности – идти от близкого к более далекому, от простого к сложному.
Главное дело в том, чтобы говорить с ребенком о том, что у него беспрестанно перед глазами, за что он, так сказать, может ухватиться руками.

В педагогической системе К.Д. Ушинского особе внимание отводится методике построения бесед с детьми. Среди различных методов обучения он особое внимание отводит сократическому или спрашивающему методу. По его мнению, беседа служит не для передачи новых знаний, а для «более яркого разъяснения и толкования уже объясненного». Эффективность беседы, по словам К.Д. Ушинского, зависит от того, насколько правильно педагог формулирует вопросы, в какой последовательности он задает их детям, в какой степени участвуют все дети в беседе и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы детей.
В работах Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого можно найти богатый материал для бесед на природоведческие темы (растения, животные, сезонные явления). Авторы высоко оценивали беседу как метод развития речи: «Беседами направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания факты из своего запаса, которые подходят к предмету разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль работать в определенном направлении».
В дошкольной лингводидактике впервые на роль бесед в развитии речи детей обратила внимание Е.И. Тихеева. Она писала: «Свободная непринужденная беседа, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, является одним из могущественных факторов развития речи детей».
Е.И. Тихеева предлагала проводить с детьми беседы на общественно-политические темы, по вопросам этики и культуры, о явлениях природы и жизни детей. Она разработала ряд методических приемов руководства беседой, которые применяются в современной практике дошкольного воспитания.
Заключение
Мы рассмотрели, как развивается у детей диалогическая речь под воздействием беседы, ценнейшего приема развития речи дошкольников. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. И так, мы отметили, что для полноценного, гармоничного развития детей необходимы следующие условия: благоприятное сочетание биологических и социальных факторов; эмоциональное общение и сотрудничество с окружающими взрослыми; ранняя организация предметно-практической и игровой деятельности ребенка; своевременное включение речевой деятельности в процесс общения.

ЛИТЕРАТУРА

1.   А. М. Бородич Методика развития речи детей.- М., 1981 г.

2. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009.- 96 с.:

3. Н.В. Новотворцева Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. – 240 с.
4.  Ф.А. Сохин «Развитие  речи детей дошкольного возраста», М., 1976 г.
5.    Е.И. Тихеева «Развитие речи детей», 1981 г.

Источник

Автор: Мариничева Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 «Снежинка»
Населённый пункт: г. Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Роль беседы в развитии речи у дошкольников»
Дата публикации: 05.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Воспитатель МБДОУ №3 «Снежинка» г. Пушкино МО

Мариничева Л.П.

Роль беседы в развитии речи у дошкольников

Являясь

важнейшим

средством

человеческого

общения,

познания

действительности, речь служит основным каналом приобщения ребенка к

ценностям

духовной

культуры,

а

также

необходимым

условием

его

воспитания и обучения. Речь выполняет многообразные функции в жизни

ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со

сверстниками .У дошкольника ярко выражена потребность

во внимании

сверстника

и

взрослого,

желание

донести

до

собеседника

мысли

и

содержание своих действий. Беседа, как вид общения, предполагает знание

языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и

налаживании речевого взаимодействия с собеседником.

Вопрос

о

применении

разнообразных

активных

форм

и

средств

в

развитии

речи

дошкольников

является

очень

существенным

в

работе

воспитателя.

На

основании

этого

определена

проблема

педагогического

обеспечения

процесса

развития

речевой

деятельности

дошкольников

средствами беседы. Проводя беседу, воспитатель дает возможность ребенку

высказывать свои суждения о предмете или явлении, обсуждаемого в беседе.

В результате откорректированные педагогом устные размышления

детей

становятся базой для дальнейшего развития связной речи у ребенка. В беседе

взрослый

своими

вопросами,

направляя

мысль

детей

по

определенному

руслу,

наталкивает

их

на

ответы

которые

дети

включают

свои

воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Ценность беседы именно

в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать и в

речи

доносить

свои

умозаключения

до

собеседника.

Тем

самым

педагог

постепенно поднимает умение ребенка от конкретного способа мышления и

неполного высказывания на более высокую ступень – умение связно и полно

представить свою точку зрения в речи

Читайте также:  Этапы развития ребенка по месяцам до 3 лет

по предложенной теме беседы. С

развитием мышления тесно связано развитие речи дошкольника. В беседе

воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает

умение слушать собеседника. Беседа имеет важное значение не только для

сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков

речи в коллективе.

В

беседе

воспитатель

объединяет

детей

вокруг

общих

интересов,

возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим

достоянием.

У

детей

вырабатывается

привычка

слушать

собеседников,

делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе.

Следовательно,

здесь

развиваются,

с

одной

стороны,

активность

ребенка, с другой — способность к сдержанности. Таким образом, беседы

являются ценной формой не только умственного воспитания (сообщение и

уточнение

знаний,

развитие

мыслительных

способностей

и

языка),

но

и

средством социального и нравственного воспитания. В беседе не только

уточняются знания ребенка, в ней дошкольник получает новый материал или

воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. При этом важно,

чтобы воспитатель, опираясь в беседе на имеющийся опыт детей и ранее

усвоенные ими знания, сумел пробудить в детях активную работу мысли,

способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка

целостную

картину

окружающего

мира

и

осознанное

отношение

к

обсуждаемым явлениям.

Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном

процессе детского сада – важная задача для воспитателя, ведь часто на

практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся

работа

с

детьми.

Наиболее

успешно

беседы

протекают

непосредственно

после того, как дошкольники во время экскурсий, наблюдений или после

прочтения

педагогом

рассказов

получили

новые

впечатления.

Материал,

данный в беседе, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы

это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он

не

только

наблюдающий,

слушающий,

иногда

отвечающий,

но

и

действующий,

активно

общающийся.

Поэтому

важной

формой

речевой

работы с детьми дошкольного возраста являются беседы. Воспитатель в

беседе направляет детей, помогает приобрести новый опыт, активизирует

речевую самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный

настрой.

Особенностями беседы как формы работы с детьми являются: участие в

беседе детей (в основном добровольное); позиция взрослого как партнера по

общению; изменение стиля взаимоотношений педагога и детей, т.е взрослый

уважает

право

ребенка

на

инициативу,

его

желание

говорить

на

интересующие его темы; беседа планируется и организуется воспитателем в

любое время в режиме дня; беседа строится на непрерывной мобилизации

детского

внимания,

активного

участия,

открытого

общения.

Ребенку

необходимо

все

время

следить

за

ходом

беседы,

не

уклоняться

от

ее

основного содержания, слушать своих собеседников. При этом у ребенка

совершается

сложный

мыслительный

процесс

припоминания,

суждения,

умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная

активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро

отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в беседе связано и со

способностью

к

известной

сдержанности:

уметь

внимательно

слушать

других; воздерживаться от высказываний, когда говорят другие; удерживать в

памяти то, что хотел сказать, — все это, несомненно, не так легко для ребенка

дошкольного

возраста.

Для

некоторых

детей

участие

в

коллективном

обсуждении

требует определенного волевого усилия: преодолеть робость,

застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое

участие воспитателя в беседе в значительной мере решает успех дела по

речевому развитию у дошкольников.

Беседа при правильном ее сочетании с конкретными наблюдениями и

деятельностью детей играет большую роль в воспитательно-образовательной

работе.

Она

является

эффективным

средством

для

развития

речи

у

дошкольников,

т.к.

в

процессе

целенаправленного

обсуждения

с

детьми

каких-либо

явлений

в

диалоге

(воспитатель

-дети)

совершенствуется

понимание

детьми

речи

взрослых;

во-вторых,

складывается

собственная

активная речь дошкольника.

Беседы — это процесс речевого общения людей. Выделяя беседы как

одно из ценнейших средств развития речи детей, под ними подразумеваются

организованные,

планово

проводимые

занятия,

цель

которых

углубить,

уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

При этом беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои

мысли,

как

развязывается

их

язык,

если

тема

беседы

соответствует

их

интересам и уровню развития психических процессов личности ребенка.

Кроме того, во время беседы деятельность педагога всегда сочетает наряду с

познавательной

целью

и

воспитание

навыков

культуры

поведения,

т.е.

в

беседе воспитываются такие качества как сдержанность, внимание, уважение

к собеседнику и в целом культура речевого развития. Не менее важно и то,

что в беседе в процессе диалогической речи у детей развиваются умения,

необходимые

для

более

сложной

формы

общения

монолога.

Монолог

характеризуется

полнотой,

четкостью

и

развернутостью

высказывания

в

беседе, т.е. умением выбирать ребенком языковые средства и пользоваться

теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что он хочет

сказать. Высказываясь

в

беседе,

дошкольник

формирует

свои

мысли

в

нескольких предложениях. Таким образом, давая развернутый ответ, ребенок

прибегает к разнообразной лексике, использует имеющийся у него словарный

запас, уточняя и дополняя свой ответ.

Беседы

оказывают

большое

влияние

на

всю

разнообразную

деятельность детей и их поведение в коллективе. Беседа в педагогике —

вопросно-ответный

метод

обучения,

и

потому эффективность

беседы

в

значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за

собой

детей,

направлять

детскую

мысль

и

активизировать

их

речевую

деятельность.

Источник