Психологическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Психологическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

На чтение 7 мин.

Старший дошкольный возраст – это один из самых важных периодов в жизни детей, когда ребенок начинает налаживать первые осознанные социальные контакты, расширяет границы восприятия мира и делает первые шаги в регулировании собственного поведения.

[dropcap]С[/dropcap]тарший дошкольный возраст – это один из самых важных периодов в жизни детей, когда ребенок начинает налаживать первые осознанные социальные контакты, расширяет границы восприятия мира и делает первые шаги в регулировании собственного поведения.

Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Этот возрастной период отличается особой динамичностью: ребенок совершает скачок в психологическом и физическом развитии, совершенствуются его тактильные навыки, память, внимание и воображение. Ребенку особенно нужно внимание родителей, взрослых он начинает воспринимать как учителей и наставников, перенимая их манеры и поведение. В этом возрасте в группах дети происходит развитие лидерских качеств, они принимают в рамках своего круга социальные роли.

Старший дошкольный возраст – [highlight]это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности и его психология, развиваются его способности к обучению и творчеству.[/highlight] У детей начинает формироваться система ценностей, понимание того, что ему интересно, а что нет. В его сознании появляются новые социальные потребности, они стремятся не просто общаться со сверстниками, а завоевывать их внимание и признание. Именно на этом этапе зарождается стремление быть первым, формируется собственная воля, желания перестают быть непроизвольными.

Психологические характеристики развития мышления детей 5-6 лет выглядят следующим образом:

  • Малыш перестает воспринимать происходящие с ним события исключительно с собственной точки зрения, и уже способен увидеть ситуацию со стороны.
  • Ребенок усваивает отдельные детали, но не в состоянии связать их друг с другом и увидеть общую картину.
  • Он учится анализировать и понимать природу и происхождение предметов.

Ребенок старшего дошкольного возраста, как правило, обладает хорошим словарным запасом, он может выстраивать сознательные логичные диалоги.

Именно в этом возрасте человек постигает моральный аспект существования: формируется совесть, чувство вины, целеустремленность. Благодаря этому у детей появляется искреннее желание пойти в первый класс.

В этот период у детей происходит развитие скрытности, они теряют свою детскую непосредственность и прямолинейность: они начинают скрывать свои психологические проблемы и огорчения от родителей, начинает контролировать себя и свое поведение.

Психологическое развитие старшего дошкольника

В этот период жизни ребенок переживает быстрое психологическое развитие, формируются новые для него механизмы психологической деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Малыш задает много вопросов, стремится узнать как можно больше новой информации, пытается выстраивать логические цепочки и увидеть взаимосвязь различных процессов. В конце этого возраста превалирует интерес к практическим занятиям. Это сложный жизненный этап, состоящий из разных слагаемых: эмоционального восприятия ребенком мира, вопроса мотивации и самосознания, психологического развития, которое формируется к окончанию старшего дошкольного возраста.

Эмоции

Дети старшего дошкольного возраста становятся уравновешеннее. Связано это, в первую очередь, с тем, что у детей расширяется и сегментируется восприятие реальности. Конфликтов и приступов неконтролируемого поведения становится ощутимо меньше.

Особенности этого возраста заключаются в том, что происходит развитие эмоциональных процессов, их переживания становятся глубже и сложнее. Формируется сочувствие, сопереживание, ребенок еще не может полностью оценивать происходящее глазами другого человека, но уже понимает, что значит сопереживать.

Мотивация

У ребенка формируется психологическая система моральных и этических ценностей, выстроенная на основе принятых в обществе понятий.

В этом возрасте отмечается развитие первых мыслей о том, чтобы повзрослеть. Ребенок воспринимает родителя как надежного друга, наставника, учителя и помощника, человека, который может и умеет абсолютно все. [highlight]Ребенок стремится быть лучше и завоевывать авторитет среди сверстников, а главный авторитет для него в таком возрасте – взрослый.[/highlight] Ребенок проецирует себя на своих родителей и хочет не просто быть похожим на них, а быть как они.

У детей формируется мотивация, и ребенок становится в состоянии принимать простые решения. Он понимает, что ему нужно для достижения успеха и результата, и начинает осознанно совершать действия. Именно в этом возрасте некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит, потому что ребенок, еще не понимая, как его действия будут расценены со стороны и какое влияние они окажут на окружающих, уже поступают так, как они подсказывают им их внутренние мотивы.

Самосознание

На этом этапе у ребенка, благодаря желанию выделиться на фоне сверстников, появляется мотивация к обучению и творчеству. Здесь происходит серьезный психологический прорыв на интеллектуальном уровне, малыш начинает видеть общую картину, особенности, учится оценивать поступки других людей и свои собственные. Он дает оценку также качествам и способностям, зарождается критическое мышление, происходит становление личности.

[highlight]Еще одной крайне важной особенностью самосознания является развитие понятия половой идентификации:[/highlight] девочки осознают свою женскую роль, меняется их поведение, оно становится соответствующим модели поведения женщины, заложенной, чаще всего, по образу матери. Мальчики, напротив, корректируют свое поведение в сторону мужественности.

Читайте также:  Центр развития ребенка 150 г брянск

Формируется временное пространство: малыш начинает осознавать, что такое будущее и прошлое, воспринимать себя в будущем и вспоминать моменты, связанные с прошлым. Происходит процесс осознания не только явления, но и интерпретации себя во времени.

[pullquote-left]Важнейший аспект формирования самосознания ребенка – его самооценка.[/pullquote-left] В ее формировании ключевую роль играют родители и их отношение к ребенку. Родители должны поддерживать детей, вознаграждать их позитивные действия и подробно и доступно объяснять ошибки, если они недовольны поведением. Некорректное поведение взрослых губительно для детской самооценки, малыш может иметь как заниженную, так и завышенную самооценку.

Старший дошкольный возраст – это сложный и очень ответственный этап, отдельные аспекты в развитии личности особенно важны. [highlight]Если вовремя не обратить внимания на проблемные зоны этого периода, развитие личности может быть заторможено.[/highlight]

  • Плохое настроение детей, страхи, тревога.
  • Проблемы с интеллектуальным развитием, нарушение внимания.
  • Расстройство сна, хроническая усталость или повышенная утомляемость.
  • Обособленность ребенка от группы детей, или, напротив, чрезмерная амбициозность в общении.

Сюжетно-ролевая игра и ее значение в психологическом развитии

В любой детской игре, с игрушками или без, прослеживаются жизненные реалистичные сюжеты: дочки-матери, казаки-разбойники и прочее. В игре они примеряют первые социальные роли: матери, ученика, повара и прочие. Происходит это потому, что ребенок в этом возрасте начинает чувствовать себя самостоятельным и отделяется от взрослых. Малыш не в состоянии быть полноценным участником взрослой жизни и различать особенности, поэтому он создает с помощью воображения свой иллюзорный мир, где транслирует поведение взрослых на себя. Во время игр они проживают определенные жизненные аспекты, учатся новым эмоциям, ответственности, необходимости принимать решения.

Сюжетно-ролевая игра протекает по следующему сценарию:

  • Ребенок примеряет на себя взрослую социальную роль.
  • Воссоздает максимально достоверно реальную ситуацию, при этом реальные предметы он заменяет своими игрушками.
  • Малыш не может работать как взрослый человек, поэтому в своих действиях он лишь образно подражает действиям родителей. Игра остается в рамках игры, а ребенок получает опыт той или иной ситуации.

[highlight]Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста помогают ребенку воссоздать картину устройства мира на его собственном языке[/highlight], так он постигает, что такое человеческий труд, какие существуют способы общения между людьми, происходит его психологическое развитие и взросление. Параллельно развивается его фантазия, воображение, умение выстраивать логические цепочки.

В рамках игры ребенок изо всех сил старается спасти пациента на своем хирургическом столе или научить другого ее участника азбуке, он применяет весь свой опыт, свои знания и умения. [pullquote-right]Сюжетно-ролевые игры – прекрасный инструмент для того, чтобы адаптировать ребенка ко вступлению в ответственную часть его жизни, к началу школьного периода, к общению со сверстниками и самостоятельному принятию некоторых решений.[/pullquote-right]

Игры, которые ребенок воспринимает как развлечение и погружается в них с азартом, могут стать отличным помощником в развитии интеллектуального уровня ребенка и его эмоционально-психического восприятия.

Но, тем не менее, важно не забывать, что каждый ребенок дошкольного возраста – это пусть маленькая и зарождающаяся, но уже вполне сознательная личность, со своей системой ценностей и мотивацией. Нужно принимать во внимание его интересы и желания, чутко реагировать на возникающие проблемы или отклонения. Малыш сам решает, что ему интересно, а что нет, в этом возрасте он уже в состоянии самостоятельно выбирать занятия по душе.

Каждый ребенок – особенный и не похожий ни на любого другого, со своим психологическим развитием и способом взаимодействия с миром. Важно помнить это и всегда стремиться искать индивидуальный подход.

https://www.youtube.com/watch?v=G4XSKL9xy3s

Источник

1.1. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.

Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Читайте также:  Развитие ребенка от 0 скачать

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.[20]

У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств, 5 – 6-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.д. Он усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.

Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, — это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навык и. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.  

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Читайте также:  Развитие 6 месячного ребенка комаровский

Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).[128]

К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.

К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. По данным исследований, старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, ребенок дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно — ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.

Источник