Речевого развития ребенка с дцп архипова

Речевого развития ребенка с дцп архипова thumbnail

Характеристика четырех уровней доречевого развития детей с ПЭП, ДЦП. Основные принципы системы коррекционнопедагогической работы

Характеристика четырех уровней доречевого развития детей с ПЭП, ДЦП. Основные принципы системы коррекционнопедагогической работы с детьми с данной патологией. Федосеева И. Ю. Косенко О. Гр. 657 М г. Томск

Перинатальная энцефалопатия – это различные по этиологии или неуточненные по происхождению поражений головного мозга,

Перинатальная энцефалопатия – это различные по этиологии или неуточненные по происхождению поражений головного мозга, возникающих в перинатальном периоде (с 28 недели беременности, включая период родов и первые 7 дней жизни).

Основные синдромы ПЭП. Острый период: Синдром угнетения ЦНС. Коматозный синдром. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

Основные синдромы ПЭП. Острый период: Синдром угнетения ЦНС. Коматозный синдром. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Судорожный синдром. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Восстановительный период: Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Эпилептический синдром. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Синдром вегето-висцеральных дисфункций. Синдром двигательных нарушений. Синдром задержки психомоторного развития. Исходы: Полное выздоровление. Задержка психического, моторного или речевого развития. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция). Невротические реакции. Вегетативно-висцеральные дисфункции. Эпилепсия. Гидроцефалия. Детский церебральный паралич.

ДЦП - заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного

ДЦП — заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.

Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства. Частота речевых нарушений при детском церебральном

Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства. Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе составляет 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

Причины речевой патологии у детей с ДЦП: Наличие разной степени тяжести органических поражений отдельных

Причины речевой патологии у детей с ДЦП: Наличие разной степени тяжести органических поражений отдельных корковых и подкорковых структур мозга, принимающих участие в обеспечении речевых функций вторичные недоразвитие или замедленное «созревание» у таких детей премоторно-лобных и теменно-височных корковых структур, нарушениями темпа и характера образования зрительно-слуховых и зрительно-моторных нервных связей. В связи с этим у детей с церебральными параличами могут наблюдаться практически любые из известных в логопедии речевых расстройств.

Состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания у детей с ЦП Неправильная форма твёрдого нёба

Состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания у детей с ЦП Неправильная форма твёрдого нёба Недоразвитие нижней челюсти Сглаженность носогубных складок Асимметрия лица Язык напряжён, оттянут «комом» назад, либо «жалом» вытянут вперёд Гиперкинезы, тремор языка, оральные синкинезии Отсутствие произвольных движений языка, губ и подражательных артикуляционных движений Повышенная саливация Голос слабый, немодулированный, иссякающий Мимика вялая, невыразительная или отсутствует Дыхание неглубокое, аритмичное, стридорозное

Таким образом у детей с ЦП в возрасте от рождения до 2 -3 лет

Таким образом у детей с ЦП в возрасте от рождения до 2 -3 лет обнаруживаются значительные патологические изменения артикуляционного аппарата, голоса, дыхания, что приводит к тому, что артикуляционный аппарат остаётся неподготовленным к гулению, лепету и тем более к звукам речи.

Четыре уровня доречевого развития детей с ПЭП, ДЦП (Е. Ф. Архипова)

Четыре уровня доречевого развития детей с ПЭП, ДЦП (Е. Ф. Архипова)

1 уровень – отсутствие голосовой активности. Крик, плач Голос тихий, слабый, быстро истощающийся Период

1 уровень – отсутствие голосовой активности. Крик, плач Голос тихий, слабый, быстро истощающийся Период бодрствования короткий Улыбка недостаточно выразительная или отсутствует Положение тела вынужденное Отсутствуют произвольные движения Голову не удерживают Не могут повернуть её в какую-либо сторону при прослеживании игрушки Функции рук не развиваются

2 уровень – наличие недифференцированной голосовой активности. Возможен эмоциональный контакт Улыбка, оживление Общение детей

2 уровень – наличие недифференцированной голосовой активности. Возможен эмоциональный контакт Улыбка, оживление Общение детей осуществляется посредством недифференцированных движений тела, головы Недифференцированные звуки [о], [э], [ы] Голос немодулированный Период бодрствования у них протекает вяло Слабо удерживают голову, кисти рук в порочных положениях Не удерживают вертикального положения тела в специальном стуле Тянутся к игрушкам, но захват удаётся после многократных попыток Манипулятивная деятельность отсутствует

3 уровень – гуление С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт Реагируют на интонации голоса

3 уровень – гуление С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт Реагируют на интонации голоса человека Ярко выражены «комплекс оживления» и направленность на общение со взрослым Звуки гуления Могут захватить игрушку, совершить с ней примитивные манипуляции Движения рук ограничены, напряжены, крайне неловки, игрушки часто выпадают из рук Дети в состоянии удержаться в вертикальном положении в специальном стуле, но самостоятельно не сидят

4 уровень - лепет. Средством общения с окружающими являются выразительные движения головы и глаз,

4 уровень — лепет. Средством общения с окружающими являются выразительные движения головы и глаз, мимика, модулированный крик, односложный лепет, упрощённые слова. Аутоэхолалии в лепете выражены крайне слабо. Имеющиеся простые лепетные слова произносятся редко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у детей выражена слабо, речевая активность низка. Дети хорошо понимают обращённую речь – как простые ситуативные инструкции, так и сложные двухтрёхступенчатые задания. Могут сидеть в специальном стуле, держать голову Брать игрушки и манипулировать ими, но при этом часто отмечается атаксия, гиперкинезы в руках, дисметрии, порочные положения кистей и пальцев рук. При помощи взрослых могут стоять и переступать у опоры, но положение ног при этом порочное. При поддержке за обе руки дети переступают, но часто с перекрёстом ног. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть.

Речевого развития ребенка с дцп архипова

Речевого развития ребенка с дцп архипова

Таким образом, как и собственно двигательные нарушения, речевые расстройства у детей раннего возраста с

Таким образом, как и собственно двигательные нарушения, речевые расстройства у детей раннего возраста с ЦП выступают одним из характерных признаков их заболевания.

Устранение речевых нарушений у детей данной категории является необходимой задачей их peaбилитации

Устранение речевых нарушений у детей данной категории является необходимой задачей их peaбилитации

Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в первые три года жизни.

Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в первые три года жизни.

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 1 доречевом уровне развития – стимуляция

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 1 доречевом уровне развития – стимуляция голосовых реакций Основные направления: Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата Вокализация выдоха Развитие «комплекса оживления» Стимуляция голосовых реакций Развитие зрительной фиксации и прослеживания Выработка слухового сосредоточения Нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительномоторной координация

Основная задача коррекционнопедагогической работы с детьми, находящимися на 2 уровне развития стимуляция гуления Основные

Основная задача коррекционнопедагогической работы с детьми, находящимися на 2 уровне развития стимуляция гуления Основные направления: Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата Увеличение объёма и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления Развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания Формирование умения локализовывать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого Развитие хватательной функции рук

Читайте также:  Отечественная периодизация психического развития ребенка

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 3 доречевом уровне развития – стимуляция

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 3 доречевом уровне развития – стимуляция интонированного голосового общения и лепета Основные направления: Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата Выработка ритмичности дыхания и движений ребёнка Стимуляция лепета Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям Выработка зрительных дифференцировок Стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания Выработка акустической установки на звуки и голос Развитие слуховых дифференцировок Формирование подготовительных этапов понимания речи

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 4 уровне доречевого развития – развитие

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на 4 уровне доречевого развития – развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов. Основные направления: Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата Увеличение силы и длительности выдоха Стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов Развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук Формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации

Таким образом, коррекционнопедагогическая работа проводится в соответствии с уровнем развития ребёнка и предполагает постепенное

Таким образом, коррекционнопедагогическая работа проводится в соответствии с уровнем развития ребёнка и предполагает постепенное усложнение приёмов, направленных на формирование всех психических функций ребёнка.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л.А.Данилова, Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова, И.А.Панченко. Е.Ф.Архипова и др.).

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Это — онтогенетически молодые отделы мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения (премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга). Отставание в развитии речи при ДЦП связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Больные дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, общаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и взрослых. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира. Отмечается клиническая и патогенетическая общность между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи. В связи с недостаточностью кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей. Отмечается определенная зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Все перечисленные факторы определяют специфику нарушений доречевого и речевого развития детей с церебральным параличом. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. При ДЦП речевые расстройства затрудняют общение детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Архипова и др. описали особенности речевого развития ребенка с церебральным параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они отмечают, что доречевое и речевое развитие этих детей идет в замедленном темпе.

Более позднее становление речевой функции обусловлено задержкой развития мозга, так как «молодые» участки коры головного мозга продолжают развиваться после рождения. При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. Задержка речевого развития отмечается уже с доречевого периода.

Доречевой период ребенка с церебральным параличом отличается от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2-3 года. Имеется определенная патогенетическая общность нарушения доречевого развития с двигательными нарушениями в целом.

Доречевой период ребенка с нормальным развитием состоит из 4-х этапов.

1 этап — безусловно-рефлекторный (до 3 месяцев). Крик у здорового новорожденного громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. При ДЦП отмечается качественное видоизменение крика, его однообразие, непродолжительность (тихий, сдавленный, пронзительный; может быть отсутствие крика; вместо крика — отдельные всхлипывания или гримаса на лице). Крик преобладает над другими рефлекторными звуками (кряхтение, ворчание).

2 этап — начало гуления (с 3 месяцев). В норме отмечается наличие интонационной выразительности в крике. При ДЦП отмечается недоразвитие интонационной характеристики крика, который не изменяется в зависимости от состояния ребенка, т.е. не выражает радость или недовольство. Гуление отсутствует или его активность крайне низкая.

3 этап — интонированное гуление (с 4 месяцев). У детей с церебральным параличом наблюдается задержка появления певучего гуления, бедность, неполноценность голосовых реакций. Звуки гуления тихие, редкие, кратковременные. Часто крик преобладает над другими голосовыми реакциями.

Читайте также:  В картинках как выглядит развитие ребенка

4 этап — лепет (с 6 до 12 месяцев). При ДЦП отмечается отсутствие или задержка появления лепета. Лепет характеризуется однообразием, бедностью звукового состава, фрагментарностью, малоактивностью, отсутствием четкой интонационной выразительности; возникает редко.

К году у детей с церебральным параличом наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Дети часто предпочитают общаться жестом, мимикой, криком. В лучшем случае ребенок может произносить всего одно-два слова. Нарушение формирования голосовых реакций сочетается со слабостью слуховых дифференцировок на голос, интонацию, с трудностями локализации звука в пространстве и недостаточностью слухового внимания, что задерживает развитие начального понимания обращенной речи. То есть при ДЦП задержан доречевой период, а также нарушены предпосылки к развитию речи.

Индивидуальные сроки появления речи у детей с церебральным параличом значительно колеблются, что зависит от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала и адекватности коррекционно-логопедической работы. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни). На втором году жизни, даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в 2-3 года. Значительный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу третьего года жизни. На этом возрастном этапе темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка. Как правило, фразовая речь формируется к 4-5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5 — 7 лет) идет ее интенсивное развитие.

При нормальном развитии все стороны речи внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования лексической, грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложений, улучшается разборчивость речи. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов.

У всех детей с церебральными параличами в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно, либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральными параличами характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

При ДЦП у многих детей отмечаются нарушения фонематического восприятия, что вызывает у детей трудности звукового анализа. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделяют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более легких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух-трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). У большинства детей, страдающих церебральными параличами, отмечаются своеобразные нарушения лексического строя речи. При ДЦП лексические нарушения обусловлены спецификой заболевания. Количественное ограничение словаря и медленное его формирование при спонтанном развитии в значительной степени связаны с ограничением объема, несистематизированностью, неточностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об окружающем. Дети обладают ограниченными лексическими возможностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. С трудом усваиваются лексические значения слов (иногда вычленяют в слове только конкретное значение, не понимая его истинного смысла; заменяют одно значение слова значением другого, совпадающим с ним по звучанию). Дети затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова. Часто у детей с церебральными параличами отмечаются нарушения формирования грамматического строя речи, которые зачастую обусловлены лексическими расстройствами. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др.). Даже к началу обучения в школе большинство детей с церебральным параличом практически не умеют пользоваться средствами грамматического оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи.

Читайте также:  Методика развития ребенка до года онлайн

Возрастная динамика речевого развития детей с церебральными параличами во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

У детей с церебральным параличом выделяются различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Анартрия— это полное или почти полное отсутствие речи (звукопроизношения) при наличии ярко выраженных центральных речедвигательных синдромов. У большинства детей с анартрией проявляются главным образом расстройства управления речевыми артикуляциями (фонаторного, дыхательного, артикуляционного отдела), а не исполнения. У детей с анартрией, кроме патологии центральных исполнительных систем речевой деятельности, нарушено формирование динамического артикуляционного праксиса.

Алалия— это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. При ДЦП алалия чаще всего сочетается с дизартрией. Патогенез алалии при ДЦП связан с двумя факторами:

— с повреждением корковых механизмов речи под влиянием различных вредностей, являющихся также и причиной детского церебрального паралича;

— с вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации и патологической афферентацией с периферических отделов речевой системы в связи с поражением артикуляционной моторики, а также в связи с расстройством формирования слухо-кинестетической интеграции в случае нарушения фонематического слуха.

Повреждение корковых речевых зон при алалии у детей с церебральным параличом сопровождается специфической неврологической симптоматикой, которая находит свое подтверждение при энцефалографическом обследовании. Различают моторную и сенсорную алалию.

При моторной алалии на всех возрастных этапах отмечается первичное недоразвитие экспрессивной речи при более сохранной импрессивной речи. Моторная (экспрессивная) алалия проявляется в стойком системном недоразвитии всех компонентов и функций речи.

При сенсорной алалии преимущественно нарушено понимание обращенной речи, при этом отсутствуют нарушения слуха и выраженное недоразвитие познавательной деятельности. В случае первичного недоразвития импрессивной речи отсутствует выраженный разрыв между экспрессивной и импрессивной речью: ребенок не только не понимает обращенную к нему речь, но и не говорит сам. Интонационно-ритмическая сторона речи может быть относительно сохранной. Нередко наблюдаются эхолалии. Ведущим дефектом при сенсорной алалии является недостаточность более высокого уровня слухового восприятия — нарушение слухового гнозиса.

Дети с церебральными параличами с трудом овладевают навыками чтения и письма. Нарушения письменной речи — дислексия и дисграфия — обычно сочетаются с недоразвитием устной речи.

При дислексии у детей с церебральными параличами наблюдаются своеобразные затруднения в усвоении навыка чтения: пропуски и перестановки букв, смешение сходных по начертанию букв («З» -«В»). Дети забывают, как читается та или иная буква, пропускают строчки. Длительное время они читают медленно, по слогам, часто пытаются угадать слово. Даже в среднем школьном возрасте при чтении «про себя» дети часто не могут понять смысл прочитанного, так как иногда не узнают буквы и целые слова.

Одновременно с нарушениями чтения у детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются трудности в овладении письмом.

При дисграфии дети долго не запоминают начертание букв, нередко забывают их. Они заменяют буквы или их элементы другими по признаку графического сходства, искажают графический образ букв (неправильно сочетают элементы в изображении отдельных букв).

Нарушения чтения и письма носят стойкий характер и с возрастом меняются не качественно, а количественно. Снижается число дислексических и дисграфических ошибок, но характер их сохраняется.

У некоторых детей с церебральным параличом может отмечаться заикание. В возникновении заикания при ДЦП играют роль психические травмы (испуг, различные волнения и переживания, изменение привычного жизненного стереотипа, разлука с близкими и др.), ошибки воспитания, органические нарушения речедвигательной функции. Заикание может возникнуть у детей, имеющих такие особенности личностного развития, как повышенная ранимость, глубокое переживание дефекта, страх общения с окружающими. Особенностью заикания при церебральном параличе является преобладание клонико-тонических судорог в дыхательной и артикуляционной мускулатуре. Заикание обычно носит стойкий характер, сопровождается выраженными сомато-вегетативными расстройствами, усиливается в подростковом возрасте. У детей с ДЦП возможно также органическое заикание, которое чаще возникает на фоне гиперкинетической дизартрии. При этом у детей выражены насильственные движения в артикуляционных и скелетных мышцах. Для этих движений характерна стойкость проявлений, они трудно поддаются коррекционному воздействию.

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 3671; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9760 — | 7581 — или читать все…

Читайте также:

Источник