Отечественная периодизация психического развития ребенка

Отечественная периодизация психического развития ребенка thumbnail

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].

Критерии периодизации[править | править код]

В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.

Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]

Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]

Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]

Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.

Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.

В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).

Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]

Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).

Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
  • Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
  • Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.

Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).

Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.

Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
  • Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Читайте также:  Сайт развития ребенка в москве

Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]

Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
  • Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:

  • потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
  • манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
  • феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.

Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
  • Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.

Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]

Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. 
  • Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место с обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.

Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
  • Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.

Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
  • Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.

См. также[править | править код]

  • Нормативные кризисы развития
  • Возрастная периодизация
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие
  • Эльконин, Даниил Борисович
  • Нормативные кризисы развития

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов Выполнила Реза

Описание слайда:

Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов Выполнила Резанова С.Е.

2 слайд

Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека, стад

Описание слайда:

Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека, стадия его развития. Принято различать паспортный, биологический и психологический возраст. Психологический возраст – это достигнутый уровень психического (возрастного и функционального, по А. В. Запорожцу) развития ребенка, который определяется социальной си­туацией развития и вытекающими из нее характерны­ми видами деятельности, особенностями общения ребенка с окружающими, т.е. местом ребенка в системе общественных отношений Возрастная периодизация психического развития − разделение детства (или всего жизненного пути человека) на отдельные стадии, эпохи, периоды психического развития, выделение психологических возрастов на основе некоторого правила (признака). Сегодня наиболее обоснованным и разработанным является представление о системе критериев возрастной периодизации. Такой подход к решению проблемы возрастной периодизации наиболее полно отражает объективные закономерности, т.к. позволяет учитывать изменения роли социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований на протяжении каждого возрастного этапа.

Читайте также:  Книги для развития для ребенка

3 слайд

Для современной психологии уже давно не является секретом факт того, что че

Описание слайда:

Для современной психологии уже давно не является секретом факт того, что человек в процессе своего развития и формирования проходит ряд этапов, которые отличаются друг от друга по уровням: физического; психического; духовного; и интеллектуального развития. Иначе говоря, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличать один этап от другого. И эти изменения имеют прочную связь с возрастом. Такая концепция получила название возрастная периодизация.

4 слайд

В своих работах многие ученые и деятели от психологии рассматривали этапы во

Описание слайда:

В своих работах многие ученые и деятели от психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Ю.Б. Гиппенрейтер Л. С. Выготский Д. Б. Эльконин

5 слайд

 З. Фрейд

Описание слайда:

З. Фрейд

6 слайд

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория отечественного ученого строила

Описание слайда:

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория отечественного ученого строилась на том, что определенному этапу развития (под этим подразумевается возраст, психический и физический уровень развития) соответствует определенный вид ведущей деятельности (ВД). Где под ведущей деятельностью понимается тот вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований.

7 слайд

Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как предст

Описание слайда:

Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как представителем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее становление непрерывны и обусловлены социальным взаимодействием. Лишь благодаря социальному взаимодействию и практической деятельности ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого и ребенка (даже если речь идет об обучении взаимодействию малыша с предметами, как, например, на втором этапе, называемом «раннее детство») позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, мораль, роли, стереотипы действий и т.д.

8 слайд

Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 э

Описание слайда:

Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.

9 слайд

Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трог

Описание слайда:

Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами. Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода — ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.

10 слайд

Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится конт

Описание слайда:

Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания). Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка — то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность — быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.

11 слайд

Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направ

Описание слайда:

Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: «Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?» ВД — учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее. Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.

12 слайд

Отечественная периодизация психического развития ребенка

13 слайд

Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмеч

Описание слайда:

Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность. Раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Возрастная периодизация Л.С. Выготского

14 слайд

Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги - переход

Описание слайда:

Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги — переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения; критический — идет поиск новых форм поведения; посткритический — отработка усвоенных форм поведения. Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный). 

Читайте также:  Кто разработал возрастную периодизацию развития ребенка

15 слайд

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст окол

Описание слайда:

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому: Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца — 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность: «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются: жест, ходьба, речь.

16 слайд

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделен

Описание слайда:

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам». Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких- либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте. Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. Необходимо, на мой взгляд, отметить, что в отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

17 слайд

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).Чувство взрослости - ощущение

Описание слайда:

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).Чувство взрослости — ощущение своей личности, развитие самосознания. Отмечается снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой высшей форме.

18 слайд

Отечественная периодизация психического развития ребенка

19 слайд

Отечественная периодизация психического развития ребенка

20 слайд

 Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов

Описание слайда:

Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов

21 слайд

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации

Описание слайда:

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):     Новорожденный до 10 дней.     Грудной возраст 10 дней – 1 год.     Раннее детство 1–2 года.     Первый период детства 3–7 лет.     Второй период детства 8—12 лет для мальчиков, 8—11 – для девочек.     Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек.     Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин).     Средний (зрелый) возраст:     первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин.     второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин.     Пожилой возраст     61—74 года для мужчин, 56–74 – для женщин.     Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин.     Долгожители старше 90 лет.

22 слайд

Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):     Первая фаза младенчество, до дв

Описание слайда:

Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):     Первая фаза младенчество, до двух лет.     Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет.     Третья фаза детство, 5—12 лет.     Четвертая фаза юность, 12–17 лет.     Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет.     Шестая фаза зрелость, 25–50 лет.     Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет.     Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.  

23 слайд

Международная классификация (Квинн, 2000):     младенческий возраст от рожде

Описание слайда:

Международная классификация (Квинн, 2000):     младенческий возраст от рождения до трех лет;     раннее детство 3–6 лет;     детство 6—12 лет;     подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет;     молодость 18–40 лет;     зрелый возраст 40–65 лет;     пожилой возраст от 65 лет и далее.  

24 слайд

Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утроб

Описание слайда:

Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.     Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий:     зигота, эмбрион, плод, момент рождения.       Цикл «детство» состоит из трех стадий:     младенчество (от рождения до 1 8 месяцев),     дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет),     раннее школьное детство (5—11–13 лет).       Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11–15 лет), поздняя юность (15–21 год).       Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий:     ранняя взрослость (21–25 лет),     средняя взрослость (25–40 лет),     поздняя взрослость (40–55 лет),     предпенсионный возраст (55–65 лет).       Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии:     отставка (65–70 лет),     старый возраст (70 лет и старше),     «финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.

25 слайд

Отечественная периодизация психического развития ребенка

26 слайд

Отечественная периодизация психического развития ребенка

27 слайд

Отечественная периодизация психического развития ребенка

28 слайд

 Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Отечественная периодизация психического развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Отечественная периодизация психического развития ребенка

Курс повышения квалификации

Отечественная периодизация психического развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-075343

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник