Ребенок с отклонениями в эмоционально личностном развитии

Ребенок с отклонениями в эмоционально личностном развитии thumbnail

Дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении — это дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. У этих дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность. Становление дошкольника как субъекта общения зависит от взаимоотношений с воспитателем, от отношения ребенка к учебной деятельности и уровня развития его социально-коммунитативных качеств и свойств личности. Ребенок с отклонениями безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающем в силу неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое распространяется на отношение ребенка к окружающим.

Как правило такие дети лишены родственной поддержки, обделены эмоционально, не получая достаточно внимания со стороны родителей. Все это происходит в наше время на фоне главенствующего стремления родителей к самореализации. Таким образом, современная малочисленная семья характеризуется утратой своей первоначальной функции, и особенно ограничены ее возможности в воспитании ребенка с отклонениями в развитии и поведении. Существует мнение, что в последнее время количество детей с отклонениями в развитии и поведении резко увеличилось. Причина этого, прежде всего во внешних факторах — просмотр подряд всех телепередач, кризис семи лет и многое другое. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные, они мало играют, мало что умеют сделать своими руками, не умеют интересно играть. А ведь эти причины являются первоочередными и являются первоосновой для проявления отклонений в развитии и поведении.

Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Старинное педагогическое правило, гласящее, что простой и прямой путь в большинстве случаев оказывается неправильным (пощечина, хотя и способна быстро восстановить спокойствие и порядок, но влечет за собой далеко идущие последствия.

Трудные дети — дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения.

У «трудных» старших дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность Становление дошкольника как субъекта общения зависит от взаимоотношений с воспитателем, от отношения ребенка к учебной деятельности и уровня развития его социально- коммуникативных качеств и свойств личности. «Трудный» ребенок безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое распространяется и на отношение ребенка к окружающим.

Нарушения в побудительном компоненте коммуникативной активности связаны с социальной неразвитостью ребенка, которая и порождает его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка являются способом выхода из тупика — хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к социальной релаксации, обуславливают низкий статус ребенка. Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчеркивает известный отечественный психолог и педагог В.В. Зеньковский. Изменчивость — одна из важнейших черт детской личности, которая сказывается как в отдельных чертах, так и во всей личности. В.В. Зеньковский считает, «мы никогда не можем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент кажется совсем испорченным; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нем ». Психологические трудности, временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения, которые довольно часто встречаются у большинства детей, составляют неотъемлемую часть развития ребенка. Значительная часть нарушений детского поведения не имеет качественного отличия от нормы, хотя по симптоматике, т.е. совокупности проявлений, может напоминать заболевание. В данном параграфе мы будем характеризовать отклонения и нарушения, возникающие в границах нормального развития ребенка. Рассмотрим психологическую природу и возрастные особенности наиболее типичных нарушений поведения детей. Упрямство — одно из ранних проявлений поведения. В клинической психологии упрямство связывается с внушаемостью. Детская внушаемость сохраняется и у взрослого, хотя и претерпевает серьезные изменения, переходит на новые уровни.

Внушаемость и упрямство — явления, рядом находящиеся. Ребенок часто сопротивляется внушениям, но природа этого сопротивления может быть различной. В дошкольном возрасте следует отличать сопротивление от не восприятия. Маленький ребенок может просто не воспринимать обращенную к нему речь, у него может не хватить внимания, чтобы дослушать взрослого. Упрямство (антивнушаемость) начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым опозданием и неравномерно — периодами. Стремление воспитателя «переломить», наказать может принести непоправимый вред для развития личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает неосознанно учиться утверждать свою волю и сознавать свое Я .

Читайте также:  Фгос дошкольного образования стандарт условий развития ребенка

Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире.

Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения ребенка, приводят к нарушению социальных контактов. Г.Ф. Бреслав выделяет ряд нарушений эмоционального развития в детском возрасте. В частности, в дошкольном возрасте нарушениями, по его мнению, являются:

— отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при слушании сказки;

— фиксированность эмоционального состояния, эмоциональное «застревание», привязанность к ситуации, что обусловливается низкой подвижностью процессов возбуждения и торможения;

— отсутствие эмоционального предвосхищения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести, формирование произвольной регуляции поведения;

— отсутствии синтонии, т.е. способности откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого;

— отсутствие чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции в дошкольном возрасте;

— негативные эмоции и страхи, замкнутость, агрессивность.

— гиперактивность, «гипердинамический синдром» как проявление нарушений системы эмоциональной регуляции.

Гиперактивность есть проявление целого комплекса нарушений. Отечественные исследователи подобные нарушения называют как синдромы дефицита внимания. Нарушения проявляются уже в дошкольном возрасте, однако особенно проблемными они становятся с поступлением ребенка в школу. Основные характеристики гиперактивного ребенка — расторможенность, отвлекаемость, импульсивность.

У них нередко отмечается деструктивное поведение, упрямство, агрессивность, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения (И.В. Дубровина). Так же к категории «трудных» относятся и дети с аутичным поведением, замкнутые дети.

Замкнутость — нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми. Нарушение поведения, или социальная дезадаптация, проявляется в социально неодобряемых формах поведения. Такие формы разнообразны: агрессивность, воровство, драки, ссоры, демонстративное неповиновение, разрушительные действия, лживость

Гиперактивность как нарушенное поведение имеет многие точки соприкосновения с другими видами отклоняющегося поведения. У мальчиков эти нарушения встречаются в 4—5 раз чаще, чем у девочек. В целом их движения избыточны, слишком быстры и энергичны. Количество движений безмерное, дети склонны к перемещениям на широком пространстве, безудержно разговорчивы (вербальная гиперактивность). В большинстве случаев результаты, при выполнении задания далеки от удовлетворительных, чему причиной бывают нарушения тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, письма и балансировки тела. От этого страдают планирование действий и моторная обучаемость. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо воспитателей. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных процессов. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.

Источник

Ребенок с отклонениями в эмоционально личностном развитии

Дети, даже с небольшими отклонениями в эмоционально-личностном развитии, обычно «выпадают» из жизни общества, им сложно влиться в общую культурную среду. Тема нашей сегодняшней статьи — «Дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении».

Если посмотреть на детей с отклонениями в младенчестве, то эмоционально-личностное общение с матерью не становится определяющим в развитии ребенка. Ребенок не видит в матери партнера по общению. Особенность психологического статуса ребенка с небольшими отклонениями в развитии это, то, что на раннем этапе не заложились предпосылки становления его психики. Такая ситуация затрудняет ему дальнейшее развитие.

Такие дети ослаблены и обычно не могут выдержать умственных и физических нагрузок соответствующих их возрасту. Они быстрее устают, и на этом фоне наблюдается гиперактивнось или наоборот вялость, а так же они не могут концентрировать внимание.

Дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии к трем годам не готовы сотрудничать с взрослыми и общаться со сверстниками. Таким детям трудно переходить от одной ситуации в жизни к другой.

У проблемных детей в раннем и дошкольном возрасте на различных этапах развития формирование деятельности происходит с различными отклонениями и с задержкой. Детям с отклонениями можно помочь только при целенаправленном и индивидуальном обучении.

К моменту наступления школьного возраста у детей с отклонениями отсутствуют личностные проявления, они зависимы от взрослого человека. Если не заниматься с таким ребенком специальным развитием и обучением, то изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка не произойдет.

Ребенок пошел в школу. Для него это достаточно сложный период, особенно в эмоциональном плане. Стресс, связанный с этапами школьной жизни, с повышением требований к ребенку, вызывает определенное психологическое напряжение, что часто приводит к неврозам. Такая ситуация влечет общее ухудшение здоровья.

Это скажется непосредственно и на учебе, ухудшение внимания, снижение памяти, проблемы с речью (даже заикание), а также панический страх перед учителем. Как следствие не выполнение домашних заданий, прогулы и т.п. При своевременной помощи все придет в норму.

У такого ребенка начинаются проблемы в отношениях со сверстниками и взрослым окружением. Невротизированый ребенок груб, угрюм или наоборот пассивен. Состояние пассивности врачи считают опасной стадией в развитии эмоционального нарушения (ДИСТРЕСС). Если не проводить коррекции причин эмоциональной дезаптации своевременно, то это может привести к возникновению патологических черт характера.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка 3 лет

В школе педагог не сможет откорректировать сложную ситуацию сложившуюся, например в семье. Видно, что ребенок находится в подавленном состоянии и оказывается, его пьющие родители в очередном запое. Или другой случай – в семье появился маленький ребенок, и он просто ревнует к малышу. Но существуют случаи, когда причина дезадаптации присутствует в школе. Причин может быть несколько – ребенок перешел в новую школу или в другой класс. В старом коллективе у него были налажены отношения со сверстниками, и он был лучшим учеником. А в новом классе в сложившемся коллективе нужно утверждаться. Даже если не возник явный конфликт, то ребенок испытывает психологическое напряжение. В таком случае учитель должен помочь ребенку влиться в группу детей. Этому поможет выявление выигрышных особенностей ребенка, которые оценят одноклассники.

И в заключение несколько советов родителям. Школьная жизнь для вашего ребенка сложна в эмоциональном плане. Поэтому проявите терпение и понимание. Не стоит предъявлять повышенные требования, возможно, ему это не по силам. Контролируйте свои эмоции, бурная реакция на плохую отметку ни к чему не приведет – только к стрессу. Сравнивать с другими детьми по принципу – ты плохой, а он хороший не следует. Лучше разберитесь в причине и помогите исправить ситуацию. При коррекции поведения ребенка постарайтесь опираться на позитивные моменты. В семье должна быть доброжелательная атмосфера, чаще играйте с ребенком в подвижные игры. Дайте, таким образом, выход эмоциям и снимите стресс.

Современное общество таково, что всеобщей проблемой, в последние годы, стало явление распада семей. В таких семьях воспитание и жизнь ребенка проходит непросто и это полностью отражается на особенностях его личностного развития. После распада семьи у ребенка ухудшается эмоциональное самочувствие, а так же понижается самооценка и меняется отношение к близким людям. В таких семьях часто растут дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении. Но если своевременно проведена коррекция развития ребенка, то можно все исправить.

Источник

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

Мальчик закрыл лицо рукамиВ дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  •  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Читайте также:  Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет таблица

 Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

Мальчик грызет палецВ дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1.  перенесённые стрессы;
  2.  отставание в интеллектуальном развитии;
  3.  недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4.  социально-бытовые причины;
  5.  фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6.  ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

 Диагностика нарушений

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

 Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Сын и отецЧто делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Ребёнок сидит на полуТаковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник