Тренинг по развитию речи ребенка

Тренинг по развитию речи ребенка thumbnail

ОЛЬГА СУЛТАНОВА
Развиваем речь детей. Игровой тренинг для родителей детей шести лет.

Развиваем речь детей.

Игровой тренинг для родителей детей шести лет.

1. Выступление учителя – логопеда.

Добрый вечер, уважаемые мамы и папы!

В течение учебного года мы работали с детьми над развитием их речи, занимались коррекцией звукопроизношения.

Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание, и мы бы хотели, чтобы вы также в этом активно участвовали. Потому, что ребёнок, безусловно, в той или иной степени, усваивает информацию, которую несёт ему педагог. Но намного глубже дети впитывают то, что окружает их в семье. Главными для ребёнка всегда были и будут его мама и папа, а не педагоги, какими бы хорошими они ни были.

Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё не освоил.

Почему важно развивать речь детей?

Потому что речь, по сути, — основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова использует, уместны ли они в той или иной беседе, насколько логична и последовательна речь, насколько она богата и разнообразна, мы непроизвольно оцениваем его умственные способности. Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (и педагоги, и родители, должны, прежде всего, научить их думать. А развивая человека ребёнка, мы, тем самым, развиваем и его мышление.

Что включает в себя работа по развитию речи?

Я приготовила для вас шпаргалки, чтобы Вы могли конкретно увидеть, как можно, и нужно, развивать речь детей.

Направления в развитии речи детей:

• Коррекция звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика.

• Развитие фонематического слуха.

• Развитие внимания (зрительного, слухового).

• Развитие памяти.

• Развитие моторики (прежде всего мелкой моторики).

• Формирование навыков связной речи.

• Развитие мышления.

Именно в этих направлениях мы работаем в детском саду, и надеемся на Вашу «домашнюю» поддержку.

Сегодняшняя наша встреча пройдёт под девизом:

Расскажи — и я забуду.

Покажи — и я запомню.

Сделай со мной — и я научусь.

Я хочу не просто рассказать Вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы Вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.

Развиваем речь детей. Игровой тренинг для родителей детей шести лет.

Коррекция звукопроизношения.

Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение.

Представьте, что Вы не можете поднимать язык к верхним зубам и удерживать его там. Теперь попробуйте произнести слова «белка», «каша» — звуки [Л], [Ш] исчезли. И пока Вы не научитесь не просто поднимать язык наверх, но и удерживать его там, Вы не овладеете звуками [Л] и [Ш].

Поэтому артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.

Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба, белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие — либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.

Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо «кощка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо до школы развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками.

Я предлагаю Вам провести несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.

Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три — четыре слова, в которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Дидактическая игра «Подумай, не торопись»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, л).

— Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова «сыр» (грач).

— Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний [а] (кошка).

— Назови предмет в комнате с заданным звуком (Что заканчивается на «А»;

что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т. д.).

Дидактическая игра «Кружок»

Записать слово не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков нарисовать (МАК – 000). Количество звуков и букв в словах должно совпадать. Так, в слове «конь» букв 4, а звука три – [к — о — н’]. Подобные слова лучше исключить.

Развитие внимания

Познание окружающего мира, процесс учения невозможен без такого качества, как внимание, умения ребёнка быть внимательным. У детей с речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и, прежде всего, внимание слуховое. Они невнимательны к звукам речи, смыслу слов. Очень часто это обусловлено у детей отсутствием необходимого опыта. Поэтому, говоря о развитии речи детей, коррекции речевых нарушений, нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового.

Читайте также:  Психическое развитие глухого ребенка в дошкольном возрасте

Следующие игры направлены на совершенствование именно этих способностей.

Дидактическая игра «Послушай и повтори»

Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу (хлопки в ладоши, удары бубна и т. д.).

Дидактическая игра «Четыре стихии»

Вариант 1: Играющие стоят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» -вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Вариант 2: Игра усложняется тем, что водящий говорит одну команду, а выполняет другую. Игроки должны выполнять ту команду, которую водящий произносит.

Дидактическая игра «Пожалуйста»

Взрослый задает команды, а дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом «пожалуйста». Если взрослый не скажет «пожалуйста», заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

— Встаньте, пожалуйста.

— Поднимите руки.

— Наклоните голову, пожалуйста.

— Попрыгайте на правой ноге.

— А теперь на левой, пожалуйста.

— Садитесь.

— Сядьте, пожалуйста.

Дидактическая игра «Сыщики»

Ребенка просят посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на какой – либо звук, все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы и т. д.

Развитие памяти.

Говоря о развитии внимания, нельзя не сказать о развитии памяти. Эти процессы настолько взаимосвязаны, что одно без другого просто не существует. Почему невнимательный человек всё забывает? Потому что он просто не умеет запоминать, не может это делать в силу того, что внимание у него не развито.

Дидактическая игра «Запомни»

На столе лежат 5-7 предметов (картинок). Ребёнок рассматривает их в течение 10 секунд. Отвернувшись или закрыв глаза, он должен назвать предметы (картинки) в заданной последовательности.

Варианты:

— предметы (картинки) поменяли местами, надо восстановить прежний порядок;

— «картинка спряталась» – определить, какая исчезла;

— «картинка появилась» – определить, какая «пришла в гости».

Дидактическая игра «Хитрый предмет»

Предложить детям рассмотреть до 10 предметов, предупредив, что будут заданы про эти предметы разные вопросы. Дети должны ответить на произвольные вопросы о рассмотренных ими предметах.

Например: сумка, стакан, салфетка, ложка, мяч, карандаши (2-3, ручка, книга.

Вопросы: Что сделано из стекла? Какого размера ложка? Сколько карандашей? Есть ли колпачок на ручке? Что сделано из резины? Какого цвета сумка? Книга была раскрыта или закрыта?

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи очень тесно связано с развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – движения пальцев рук.

Так сложилось, что мозговые центры, отвечающие за речь и движение (моторику, находятся рядом. И развивая один, мы, тем самым, стимулируем развитие другого. Та часть моторного центра, которая непосредственно соседствует с речевым, отвечает за развитие мелкой моторики, поэтому совершенствование тонких движений пальцев рук более всего влияет на развитие речи детей.

Если ребёнок без особых затруднений выполняет различные движения пальчиками, то и речевое развитие у него тоже в норме. И, наоборот, у ребёнка с речевыми трудностями мелкая моторика развита недостаточно.

Как в домашних условиях развивать мелкую моторику?Предложите ребёнку:

• Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки).

• Рисование, раскрашивание, штриховки, пластилин, ножницы.

• Пальчиковые игры и упражнения.

• Массаж кистей и пальцев рук.

Я хочу показать Вам массаж кистей и пальцев рук и упражнения для пальчиков.

Массаж кистей и пальцев рук.

Растирание ладони

«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим —

И огонь себе добудем.

«Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев

«Кулачки» — Руку сжать в кулак, разжать (5 раз)

Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём.

«Зажигалка» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец, растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!

«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки, покручиваем влево — вправо по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

«Болтушка» — Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу.

Упражнения для пальчиков.

1. «В кулачок» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

Читайте также:  Упражнения для развития мелкой моторики ребенка с овз

То же самое, но начинать с мизинца.

2. «Из кулачка» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху, а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

То же самое, но начинать с мизинца.

3. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика» (выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

4. «Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы, большой палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь расположена ребром). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

5. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз, произнося: «гав-гав.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

6. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз, произнося: «гав-гав.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

7. «Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой палец) и вращать им по часовой стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з.». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

8. «Пианино» — поочередно ставить пальцы на стол, не двигая кистью руки (начинать с большого пальца, идти до мизинца, потом обратно). Делать правой, левой, обеими руками одновременно.

Тренинг по развитию речи ребенкаТренинг по развитию речи ребенка

h3]Формирование навыков связной речи. [/h3]

Я уже упоминала о том, что речь – это реальный показатель того, как человек думает. Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи.

Связная речь-это смысловое развернутое высказывание.

Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае он сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко.

Как Вы можете помочь своему ребёнку?

• Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.

• Читайте художественные произведения.

• Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм.

• Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.

• Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

Развитие мышления.

Уровень развития речи определяет уровень развития мышления. А уровень развития мышления определяет уровень развития речи. То есть речь и мышление – это две самостоятельные области, тесно связанные, но, при этом, требующие отдельного внимания. Поэтому нельзя ограничиваться развитием мышления только в рамках развития речи.

Сейчас очень много материала (в магазине, в интернете, который необходимо использовать в домашних занятиях с ребёнком. Кроме «печатных» заданий (в книге, на компьютере, есть игры, не требующие подготовки. Их можно проводить между делом.

Дидактическая игра «Что чем будет?»

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, чем будут (желудь, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день).

Дидактическая игра «Отвечай быстро»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Заключение.

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, педагогам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Успехов Вам и терпения!

2. Буклет – шпаргалка для родителей

Тренинг по развитию речи ребенкаТренинг по развитию речи ребенка

Анкета для родителей

Тренинг по развитию речи ребенка

Спасибо за сотрудничество!

Анкету подготовила учитель – логопед О. И. Султанова

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Читайте также:  Развитие ребенка месяцам до двух лет

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник