Интересное о развитии и воспитании ребенка

Интересное о развитии и воспитании ребенка thumbnail
Увлекательные факты о развитии ребенка

Рейтинг
24

Предлагаем тринадцать фактов о развитии ребенка в первые годы жизни, которые вы, вероятно, не знали

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Знаете ли вы, что младенцы в течение первого года жизни увеличивают свой вес втрое? А то, что в течение первых пяти лет жизни мозг ребенка развивается больше, чем в течение всей последующей жизни? Рассмотрим несколько фактов о развитии ребенка, которые, несомненно, вас удивят.

1. Ребенок понимает вас еще до того, как учится говорить

Мамы любят говорить со своими новорожденными детьми, и это очень хорошо для детей. Слушая то, что вы ему рассказываете или напеваете, ребенок многому учится. В течение первого года жизни он уже понимает около 70 слов. Даже если он не говорит их все, он понимает, что вы ему говорите. Поэтому разговаривайте с ребенком как можно больше.

2. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать свои отличия от других

Ребенок кричит: «Мое!», когда сверстник забирает у него игрушку. Маленькие дети неохотно делятся тем, что принадлежит им. Кроме этого, следует помнить, что в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. И это хорошо. Он начинает понимать, что он в чем-то не похож на своих друзей и на вас. Это важный этап в развитии его познавательной сферы.

3. В среднем ребенок в течение первого года жизни увеличивает свой вес втрое

Такой рост за такое короткое время невозможно представить у взрослого человека. Когда вы встаете посреди ночи, чтобы покормить ребенка, помните, что это ему необходимо. Такой стремительный рост забирает у него большое количество энергии и питательных веществ. Если бы мы продолжали набирать вес в таком же темпе, как в первый год жизни, к 20 годам мы бы весили 143 килограмма.

4. Находясь в утробе матери, ребенок может дышать под водой

Ребенок начинает дышать еще в утробе матери – на 28-й неделе беременности. В этот период развития легкие еще не способны вдыхать кислород – они недостаточно развиты. Ребенок постепенно учится вдыхать и выдыхать, тренируя дыхательные мышцы. При рождении мышцы становятся уже достаточно развитыми для дыхания.

5. Большинство годовалых детей могут одинаково хорошо выполнять различные действия обеими руками

Вы, вероятно, удивитесь, когда увидите, что ваш ребенок использует обе руки для того, чтобы рисовать, держать ложку и выполнять другие действия. У большинства детей ведущая рука определяется в возрасте 2–3-х лет. В 90 % случаев эта рука – правая. Поэтому, если ваш ребенок – левша, можете им гордиться: таких, как он, в мире немного.

6. У двухлетних детей нейронных связей в два раза больше, чем у взрослых

Двухлетний возраст ребенка родители называют ужасным. Ребенок без особой причины впадает в истерики, кричит и дерется и даже пытается спровоцировать истерику у вас. Мозг двухлетнего ребенка насчитывает более 100 триллионов нейронных связей – в этом возрасте мозг развит больше, чем когда-либо в жизни. Воспользуйтесь этим моментом и постарайтесь научить ребенка всему, чему только можно. Помните, что у взрослого человека нейронных связей вдвое меньше, чем у двухлетнего ребенка.

7. Скорее всего, ребенок не будет помнить ничего, что происходило с ним до 3-х лет

Вы потратили все семейные сбережения на то, чтобы шикарно отпраздновать день рождения ребенка. Вероятно, вы думали: «Ничего, зато у малыша останутся воспоминания на всю жизнь». Однако, если ребенку меньше трех лет, скорее всего, воспоминания об этом события останутся только у вас. До трех лет механизмы памяти ребенка еще недостаточно развиты. Поэтому событий, происходивших в этот период, он, вероятно, не запомнит. То, что ребенок узнает в этот период, несомненно, будет иметь положительное влияние на его развитие, но он это не запомнит.

8. Когда дошкольник закрывает глаза, он думает, что вы тоже в этот момент не видите

Вы можете столкнуться с такой странной ситуацией: ребенок прикрывает глаза рукой и заходит в комнату, чтобы стащить конфеты. В комнате находитесь вы. Ребенок думает, что вы не видите его потому, что он не видит вас. Взрослым это кажется смешным, но ребенок действительно так думает. Он еще не может мыслить логически и все понимает буквально. Поэтому лучше не говорить дошкольнику фраз вроде: «А что, если все пойдут прыгать с моста в реку?».

9. Ребенок может испытывать страх, еще находясь в материнской утробе

Ребенок может толкаться или двигаться в утробе матери, испытывая страх. Например, он может испугаться громкого звука. Это может проявляться, начиная с 23-й недели беременности. Маме не стоит беспокоиться: это всего лишь означает, что мозг ребенка развивается нормально.

10. При рождении ребенок видит очень размыто

В первые дни жизни ребенок может четко видеть предметы только на расстоянии менее полуметра. Поэтому, когда вы подходите к новорожденному ребенку и разговариваете с ним, наклоняйтесь над ним, чтобы он мог различать ваши черты лица. Давайте ребенку рассматривать белые и черные предметы, подносите их в поле зрения ребенка. Ребенок любит рассматривать все новое, и это очень важно для его визуального развития. Но новые предметы должны находиться в зоне его зрения. Когда ребенку исполнится полгода, его зрение станет намного четче.

11. Ребенок в утробе может чувствовать те же запахи, что и вы

Знаете ли вы, что еще в утробе матери у ребенка развивается обоняние? Ребенок воспринимает запахи благодаря околоплодным водам, в которых он находится. В третьем триместре беременности ребенок еще сильнее чувствует запахи, которые проходят через плаценту.

12. До четырехмесячного возраста ребенок не чувствует соленый вкус

Читайте также:  Неблагоприятные условия для развития ребенка

Разумеется, в этом возрасте вы еще не даете ребенку соленой пищи. Но, вероятно, вам будет интересно узнать, что ребенок этого даже не почувствовал бы. Вкусовые рецепторы, которые отвечают за восприятие соленого вкуса, развиваются только после четырех месяцев. Интересно, что именно в этом возрасте почки ребенка начинают усваивать натрий. Оказывается, все в человеческом организме взаимосвязано.

13. Дети структурируют информацию в памяти с семилетнего возраста

Ребенок может запоминать информацию и в младшем возрасте, но только с семи лет он использует определенные стратегии для запоминания – определенные схемы и другие уловки для того, чтобы запомнить что-либо. Это помогает ему запоминать больший объем информации, который впоследствии пригодится ему в учебном процессе или других жизненных ситуациях.

Маленькие дети потрясающие! В течение первых лет их жизни родители не только учат их многим вещам, но и сами могут многому у них научиться.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.80 из 5 на основе
5 оценок.

Развитие ребенка
05.04.2018

Источник

Когда дело касается воспитания детей, ничто не заменит личного опыта. Но учиться можно и на чужих примерах и ошибках. Если хотите быть понимающими и любящими родителями, ознакомьтесь с результатами исследований, касающихся детей и воспитания.


1. Наличие детей делает человека счастливее

В массовой культуре часто фигурирует образ безрадостных родителей, для которых проблемы воспитания затмевают удовольствие от наличия детей.

Но результаты исследования Калифорнийского университета в Риверсайде (США) показывают, что в среднем матери и особенно отцы чувствуют себя счастливее бездетных людей.

На самом деле родители получают больше положительных эмоций от ухода за детьми, чем от множества других активностей.


2. Самые счастливые — родители-альтруисты

Если верить учёным, готовность ставить интересы ребёнка выше собственных окупается на уровне эмоций. По данным Амстердамского свободного университета (Нидерланды), альтруистически настроенные родители находят больше смысла в жизни, а потому более счастливы. Забота о детях повышает чувство собственной значимости и притупляет негативные эмоции.

Чем больше усилий родители вкладывают в благополучие детей — что, собственно, и делает их альтруистами, — тем больше счастья они получают от родительства, тем лучше они ощущают собственную важность.

Таким образом, что хорошо для ваших детей, хорошо и для вас тоже.


3. Чрезмерная опека вызывает у детей депрессию

Несмотря на важность родительской заботы, ею нельзя злоупотреблять. Особенно когда дети становятся взрослыми.

Авторы исследования, опубликованного в издании Journal of Child and Family Studies, опросили 297 студентов старших курсов насчёт поведения их родителей и реакции на него. В результате учёные связали чрезмерную опеку с высокой склонностью к депрессии среди студентов, а также с заниженным уровнем их самостоятельности и способности адаптироваться к жизни.

Родители должны понимать, насколько их вмешательство уместно на конкретном этапе детского развития. Им следует менять подход, если дети чувствуют излишнюю заботу.


4. Жёсткая дисциплина травмирует психику ребёнка

По статистике в 90% семей родители хотя бы раз повышали голос на ребёнка. Вместо того чтобы образумить его, этот метод может усугубить проблему.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Child Development, авторы которого наблюдали за 967 семьями с 13-летними детьми, строгая словесная дисциплина ухудшила поведение подростков и привела к развитию у них депрессии. Такая ситуация наблюдалась, даже если в целом родители состояли в близких отношениях с детьми.

Ошибочно полагать, что тесная связь с ребёнком снимает последствия строгой дисциплины (будто он понимает, что его ругают любя). На самом деле родительская любовь не смягчает эффект от словесных наказаний, и при любых условиях они наносят вред.


5. Регулярный сон играет важную роль в формировании детского мозга

Чтобы изучить влияние сна на когнитивные функции мозга, учёные из Университетского колледжа Лондона (Англия) в течение пяти лет наблюдали за 11 000 детей, возраст которых в начале исследования составлял три года. Специалисты пришли к выводу, что существует связь между нерегулярным сном в трёхлетнем возрасте и снижением способностей к чтению, математике и пространственному мышлению у детей обоих полов. Предположительно, в этом возрасте наступает важный этап когнитивного развития.

Режим регулярного сна имеет важное значение для детского развития. Чем раньше ребёнок начинает его соблюдать, тем лучше для умственных показателей.


6. Совместное выполнение работ по дому создаёт здоровую семейную атмосферу

Авторы исследования, опубликованного в издании Journal of Family Issues, пришли к выводу, что равномерное распределение домашних обязанностей повышает удовлетворённость членов семьи совместными отношениями. Причём положительное восприятие растёт, если члены семьи занимаются работой по дому одновременно. Это создаёт комфортные условия для психики ребёнка.


7. Злоупотребление телевизором снижает умственные способности ребёнка

Американская академия педиатрии рекомендует ограничивать просмотр телевидения двумя часами в день для детей от двух до пяти лет и не допускать к экрану в более раннем возрасте.

Исследование Монреальского университета (Канада), в котором приняли участие 2 000 детей, показало, что злоупотреблявшие телевизором дети к пяти годам имели меньший словарный запас и менее развитые математические и моторные навыки.


8. Физические упражнения повышают детскую успеваемость

Занятия физкультурой — отличный способ улучшить производительность мозга. Помимо прочих научных работ, это подтверждает исследование Университета Данди (Шотландия). Наблюдая за 11-летними детьми, учёные обнаружили положительное влияние физических упражнений на успеваемость по математике, английскому языку и другим школьным предметам. Что интересно, у девочек этот эффект проявлялся сильнее.


9. Избыточная забота о детях вредит психике матери

Некоторым женщинам воспитание ребёнка приносит больше стресса, чем работа. Но как это можно соотнести с выводами учёных о том, что дети делают нас счастливее? Всё дело в отношении к материнству. Если женщина злоупотребляет опекой, она может нанести себе вред.

Исследование, опубликованное в журнале Journal of Child and Family Studies, содержит результаты наблюдений за 181 матерью с детьми до пяти лет. Женщины, которые относятся к детям с фанатизмом и считают себя более важными родителями, чем отцы, чаще страдают от депрессии и меньше удовлетворены жизнью.

Читайте также:  Сайты для развития ребенка в контакте

Любите своих детей, но делайте это правильно.


10. Наличие общих родителей не делает детей похожими личностями

Многодетные родители могут замечать любопытную особенность: их дети часто имеют очень разные характеры. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Behavioral and Brain Sciences, у личностей родных братьев и/или сестёр не больше общего, чем у абсолютно чужих друг другу незнакомцев.

Этот вывод может выглядеть странно, если учитывать, что значительная часть генетического кода у детей от общих родителей идентична. Но на формирование личности в бо́льшей степени влияет окружение. Так, братья и сёстры имеют разные отношения с близкими, друзьями, одноклассниками и так далее. Эти различия и определяют характер детей.

Следовательно, методы воспитания, которые отлично подходят одному ребёнку в семье, могут совсем не работать для другого. Поэтому очень важно искать индивидуальный подход.

Источник

  1. Под развитием ребенка понимаются изменения, которые происходят по мере того, как ребенок растет и развивается, и имеют отношение к его физическому здоровью, умственной активности, эмоциональной и социальной устойчивости.
  2. Первые пять лет, в частности, первые три года жизни ребенка, являются самыми важными. Они формируют организацию мозга, его развитие и работоспособность на протяжении всей жизни.
  3. Исследователи сравнивают мозг младенца с фонарем или светильником: он смутно освещает все вокруг. Взрослый мозг же напоминает ручной фонарик, осознанно фокусирующийся на определенных предметах, но игнорирующий окружение. Ученые предполагают, что творческие люди в некоторой степени сохраняют способность мыслить, как младенцы.
  4. Исследователи отмечают, что младенцы могут кричать с интонациями, присущими родному языку матери.
  5. Развитие ребенка зависит от взаимодействия между генами и факторами окружающей среды. Например, ребенок может обладать генами высокого человека но, не получив должного питания, он может не достичь полного роста.
  6. Выделяют 4 стадии развития языка: 1) стадия лепета 2) стадия одного слова 2) стадия двух слов 3) многословная стадия.
  7. Хотя все дети растут и развиваются по одинаковой схеме, у каждого ребенка свой собственный темп развития.
  8. Существует четыре типа ключевых моментов развития ребенка: 1) физический (крупная и мелкая моторика) 2) когнитивный (способность мыслить, учиться, решать задачи) 3) социальный и эмоциональный (понимание собственных и чужих эмоций) 4) коммуникационный (вербальная и невербальная коммуникация).
  9. Исследования показали, что телесные наказания могут препятствовать интеллектуальному развитию. Другими словами, существует прямая зависимость между поркой и низким IQ.
  10. Ученые считают, что наличие, по меньшей мере, трех заботящихся взрослых в жизни ребенка положительно влияет на его развитие.
  11. Психологи считают, что младенцы отличают хорошее от плохого уже к шестимесячному возрасту, что ставит под сомнение утверждение о «пустом моральном статусе» младенцев и взгляды Фрейда, называвшего младенцев «аморальными животными».
  12. Одной из сильнейших угроз развивающемуся плоду является плохое питание матери, связанное как с голоданием, бедностью, так и диетой.
  13. Примерно к 28 неделе беременности ребенок может начать улавливать те же запахи, что и его мать. Более того, околоплодная жидкость обостряет обоняние ребенка.
  14. Дети, чьи родители часто разговаривают с ними, к двум годам знают на 300 слов больше, чем дети, с которыми родители говорят редко.
  15. Примерно к 18-месячному возрасту словарный запас малыша стремительно возрастает, накапливая по одному слову за каждую пару часов бодрствования. К шести годам ребенок понимает примерно 13 000 слов (в сравнении с 60 000 словами взрослого), хотя обычно сам он столько слов в речи не использует.
  16. Хотя восклицание малыша «моё!» может показаться эгоистичным отказом, на самом деле, оно означает осознание ребенком своей индивидуальности. Он начинает понимать, что другие люди – это отдельные субъекты.
  17. Дети рождаются со способностью чувствовать сладкое, горькое и кислое, однако они не могут чувствовать соленое до 4 месяцев, когда во вкусовых рецепторах начинают формироваться натрий-чувствительные рецепторные белки. Развитие вкуса может быть взаимосвязано с развитием почек.
  18. Примерно 90% детей – правши. В США больше левшей, чем в других странах, особенно в тех культурах, где ведущая левая рука у человека считается табу.
  19. Дети помнят мало из того, что происходило с ними до трех лет, из-за феномена, называемого учеными «младенческая амнезия».
  20. Младенцы могут отличать кошек от собак, что очень сложно запрограммировать в компьютер.
  21. Ребенок может научиться качаться на качели к 4-5 годам.
  22. Чувство личного пространства у ребенка обычно появляется к 8-9 годам.
  23. Мальчики рождаются с уровнем тестостерона, как у 25-летнего мужчины. После рождения уровень тестостерона резко падает до времени полового созревания.
  24. Если бы тело младенца росло с той же скоростью, что и его мозг, к месячному возрасту он бы весил 77 кг.
  25. Детский мозг достигает 70% своего взрослого размера к первому дню рождения и 80% ко второму.
  26. В возрасте от 3 до 8 лет ткани детского мозга используют в два раза больше энергии, чем взрослый мозг. Пятилетнему ребенку, весящему 20 кг, необходимо 860 калорий в день. Половина этой энергии уходит в мозг.
  27. Вкусовые предпочтения, сформированные в младенчестве, могут сохраняться многие годы.
  28. К детскому саду детский мозг достигает полного размера, но не перестает развиваться вплоть до 25 лет. Но даже после этого он продолжает постоянно изменяться, в лучшую или худшую сторону.

Источник

Психология

7 интересных фактов о воспитании ребенка

7 карточек
3 августа 2018
19 176 просмотров

Татьяна Бурцева

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, уверенными в себе, счастливыми людьми. Но осознаем ли мы, какой вред можем нанести им своим видением правильного воспитания? Вот несколько интересных мыслей из книг «Эмоциональная гибкость» и «Отпустите их» в помощь современным родителям.

Читайте также:  Роль коммуникации в развитии ребенка

1

Автономность

Автономность — это залог процветания на протяжении всей жизни и критически важный для нравственного развития ребенка элемент. Но автономность — это не просто независимость. Вопль подростка «Ты мне не начальник! Хочу и гуляю всю ночь!» звучит очень независимо, но его поведение не автономно, если оно продиктовано примером друзей, дурными привычками, компульсивными влечениями или хаотичными эмоциями. Подросток, который приходит домой вовремя, потому что боится наказания или чувствует себя виноватым перед родителями, не более автономен в своих действиях, чем тот, кто из чувства протеста гуляет допоздна. Напротив, подросток, действующий автономно, в такой ситуации возвращается вовремя, потому что это правило, и правило, которое он считает разумным и верным.

Уважайте ребенка за те качества, которыми он обладает (например, любит рисовать), а не за те, какие желали бы в нем видеть (например, спортивные таланты). Предоставляйте ему свободу выбора всегда, когда можете. Но это не значит вообще не ставить границ, не задавать ожиданий или потворствовать всем капризам. Когда вы не можете предоставить выбор, объясняйте свое решение. Если малыш не понимает, почему надо держать маму за руку, когда переходишь дорогу, объяснение «Потому что я так сказала!» не способствует развитию автономности. «Потому что ты маленький и водители тебя могут не заметить, а меня они хорошо видят», — другое дело.

2

Эмоциональная гибкость

Чтобы быть счастливым, нужно уметь оставаться собой в динамичном мире, сохраняя личностный стержень, доброту и любопытство, не ломаясь под натиском эмоций и обстоятельств. Все мы знаем, что любовь и дисциплина помогают ребенку в будущем выстроить теплые отношения и успешную карьеру, а эмоциональная гибкость дает такой набор навыков, который способен на базе любви и дисциплины обеспечить благополучие на протяжении всей жизни.

Самый эффективный способ научить детей эмоциональной гибкости — подать им пример. Да, бывает нелегко, когда дочь во все горло орет: «Я тебя ненавижу!» — или сын приходит из школы заплаканный. Но на самом деле такие ситуации дают особенно ценную возможность продемонстрировать свою эмоциональную гибкость. Вы показываете на своем примере критически важные навыки, когда преодолеваете границы собственных эмоций и спокойно, с сочувствием отвечаете ребенку, стараясь понять, почему он испытывает такие чувства, — а не реагируете прежде всего на свои эмоции.

3

Правило выражения чувств

Мы приучаем детей к тому, какая эмоциональная реакция приемлема, а какая неприемлема в той или иной ситуации. В крайних случаях правило выражения чувств сформулировано как директива «А ну хватит лить сопли! Большие мальчики не плачут», тем самым оно показывает ребенку, что неприятные эмоции — это признак слабости и их надо избегать. В менее очевидных случаях мы преуменьшаем разочарование или печаль ребенка: «Да он просто устал», «Она проголодалась», «Перебесится». А иногда мы призываем посмотреть на неприятные переживания через розовые очки: «Ну, милая, ты же сама знаешь, что преувеличиваешь», «Все хорошо, все хорошо». Даже когда такие слова продиктованы любовью, от них бывает больше вреда, чем пользы. Такое поведение, хоть и позволяет решить конкретную проблему, лишает ребенка критически важной возможности проработать свои неприятные эмоции — встретиться с ними лицом к лицу, преодолеть их границы и чему-то научиться на этом трудном, иногда болезненном жизненном опыте.

4

Неприспособленность

Если родители склонны делать повседневные дела — будят, возят, напоминают о сроках и обязанностях, оплачивают счета, задают вопросы, принимают решения, берут на себя ответственность, общаются с незнакомцами и взаимодействуют с властями, — ребенок может испытать довольно сильный шок, когда в университете или на работе поводок исчезает. Его ждут неудачи, и он будет воспринимать их как поражение. По злой иронии, c поражениями он тоже станет справляться плохо, потому что у него не было возможности потренироваться.

Неспособность справиться с ситуацией — выдержать определенный дискомфорт, взвесить варианты, посоветоваться с кем-нибудь, сделать выбор — может стать проблемой сама по себе.

5

Время играть

Излишне регламентированное детство не оставляет времени и возможности для настоящих свободных игр. Родители теперь все планируют и организуют, выбирая подходящую и им, и детям дату, а часто на этом не останавливаются и придумывают идеи для игр, после чего на всякий случай присутствуют и следят, чтобы дети слушались и хорошо себя вели. Такое планирование в нашей загруженной жизни кажется неизбежным (если не записать в календарь — ничего не будет). Но даже если приходится назначать и отслеживать игры, нельзя вмешиваться в сам процесс. Игра — это первая настоящая «работа» ребенка, неотъемлемый элемент его развития.

Не важно, пять лет ребенку или 15. Здесь как со сном: если его не ценить, начинаешь урезать его ради неотложных, кажущихся важными дел. Считайте игры необходимым элементом развития ребенка и подумайте, как уместить их в семейном календаре. Спросите себя, где ребенку можно предоставить больше свободы.

6

Критическое мышление

Беседа — лучший способ тренировать критическое мышление и видеть результат. Если мы хотим, чтобы дети умели думать самостоятельно, придется проявить желание вести с ними диалог и подавить в себе естественный порыв дать готовый ответ, рассказать о своем знании ситуации, решить проблему или как-то еще закрыть тему — и прервать мысль. Для младенца очень полезно, когда взрослый монологом описывает мир вокруг — именно так они осваивают язык, — но уже в три-четыре года c ребенком можно вести небольшие беседы, и он тоже должен поддерживать их, отвечать на открытые, хорошо поставленные вопросы.

Подросток может быть загадкой не только для нас, но и для себя самого. Обычно если спросить ребенка такого возраста, как прошел день, получишь в ответ короткое «нормально». Родитель должен выудить из него больше информации, а еще — подтолкнуть к вопросу, чему и как он научился и что пережил. Обойти типичный односложный ответ можно, если постоянно (только с умом и творчески) спрашивать «почему» и «как» в ответ на их утверждения.

7

Заразная нервозность

Чрезмерная опека вредит не только нашим детям, но и нам самим. Сегодня родители испытывают ужас, не говоря уже об усталости, тревоге и депрессии. Психологи знакомы с «парадоксом родителя» — невероятной радостью воспитания потомства, которая при этом сочетается с волнением и подавленностью.

Дети видят, какое напряжение мы испытываем. Исследовательница Эллен Галински опросила тысячу детей: что им больше всего хочется изменить в родительском расписании. «Очень немногие хотели, чтобы было больше времени для личного общения. Самое большое желание — чтобы папа с мамой меньше уставали и не так нервничали». На детях наш стресс тоже сказывается.

Полезное чтение на выходных

Пять самых важных статей — на вашу почту. Раз в две недели. С сюрпризами только для своих. В первом письме подарок — электронная книга «Тридцать миллионов слов».

Электронная почта

Например, dulsineya@gmail.com

Без спама и смс

Источник