Никишина практическая психология в работе ребенку с задержкой психического развития

Обо мне
Блог
Файлы
Тесты
Галерея
Активность
Награды

Категория:

Психологу

01.09.2017 15:47

Пособие содержит материалы, включающие теоретическое обоснование и практические аспекты психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития: психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направление работы.

Просмотр содержимого документа

«Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. Никишина В.Б.»

-81%

Курсы повышения квалификации

Инновационные подходы к работе с родителями на основе диагностики их запросов и потребностей

Продолжительность 72 часа

4000 руб.

750 руб.

Нравственное воспитание 1-4 классы

История Новейшего времени (до 1945 года)

Электронная тетрадь по русской…

Электронная тетрадь по всеобщей истории…

Обществознание 7 класс ФГОС

Русский язык 4 класс ФГОС

Электронная тетрадь по информатике 9…

Электронная тетрадь по информатике 8…

Скачать

© 2017,
Скакова Лариса Владимировна

721
10

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас

Технологии личностно-ориентированного обучения как основа создания…

1200 руб. 
4000 руб.

Организация и сопровождение олимпиадной деятельности учащихся

800 руб. 
4000 руб.

Организация досуговой деятельности учащихся в рамках реализации…

1200 руб. 
4000 руб.

Инновационные подходы к работе с родителями на основе диагностики их…

750 руб. 
4000 руб.

Психология межличностных отношений и общения

1800 руб. 
6000 руб.

Развитие человека от рождения до смерти: психология развития и…

1200 руб. 
4000 руб.

1 нравится

0
Нет комментариев

Источник

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В. Б. НИКИШИНА

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пособие для психологов и педагогов

Москва

УДК 159.922:376

ББК 88.4:74.3

Н62

Никишина В.Б.

Н62 Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 128 с. — (Специальная психология).

ISBN 5-691-01124-3 Пособие содержит материалы, включающие теоретическое обоснование и практические аспекты психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития: психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы.

Пособие знакомит с системой психореабилитационной работы в условиях образовательных учреждений и специализированных центров.

Адресовано практическим психологам, учителям-дефектологам, социальным педагогам, специалистам психолого-медико-педагогических комиссий. Будет полезно студентам факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии педагогических вузов.

УДК 159.922:376 ББК 88.4:74.3 © Никишина В.Б., 2003 © Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003 © Серийное оформление обложки.

Гуманитарный издательский ISBN 5-691-01124-3 центр «ВЛАДОС», 2003 Cодержание Предисловие

Методологические и теоретические подходы к изучению феноменологии задержки психического развития

Феноменология задержки психического развития

Соотношение биологического и социального в генезе задержки психического развития

Читайте также:  Лучшие книги для развития речи ребенка

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР………. 15 Сравнительная характеристика детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью

Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития

Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми

Психодиагностика познавательных особенностей и уровня умственного развития детей

Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы детей

Психодиагностика особенностей мотивационнопотребностной сферы личности детей

Психодиагностика психодинамических и характерологических особенностей детей

Психологическая коррекция детей с задержкой психического развития

Основные принципы и общая характеристика психокоррекционной работы с детьми

Психологическая коррекция нарушений познавательной сферы детей

Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы детей

Содержание Психологическая коррекция характерологических деформаций детей

Основные принципы психоконсультационной работы с детьми с ЗПР, их родителями, взаимодействие детей с ЗПР со сверстниками

Принципы психоконсультационной работы с детьми…………. 104 Принципы консультативной работы с родителями, имеющими детей с ЗПР

Взаимодействие детей с ЗПР со сверстниками

Психологическая реабилитация детей с ЗПР как комплексная система психологической помощи

Литература

Предисловие В последние десятилетия ХХ в. особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны [51].

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18%, с задержкой психического развития — на 20,2%.

Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.

ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих Предисловие потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет разработанной целостной концепции психологической помощи детям с задержкой психического развития, необходимо особое внимание обратить на содержание тех аспектов воздействия, которые могли бы уже сейчас реально войти в систему деятельности практических работников.

Процесс психологической помощи — это не разовое мероприятие, а длительное многоплановое воздействие на личность ребенка, реализуемое с учетом влияния биологических, социально-средовых, психологических факторов.

В пособии представлена разработка общего алгоритма системы психологической помощи детям с задержкой психического развития, включающего в себя психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы.

Наряду с теоретическим обоснованием методов психологической реабилитации детей с ЗПР пособие содержит практические рекомендации по организации психодиагностической и коррекционной работы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЗАДЕРЖКИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Феноменология задержки психического развития Важность проблемы исследования детей с задержкой психического развития определяется ее теоретическим и практическим значением. Изучение детей с ЗПР подчиняется общим законам научного анализа структуры личности, но не исключает специфического подхода в рассмотрении особенностей формирования и развития детей с ЗПР.

Читайте также:  Социальная психология детства развитие отношений ребенка в

При разработке теоретических основ изучения детей с задержкой психического развития использовались идеи Л.С. Выготского, базирующиеся на оценке качественных новообразований каждого возрастного периода, что в итоге определило принципы научных отечественных исследований во многих областях психологии.

Особый интерес представляет выделение Л.С. Выготским двух взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психологической. Идея о взаимообусловленности биологических и социальных детерминант развития не только позволяет оценить вклад каждого фактора в характер развития, но и дает возможность определить их взаимосвязи.

Второе известное положение Л.С. Выготского состоит в том, что основные закономерности развития нормально развивающегося ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии. Вместе с тем ученый неоднократно отмечал существование специфических закономерностей аномального развития.

Необходимо также выделить роль структурных и генетических взаимосвязей в развитии личности, определяющих многоуровневость ее формирования, и учитывать роль Методологические подходы к изучению феноменологии ЗПР и специфику генетических и структурных связей при изучении клинического и психолого-педагогического содержания задержки психического развития.

История исследования детей с названным типом развития имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: «отстающие в педагогическом отношении», «псевдонормальные», «запоздавшие» и др. В отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобных состояний существовали такие определения, как «слабоодаренные дети» (В.П. Кащенко), «умственно недоразвитые», находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П. Блонский).

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, c тенденцией к компенсации и обратному развитию. На этом основании

Г.Е. Сухарева выделила шесть типов состояний, которые следует отделить от понятия «олигофрения»:

1) интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся у детей с замедленным (или задержанным) темпом развития в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания;

2) интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3) нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма;

4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

5) интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы;

6) интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно-психических заболеваниях.

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е гг. XX в. Острейшая необходимость разработки Феноменология задержки психического развития 9 теоретических аспектов проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами образования и педагогической практики (М.С. Певзнер).

Важным направлением в исследовании этой проблемы является систематическое клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития, которое начали в 70-е гг. XX в. сотрудники Научно-исследовательского института дефектологии. В это же время была разработана классификация типов задержки психического развития, использующая в качестве исходного критерия преимущественное недоразвитие эмоциональноволевой или познавательной деятельности. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР были представлены в работе Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

Читайте также:  Детский сайт для развития ребенка

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70— 80-е гг.

Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:

1) задержка психического развития конституционального происхождения;

2) задержка психического развития соматогенного происхождения;

3) задержка психического развития психогенного происхождения;

4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

В специальных исследованиях используется понятие психического инфантилизма, под которым понимают вариант задержанного развития, проявляющегося в несвойственной возрасту незрелости физического и психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта.

Методологические подходы к изучению феноменологии ЗПР Психофизическая незрелость выступает в форме несформированности или недифференцированности ценностных ориентаций. Описывая «социально обусловленные» особенности детей с задержкой психического развития, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, Н. Л. Белопольская, Т. А. Фотекова указывают на преобладание установки на удовольствие. Наблюдается нестойкость личностных мотивов и интересов, постоянное стремление к переменам, неадекватность представлений о самом себе (от собственной исключительности и значимости до личностной ненужности и ущербности), о том месте, которое индивид занимает в окружающем мире.

Согласно данным М.Г. Рейдибойм, задержка психического развития проявляется в незрелости эмоционально-волевой сферы и имеет ряд особенностей. Чаще всего отмечается недоразвитие эмоций: переживания неглубокие, поверхностные, реакции неадекватны источникам. Повышенная эмоциональная возбудимость поляризуется с выраженным эмоциональным спадом.

Изучением проблем аномального психического развития занимались и зарубежные исследователи. Работа А. Штрауса и Л. Лейтинен явилась началом рассмотрения отставания в развитии детей как следствия минимальных органических повреждений мозга. Характеризуя этих детей, авторы отмечали стойкие трудности в обучении в обычной школе и не совсем адекватное поведение. По результатам тестирования эти дети часто давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах нормы.

Такой подход привел к трактовке отставания в развитии, вызванного минимальной мозговой дисфункцией. Сторонники этой концепции считают, что не только органические, но и функциональные нарушения могут приводить к задержке психического развития.

В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в Великобритании и США были проведены эксперименты по преодолению отставания в развитии у детей и создана программа «опережающего обучения», которая предусматривала специальную подготовку детей, оказавшихся неподготовленными к школьному обучению в срок.

В англо-американской литературе задержка психического развития частично рассматривается в рамках синдрома «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Этот термин

Источник