Развитие института по правам ребенка

Развитие института по правам ребенка thumbnail

В статье рассмотрены этимология, предпосылки возникновения, названия института омбудсмана. Исследовано распространение специализированного омбудсмана – Уполномоченного по правам ребенка, появление которого является важным моментом в истории охраны прав и интересов детей.

Этимология слова «омбудсман» свидетельствует о его скандинавских корнях (от древнескандинавского – «полномочие», «поручение» [1, c. 60]). Правда, это же слово вполне может быть переведено на другие языки как «представитель», «поверенный», «делегат», «адвокат», «уполномоченный». При этом неофициально чаще всего используется именно «омбудсман».

Некоторых ученые видят предпосылки возникновения института омбудсмана (омбудсмена) еще в Древнем мире (Римской империи, Древней Греции, Древнем Китае, Османской империи). Существует несколько точек зрения о моменте происхождения омбудсмана: XIII в. [5, c. 57], XVI в. [3, c. 181] и 1809 год. В нашей статье мы будем придерживаться третьей точки зрения, как и большинство исследователей данного вопроса. Однако, нет сомнений, что рассматриваемый институт зародился в Швеции и долгое время понимался «как специальный уполномоченный парламента, принимающий жалобы от жителей Швеции о нарушениях их прав со стороны администрации» [8, c.228].

Только начиная с XX века, институт омбудсмана начинает появляться в правовых системах других стран, и, уже с середины XX века – имеет мировое распространение, что обусловило многообразие моделей его учреждения. Названия омбудсмена в странах различны в связи с национальными особенностями:

  • в форме индивидуализированного органа: Уполномоченный по гражданским правам (Польша), Адвокат народа (Румыния), Медиатор или Посредник (Франция) и др.;
  • в форме коллегиального органа: комиссия по расследованиям злоупотреблений администрации (Непал), коллегия народной правозащиты (Австрия), Комиссия по правам человека (Филиппины) и др.

В некоторых странах институт омбудсмана получил распространение на всех уровнях власти, либо на некоторых из них: федеральном, региональном, муниципальном (местном) [10]. Появились специализированные омбудсмены, защищающие права и интересы отдельных категорий граждан – несовершеннолетних, студентов, инвалидов, военнослужащих, заключенных и др. И защищающие права человека в отдельных сферах жизни – здравоохранении, в вопросах информации и прессы, в сфере потребления, в вопросах обеспечения равенства полов и т. д.

Распространение и специализация омбудсманов свидетельствуют о потребности граждан и общества в более эффективной дополнительной защите принадлежащих им прав и свобод. Так, во второй половине XX века стала остро ощущаться потребность в особой защите прав детей со стороны государств и мировых сообществ.

Первый омбудсмен по правам ребенка был назначен в Норвегии в марте 1981 года в соответствии с Актом о детском омбудсмене [4, c. 589]. Во многих источниках норвежский детский омбудсмен характеризуется как образец защитника прав ребенка, а в некоторых странах он был воспринят и применен как образец на практике. В то же время, появились и другие модели деятельности уполномоченного по правам ребенка, что стало свидетельством его востребованности и признания в мировом сообществе.

В распространении института можно отметить две пиковые точки:

  1. 1990-е годы [4, c. 590]: только за 1997 год должность была учреждена в 20 странах мира [9, c. 121];
  2. 2014 годы: за этот период количество стран, в которых функционирует детский омбудсман, увеличилось с 44 [4, c. 590] до 77 [6, c. 60].

Данное явление, на наш взгляд, обусловлено постоянно возрастающим вниманием государств к решению проблем детства и стремлением их решить, привести законодательство в соответствие с международными и европейскими стандартами и требованиями. Основными целями деятельности омбудсмена по правам детей в любой стране является отстаивание нужд, прав и интересов несовершеннолетних, борьба за соблюдение Конвенции о правах ребенка, конституционных прав детей и содействие их распространению.

Необходимость в особой защите прав детей ощущается уже давно. На этом пути было сделано множество шагов. После Второй мировой войны Людвигом Райхман было предложено создать ЮНИСЕФ – Международный чрезвычайный детский фонд ООН. Идея была услышана мировым сообществом и по решению Генеральной Ассамблеи ООН фонд был создан 11 декабря 1946 года в качестве чрезвычайной организации для оказания помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны. В 1953 году фонд из временного превратился в постоянный, расширив круг деятельности до защиты детей во всем мире.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) [1] стала первым и самым главным международно-правовым документом общеобязательного характера для государств-участников, содержащим широкий, всеобъемлющий спектр прав детей. Заложив основу, она стала опорной точкой для развития правовых институтов по защите прав детей, началом улучшения положения детей во всем мире.

В большинстве стран таким институтом стал Уполномоченный по правам ребенка, впервые появившийся в Норвегии в 1981 году. После принятия 10 мая 2002 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Плана действий под названием «Мир, пригодный для жизни детей» [2], каждое государство, где была ратифицирована эта Конвенция, было обязано создавать на национальном, региональном уровне службы Уполномоченных по правам ребенка.

Еще одним, не менее важным шагом, стало появление трех наиболее крупных международных объединений уполномоченных по правам ребенка: Европейская сеть детских омбудсменов (ENOC), в Южной Америке и Юго-Восточной Азии [7, c. 104].

Таким образом, появление и развитие института Уполномоченного по правам ребенка стало важнейшим моментом в истории охраны прав и интересов детей. Впервые появился независимый орган, получивший мировое признание, наделенный правом выступать от имени ребенка и одновременно сосредоточивающий свою деятельность исключительно на защите интересов всех детей.

Источник

Библиографическое описание:


Поклонцев К. В. Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 153-155. — URL https://moluch.ru/archive/235/54591/ (дата обращения: 19.02.2020).



Институт омбудсменов впервые появился в начале девятнадцатого века в шведском законодательстве, и значительное время оставался специфичным для Швеции. Распространение данного института началось после окончания Второй мировой войны — появился он и в России.

Омбудсмен в российском энциклопедическом словаре «Конституция Российской Федерации» определяется как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль над соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уполномоченный по правам человека — это юридический институт, государственный орган, осуществляющий правозащитную деятельность, в целях соблюдения прав и свобод гражданина.

Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребёнка» в Российской федерации был введен институт Уполномоченного по правам ребенка [3].

Читайте также:  Сущность развития ребенка в педагогике

Цели и задачи уполномоченного по правам ребенка в указе не определены, таким образом они идентичны назначению уполномоченного по правам человека, среди них:

  1. восстанавливающая нарушенные права и свободы — исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановлении прав.
  2. посредническая — предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
  3. правотворческая — совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. информационно-воспитательная — просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — по праву считается одним из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Основой института послужила Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г, статьи 45 и 103 принятой Конституции РФ. Так, Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ и наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года, именно с ним связано начало деятельности омбудсмена в нашей стране [2].

Уполномоченные по правам ребенка в Российской Федерации является особым государственным органом, который осуществляет деятельность по защите прав и свобод, законных интересов несовершеннолетних.

Его специфичность обусловлена особенностями правового статуса, по которому он выполняет функции исключительно в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних — их деятельность дополняют работу прокуратуры, полиции, органов по опеке и попечительства. Работа данных органов, в тоже время, локализирована должностными инструкциями, процедурами. Деятельность же уполномоченного этим не ограничена, при осуществлении своих полномочий он независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Отмечается, что полномочия детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации расширены по сравнению с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.

Так, они вправе:

  1. Рассматривать обращения, которые связаны с нарушением прав детей;
  2. Обращаться в уполномоченные органы за помощью в рамках защиты прав несовершеннолетних;
  3. Принимать участие в разработке законов, связанной с защитой детства;
  4. Посещать такие учреждения как следственные изоляторы и органы исполняющие наказания, в которых содержаться несовершеннолетние;
  5. Получать сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи [1].

Стоит отметить, что полномочия уполномоченного по правам ребенка не прописаны в Конституции Российской Федерации, данный орган существует на основе указа Президента РФ, таким образом, возможности омбудсмена ограничены его правовым статусом. Так, основным видом деятельности уполномоченного становится подача запросов в соответствующие органы в целях защиты прав несовершеннолетних [4].

Несомненно, институт уполномоченного по правам ребенка, нуждается в своем дальнейшем развитии:

Во-первых, сам институт появился в 2009 году, и осуществляет свою деятельность на основе опыта уполномоченного по права человека, также нового для нашей страны государственного органа.

Во-вторых, для эффективного осуществления своей работы любой государственный орган нуждается в обновлении основанного на анализе опыта своей правоприменительной деятельности.

Например, существует мнение о возможности наделения Уполномоченных по правам ребенка в субъектах правами медиаторов. При разводе между супругами часто возникают споры, которые могут затронуть права несовершеннолетних. Судебный орган, рассматривающий гражданское дело о расторжении брака, не всегда может разрешить спор исходя из приоритета защиты прав ребенка. Таким образом, институт Уполномоченных, в таких случаях должен стать гарантом приоритета защиты прав несовершеннолетних, путем осуществления деятельности по досудебному урегулированию споров между родителями, путем предоставления консультаций для родителей по разрешению спора, составления юридического заключения по указанным вопросам.

Также, следует укрепить статус Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в аппарат которого должны войти квалифицированные юристы, специалисты, имеющие опыт в работе с несовершеннолетними, потому что в настоящее время возможности Уполномоченного в данном плане ограничены.

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации является особым элементом в механизме защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, его становление и развитие — важный этап в эволюции демократических основ нашей страны. В системе существующих государственных органов должность омбудсмена дополняет способы по защите прав несовершеннолетних. Отсутствие специализированного федерального закона касательного детского уполномоченного, несомненно, вносит свои поправки — так, его конституционно-правовой статус до конца не определен. Закрепление статуса омбудсмена по защите прав несовершеннолетних станет новой ступенью в его непосредственной деятельности.

Литература:

  1. Акульшина С. Е. Институт уполномоченных по правам человека как один из способов внесудебной защиты прав ребенка // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. -2010 — № 28- с.17–19.
  2. Институт уполномоченного // Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации https://ombudsmanrf.org/ombudsman/content/history (дата обращения: 01.12.2018)
  3. Правовая информация // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка https://deti.gov.ru/documents/prinfo (дат обращения 01.12.2018)
  4. Шамрин М. Ю. Совершенствование законодательства о статусе уполномоченного по правам ребенка: теоретический аспект // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. -2013. -№ 3 с.12–15.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, свобода человека, ребенок, государственный орган, уполномоченный, правовой статус, институт уполномоченного, орган.

Источник

Развитие института по правам ребенка10 августа в 15-00 состоялось интернет-интервью с Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области Копышенковой Ольгой Александровной.

Тема: «Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области».

Организаторы — Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области, «Компания «Тектон», ИА «Гарант».

Ведущий — Новиков Роман (ООО «Компания «Тектон»).

Ведущий: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Наш гость — Копышенкова Ольга Александровна, Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области.

Тема нашей беседы: «Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области».

Ольга Александровна, первый вопрос поступил к нам из Обнинска. Автор пожелал сохранить инкогнито. На сессии Законодательного Собрания Калужской области Вы представили программу развития института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области. Каковы этапы данной программы? К решению каких первостепенных задач Вы приступили после избрания на должность детского омбудсмана?

Читайте также:  Высказывания о развитии ребенка и учителя

Копышенкова О.А: Надо сказать о том, что я не представляла на заседании Законодательного Собрания программу развития института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области. Думаю, я поступила честно по отношению к депутатам, по отношению к жителям нашего региона. Ни для кого не секрет, что я занимала должность министра спорта, туризма и молодежной политики. Решение о выдвижении моей кандидатуры на почетную должность Уполномоченного по правам ребенка было принято губернатором — достаточно неожиданно для меня.

С моей точки зрения, несколько неверно разрабатывать серьезную программу «на коленке» в недельный срок и затем представлять заранее непродуманную схему реализации без опоры на фактический материал. Хорошему управленцу сначала необходимо провести мониторинг, проанализировать ситуацию, составить комплексное мнение, а уже затем начинать работать над концепцией той или иной программы.

В настоящий момент мы разрабатываем собственную стратегию развития, она включает в себя: блок правовой грамотности, систему мероприятий по профилактике нарушений прав детей и подростков, блок духовно-нравственного воспитания с акцентом на православии, вопросы семьи как основы правового общества.

Ведущий: Вновь анонимный вопрос из г. Обнинска. Уполномоченные по правам ребенка, чья деятельность привлекает повышенное внимание общественности, выбрали себе четкие «медийные» темы. Павел Астахов — борется с насилием над детьми, Евгений Бунимович — права детей в образовательном процессе и т.д. У Вас уже есть «своя» тема, с которой Вы будете выступать в СМИ?

Копышенкова О.А: Хотелось бы сразу отметить: «медийные» темы для меня не свойственное понятие. Предпочту сконцентрироваться на конкретной работе, а не на PR. Вектор моей деятельности — вопросы семьи. Чтобы стать достойным человеком, ребенок должен иметь право на достойное детство. А достойное детство возможно только в семье; родительской любви.

Я не случайно акцентирую внимание на проблемах семьи: на сегодняшний день в Калужской области велико число «социальных сирот», т.е. детей-сирот при живых родителях. С такими семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, надо тщательно и плодотворно работать, чтобы вернуть их в социум. Если закрыть на это глаза, результаты могут быть необратимыми. Из-за тотального невнимания и равнодушия мы можем получить в лице беспризорников и сирот — будущий оплот криминального мира. Но вернув их к нормам общественной жизни, мы обретем достойных граждан, которые создадут крепкие и надежные семьи, смогут обеспечить будущее уже своим детям.

Ведущий: Вопрос от Вероники М., г. Калуга. По мнению моих близких и большинства друзей, учреждение должности Уполномоченного по правам ребенка — первый шаг на пути насильственного введения в России ювенальной юстиции. Мы во всем ориентируемся на Запад. Зачем нам государственные службы, которые будут отнимать детей у родителей? Читайте в интернете: там у них за границей вполне благополучные семьи разрушены из-за вмешательства «ювеналов». Нам такие нововведения не нужны.

Копышенкова О.А: Это полный абсурд. У нас в стране как никогда актуально проблема рождаемости. Как можно в данной ситуации безответственно заявлять: государство будет отнимать детей у их законных родителей? В чьем воспаленном сознании рождаются подобные мысли?

Институт Уполномоченного по правам ребенка создан именно для защиты интересов семьи и детей. Это надзорный, а не карательный орган. Мы ведем работу с органами опеки как раз в русле сохранения проживания ребенка в семье. Кроме того, уделяем повышенное внимание аспектам усыновления, в частности — вопросу ответственности усыновителей. Следует остановить это стихийное бедствие: вначале ребенка взяли в семью, потом вернули, будто прочитанную книгу.

И еще, в дополнение к сказанному, — внедрение технологий ювенальной юстиции в правовое поле нашего государства невозможно. Это противоречит нормам конституции РФ.

Ведущий: Традиционный вопрос, задаваемый Уполномоченным по правам ребенка в регионах. Какую отметку — по пятибалльной шкале — Вы поставили бы положению детей в Калужской области?

Копышенкова О.А: На сегодняшний день поставила бы условную «тройку». Мне бы очень хотелось, чтобы условия пребывания детей в детских садах, школах; качество оказания медицинской помощи постоянно улучшались. Надеюсь, надзорная деятельность Уполномоченного будет данному процессу способствовать.

Ведущий: Вопрос от Ирины Т., Московская область. Насколько остра для школ Вашего региона проблема конфликтов на почве межнациональной розни?

Копышенкова О.А: В Калужской области проблема межнациональной розни в подростковой среде, к счастью, не носит массового, стихийного характера. Но это не отменяет ее актуальности. Полагаю, корень конфликта кроется в быте семьи: все, что родители говорят за ужином «с этими нельзя дружить — они приезжие» и т.д., затем проецируется детьми на собственные отношения, например, в школе. Упор в решении проблемы бытовой ксенофобии надо делать на формировании позиции уважения к ближнему, воспитывать чувство толерантности не только у подрастающего поколения, но и у взрослых.

Ведущий: Вопрос от Кирилла Горы, г. Калуга. Дмитрий Медведев, дав положительную оценку деятельности Уполномоченного по правам ребенка в РФ, прокомментировал: «Вы стараетесь терзать госслужащих, руководителей регионов, муниципалитетов, создавать необходимые условия для охраны детства». Ольга Александровна, Вы намерены «по-необходимости терзать» чиновников, или, памятуя о своем министерском прошлом, выберете путь бесконфликтного решения проблем с бывшими коллегами?

Копышенкова О.А: Аппарат Уполномоченного по правам ребенка — это независимый государственный орган, находящийся вне контекста «корпоративных» отношений чиновников. Если принимать во внимание мое министерское прошлое, то могу ответить: со всеми министрами, со всеми руководителями ведомств у меня сложились очень хорошие, дружеские отношения. Но если ситуация того потребует, я буду защищать именно права ребенка, а не позицию того, кто является моим другом.

Ведущий: Вопрос от Семушкиной В., г. Калуга. Мой сын относит к себя к панк-движению. Играет в группе, носит соответствующую прическу, одежду, аксессуары. Я это не поощряю, но считаю — он сам должен этим «переболеть». В школе одна из завучей регулярно делает сыну замечания в грубой форме («ты не мужчина, раз носишь длинные волосы» и т.д). Однажды выгнала с сына из школы за «ирокез», сказала — поставит вопрос об отчислении. Сын не ходит в школу больше недели, говорит, что «не хочет больше унижений и придирок». Скажите, являются ли действия завуча нарушением прав моего ребенка? Могу ли я подать в суд на третирующего моего ребенка представителя школьной администрации?

Читайте также:  Факторы и условия развития способностей ребенка

Копышенкова О.А: Сейчас во многих школах введены локальные нормативно-правовые акты. Если в этом документе прописан дресс-код, условия пребывания ребенка в школе, то ученики должны указанные правила соблюдать. Если такого документа нет, ученики вправе выбирать свободную форму.

Родитель считает, что завуч относится к его ребенку предвзято. Он имеет законное право подать в суд. Но мне не кажется, что описанная ситуация должна решаться в судебном порядке.

Хотелось бы отметить: у подростков есть не только права, но и обязанности. Школа — при всех современных взглядах на образование — не место где молодой человек должен демонстрировать свои музыкальные пристрастия, а получать знания. Но и в грубой форме общаться с учеником — тоже, согласимся, непедагогично. Думаю, обеим сторонам надо прийти к мирному соглашению.

Ведущий: Ольга Александровна, позвольте реплику. Вы готовы выступить примирителем конфликтующих сторон?

Копышенкова О.А: Конечно. Я даже больше скажу: у нас очень много обращений, относящихся к сфере межличностных отношений. Что особенно приятно, они заканчиваются не судебным разбирательством, а примирением.

Ведущий: Вопрос от Отрядова К., г. Обнинск. Ольга Александровна, обозначьте, пожалуйста, Вашу позицию в вопросе тестирования учащихся на наркотики. Данная мера весьма разумна. Но, кажется, методология проведения исследований на наркозависимость в школе еще не отработана. Особую тревогу вызывает пункт сохранения конфиденциальности. Скажем, ребенок попробовал наркотики из любопытства, ради эксперимента и т.д. Тест дал положительный результат. Эти данные будут занесены в карточку здоровья школьника: дальше — клеймо изгоя. Такого «наркомана» не возьмут ни в институт, ни на хорошую работу. Не причиним мы, взрослые, нашим детям больше вреда подобными процедурами?

Копышенкова О.А: Моя позиция по данному вопросу однозначна. Тестирование на наркотики в учебных заведениях проводить необходимо. Увеличилось число наркозависимых среди совсем еще молодых людей. Это печальный факт.

Меня в некотором смысле смущает позиция родителей, которые препятствуют тому, чтобы их детей протестировали. Хочу сказать как мама у которой двое детей. Если мы уверены, что наш ребенок не наркоман, почему бы не сдать соответствующие анализы? Посмотрим на проблему и с другой стороны. То, что подросток попробовал наркотики, — не клеймо на всю жизнь. Это тревожный сигнал для родителей.

И, накладывая вето на тестирование, мы не защищаем наших детей, а развязываем руки наркодельцам. Значительно опаснее, если «в тени» останутся те, кто употребляет зелье постоянно и занимается его распространением.

Я, например, очень много времени провожу на работе. У меня ограничено время общения с детьми. Я им доверяю, потому что их безумно люблю. Но дать разрешение на тестирование, чтобы убедиться в том, что мои дети не подвергают себя опасности — моя прямая обязанность. Ничего не вижу в этом предосудительного.

Ведущий: Коллективное письмо от учениц школы г. Калуги. Номер не указан. Ольга Александровна, в нашей школе девушкам запрещают носить брюки (джинсы) и пользоваться косметикой. Преподаватели говорят: «это признак вульгарности и распущенности». Тогда зачем говорить о «наших правах», если ущемляется свобода самовыражения, свобода творческой мысли? Или учителя правы и все «по закону»?

Копышенкова О.А: Конечно, я не считаю, что джинсы или брюки — это признак вульгарности. Порой я сама отдаю предпочтение свободному спортивному стилю. Но, на мой взгляд, плохо, когда ребенок идет в школу, одеваясь как на дискотеку. Ведь вкус надо прививать с детства, чтобы девушка могла выбрать наряд строго соответствующий ситуации. Например, на деловую встречу не явится в джинсах с заниженной талией и с модными «дырками» на ткани, как подросток.

Я не считаю, что в рамках, как вы сказали, «коллективного» вопроса, мы наблюдаем нарушение права учащегося на свободу мысли и самовыражения. Необходимо правильно расставлять акценты. На «школьном» этапе жизни лучше думать о получении достойного образования, поскольку это инвестиции в свое успешное будущее. Багаж знаний определенно важнее гардероба с брюками, юбками, платьями.

Ведущий: Вопрос от Ткачука Е.А. В нашей школе введен факультатив «Основы православного воспитания». Занятия ведет местный батюшка. Явка почти обязательная. Мой ребенок заявил: в Бога он не верит. Батюшка попросил на его занятия больше не приходить. Но оценку по поведению в школе снизили. Ольга Александровна, не усматриваете ли Вы в нашей ситуации нарушение права ребенка на свободу мысли? Как родители могут восстановить справедливость (существенных проступков мой сын не совершал)?

Копышенкова О.А: Нет ничего дурного в том, что на дополнительных занятиях ребенку рассказывают об основах православия. На подобных уроках учат любить ближнего, уважать родителей.

У нас конституционно закреплена свобода слова, свобода вероисповедания. Если мировоззрение ребенка и родителей не включают элементы религиозности, они не считают себя христианами — факультативные занятия можно не посещать. При этом оценка по поведению снижаться не может. Родители должны объяснить свою позицию, школьная администрация обязана пойти на встречу. Формы принуждения здесь неприемлемы.

Ведущий: Вопрос от Григорьевой Р.С., г. Калуга. У меня за спиной более 12 лет педагогической работы. На одном из уроков школьница (9 класс) сделала мне замечание. Оказывается, на «ты» к обучаемым я обращаться не имею права. Приемлемо только «вы», иначе нарушаются «права личности». Я действительно совершаю ошибку, или учащиеся, рассуждая о собственных правах, пытаются найти инструмент давления на педагога?

Копышенкова О.А: Расскажу историю из собственной жизни. Я училась в Обнинске. У меня в школе вела уроки русского языка и литературы Ирина Николаевна Селезнева. Она могла втянуть в процесс обучения всех детей. Без деления на «отличников» и «отстающих». Ирина Николаевна была строгим педагогом, но ее уважал весь класс.

Если делалось внушение, то справедливое — не унижающее человека. Было понятно: педагог умеет, а главное — хочет наладить диалог с учениками.

Возвращаясь к заданному вопросу: учащиеся девятого класса хотят, чтобы к ним обращались на «вы». Почему нет? Здесь самое главное не форма обращения, хотя ее значимость тоже стоит принять во внимание, а положительный результат в процессе обучения.

Ведущий: Ольга Александровна, благодарим вас за участие. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий ООО «Компания «Тектон» и ИА «ГАРАНТ».

Источник