Нарушение психологического развития у ребенка

Расстройства начинают выявляться в возрасте 3-5 лет и старше. По МКБ-10 F80-89 — нарушения психологического развития имеют следующие признаки:

  1. начало обязательно в младенческом или раннем детском возрасте;
  2. повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
  3. постоянное течение, без ремиссий и рецидивов, характерных для многих психических расстройств.

В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и/или двигательную координацию.

Характерной особенностью повреждений является тенденция к прогрессивному уменьшению по мере того, как дети становятся старше, хотя легкая недостаточность функции может сохраниться и во взрослом состоянии. Как правило, эти нарушения чаще бывают у мальчиков, нежели у девочек (2:1).

В этиологии синдромов этой группы нарушений играют роль как генетические факторы, так и резидуально-органическое поражение головного мозга.

F80. Специфические расстройства речи

По МКБ-10 специфические расстройства речи — «те, при которых речевое развитие нарушено на ранних этапах. Состояние нельзя объяснить наличием неврологической или речевой патологии, умственной отсталостью, сенсорным повреждением или средовыми факторами. У ребенка сохранны функции общения и понимания в определенных известных ему ситуациях, а речевая способность повреждена всегда».

Задержка развития речи может считаться патологической при отставании на два стандартных отклонения. Нарушения развития речи встречаются у 310% детей до 8 лет.

Наличие сопутствующих синдромов резидуально-органического поражения головного мозга (как общих, так и частных, на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях) помогают в дифференциальном диагнозе с вариантами нормального развития.

Дифференциальный диагноз с задержкой психического развития и умственной отсталостью базируется на наличии соответствия между уровнем общего когнитивного функционирования и речевого развития. Также важно дифференцировать с различными степенями выраженности глухоты.

Среди специфических расстройств развития речи выделяют следующие.
F80.0 — специфическое расстройство артикуляции речи, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному развитию и при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

F80.1 — расстройство экспрессивной речи, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или отсутствовать расстройства артикуляции.

F80.2 — расстройства рецептивной речи, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. При этом как правило экспрессивная речь также заметно нарушена и нередко присутствует дефект словесно-звукового произношения.

Существуют и другие специфические расстройства развития речи.

F81 — специфические расстройства развития учебных навыков. Это расстройства, при которых нормальное приобретение навыков нарушено с ранних стадий развития. Считается, что они возникают из-за нарушений в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции.

Как и большинство других нарушений развития, эти расстройства чаще имеют место у мальчиков, нежели у девочек (1,5-2:1). Распространенность — у 2-8% детского населения школьного возраста.

Специфические расстройства развития школьных навыков охватывают группы расстройств, проявляющихся специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам. Эти нарушения в обучении не являются следствием других нарушений, таких как умственная отсталость, глухота, грубые неврологические дефекты, неоткорректированные дефекты зрения, эмоциональные расстройства, хотя и могут сопутствовать перечисленным расстройствам.

СРРШН часто сочетаются с другими синдромами резидуально-органического поражения головного мозга на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях (с гиперкинетическим расстройством, тиками и др.)

Хотя данные нарушения связаны с биологическим созреванием, это не означает, что они «дозреют» и дети «догонят» своих сверстников. Во многих случаях признаки расстройств могут быть обнаружены и во взрослом состоянии.

Проблеме СРРШН в нашей стране большое внимание уделял в своих исследованиях А. Н. Корнев (1995).

F84.0 Детский аутизм

«Общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения, и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Клиническая картина. Как правило, отсутствует период нормального развития, хотя чаще особенности выявляются в возрасте 2-3 лет. Обращает на себя внимание факт, что ребенок, развивающийся по темпу психомоторного развития, особенно интеллектуального, в соответствии с возрастом, при развитии речи не использует ее для взаимодействия с другими людьми. У ребенка ослаблена или отсутствует реакция на эмоции окружающих людей, нет модуляции поведения в соответствии с изменениями социальной ситуации, поведение характеризуется отсутствием социально-эмоциональной взаимности.

Ребенок «сам по себе», имеющиеся речевые навыки не используются для коммуникации, лишь отдельные, не модулированные по тональности и выразительности речевые штампы произносятся для удовлетворения некоторых потребностей. При этом характерно употребление слов в неопределенной форме. Характерно отсутствие использования местоимения «я» — дети называют себя в 3-м лице, то есть так, как к ним обращаются окружающие.

В поведении отмечаются тенденции к поддержанию в разных сферах жизни одного и того же порядка: не переносят новую одежду, новую еду (в отношении которой они отличаются очень избирательным вкусом), новую обстановку. Их игра отличается монотонностью и пристрастием к неприспособленным для игры предметам: однообразное кручение обрывка веревки, закрывание — открывание кранов и т. д. В ряде случаев отмечается необычная привязанность к каким-либо предметам. Очень своеобразные отношения у этих детей с матерями: они, с одной стороны, привязаны к ним, залезают на руки, обнимают, а с другой — могут никак не реагировать на их уход или возвращение. Отмечается необычная двигательная активность — кружения, подпрыгивания, верчение вокруг своей оси. Дети отличаются необычными пристрастиями и интересами — одни и те же маршруты поездок или прогулок, рассматривание и перечерчивание карт, расписаний, книг, не соответствующих возрасту, и т. д. Кроме того, у этих детей могут быть страхи, нарушения сна, приступы агрессии. Интеллектуальное развитие может быть от нормы до глубокого отставания в умственном развитии. Как правило, в деятельности детей с аутизмом мало спонтанности, творчества, фантазии. Характерна моторная неловкость, особенно мелкой моторики, такие дети поздно и с трудом осваивают навыки самообслуживания.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам от года до трех лет

Характерные специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребенка, но на всем протяжении жизни этот дефект сохраняется, проявляясь сходным комплексом проблем социализации, общения и интересов. Для установления диагноза необходимо проявление симптомов еще до 3 лет, но сам синдром может быть диагностирован в любом возрасте.

Следующий уровень реагирования по В. В. Ковалеву — аффективный (он характерен для детей 5~10 лет).

Выше уже упоминалось, что расстройства, характерные для предыдущих периодов развития, могут сочетаться между собой, в частности, с аффективными, эмоциональными и поведенческими.

Необходимо напомнить, что переживание страхов в возрасте 3-5 лет является отражением нормального хода развития личности ребенка. Поэтому переживаемые в более позднем возрасте страхи, которые в патологии носят характер навязчивых фобий, могут быть разделены на следующие группы:

  • страхи здоровых детей; эти переживания связаны с незавершившимся процессом созревания личности ребенка на эдипальной фазе развития;
  • невротические фобии, связанные с проблемами проживания ребенком эдипальной фазы в дисфункциональной семье;
  • страхи, являющиеся симптомами эндогенного заболевания (например, щизофрении);
  • страхи, являющиеся эквивалентами или формами эпилептических или эпилептиформных припадков;
  • страхи, которые являются результатом резидуально-органического поражения головного мозга.

Последние в МКБ-10 регистрируются в рубрике F93 — эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.

Содержание страхов может быть достаточно схожим при разных нозологических формах, и дифференциальный диагноз основывается дополнительно на наличии других симптомов основного заболевания, анализа отношения ребенка к собственным переживаниям, соответствия их периоду личностного развития ребенка.

Для страхов резидуально-органического происхождения характерно переживание приступов витального страха смерти, сопровождающегося выраженными вегетативными симптомами (вплоть до развития диэнцефальных кризов) — похолоданием конечностей, «остановкой сердца», ознобом и дрожанием, тахикардией, учащением мочеиспускания, одышкой и др. Дети и подростки, переживающие страх смерти, не поддаются переубеждению, ажитированы. У подростков подобные страхи могут сопровождаться нарушениями схемы тела, деперсонализацией и дереализацией.

Можно повторить, что страхи могут сочетаться с другими синдромами резидуально-органического поражения. Если страхи сохраняются и в подростковом возрасте, они имеют тенденцию трансформироваться в нарушения эмоционально-идеаторного уровня — сенестопатически-ипохондрический синдром.

Следующий уровень реагирования по В. В. Ковалеву — эмоционально-идеаторный (11-17 лет).
Симптоматика резидуально-органических поражений в этом возрасте может быть обусловлена ранее имевшимися нарушениями в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, либо быть оформленной в виде специфических для данного возраста синдромов.

Источник: 

Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия

Источник

Расстройства психологического развития имеют общие черты: начало обязательно в младенческом или детском возрасте, нарушение или задержка развития функций, связанных с созреванием центральной нервной системы, устойчивость проявлений.

Эти расстройства называют специфическими, так как чаще всего нарушение наблюдается в изолированном виде, ему не сопутствует интеллектуальная недостаточность, как при умственной отсталости, и невозможно объяснить эти нарушения каким-либо известным в психиатрии заболеванием. Причина этих расстройств неизвестна.

В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация.

Эти нарушения могут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, но некоторая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Расстройства развития речи

Сюда относятся расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития.

Расстройства развития речи часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие нарушения.

Выделяют 3 категории расстройств:

1. Неспособность обучиться речи.

2. Вторичная, приобретенная в результате травмы или неврологического заболевания неспособность обучиться речи.

3. Задержка в овладении речью (задержка развития речи).

Наиболее частый вид расстройств языковой сферы — расстройство развития речи. Оно подразделяется на расстройство экспрессивной речи и расстройство рецептивной речи.

Расстройство экспрессивной речи

Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на значительно более низком уровне, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание речи других людей не выходит за пределы нормы. При этом возможны расстройства артикуляции, но они наблюдаются не всегда.

Расстройство экспрессивной речи — расстройство речевого выражения — начинает проявляться примерно в возрасте полутора лет, когда ребенок не произносит отдельные слова и даже звуки. Он не говорит даже таких простых слов как «мама», «папа», «дай», «хочу», а для выражения своих желаний использует жесты, показывая пальцем на желаемый предмет.

При этом у ребенка есть желание общаться, он хорошо относится к матери, улыбается ей и другим людям, если они ему приятны, выражение лица и глаз живое и соответствует его желаниям.

До двух лет он понимает простые команды и может указать на предметы пальцем, когда их называют. Когда ребенок начинает говорит, выясняется его ограниченный запас слов. В течение 1-2 лет ребенок может произносить только отдельные простые слова, и этих слов всего несколько десятков.

Фразовая речь появляется с большим запаздыванием, и тогда дефицит словарного запаса становится ещё более явным.

Чаще всего у таких детей нарушена артикуляция, они плохо произносят такие буквы как «т», «р», «с», «з», «в» и другие. Трудные для ребенка звуки либо пропускаются, либо заменяются другими.

Читайте также:  Ребенку 8 лет его развитие

В возрасте 4 лет дети могут говорить короткими фразами, но по мере выучивания новых слов они могут забывать старые. Обучение речи у них происходит гораздо медленнее, чем должно быть в их возрасте.

Особенностью этого расстройства является то, что ребенок понимает чужую речь, и у него нет интеллектуальной недостаточности, но уровень его языковых способностей значительно ниже, чем можно было бы ожидать при его интеллектуальных способностях.

Менее тяжелые формы этого расстройства могут обнаружиться лишь в подростковом возрасте, когда обычно речь значительно усложняется.

Расстройство речевого выражения может сопровождаться колебаниями настроения, гиперактивностью, неустойчивостью внимания, непослушанием и нарушениями поведения. Может быть сосание пальца и ночное недержание мочи. У некоторых детей отмечаются легкая неврологическая патология по органическому типу и изменения на электроэнцефалограмме..

Речевая грамматика очень проста, словарный запас мал. Но умственные способности и успехи в других областях, не требующих речевого выражения, находятся в пределах нормы.

А при умственной отсталости имеет место полное нарушение интеллекта и низкие показатели коэффициента интеллектуальности.

При психологическом обследовании выявляется следующее. Исследование коэффициента интеллектуальности (IQ ), при котором обследуемый не говорит, а отвечает на тесты письменно, у таких детей и подростков обнаруживает нормальный коэффициент интеллектуальности, вполне соответствующий их возрасту. Но при обследовании показателей экспрессивной речи, когда обследуемый должен отвечать на ответы устно, показатели существенно ниже, чем положено по его возрасту и не соответствуют его коэффициенту интеллектуальности.

В речи такие дети и подростки используют ограниченный запас слов, применяют только простые предложения, некоторые из них не могут склонять глаголы. Например, они используют глаголы только в настоящем времени. Качество языка значительно ниже среднего уровня.

В более легких случаях могут быть колебания или ошибки при произнесении сложных слов или ошибки при произнесении длинных и сложных предложений.

Это расстройство может сочетаться с затруднением чтения, особенно чтения вслух, и у детей может быть плохая успеваемость по тем предметам, которые требуют речевого выражения. А с письменными заданиями и контрольными такие дети могут справляться без особых затруднений.

Это расстройство наблюдается у 3-10% детей школьного возраста. У мальчиков оно встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Чаще всего это расстройство наблюдается у детей, чьи родители тоже используют ограниченный запас слов, имеют расстройства артикуляции или другие расстройства речи и развития.

Это нарушение существенно мешает обучению в школе, особенно в подростковом возрасте, когда появляются сложные предметы, требующие богатой речи, а также мешает нормальному общению в повседневной жизни, которая требует постоянного языкового выражения.

Из-за затруднений речевого выражения, общения и плохой успеваемости у таких детей может развиться комплекс неполноценности и депрессия. Некоторые из них стремятся избегать общения со сверстниками из опасения их насмешек.

Прогноз расстройства экспрессивной речи в целом благоприятный. Лечение обычно успешно. При своевременно начатом лечении происходит выздоровление. Легкие расстройства речевого выражения в 50% случаев проходят самостоятельно. В тяжелых или нелеченных случаях затруднения речевого выражения остаются и у взрослых.

Дата добавления: 2015-05-25; просмотров: 3313; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11150 — | 7513 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

наследственные патологии головного мозга;

хромосомные заболевания;

пороки головного мозга;

эпилептический синдром;

поражения и патологии центральной нервной системы , головного мозга;

тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;

наследственные эндокринные заболевания;

соматические патологии;

нарушения и заболевания органов чувств;

отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:

  • 1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  • 2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР).
  • 3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
  • 4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  • 5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  • 6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии)

В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития» . Расстройства, включенные в рубрику F80 — F89 имеют следующие признаки:

  • а) начало обязательно в младенчестве или детстве;
  • б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
  • в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств

Клинические формы патологии психического развития систематизированы следующим образом:

  • · Умственная отсталость
  • · Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
  • · Искажения и другие нарушения психического развития
  • · Аутистические расстройства
  • · Акселерация
  • · Инфантилизм
  • · Соматопатии
Читайте также:  Ушу как средство гармоничного развития ребенка

Рассмотрим их подробнее:

1. Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира. Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми.

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей». Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения

  • 2. Задержки психического развития ( ЗПР) — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой. Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания. Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.
  • 3. Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия
  • 4. Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация.
  • 5. Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Однако если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию .
  • 6. Соматопатии. В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимостинервной системы и незрелости вегетативной регуляции. В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте. У более старших детей она исчезает или сменяется другими психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня. Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

Источник