Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности

Ольга Шатая
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

Цели:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

— Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Форма отчёта по проделанной работе:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем:

изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник

рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Читайте также:  Кто автор книги умственное развитие ребенка

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования:

1. Рисование пальчиками. (Сентябрь)

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой. (Октябрь)

Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Тычок жесткой полусухой кистью. (Ноябрь)

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

4. Рисование поролоном. (Декабрь)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

5.«Обрывание бумаги» (Январь)

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

6.«Печать по трафарету» (Февраль)

Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

7. «Рисование по мокрой бумаге». (Март)

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

8.«Пластилинография» (Апрель)

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

9. «Кляксография» (Май)

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Читайте также:  Психологические особенности развития ребенка в школьном возрасте

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

Сентябрь:

«Моя любимая мамочка»;

«Орнамент из цветов»;

Октябрь:

«Весёлые бабочки»; «Сказочные птицы».

Ноябрь:

«Желтые цыплятки»; «Пушистые веточки»

Декабрь:

«Зимний вечер»; «Мишка»

Январь:

«Весёлый попугай»

Февраль:

«Лебеди»; «Самолёты»

Март:

«Весенний букет»

Апрель:

«Арбузная долька»; «Радуга»

Май:

«Мой волшебные, цветные сны», «Я фантазёр».

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Источник

Любовь Новикова
Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности.

Сегодняшняя действительность предъявляет все более высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, не безразличные к судьбе своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить их всеми необходимыми для этого условиями. Однако никто не может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем. И что окажется важнее: успешное усвоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде деятельности? Большинство родителей считает, что именно они лучше других могут знать каким должен вырасти их ребенок. Зачастую не только не учитывают интересы самого ребенка, а просто игнорируют их, сами того не замечая. Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше в их глазах.

Конечно, процесс творчества, являясь высшей степенью развития воображения, для детей дошкольного возраста еще не всегда им подвластен. Но создавать условия для развития творческого мышления можно и нужно уже в старшем дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, и будет загублена в последующие годы. Чем больше творческих действий совершает ребенок, тем существенней будет рост его креативности. Внешние проявления творческого развития многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие речи и мышления, как ранняя увлеченность чтением, счетом, рисованием, музыкой как любознательность ребенка, как его исследовательская активность.

Готовность ребенка к школе предполагает умение следовать инструкциям взрослого. Исследования показывают, что креативный потенциал даже у шести-, семилетнего ребенка значительно выше, чем у взрослого. Но вместе с тем важно не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться, иначе оно не обеспечит ребенку реальных творческих достижений в будущем. Поэтому и педагогам, и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества, создавать условия для процесса творческого мышления.

Этапы развития художественно- творческих способностей.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

Первый этап — игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все, или, наоборот, что-то одно, но при столкновении с первыми трудностями первоначальное увлечение может угаснуть. Поэтому девиз родителей на данном этапе: «Спокойствие, неторопливость, рассудительность».

Второй этап — индивидуальность. Этот этап, как правило, приходится на младший школьный возраст, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

Читайте также:  Шестой месяц развития ребенка мальчика

3. Третий этап — этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

Четвертый этап — этап мастерства. Этот этап приходится на подростковый возраст. И если ребенок действительно талантлив, то он превосходит своих сверстников, а иногда даже наставников и превращается в настоящего мастера в своей сфере. Подобное случается, конечно, редко, и достигают таких высот единицы. Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этом этапе, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

Факторы развития художественно- творческих способностей.

Одним из важнейших условий проявления творчества в художественной деятельности является организация интересной содержательной жизни ребенка. Также немаловажное значение имеет организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Используя для развития художественно- творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что оно обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать и воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, а затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Важно, всякий раз создавая новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, а с другой — искали новые решения и творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радость, удивление, желание созидать и трудиться.

Нетрадиционные техники – вот толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку будет интересно нарисовать пальчиками или ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под натиском и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним все новые и новые горизонты. Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей все же являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Дети должны усвоить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Источник