Развитие творческих способностей ребенка старшая группа

ТАТЬЯНА ДОВГАЛЁВА
Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Задачи работы с родителями

1. Повысить педагогическое мастерство родителей;

2. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;

3. Формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей.

Воспитатель. Что такое творчество? В чем оно проявляется?

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изо деятельности. Лепка, аппликация, рисование, конструирование – виды изодеятельности, основное назначение которых – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности, дети развивают зрительное восприятие (наблюдение, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Например, «нарисуем, как желтые и красные листья в воздухе кружатся» — Это творческое задание. Каждый ребенок рисует по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например, осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или разных видов круп и т. д. И это мы называем нетрадиционная техника рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образ.

Вы, уважаемые родители, обратили внимание на выставку работ. Дети применяют нетрадиционную технику рисования (тычки, жесткая кисть, обводим пуговицы, кляксография, ниткография, монотипия, торцевание, цветные ладошки и т. д.) . Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

— личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации) ;

— коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря) ;

— игровые (оригинальность сюжета, мотивация) ;

Просто с самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

А теперь предлагаю вам не на долго вернуться в мир детства и представить, что вы опять дошколята.

Читайте также:  Способ развития способностей у ребенка

Поиграем в игру «Я нарисовала, а вы угадайте!»

Правила игры. Один из родителей на листочке рисует одушевленный или не одушевленный предмет. Никому не показывает. На другом листочке рисует один элемент, деталь и передает листочек следующему родителю. Он подрисовывает еще элемент и передает следующему. Так цепочкой подрисовывают и передают друг другу. Последний завершат рисунок и сравнивают с рисунком на первом листочке.

Продолжим собрание и поиграем еще в игру «Нарисуй пейзаж».

Правила игры. На столах лежат различные материалы для рисования и лист бумаги. Родитель рисует один предмет и передает следующему. И так по порядку. Условия: нельзя повторять рисунок и рисовать использованным материалом.

Подведение итога игры.

А сейчас мы поучимся рисовать, используя нетрадиционные техники и различный материал.

Проводится мастер – класс с использованием нетрадиционных техник рисования.

«Монотипия пейзажная»; «Веселые ладошки»; «Кляксография с трубочкой».

Монотипия пейзажная.

• Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуем пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протираем влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляем красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

«Веселые ладошки».

• Материалы: простой карандаш, краски, кисти, палитра, стаканчики с водой, салфетки, альбомные листы бумаги.

Способ получения изображения: прикладываем левую ладонь на лист бумаги (ладонь можно повернуть, передвинуть) и обводим каждый пальчик простым карандашом. Убираем ладонь. А теперь пофантазируем, представим, подумаем и дорисуем недостающие детали. А теперь раскрасим свой рисунок.

• Показ образцов (Веселые ладошки) .

«Кляксография с трубочкой».

Материалы: бумага, краски, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .

Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовывают.

А сейчас мы отправимся в страну «Вообразилию». Поиграем в игру «Перевоплощение». Для этого нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую нужно озвучить. Вот вы будите мама, а вы – папа, а вы – автосигнализация и т. д.

Вагай. Улица Неизвестная. Летнее утро. Все еще спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор, Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток гаишника. Слава богу не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пес. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята.

Примерно в такие игры рекомендуется играть с детьми дома, разыгрывать различные ситуации, где у детей развивается воображение, фантазия, мышление, что поможет развить творческие способности.

• Памятка родителям.

Краски и карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага, кисти, картинки с изображениями, трафареты, палитра, произведение декоративно-прикладного искусства – все должно находиться в специально отведенном месте, доступном ребенку.

Акварельные и гуашевые краски (ребенок чаще всего рисует ими) разбавляются водой. Поэтому вам понадобится прозрачная банка, а для безопасности лучше иметь стаканчик «непроливайка». По мере загрязнения воду меняйте.

Бумагу, на которой ребенок будет рисовать, лучше закрепить на листе толстого картона (фанеры, оргалита). Краски могут находиться в баночках, тюбиках. После работы их плотно закрывают, чтобы не высыхали.

Если гуашевые или акварельные краски пересохли, их необходимо увлажнить. Краски должны легко набираться на влажную кисть.

Для рисования гуашевыми красками подойдет бумага средней плотности. Гуашью можно рисовать на обратной стороне обоев.

Для акварельных работ подберите бумагу не тонкую, но зернистую и шероховатую.

Ребенок освоит приемы работы с краской, смешивания цветов. Узнает, как рисовать контурные и силуэтные изображения. Терпение и труд помогут ребенку создать рисунки и картины, достойные его фантазии.

Читайте также:  Программа развития ребенка полтора года

Мы рисуем восковыми мелками, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками. А чем краски отличаются? Как лучше их применять?

Ответить на эти вопросы вам помогут сами Краски, которые расскажут о себе и о своих свойствах:

Акварель.

Я – прозрачная краска. Такая прозрачная, что сквозь меня видно бумагу. Наносят меня на бумагу тонким слоем. Если нужен посветлее цвет, то меня разбавляют водой. Если нужно исправить не получившиеся места, то красочный слой смывают водой.

Когда я высыхаю, светлота рисунка изменяется незначительно.

Гуашь.

Я – непрозрачная краска. Если требуется высветление цвета, то добавляются белила.

Бумага сквозь меня не должна просвечивать. Если нужно исправить не получившееся место, то пишут поверху красочного слоя. Когда я высыхаю, то рисунок светлеет значительно.

Решения собрания.

1. Оформить уголок своему ребенку для изо творчества.

2. Разнообразить материал для творчества.

3. Помочь ребенку при затруднении

Источник

Лысова Ирина Александровна
Развитие художественно-творческих способностей детей старшей группы с применением нетрадиционной художественной деятельности

План по самообразованию педагогов старшей группы

«Развитие художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционной, художественной деятельности»

Цель: Развивать художественно – творческие способности детей через обучение нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

Развивающие

— Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

— Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

— Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

— Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные

— Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

— Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные

— Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

— Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую

самореализацию.

Предполагаемый результат:

1. Сформировано у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; представления о нетрадиционных способах и техниках художественной деятельности.

2. Дошкольники владеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами для создания творческих работ.

3. Воспитанники умеют самостоятельно применять нетрадиционные материалы в художественной деятельности.

4. Повышена компетентность родителей воспитанников в вопросе художественной деятельности с использованием нетрадиционной техники.

Выход темы:

1. Консультация для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

2. Мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования».

3. Консультации для родителей «Рисовать — это важно!», «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей», «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

4. Мастер-класс для родителей «Необычными вещами мы рисуем без труда».

5. Альбом с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

6. Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Сентябрь

1 неделя Диагностика

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года.

Техника: мыльные пузыри

Познакомить детей с новым способом рисования: оттиск цветными мыльными пузырями.

Материалы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.

2 неделя «Солнечный денек»

3 неделя «Рыбки плавали в пруду»

4 неделя «Волшебные цветы»

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Октябрь

Техника: отпечаток ладошкой и рисование пальчиками

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

1 неделя «Осенний лес»

2 неделя «Солнышко дружбы из ладошек»

3 неделя «Подводное путешествие Осьминожки»

4 неделя «Веселые зверюшки» (аппликация из отпечатков ладоней + дорисовывание)

Ноябрь

Техника: тычок жесткой полусухой кистью

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Читайте также:  Таблица умственного развития ребенка до года

1 неделя «Ежик на осенней полянке»

2 неделя «Желтые цыплятки»

3 неделя «Пушистые веточки»

4 неделя «Мишка»

Декабрь

Техника: восковые мелки + акварель.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

1 неделя «Зимнее морозное утро»

2 неделя «Волшебный зимний лес»

3 неделя «Звездное небо»

4 неделя «Елочные игрушки» (расчесывание краски)

Познакомить детей с новым приемом рисования – «расчесывание» краски.

Помочь детям освоить новый графический знак — волнистая линия, отработать плавное, непрерывное движение руки

Развивать воображение и творческую активность.

Мастер-класс для родителей «Необычными вещами мы рисуем без труда».

Стендовая консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Январь

Техника: кляксография

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктейльная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются. Можно не только дуть на кляксу из трубочки, но и наклонять бумагу в разные стороны. В первом случае получатся красочные брызги, во втором — цветные потеки.

2 неделя «Волшебные кляксы»

3 неделя «Зимний пейзаж»

4 неделя «Животные, которых я придумал сам»

Консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Февраль

Техника: граттаж

Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

1 неделя «Подводный мир»

2 неделя «По улицам родного города»

3 неделя «С Днем Защитника Отечества»

4 неделя «Ночное небо»

Март

Техника: монотипия предметная

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: (1 вариант) ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

(2 вариант)

На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

1 неделя «Цветок для мамы»

2 неделя: «Бабочка»

3 неделя: «Конфета для друга»

4 неделя: «Радуга»

Мастер-класс по теме: «Нетрадиционные техники рисования»

Семейный конкурс на тему «Рисуем ладошками»

Апрель

Техника: свеча + акварель

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

1 неделя «Весна»

2 неделя : «Космический пейзаж»

3 неделя «Деревья и кустарники. Лес»

4 неделя: «Цветы. Травянистые растения»

Гостиная для родителей «Творим вместе»

Май

2 неделя «Поздравительная открытка ветеранам Великой Отечественной Войны»

3 неделя «Цветик — разноцветик» (смешивание цветов)

Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, познакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить представления детей о цветовой гамме путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие.

4 неделя Развлечение — соревнование «Путешествие в страну Рисовандию»

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Диагностика эффективности работы: соотнесение результатов с задачами.

Презентация «Вот как мы рисуем!»

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

Выставка детских работ

Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

Источник