Развитие речи ребенка в раннем возрасте посредствам дидактических игр

Катерина Ляхова
Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры

Введение.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Работая по «Программе воспитания в детском саду», воспитатель заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.

Родителей волнует вопрос — как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос — ребёнку уже два- три года, а слов — всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения?

Основной целью я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.

1. Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.

С этим связано и возникновение замысла в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую куклу» на машине и т. д.

Современная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей.

Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.

Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре

«Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы — аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм.

Таким образом, можно сделать вывод- формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Основные виды дидактических игр.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Структура дидактической игры.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г. 6мес. -2лет, перед воспитателем стоит задача — научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.

Дидактическая задача. Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Игровые правила. Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия. Свободная игра позволяет установить контакт с ребёнком, особенно, когда он боится обследования.

Пирамида. Разноцветные палочки и брусочки. С помощью этих игрушек мы наблюдали моторику ребёнка, сформированность понятия величины.

Матрёшки. Ребёнку предлагалось разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляли понимание инструкции, разумность действий, учёт размеров матрёшки.

1. Игры— занятия в адаптационный период.

Цели: знакомство детей со свойствами различных материалов; развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную

2. Занятия с использованием предметных картинок.

Цели: вырабатывать у детей представления о предметах; закрепить представление о величине, цвете, различных состояниях предметах; обогащать словарь названиями качеств, действий.

3. Занятия с сюжетными картинками.

Цели: учить детей понимать сюжет, изображённый на картинке, развивать умение слушать пояснения, расширять словарь, учить рассказывать об изображённом на картинке

Обучение на занятиях второй группы раннего возраста.

Я считаю, что на занятии инициатива принадлежит взрослому: правильный подбор темы, постановка задач и цели, подбор необходимого материала, методов и приёмов обучения.

Занятия с детьми второго года жизни имеют свою специфику. Для малышей характерна непроизвольность внимания, поэтому обучение занимает небольшой промежуток времени (8-10,12 минут, занятие стараюсь проводить эмоционально, динамично. Использую неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность; показ, сопровождаемый объяснением. При обучении детей второго года жизни применяю наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь.

После 1 года 6месяцев продолжается дальнейшее развитие пассивного словаря, а ведущей задачей становится формирование активной речи ребёнка, который сначала подражает отдельным словам, а затем простым предложениям.

Занятия с дидактическим материалом.

В начале второго года жизни дети овладевают предметно-специфическими действиями (втыкают и вынимают втулки, скатывают шары с горки, при этом я стараюсь акцентировать детей на положительный результат действий (нанизать все кольца на пирамидку, вложить все формы в прорези логического куба)

Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.

После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.

В своей работе «Развитие речи посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:

1. Развитие понимания речи;

2. Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.

3. Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.)

4. Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.

5. Развитие активной речи;

6. Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов.

7. Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.

8. Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

9. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.

Источник

Ирина Петрова
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 434 «Родничок»

Подготовила воспитатель

Петрова И. В.

«Развитие речи детей раннего возраста по средствам дидактических игр»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в ДОО, это объясняется важностью периода раннего и дошкольного возраста в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития детей подтверждается и ФГОС дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и

удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Воспитатель в детском саду заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей раннего возраста. Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно.

В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата.

Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Родителей волнует вопрос — как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос — ребёнку уже два- три года, а слов — всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения?

Эта проблема и легла в основу моей работы: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры». Изучая данную проблему, я пришла к выводу: развитие речи детей посредством дидактической игры является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (Обследование предметов и игрушек с ребёнком, поручения, использование потешек и т. д.)

В работе с детьми раннего возраста я использую комплекс таких игр, в состав которого включены:

Игры на расширение словарного запаса детей («Кукла Катя идет на прогулку», «Угадай по описанию», «Подбери посуду для куклы», «На птичьем дворе», «Чудесный мешочек» и др.). Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «У куклы болят зубы», «Скажи, что ты слышишь?», «Поезд» и др.).

Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.).

Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Чего не стало» и др.).

Игры на развитие связной речи («Разноцветный сундучок», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т. п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.).

Используя дидактические игры по развитию речи в своей работе, мы помогаем детям в более доступной для них форме овладеть навыками

правильной и грамотной речи.

Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Если дидактические игры подобраны в соответствии с детскими возрастными потребностями, правильно проведены, то они, безусловно будут иметь успех. Обучение связной и грамотной речи игровым способом должно быть регулярным.

Список литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (полный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. В. В. Гербова «Развитие речи детей раннего возраста»

3. Б. Н. Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой»

5. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей».

Источник

«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

1. Развивать у детей раннего возраста связную речь посредством дидактических игр.

2. Развить у детей раннего возраста мелкую моторику пальцев.

3. Развивать познавательную активность, творческие способности,

воображение, мышление, фантазию.

4. Создать условия для развития речи детей средствами дидактических

игр.

Актуальность проблемы:

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, — это не достаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, так как развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи высказывает свои потребности, вызывает свои чувства и переживания. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

I  этап — Начальный.

На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:

  • Изучение литературы по данной теме;
  • Подобран дидактический материал, адекватно возрасту детей;
  • Составлена картотека дидактических игр;
  • Изготовление дидактических игр своими руками.

Список литературы:

Давидчук А. Н. «Обучение и игра». Методическое пособие. – М, : Мозаика – синтез, 2004. – 42-96 с.

Журнал «Методист ДОУ», 2013, — 106-111.

Пешкова Н. В. «Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые секреты успешной работы» — СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2014. – 192с.

Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.     Метод. Пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2014, — 128 с.

Картотека дидактических игр:

«Пальчиковые игры для детей от 1года до 3 лет»:

«Физминутки. Динамические паузы в детском саду»:

«Дидактические игры»:

«Мой дом», «Мир животных», «Где моя мама?»,»Большой и маленький, «Кто где живет?», «Один –много», «Найди пару», «Найди свой цвет», «Подуй на снежинку», «Чудесный мешочек» и т.д.

II этап — Работа с детьми

Проведение игровых упражнений по развитию речи с разработанными пособиями.

  • Настольно – печатные игры. Особенность настольно-печатных игр заключается в том, что содержание основано на наглядном восприятии образов, изображенных на картинке (животных разных видов, транспорта и т.д.) Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. 
  • Игры с предметами – это игры мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, собирание целого из частей и т. д. Это игры развивают чувства цвета, величины, формы. (Игры на развитие сенсорных способностей)
  • Игры, развивающие речевое дыхание.  Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи. 
  • Игры для развития мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления.

        В нашей группе собрана  картотека разнообразных игр и игровых упражнений, стихов, считалок. Используя разные виды картотек, мы развиваем связную речь, пополняем словарный запас, работаем над лексикой. Детей привлекает разнообразный речевой материал. 

III этап — Работа с родителями.

В группе были проведены:

  • консультации для родителей: «Развитие речи», «Игры в кругу семьи», «Пальчиковая гимнастика – основы развития речи детей», «Игры для развития пассивного словаря», «Какие игрушки нужны детям»;
  • беседы на тему, какие игрушки нужны детям;
  • памятки: «Как проводить пальчиковую игру», «Развитие речи детей»;
  • были изготовлены родителями игры своими руками.

В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи есть положительные результаты – дети легко понимают речь, охотно вступают в речевые контакты с взрослыми. У детей проявляется умение самостоятельно играть в игры, умение обратиться за помощью к взрослым.

Источник