Норма в развитии ребенка это

Норма в развитии ребенка это thumbnail

    Когда
    речь заходит об отклонениях в развитии
    человека, необходимо определить сущность
    понятия «норма». Личностно ориентированный
    подход как стратегия отечественного
    образования требует от педагога
    обеспечить индивидуальный путь развития
    не только среднестатистическому ребенку,
    но и тому, кто отличается неповторимостью.

    Норма
    предполагает такое сочетание личности
    и социума, когда она бесконфликтно и
    продуктивно выполняет ведущую
    деятельность, удовлетворяет свои
    основные потребности, отвечая при этом
    требованиям социума соответственно ее
    возрасту, полу, психосоциальному
    развитию.

    Ориентация
    на норму важна на этапе выявления
    недостатков в развитии с целью определения
    специальной помощи. Актуальны несколько
    значений этого понятия.

    Среднестатистическая
    норма

    уровень психосоциального развития
    человека, который соответствует средним
    качественно-количественным показателям,
    полученным при обследовании представительной
    группы популяции людей того же возраста,
    пола, культуры и т. д.

    Функциональная
    норма

    индивидуальная норма развития. Любое
    отклонение можно считать отклонением
    только в сопоставлении с индивидуальной
    тенденцией развития каждого человека.

    Существенное
    различие между нормальными и ненормальными
    людьми состоит в том, что психические
    черты у первых являются случайным
    признаком, от которого они могут легко
    освободиться, если захотят приложить
    соответствующие усилия.

    Исследователи
    считают ребенка нормальным при следующих
    условиях:

    • когда
      уровень его развития соответствует
      уровню большинства детей его возраста
      или старшего возраста, с учетом развития
      общества, членом которого он является;

    • когда
      ребенок развивается в соответствии с
      его собственным общим путем, определяющим
      развитие его индивидуальных свойств,
      способностей и возможностей, ясно и
      однозначно стремясь к полному развитию
      отдельных составных частей и их полной
      интеграции, преодолевая возможные
      отрицательные влияния со стороны
      собственного организма и средового
      окружения;

    • когда
      ребенок развивается в соответствии с
      требованиями общества, определяющими
      как его актуальные формы поведения,
      так и дальнейшие перспективы его
      адекватного творческого социального
      функционирования в период зрелости
      (Пожар Л.).

    Рассмотрим
    условия нормального развития ребенка.
    Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия считают основными
    из них следующие показатели:

    1)
    нормальная работа головного мозга и
    его коры. Патогенные воздействия нарушают
    нормальное соотношение раздражительных
    и тормозных процессов, анализ и синтез
    поступающей информации, взаимодействие
    между блоками мозга, отвечающими за
    различные аспекты психической деятельности
    человека;

    2)
    нормальное физическое развитие ребенка
    и связанное с ним сохранение нормальной
    работоспособности, нормального тонуса
    нервных процессов;

    3)
    сохранность органов чувств, которые
    обеспечивают нормальную связь ребенка
    с внешним миром;

    4)
    систематичность и последовательность
    обучения ребенка в семье, в детском саду
    и в общеобразовательной школе.

    Под
    дефектом
    (от лат. Defectus
    — недостаток) понимается физический или
    психический недостаток, вызывающий
    нарушение нормального развития ребенка.

    Дефект
    одной из функций нарушает развитие
    ребенка только при определенных
    обстоятельствах. Влияние дефекта всегда
    двойственно: с одной стороны, он затрудняет
    нормальное протекание деятельности
    организма, с другой — служит усиленному
    развитию других функций, которые могли
    бы компенсировать недостаток. Л.С.
    Выготский: «Минус дефекта превращается
    в плюс компенсации». Следует различать
    две группы дефектов:

    • первичные
      дефекты
      , к
      которым относятся частные и общие
      нарушения функций центральной нервной
      системы, а также несоответствие уровня
      развития возрастной норме (недоразвитие,
      задержка, асинхрония развития, явления
      ретардации, регресса и акселерации),
      нарушения межфункциональных связей.
      Он является следствием таких нарушений,
      как недоразвитие или повреждение мозга.
      Проявляется первичный дефект в виде
      нарушений слуха, зрения, паралича,
      нарушений умственной работоспособности,
      мозговых дисфункций и т. д.;

    • вторичные
      дефекты
      ,
      которые возникают в ходе развития
      ребенка с нарушениями психофизиологического
      развития в том случае, если социальное
      окружение не компенсирует этих нарушений,
      а, напротив, детерминирует отклонения
      в личностном развитии.

    Механизм
    возникновения вторичных дефектов
    различен. Вторичному недоразвитию
    подвергаются функции, непосредственно
    связанные с поврежденной. Например, по
    этому типу возникает нарушение
    формирования речи у глухих. Вторичное
    недоразвитие характерно и для тех
    функций, которые во время повреждения
    находились в сенситивном периоде
    развития. В результате этого разные
    повреждения могут приводить к сходным
    результатам. Так, например, в дошкольном
    возрасте в сенситивном периоде развития
    находится произвольная моторика. Поэтому
    различные повреждения (перенесенный
    менингит, травма черепа и т. д.) могут
    привести к явлениям задержки в формировании
    этой функции, что проявляется как
    двигательная расторможенность.

    Важнейшим
    фактором возникновения вторичного
    дефекта является социальная
    депривация
    .
    Дефект, препятствующий нормальному
    общению ребенка со сверстниками и
    взрослыми, тормозит усвоение им знаний
    и навыков, развитие в целом. В целом
    проблема социальной депривации характерна
    для всех видов отклонений физического
    и психического развития.

    Особое
    место в группе вторичных дефектов
    занимают личностные реакции на первичный
    дефект. Возможны несколько типов
    личностного реагирования.

    Игнорирование
    — часто
    встречается при олигофрении, связано
    с недоразвитием мышления и недостаточной
    критикой к успешности своей деятельности.

    Вытеснение
    — относится к невротическому типу
    реагирования на дефект и проявляется
    в сознательном непризнании его
    существования при подсознательном
    конфликте, накоплении негативных эмоций.

    Компенсация
    — такой тип реагирования, при котором
    происходит осознание дефекта и замещение
    утраченной функции за счет более
    сохранных.

    Читайте также:  Развитие ребенка 1года 4 месяцев

    Гиперкомпенсация
    — усиленное развитие сохранных функций,
    сочетающихся со стремлением доказать,
    что дефект не приводит к каким-либо
    проблемам.

    Астенический
    тип реагирования приводит к возникновению
    заниженного уровня притязаний, низкой
    самооценке, фиксации на осознании своей
    неполноценности.

    По
    времени воздействия патогенные
    факторы

    делятся на:

    • пренатальные (до
      начала родовой деятельности);

    • натальные (в период
      родовой деятельности);

    • постнатальные
      (после родов, особенно в период с раннего
      детства до трех лет).

    Наиболее
    грубое недоразвитие психических функций
    возникает вследствие повреждений
    головного мозга на ранних этапах
    эмбриогенеза, т. к. это период интенсивной
    клеточной дифференциации структур
    головного мозга.

    Факторы
    риска

    недостаточности психофизического
    развития:

    • биологические
      (наследственные отклонения, инфекционные,
      вирусные и эндокринные заболевания
      матери во время беременности, токсикозы,
      гипоксия и др.);

    • генетические
      (недостаток или избыток хромосом,
      хромосомные аномалии);

    • соматические
      (невропатии);

    • социальные
      (алкоголизм, наркомания родителей,
      неблагоприятная среда);

    • индекс повреждения
      головного мозга (энцефалопатии);

    • ранние,
      до 3-х лет, средовые воздействия, текущие
      средовые воздействия (Л.В. Кузнецова).

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Школа для родителей «Большая Медведица» провела лекцию психолога Екатерины Мурашовой, посвященную современным системам и методикам воспитания ребенка. Мама.ру побывала на выступлении и публикует основные тезисы речи специалиста.

    В самом начале лекции Мурашова объяснила родителям, что самое понятие «норма» меняется с течением времени, зависит от региона, в котором ребенок растет, от культурных и ментальных особенностей окружения маленького человека. Отталкиваясь от этого знания, можно говорить о нормах и сроках в развитии современного ребенка.

    Воспитывая малыша, необходимо понимать, что его развитие неотделимо от биологически процессов и от процессов «очеловечивания». «Мы все время должны помнить о том, что этот процесс происходит не в джунглях, он происходит в совершенно конкретном контексте – в контексте семьи», – говорит психолог.

    Как понять, что такое норма?

    «Норма – это то, что вы решили для вашей семьи. Когда мы думаем о норме и не норме в применении к собственному ребенку, что нам надо иметь в виду? Нам нужно принять некое решение, для начала. Исследовав этот вопрос, мы видим, что никакой объективной нормы – не нормы не найти, но, тем не менее, мы о норме всё время говорим. И более того, мы все понимаем, что в реальности под нормой есть что-то. Мы должны составить собственный контекст. Этот контекст должен быть ваш личный, то есть это вы должны решить, что вы подразумеваете под нормой, а не педиатр в поликлинике и не заезжий психолог, а конкретно вы – что вы понимаете под нормой?»

    Что понимается под развитием?

    В понятие «развитие» включены интеллект, физическое развитие, социальное развитие и эмоциональное развитие. Поскольку у всех дети разные, развитие по всем направлениям у них происходит в индивидуальном порядке. Именно поэтому нельзя сравнивать детей линейно, необходимо рассматривать развитие ребенка «объемно» и комплексно. «Что мы из этого можем сказать про нормы? Фактически ничего. Все время надо помнить, что развитие не однолинейно», – подчеркивает психолог.

    Что определяет развитие ребенка?

    Для дошкольников это два фактора: сложность ролевой игры, в которую играет ребенок, и сложность вопросов, которые он задает. Чем сложнее оба этих критерия – тем выше интеллект ребенка. «Никаких других критериев нет вообще. Скорость, с которой ребенок складывает пазлы, количество стихов, которые знает ребенок, его умение читать, писать, брать интегралы – ничего», – указала Мурашова.

    Что касается школьников, то такой простой шкалы для измерения их развития нет. Однако есть данные исследований, которые говорят: «2/3 детей с высоким интеллектом – то, что меряется какими-то тестами – не участвуют ни в каких конкурсах и олимпиадах. А треть детей с высоким интеллектом не усваивают программу по основным предметам, имеют по ним плохие оценки».

    Чем задержка развития отличается от его нарушения?

    Темповая задержка – это запаздывающее развитие. Например, четырехлетний ребенок только освоил то, что должен был научиться делать в три года. Существует также и темповое ускорение, когда ребенок опережает своих сверстников, то есть демонстрирует одаренность, которая со временем пропадет, и развитие придет в норму.

    Нарушение развития – это непоследовательный «перекос в появлении тех или иных умений. Например, он не делает в пять то, что дети делают в три года. Он в пять лет делает что-то совсем другое, не то, что в три, а что-то совсем другое». При этом Мурашова отмечает, что «возможности у родителей скорректировать уже имеющиеся нарушения развития у ребенка практически безграничны».

    Что тормозит развитие ребенка?

    — Чрезмерная помощь родителей во всем, что требует развития собственных умений (самостоятельно есть, одеваться).
    — Противоречивые команды (иди сюда. ну что ты стоишь? – ну ладно, стой. стой, куда ты идешь?).
    — Запрет изучать окружающий мир из-за окружающей ребенка опасности.
    — Сокращение периода развития креативности.
    — Педагогическая запущенность (например, неконтролируемое количество часов перед телевизором или гаджетом без присмотра со стороны родителей).

    Читайте также:  Обучение и развитие синонимы ребенок развит настолько насколько он обучен

    Что делать родителям, чтобы развивать ребенка?

    Педалировать те умения, которые у ребенка развиты лучше других, а также учить его с самого раннего возраста считаться с чувствами других. Необходимо объяснить ребенку, что в семье он не главный, а ведомый, применяя для этого «правило утки». «Видели когда-нибудь, как ходит утка с утятами? Видели? Утка, а за ней утята. Как вы думаете, были утята, которые сюда ходили, туда ходили? Были, конечно, только их съели, они отобрались естественным отбором. К чему я? Потому что утка знает, куда идти, утка знает, где опасно, где не опасно, а утята не знают». По словам Мурашовой, когда мир вращается вокруг ребенка, это чревато нарушениями в развитии и капризами.

    Какие игрушки вредны для развития ребенка?

    По мнению Мурашовой, наборы для ролевых игр (посуда, набор для игры в доктора или магазин) значительно сдерживают фантазию ребенка и мешают его развитию. Также она высказалась против всех игрушек из пластмассы, поскольку считает этот материал «мертвым».

    Поделиться

    Твитнуть

    Класс

    Поделиться

    Источник

    Иванова Ирина Анатольевна
    Памятка для родителей «Норма и отклонения в развитии ребенка»

    Памятка для родителей на тему:

    «Норма и отклонения в развитии ребенка»

    Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

    Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

    ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

    Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

    • наследственность;

    • факторы внешней среды.

    Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

    • пренатальные (внутриутробные);

    • натальные (в период родов);

    • постнатальные (после рождения).

    Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

    • эмоциональная депривация;

    • педагогическая запущенность;

    • социальная запущенность.

    ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

    Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

    • Физические.

    • Психические.

    • Педагогические.

    • Социальные.

    К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

    К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

    Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

    Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

    Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

    Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия выделяют 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка:

    1) «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

    2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов»;

    Читайте также:  Как театр влияет на развитие речи ребенка

    3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром»;

    4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, общеобразовательной школе.

    Нарушение данных условий может привести к возникновению дизонтогений различной степени выраженности.

    Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

    1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

    2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

    3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

    Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

    Ребенок развивается соответственно норме при:

    • правильной работе головного мозга и его коры;

    нормальном психическом развитии;

    • сохранности органов чувств;

    • последовательном обучении.

    Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

    Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

    КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЕГО РАЗВИТИИ?

    В дошкольном возрасте:

    1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

    2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

    3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

    4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).

    5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

    6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

    В младшем школьном возрасте:

    1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

    2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

    3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

    4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

    5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

    6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

    В подростковом возрасте:

    1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

    2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

    3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

    4. Полное отрицательное отношение к учебе.

    5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

    Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

    ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?

    Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

    Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

    Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

    Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

    Источник