Развитие речи ребенка 100 слов

Развитие речи ребенка 100 слов thumbnail

Это попытка как то обобщить мой «логопедический» опыт и рассказать об основных направлениях работы по развитию речи и формированию словарного запаса у ребенка от года до трех лет. Чтоб в голове немного по полочкам все разложилось.

Артикуляция гласных А и О https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710459

Артикуляция У https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710837

Артикуляция И Э Ы https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1711143

Минимальный словарный запас ребенка в 3 года. Если попытаться найти в инете тот минимум, который ребенок должен говорить к 3 годам – он вам быстренько ответит кучкой общих фраз о том, что минимальный запас должен быть от 700-1200 слов, что-то там про грамматический строй речи, употребление существительных в дательном, именительном и творительном падежах, уменьшительно-ласкательных суффиксов и прочее и прочее. Если полазать по форумам – то тут тоже полный швах – у кого-то ребенок говорит 6 слов, а у кого-то рассказывает Пушкина наизусть… Единорог, в общем – этот словарный запас ребенка к 3 годам. Делюсь тем, что нарыла. Взято из книги Янушко Помоги малышу заговорить и немного дополнено мной из разных источников.

Имена существительные

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор;

апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц (и звукоподражания им): собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка, коза, корова, петух, утка, гусь, лиса, заяц, волк, медведь и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога,

светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Фигуры: круг, квадрат.

Числительные: один, два, три.

Глаголы

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает,

пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит;

[листья] падают и др.

Прилагательные,наречия

Цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый,

мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Это малышковый минимум к 3м годам. Как видно из словарика – практически все имеет место быть в окружающей среде малыша и ничего особо выдающегося – в виде слов гепард, треугольник или десертная вилка – в нем не содержится.

Если практически ничего нет, а ребенку уже 3г – повод поискать таки логопеда и пройти полное обследование, начиная со слуха ребенка. Если ребенку два-два с половиной и хотелось бы как то позаниматься с речью – начинать надо с выяснений что из этого словаря малыш знает (логопеды называют это пассивным словарем ребенка). Что бы слово появилось в речи – у малыша должен сложится образ слова – набор звуков должен с чем-то однозначным ассоциироваться, ребенок должен понимать, что означает то или иное слово.

1. Уточнение и расширение пассивного словаря. Как выяснить, что ребенок понимает? Даже если спросить у мамы годовалого малыша – она вам тут же ответит – все-все понимает… Проверяется все очень просто – берется этот самый малышковый минимум, ребенок ставится вдали от этих предметов – и начиная с существительных просится – принеси (дай, покажи) мяч, принеси куклу, принеси тапки… где шкаф, где ванная, где кровать… Иногда бывают неприятные моменты – вы искренне считали что ребенок знает что такое тумбочка – а вот и нет. Потому как обычно вы говори что то типа Принеси свою книгу, она на тумбочке. Какая книга ребенок знает и приносит ее, а что то, на чем она лежит, – тумбочка… Или зубная щетка – обычно говорили – пойдем почистим зубки – и давали в руки что-то совершенно неассоциируемое ребенком со щеткой, потому как щеткой называли расческу для волос. Или ванная – пошли умоемся, пошли покакаем, быстро руки мыть – а то что комната – ванная – забыли уточнить. Еще бывает что некоторые слова ребенок путает – и не только стол-стул, а что то совсем непостижимое в вашем восприятии – тапки и сапоги, лыжи и санки, чашка — чайник – то есть предметы из одной группы – это не какая-то глобальная проблема – достаточно просто вывалить эти предметы обихода в кучку, найти соответствующие картинки в книжках, мультфильмы, стихи, и почитать-поиграть-посмотреть – провести тематические занятия. Бывает, что ребенок путает слова сходные по звучанию – удочка и дудочка – это вопрос к вашей артикуляции и темпу речи. Бывает, что некоторые словосочетания он принимает как одно слово – даймяч, соленыйогурец, спиуженочь – поэтому так важно при контрольной проверке выбирать такие выражения, которые вы редко используете. В общем, всяко бывает.

Глаголы проверяются также на слух – то есть вы НЕ говорите – Обними меня – широко расставляете руки и приседаете – совершается жест, который ребенком трактуется как обнимашки сейчас будут. Вы даете речевую инструкцию, а сами изображаете статую – побегай с подружкой (гом), догони мяч, открой банку, закрой шкаф, вытри пол и т.д. Желательно для контрольной проверки выбирать такие действия, которые в обычной жизни ребенок не делает – то есть немножко похитрить – если обычно он пьет из стакана – то вы даете стакан и просите его помыть. Наличие огромного количества существительных в речи – не так важно, как наличие огромной глагольной базы. Глаголами у логопедов считаются так же некоторые другие части речи – надо, на (возьми), туда (иди) и т.д. Считается, что при наличии в частом употреблении 20 глаголов – происходит резкий скачек в развитии речи.

Читайте также:  Центр развития ребенка в ейске

Если выяснилось такое вот непонимание – надо поменять тактику общения в целом. Надо короткими емкими фразами описывать свои действия – Идем мыть руки. Бери мыло. Мыль ручки. Открывай кран (мы в Европе живем – такие цены на коммуналку – работать не хочется). Водичка побежала. Теперь смывай руки. Где полотенце? Вытирай руки. Умничка!

Роботом вы не станете – но ребенку большую услугу окажите. Вы должны много говорить – но не превращаться в гул, и уж тем более не играть в молчанку (чем особенно грешат папы). С пониманием речи надо работать постоянно – эта работа не пройдет после появления заветных предложений, это будет продолжаться до самой вашей смерти – потому как понимание природы вещей – наука вечная.

Где то с года малыша (а именно почему то с года в журналах перестают печататься таблицы чего малыш должен делать) – полезно завести что то вроде таблиц контроля. У издательства Карапуз была серия Мои первые слова – в каждой книжке есть приличный опросник малыша. Серию можно скачать, распечатать и каждые полгода контролировать развитие речи и навыков ребенка.

2. Развитие общего подражания. Итак, понимание на уровне, а вот речи активной нет. Для того чтоб она появилась и развивалась необходимо чтобы ребенок стремился вам подражать. Что это значит в практическом смысле? Ребенок должен стремится повторять за вами некоторые действия – строительство по образцу (о котором так много написано — берете кубики и учите стоить башню, кровать, стол, дом, замок и т.д.), подражание движениям (попрыгаем как зайчики, делаем зарядку), творчество (сделать повторяя за вами из теста шарики), мимика (покривляйтесь – надуйте щеки, покажите язык) и т.д. Если ребенок вообще ничего за вами повторять не хочет – серьезный повод обратится к психологу – скорее всего у вас присутствует некоторый внутрисемейный конфликт.

С подражанием надо постоянно «работать» — это доверие малыша к вам. Не надо выдумывать какие-то особые упражнения и гимнастики. То что есть в интернете – разработано в основном для логопедов (которые должны быстро войти в эмоциональный контакт с ребенком) или для воспитателей детсадов (они так же мало знают вашего малыша). Дома по моему мнения – первычны занятия не по выкладыванию мозайки по образцу, а например – вместе приготовить пиццу, сварить кашу, помыть пол, выбрать продукты в магазине – вы должны найти в своей жизни место не для занятий с малышом, а посильные занятия по дому для него.

Очень часто мы – родители – сами и отбиваем охоту подражать нам постоянными запретами – ребенок хочет помыть посуду – ой-ой-ой, сейчас зальет всю кухню водой, иди лучше поиграйся, а я сама все быстренько помою. Мало того что гораздо раньше чем в подростковом возрасте столкнетесь с проблемой нежелания мыть посуду после себя, так еще и повод расширить словарный запас упущен. Ничто так не укрепляет отношения как совместное дело. Желая подражать вам в привычной жизни – ребенок захочет подражать вам и в речи, охотнее сделает артикуляционные упражнения, освоит пальчиковую гимнастику, существенно расширит свои игры, пуская в них вас.

Часто бывает так – вы не пускаете ребенка в свой взрослый мир, ребенок не пускает вас в свой детский. Надо поощрять такие порывы ребенка и максимально использовать их для его развития – помыли посуду на настоящей посуде (можно ведь и не фамильный хрусталь давать, а пластиковые стаканчики, палки-мешалки, вилки-ложки, наборы контейнеров, в которых в храните остатки еды в холодильнике), потом по случаю имитировали мытье детской посуды, потом вообще имитировали и детскую посуду и ее мытье (на прогулке, например, листики у вас были тарелками-чашками, фантик – губкой-тряпочкой, палочка – щеткой для мытья посуды). Приобщили к чистоте, расширили-уточнили словарный запас, укрепили отношения между собой.

3. Следующим важным направлением в развитие речи являются упражнения для развития слуха. В инете очень много упражнений – если надо – пишите в комментах, я подробно на них останавлюсь. Начинаете с неречевых звуков – 2-3 разных звучащих предмета – гремите-стучите за спиной или ширмочкой – спрашиваете что звучало? Потом речевые – за ширмочкой спрятали животное – ой к нам кто то пришел в гости – кто там? Мяу-мяу – кто это к нам пришел? И ребенок должен показать игрушку – назвать кто пришел. Постепенно усложняете.

4. Следующее – развитие мелкой моторики – все эти сенсорные коробки, тактильные карточки, мячики для животных, лепка, аппликация, бусы, мозайка, рисование, выкладывание, конструкторы и т.д. Специально остановлюсь на пальчиковой гимнастике. Да, можно найти огромное количество всяких стишков и упражнений в инете, ничто не мешает их делать с ребенком. Но по секрету – пальчиковая гимнастика не так уж и необходима. Существует всего 2 обязательных упражнения – первое – это типа сорока-ворона (с загибанием отдельных пальчиков и их массажем), второе – это пальцы, ребро, кулак.

Не фанат ваш ребенок пальцы гнуть под сомнительные стихи – найдите лучше то, что он будет делать с удовольствием – бусы в виде маленьких машинок, мозаика по принципу воткни в картинку, обмазывание одноразовой тарелки пластилином (тестом), рисование пальчиками на кафеле при принятии ванны и т.д. При том же мытье посуды происходит такая работа пальцами – никакой гимнастике не снилось. Вместо пальчиковой гимнастики просите ребенка часто посолить-приправить (больше вариантов стимуляции кончиков пальцев – сухое орегано, розмарин, корица, сухие коренья и т.д. (НЕ острые приправы)) пищу, имитировать соление в играх с детской посудой, имитировать движения включить-выключить плиту (завести машинку), открыть-закрыть кран (открутить гайку), перебирать разную крупу (украсить ей тарелку из теста) и т.д. Всем детям нравится театр теней — часто дети стремятся сами делать простые фигуры.

Читайте также:  Общая характеристика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте

5. Следующие – развитие речевого дыхания. Речевое дыхание от неречевого (обычное дыхание – выдох-вдох) отличается тем, что выдох более продолжителен (на выдохе произносятся звуки). Для правильного произношения необходим сильный продолжительный выдох, направленная струя воздуха. Также происходит тренировка дыхательного аппарата (профилактика бронхо-легочных заболеваний), укрепление губных мышц (сильные мышцы – чистые звуки). Так что если каша во рту у ребенка (для ее профилактики) – задуваем свечи, дуем на вертушки, метелки из елечного дождика, изображаем ветер в морских сражениях, сдуваем со столов снежки из ваты (бумаги), листья (настоящие и бумажные), птичек-бабочек, качаем музыку ветра, делаем пузыри в стакане через трубочку, дуем на одуванчики ( старая игра дед или баба? — лысый одуванчик дед, остались «волосики» — баба) и т.д.

Основные правила выполнения данных упражнений:

— НЕ поднимаем плечи,

— НЕ надуваем щеки,

— НЕ делаем до-вдохов.

6. Следующее – формирование правильной артикуляции. Сюда относятся логоритмические упражнения (альбомы Веселая логоритмика, Гав,гав, мяу Железновых, Логопедические распевки Овчинниковой ТС), чистоговорки (Са-са-са — прилитела к нам оса), звукоподражание. Конкретно упражнения на правильное произношение звуков (с зеркалом, с упражнениями на язычок, чисто артикуляционная гимнастика) начинать лучше после 2х лет. К 3м годам ребенок должен правильно произносить следующие звуки:

Гласные буквы А О У И Ы

Согласные буквы М Н П Б Т Д К Г Ф В

Вот с ними и работаем. Буквы учить не обязательно. Артикуляционные упражнения отличаются тем, что вы не просто говорите – а утрировано, привлекая внимание к состоянию ваших губ при произношении звуков. Постараюсь в отдельном посте выложить упражнения. Этот и так уже такой огромный – что никто его читать не будет.

Источник

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

Пальчиковые игры для детей 1-2 лет

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Читайте также:  Практикум с родителям по развитию речи ребенка в средней группе

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Стихи-болтушки фото

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Методика Домана

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

Батяева Альбом по развитию речи для самых маленьких

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

играем с геометрическим лото

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

Как уложить ребенка спать без слез

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

Развивающие книги для детей 1-2 лет

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Источник