Практикум с родителям по развитию речи ребенка в средней группе

Практикум с родителям по развитию речи ребенка в средней группе thumbnail

Галина Храпова
Родительское собрание в форме семинара-практикума в средней группе «Развиваем речь наших детей»

Добрый вечер уважаемые родители!. Сегодняшний семинар – практикум мы посвящаем теме «Развиваем речь наших детей». Современное и полноценное формирование речи в дошкольный период – одно из основных условий нормального развития ребенка, и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка, вам родители,необходимо учитывать следующие моменты :

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.

В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает речь.

2. Если вас что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не бойтесь обращаться к специалистам. В основном у нас в стране дети обследуются в пять лет логопедами, но именно к 5-6 годам заканчивается становление речи. Получается что. Когда речь формируется, то практически никто не вмешивается, не бьет тревогу, а когда речь установилась с дефектами, тогда за дело принимаются специалисты. Это нельзя признать правильным. Так что не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка – надо раньше заниматься.

3. Развитая речь, в понимании многих родителей – это умение читать и писать — как максимум, и умение рассказывать стихи – как минимум. При этом многие важные стороны развития ребенка, остаются без должного внимания. Хотя давно известно, что умение писать и читать ребенком не является показателем его развития.

Далее я остановлюсь на работе по развитию речи в нашей группе. Какие виды работ мы проводим по развитию речи. Это – пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, описание игрушек, творческие рассказы. Учитываю большую загруженность родителей ежедневными делами, рекомендуем игры, которые можно проводить с детьми на кухне, по дороге домой из детского сада, во время прогулок и поездок с детьми.

Практический материал для развития мелкой моторики рук

1. «Помогаю маме» — перебрать гречку, горох, рис – тренируем пальчики.

2. «Волшебные палочки» — счетные палочки или спички, пусть выкладывают геометрические фигуры, узоры.

3. «Мастерская золушки» — из пуговиц и ниток составляем красивые узоры. Можно сделать панно из пуговиц на тонком слое пластилина.

Играем с родителями.

Игры на развитие грамматического строя речи, на обогащение словаря, на слоговую структуру слов.

1. «Приготовим сок». Из яблок сок – яблочный, из слив – сливовый, из груш – грушевый, из моркови – морковный…

2. «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща, из винегрета, из кухонного шкафа…

3. «Угощаю». Давайте вспомним «вкусные» слова. Говорим «вкусное» слово и кладем на ладошку. Можно поиграть в «кислые», «горькие», «соленые» слова.

Предлагаем игры по дороге в сад и из сада.

1. «Я заметил». Посмотрим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы мимо которых проходим, и называть какие они.

2. «Доскажи словечко». У коровы – теленок, у лошадки – жеребенок. Ворона – каркает. Утка – крякает.

3. «Я дарю тебе словечко».Объяснить детям значение слов : я дарю тебе слово –

«сладкое» (сахар, мед, варенье).

«легкое» (пух, вата).

«тяжелое» (гиря, штанга).

4. «Наоборот». Высоко – низко, шире – уже, день – ночь, сел – встал.

Мы надеемся, что эти несложные, но полезные игры помогут вам в развитии речи детей, и близкому общению с вашим ребенком.

Источник

Семинар-практикум для родителей

«Развитие речи детей средней группы»

Ход мероприятия:

Добрый вечер уважаемые родители. Сегодняшняя наша встреча проходит в необычной форме. Представьте, что вы дети, у нас образовательная деятельность по развитию речи. Попрошу всех встать в круг.

Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь (психологическая разминка).

Мы сегодня с вами отправляемся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Выступление воспитателя — консультация

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. На пятом году жизни значительно увеличивается познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем больше влияние на него речевое развитие оказывают семейной и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых. Увеличение активного словаря (от 2.900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои

высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят») Мы взрослые, и педагоги и

родители должны дать правильный образец. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически

правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку.

Читайте также:  Система раннего выявления и коррекции отклонения в развитии ребенка

Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим

направлениям:

  1. воспитание звуковой культуры речи;

  2. обогащение активного и пассивного словаря;

  3. формирование грамматического строя речи;

  4. развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.

Развитие интонационной выразительности речи.

Воспитатель обращает внимание родителей на значение в развитии речи ребёнка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи.

Художественное слово в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать мысли, эмоции, переживания. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты, сказки являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка.

Практикум:

1.«Разминка»  

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок).  Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

2. Игра «Волшебный мешочек».

Ведущий демонстрирует волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка (любая из сказки репка) кошка

Ведущий: посмотрите- ка, что это? (родители отвечают) Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

Родители ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

— Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки.

— А как вы догадались, что в мешочке спряталась кошка? (ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т. д.)

Ведущий: А теперь, попытаемся описать нашу гостью.

Родители описывают кошку (шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)

-Молодцы, Кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку? (перечисляют сказки, где встречается кошка или кот – «Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Репка» и т. д.)

3.  «Пальчиковый игротренинг»

— Игра «Теремок»

На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

— «Апельсин», «Забор».

4. Ситуации « Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»

-Представьте, что я мама-медведица, а вы одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай… Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

-Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипупик!». Представь, что ты этот веселый кузнец… День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца… Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца. 

5. «Игра с загадками»

Ведущий загадывает загадки, кто отгадал надевает маску героя.

— Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков — Дом хранить от чужаков. (Собака)

— Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки. (кошка)

— Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).

-Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?(Репка)

Ведущий: А ну как, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, герои какой сказки они и кого здесь не хватает? (бабки с дедом)

— Инсценирование сказки «Репка» с помощью родителей.

Рефлексия «Шляпка»

Наша встреча подошла к концу. Я вам предлагаю две шляпки. Коричневую и зеленую. Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча надеваете зеленую и коротко рассказываете, что понравилось, что узнали нового. Если не понравилась, то надеваете коричневую шляпку и рассказываете, что не понравилось и что можно было бы изменить.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка о нас

Подведение итогов.

Источник

МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида» г. Воркуты

Консультация-практикум для родителей средней группы

по теме:

«Роль семьи в воспитании речи детей.

Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

Подготовила:

учитель-логопед

Курачева А.В.

Развивая речь — мы вступаем на путь познания

Развивая мысль – мы приближаемся к знанию

А. П. Кондарев

Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые

возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и

природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к

5-ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,

некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.

Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка

внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

 На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,

разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с

монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев

это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для

передачи смысла высказываний.

Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,

умение внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия

не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и

педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте

совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте

стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и

значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в

прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В

домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только

интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,

лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,

стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость

от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач

развития речи.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни

Читайте также:  Задачи центра раннего развития ребенка

– освоение связной монологической речи. В это время происходят

заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в

освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного

творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества

предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

        Для обогащения словаря и развития грамматического строя речи, можно посоветовать следующие игры:

1.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза – роза — нарцисс — гвоздика.

2. «Посчитай». 

Считаем всё, что можно посчитать.

Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок   и т.д.

3.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- … и т.п. 

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

4. «Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

5. «Большой — маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково,

Н-р:  ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д.

В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

6. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

7. «Назови, какой…». 

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.

8. «Подумай и ответь». 

Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

9. «Подбери слово».

Птица — перья. Огурец — овощ.  Ромашка — …

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

  • не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
  • у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
  • имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
  • Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения.

        Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

ПОМНИТЕ!

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт

речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей),

т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей

ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал

правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное

произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных

трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно

вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если

это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки

исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое

лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для

человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите

ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в

парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте

окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от

ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,

объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,

выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь

малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с

ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

 Как можно больше знакомьте малышей с фольклором,

рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только

приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные

качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и

забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет

знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые

шаги в овладении монологической речью

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского

писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не

поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что

лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь — результат

общения взрослого с ребенком!

Источник