Программа индивидуального развития одаренного ребенка информатика

Программа индивидуального развития одаренного ребенка информатика thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Сургута

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

«ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ»

Учитель информатики:

Жданов Денис Валерьевич

Индивидуальная образовательная программа по разделу «Язык программирования Pascal» разрабатывается для внеурочной индивидуальной работы с одаренными детьми по основной образовательной программе общего образования МБОУ СОШ №1 г. Сургута.

Требования Стандарта к организации внеурочной деятельности школьников заключается в следующем:

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность способствует в полной мере реализации требования ФГОС.

Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Компоненты психологического развития одаренного ребенка.

  • Любопытство-любознательность-познавательная потребность. При воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – «любознательность», а последняя – в устойчивое психическое образование – «познавательную потребность».

  • Высокий уровень развития логического мышления. Способность мыслить логически – основная характеристика одаренного ребенка. Одаренные дети в целом действительно отличаются от большинства других высоким уровнем развития этой способности. Это очень важная, но все же, не единственная характеристика одаренности.

  • Познавательная самодеятельность. Это стремление к постоянному углублению в проблему, т.е. способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие.

  • Познавательные возможности учащихся включают в себя такие понятия как способности, талант, одарённость, гениальность.

  • Оригинальность мышления. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах деятельности детей.

  • Способность к прогнозированию. Одаренным детям в значительной большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению.

  • Высокая концентрация внимания. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Ребенок часто бывает, поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь от дела, причем заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней.

Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них – устойчивость. Проявляется она в характерном упорстве к достижению цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности.

  • Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.

  • Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

  • Гениальность — высокая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Индивидуальная образовательная программа по работе с одаренными детьми разработана на основе:

  • Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,

  • Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.

  • Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года)

  • формирование умений формализации и структурирования информации при поиске решений возникших затруднений;

  • развитие информационной и алгоритмической культуры;

  • расширение представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • развитие умений составить и записать алгоритмы для решения нестандартных задач;

  • воспитание человека как целостной личности и неповторимой профессиональной и творческой индивидуальности.

ЗАДАЧИ:

  • организовать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развивать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

  • научить решать задачи из различных сфер деятельности человека с помощью разработки алгоритмов;

  • развивать логическое мышление;

  • привить учащимся активную жизненную позиции;

  • формировать потребности в творческом самовыражении.

Читайте также:  Цель обучения и развития ребенка в процессе физического воспитания

Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 1 учебный год.

Режим занятий. 36 часов в год (1 раз в неделю по 1 часу).

Формы и способы отслеживания результатов:

  • Проектная деятельность;

  • Представление опыта работы;

  • Конкурсы;

  • Индивидуальные занятия;

  • Работа с печатными и электронными информационными источниками.

  • принцип модульной структуры программы на языке программирования;

  • понятия объектно-ориентированного програмирования;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • особенности применения процедур и функций в алгоритме;

  • возможности подключаемых модулей расширения;

  • виды алгоритмических структур;

  • математические возможности при оперировании различными числовыми типами данных;

  • логические основы построения компьютерной техники;

  • графические возможности среды разработки;

  • правила и этапы разработки компьютерных информационных моделей.

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления;

  • выделять подзадачи;

  • определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования;

  • интегрировать знания различных областей в разработку проектов на языке программирования;

  • находить несколько подходов к реализации решений;

  • проводить компьютерный эксперимент с созданными моделями;

  • анализировать степень адекватности моделей.

раздела

Название раздела

№ п/п в разделе

Тема

К-во часов

1

Алгоритмы и исполнители

1

Способы записи алгоритмов

1

2

Объекты алгоритмов

1

2

Виды алгоритмов

1

Конструкция «следование»

1

2

Конструкция «ветвление»

1

3

Сокращённая и полная форма ветвления.

1

4

Конструкция «повторение»

1

3

Циклические алгоритмы

1

Цикл с постусловием

1

2

Цикл с параметром

1

3

Цикл с предусловием

1

4

Языки программирования высокого уровня

1

Сведения о языке программирования. Организация ввода и вывода данных

1

2

Программирование как этап решения задачи

1

5

Разработка алгоритмов

1

Программирование линейных алгоритмов

1

2

Программирование ветвлений.

1

3

Программирование циклов

1

6

Массивы данных

1

Одномерные массивы

1

2

Двумерные массивы

2

7

Моделирование физических процессов. Разработка проектов

1

Проект «Движение тел под действием силы тяжести»

2

2

Представление проекта на уроке физики

1

3

Проект «Центробежная сила»

2

4

Представление проекта на уроке физики

1

8

Моделирование экологических систем

1

Проект «Развитие популяций»

2

2

Представление проекта на уроке биологии

1

3

Проект «Игра Жизнь»

2

4

Представление проекта на уроке биологии

1

9

Моделирование случайных процессов

1

Проект «Метод «Монте-Карло» для определения площадей фигур»

2

2

Представление проекта на уроке геометрии

1

3

Проект «Алгоритмы заполнения «Судоку»

2

4

Представление проекта на уроке информатики

1

Количество часов:

35

Программирование как метод познания

Тема 1. Алгоритмы и исполнители (2 часа).

Формы занятия: вводное занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Правила поведения и техника безопасности. Поведение детей в аварийных ситуациях (пожар, теракт). Правила техники безопасности при работе в кабинете и на рабочем месте.

Способы записи алгоритмов.

Объекты алгоритмов.

Практика. Запись алгоритмов в виде блок-схем.

Тема 2. Виды алгоритмов (4 часа).

Формы занятия: тематическое занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Конструкция «следование».

Конструкция «ветвление».

Сокращённая и полная форма ветвления.

Конструкция «повторение»

Практика. Разработка алгоритмов решения задач и запись алгоритмов в виде блок-схем.

Тема 3. Циклические алгоритмы (3 часа).

Формы занятия: тематическое занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Цикл с постусловием.

Цикл с параметром.

Цикл с предусловием

Практика. Разработка алгоритмов решения задач и запись алгоритмов в виде блок-схем.

Тема 4. Языки программирования высокого уровня (2 часа).

Формы занятия: тематическое занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Сведения о языке программирования. Организация ввода и вывода данных.

Программирование как этап решения задачи.

Структура программы на языке программирования.

Алфавит языка программирования.

Стандартные процедуры и функции.

Практика. Разработка алгоритмов решения задач и запись алгоритмов на языке программирования.

Тема 5. Разработка алгоритмов (3 часа).

Формы занятия: тематическое занятие, занятия исследовательской деятельностью.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Программирование линейных алгоритмов.

Программирование ветвлений.

Программирование циклов.

Практика. Решение математических, физических и статистических задач на языке программирования.

Тема 6. Массивы данных (3 часа).

Формы занятия: тематическое занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Одномерные и двумерные массивы.

Практика. Заполнение и обработка элементов массива.

Читайте также:  Игрушки сделанные своими руками для развития ребенка

Тема 7. Моделирование физических процессов (6 часов).

Формы занятия: тематическое занятие, исследовательская деятельность, сотрудничество с учителями-предметниками, представление собственного опыта.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.

Теория. Движение тел под действием силы тяжести.

Центробежная сила.

Практика. Разработка проектов по рассмотренным темам.

Представление проектов на уроках физики.

Тема 8. Моделирование экологических систем (6 часа).

Формы занятия: тематическое занятие, исследовательская деятельность, сотрудничество с учителями-предметниками, представление собственного опыта.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.

Теория. Развитие популяций.

Практика. Разработка проектов по рассмотренным темам.

Представление проектов на уроках биологии.

Тема 9. Моделирование случайных процессов (6 часа).

Формы занятия: тематическое занятие, исследовательская деятельность, сотрудничество с учителями-предметниками, представление собственного опыта.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.

Теория. Методы определения параметров геометрических фигур.

Численные методы.

Вероятностные методы.

Элементы теории вероятности.

Практика. Разработка проектов по рассмотренным темам.

Представление проектов на уроках математики и информатики.

ЛИТЕРАТУРА

Я.И. Перельман «Физика на каждом шагу», -М., 2013;

А.Е. Марон, С.В. Позойский «Сборник вопросов и задач по физике», -М

Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников, — М., 2004;

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 10, -М., 2010;

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 11, -М., 2010;

Источник

МБОУ «Тункинская СОШ»

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении

Плотникова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

2017г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели  и решать поставленные задачи.  Эти люди нужны, чтобы в будущем определять  пути развития страны. Эти талантливые и одаренные люди способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования   является выявление и поддержка  одаренных детей.

Поэтому выявление таких детей должно начинаться уже в начальной школе.

Нормативно-правовые основания программы:

  1. Конвенция о правах ребенка,
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3.  «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
  4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы».
  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».        

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной  задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученица,…., которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике,  сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.

Работая с ребёнком,  я старалась пробудить  в ребёнке потребность  в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.  

Принципы программы:

1. Индивидуальность.

2. Учет возрастных особенностей детей.

3. Последовательность.

4. Преемственность.

5. Сотрудничество.

6. Успешность.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающегося на основе формирования умений управлять процессами творчества и логики.        

        Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей Валерии, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.

        Задачи:

  1. Развивать активность и самостоятельность;
  2. Расширять возможности обучения и самообучения;
  3. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  4. Развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
  5. Воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
  6. Формировать культуру межличностных отношений.

        Данная программа рассчитана на 2017 – 2019 учебный год, чтобы подготовить Валерию к участию в различных конкурсах и олимпиадах во 2 классе. В следующем году программа будет редактироваться после того, как будет проанализирована работа за предстоящий учебный год.

Читайте также:  Развитие речи ребенка раннего возраста приемы

Формы работы с ребёнком в данный период:

1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

2.Групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;

3.Внеурочная деятельность «Умники и умницы»;

4. Конкурсы и викторины;

5.Участие в олимпиадах разного уровня;

6.Работа по индивидуальному плану;

7.Создание портфолио.

Ожидаемые результаты.

— повышение интеллектуального уровня;

— умение использовать и проявлять свои способности;

— проявление самостоятельной творческой активности;

— формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя;

— участвовать  в различных  конкурсах,  (Всероссийских, международных, краевых и районных, )  способствующее позиционированию ОУ

Этапы реализации программы

I этап – диагностический.

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.

 Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.

Таблица 1

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

школьный психолог

2

Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Плотникова С..В.

3

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

школьный психолог

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

школьный психолог

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.

3-4 неделя

ноября

школьный психолог

6

Социометрия. Автор —  Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

школьный психолог

По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка».

II этап – коррекционно-развивающий.

Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.

Таблица 2

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

1 неделя октября

Плотникова С.В.

2

Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру

1 неделя октября

Плотникова С.В.

3

Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру и русскому языку

2 неделя октября

Плотникова С.В.

4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

2 неделя октября

психолог

5

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

Плотникова С.В.

Основные направления развития учащегося и выбор предметов для изучения:

Таблица 3

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты

Русский язык

Олимпиады.

Проектная работа

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие в Олимпиаде «Русский язык с Пушкиным». Высокий балл на конец года.

Литературное чтение

Олимпиады, литературные конкурсы

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие в олимпиадах и литературных конкурсах.

Окружающий мир

Олимпиады, исследовательская деятельность

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие в олимпиадах. Подготовка исследовательской работы.

Математика

Олимпиады, конкурсы, итоговые работы

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие в муниципальной олимпиаде по математике

Проектирование – образовательная программа «Я составляю программу образовательной деятельности»

Таблица 4

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию в школьной олимпиаде по математике

1. Индивидуальные консультации учителя .

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий «Умники и умницы».

Школьный уровень – 1 место

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике

1. Индивидуальные консультации учителя.

2. Индивидуальная работа.

Олимпиада «Русский с Пушкиным» — победитель;

Олимпиада Плюс по математике – победитель

Всероссийская межпредметная олимпиада — победитель

Исследовательская работа по окружающему миру

Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) 

Научно-практическая конференция- муниципального уровня

Проектная работа по русскому языку

Разработка проекта. Поэтапная работа над ней (план ученика и план руководителя).

Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Определение способов оценки и самооценки обучающегося

Таблица 5

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»

Портфолио за учебный 2016 – 2017 учебный год

Место проведения

Результат

Всероссийская дистанционная олимпиада «Русский с Пушкиным»

победитель

Всероссийская дистанционная метапредметная олимпиада

победитель

Внутриклассная олимпиада по математике

1 место

Внутриклассная олимпиада по русскому языку

1 место

Источник