Развитие ребенка от года с музыкой
АННА ИСАЕВА
Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет
Статья «Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет«
Автор: музыкальный руководитель Исаева Анна Геннадиевна
В данной статье представлена программа по раннему музыкальному развитию детей от 1 года до 2 лет. Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку. Как приобщить малыша к музыкальному искусству, когда он подрастает? Что и как слушать? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства.
Пояснительная записка.
Музыкальное развитие детей от года до 3 лет — это составная часть их психического и физиологического взросления. Мелодичные ритмичные звуки являются прекрасной стимуляцией нервной системы ребенка. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе. Музыкальное развитие детей раннего возраста учит воспринимать музыку и открывать преимущества влияния звуков на настроение и активность. Малыш, слушая музыку, проявляет новые эмоции и познает новые звуковые ощущения. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.
Цель: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности педагога и ребенка.
Задачи:
1. Обучать игре на музыкальных инструментах.
2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.
3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.
4. Формировать умение слушать музыку.
5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).
6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.
Новизна программы:
• Составление учебно-тематического плана.
• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки, куклы- перчатки, куклы — варежки)
• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.
• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.
Организация занятий
Программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые — 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет:10минут.
Каждое занятие проходит вместе с воспитателем, при его активном участии. Также помогает помощник воспитателя.
Ожидаемые результаты:
1. Эмоциональное развитие малыша.
2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.
3. Умение ребенка общаться в коллективе.
4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки
5. Выявление уровня музыкальных способностей
Формы подведения итогов:
Итоговые занятия проводятся 2 раза в год:
• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)
• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май — июнь)
Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.
Содержание программы
1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.
2. Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.
3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.
4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.
5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.
6. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают
сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться — красиво двигаться.
7. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.
8. Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам
транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.
Методическое обеспечение программы:
— Оборудование и материалы для занятий – музыкальный зал.
— Ковровое покрытие
— Детские стульчики
— Мольберт
— Музыкальный центр, ноутбук
— Пианино/синтезатор
— Бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, коробочки, маленькие тарелочки, барабаны.
— Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.
— Куклы Би-ба-бо (петрушечные)
— Сюжетные игрушки
— Наглядное пособие (пальчиковый театр)
-Платочки и большие платки, подушки.
— Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья).
Методические рекомендации:
1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.
2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.
3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.
4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.
5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.
6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.
7. Воспитатель должен быть активным участником игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша — это совместная деятельность.
Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.
Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых. Цель их программы — способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.
Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи. Цель музыкального воспитания — развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.
Новыми принципами работы является организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.
Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию.
Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
Блок
программы Направления работы Составляющие качества
образования
1. Восприятие Слушание музыки Воспринимает знакомые песни,
народные мелодии контрастного
характера.
Подпевание Умеет внимательно слушать
песни до конца исполнения.
Музыкально-ритмические
движения Проявляет интерес к музыке.
2. Исполнительство. 1. Слушание музыки
2. Подпевание
3. Муз. -ритмические движения
Используемый репертуар:
«Погремушечка», укр. народная мелодия
«Колокольчик»
«Полянка», р. н. м
«Баю-бай» М. Красева
«Собачка» М. Раухвергера
«Да-да-да» Е. Тиличеевой
Игра «Найди колокольчик»
Игра «Ладушки» р. н. песня (сб. 1)
«Прилетела птичка» Е. Тиличеевой
«Полянка», р. н. м.
«Баю-бай»
«Топ-топ» М. Красева
«Кошка» Ан. Александрова
«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой или «Маршируем дружно» М. Раухвергера
Игра «Птичка маленькая» А. Филиппенко
«Погремушка» р. н. мелодия
«Скачет зайка маленький» В. Агафонникова
«Флажок» В. Агафонникова
«Барабан» Е. Тиличеевой
«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова
«Погремушка» М. Раухвергер
«Где же наши ручки» Т. Ломовой
«Маленькая кадриль» М. Раухвергера
«Колечки» Ан. Александрова
«Уточка купается» А. Лазаренко
«Колыбельная» В. Агафонникова
«Колыбельная» М. Раухвергера
«Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой
«Собачка» М. Раухвергера
«Погремушка» М. Раухвергера
«Маршируем дружно» М. Раухвергера
«Ай-да» Г. Ильиной
«Вот так вот» бел. нар. песня
«Игра с зайчиком» или «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко
«Барабан» Е. Тиличеевой.
«Машенька-Маша» В. Тиличеевой.
«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова
«Топ-топ» М, Красева
«Маршируем дружно» М. Раухвергера
«Попляшите» М. Раухвергера
«Поиграем с мишкой» Е. Тиличеевой.
Р. н. сказка «Курочка — Ряба», «Поиграем в прятки»
Литература:
1. Буренина А. Ритмическая мозаика. — Санкт-Петербург, 2000.
2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. — Санкт – Петербург: Композитор, 2007.
3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. — М.: издательский дом Катанского, 2006.
4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М.: издательский дом Катанского, 2009.
5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. — Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.
6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких. — Санкт — Петербург: Композитор, 2003.
7. Петрова В. А. Музыка — малышам. — М.: Мозаика-синтез, 2001
8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. — Челябинск, 2004.
9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. — Новосибирск, 2002.
10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. — Санкт — Петербург: Композитор, 1998.
11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. — Санкт-Петербург, 2004.
12. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! – Санкт — Петербург, 2001.
13. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. — Санкт — Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.
14. О. Киенко «Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста» https://secret-terpsihor.com.ua/
24 марта, 2014
Наталья Мэй
31 комментарий
Включайте классическую музыку для детей прямо здесь и сейчас, и наполняйте их правильной энергией!
Сегодня все, кому не лень, говорят о пользе классической музыки. Почему? Полезна ли? И какое влияние классическая музыка оказывает на наших маленьких детей, на будущих мам и, в общем, на родителей?
Кому это надо?
На сегодняшний день отношение у людей к классической музыке неоднозначно.
Кто-то не может жить без нее и посвящает основные часы своей жизни именно ей: изучению, ежедневному прослушиванию и проигрыванию.
Кто-то ее «не переваривает» — в прямом и переносном смысле этого слова. В основном — это часть представителей нового молодого неопытного поколения. Те, кто просто не знает о пользе звуков классической музыки и не хотят воспринимать данную информацию в силу юношеского духа противоречий. Радует и вселяет надежду то, что это — часто временное явление. Мудрость, приходящую с годами, никто не отменял! Не будем заострять внимание на исключениях.
Также не любят классическую музыку те, кто в свое время отдал предпочтение чему-то «потяжелее», закрыл свой внутренний мир и не желает развиваться дальше. К сожалению, это тоже часто встречается.
Но раз вы оказались на этом сайте и читаете сейчас статью «Полезная классическая музыка для детей», значит вам не все равно, значит вы развиваетесь и желаете правильного раннего развития вашим Любимым Детям. И это — самое главное!
Тогда именно для Вас расскажу, что я узнала о пользе классической музыки.
Классическая музыка для детей, для беременных, для родителей — в чем Польза?
При нашем современном таком активном темпе жизни, когда порой голова кипит от того, что нужно успеть сделать… Когда многие страдают нарушениями нервной системы, и как следствие — появляется бессонница, раздражительность, депрессия… В эти моменты классическая музыка — это своего рода Стоп Негативу!
Классическая музыка дарит гармонию нашему организму — на эмоциональном, энергетическом и молекулярном уровне.
Уже много ученых убедились на собственном опыте в пользе классической музыки для детей и не только. Вы вот знали, например, что существует музыкальная фармакология? Американский ученый и основатель этого научного направления Робберт Шофлер доказывал, что все увертюры Моцарта, все симфонии Чайковского, баллада «Лесной Царь» Шуберта обладают исцеляющими свойствами и помогают скорее выздороветь.
Будущим мамам очень рекомендуется слушать Моцарта.
Так, Михаил Лазарев (один из лучших специалистов-педиатров) утверждал, что именно классическая музыка благотворно влияет на гармоничное развитие ребенка еще в утробе матери. Его исследования в этой области показали, что благодаря этой музыке костная структура плода формируется лучше, кровообращение стимулируется, работа эндокринной системы улучшается, а внутренние органы получают своего рода массаж от вибраций классической музыки.
Доказано, что даже 10 минут прослушивания музыки Моцарта помогает обмену веществ, улучшает периферийное зрение, усиливает интеллектуальные способности человека. Причем, этот эффект распространяется на всех: и на тех, кому нравится эта музыка, и на тех, кто ее не любит. Конечно, любители получают большее.
Если вас одолели напряжение и страх, помогут расслабиться произведения Вивальди, «Аве Мария» Шуберта, Бетховен (2 часть 6 симфонии), «Колыбельная» Брамса.
Музыка Чайковского, Шопена и Листа — это помощь в преодолении жизненных трудностей, повышении душевной стойкости, а также, если вам необходимо перетерпеть боль.
Вот бы слушать такую классическую музыку в роддомах. Не правда ли, девочки?! ????
Если у вас повышенное давление, чаще слушайте медленные спокойные мелодии струнных инструментов.
Звуки кларнета и флейты-пикалло улучшают кровообращение.
Страдающим алкогольной зависимостью французские ученые советуют слушать «Дафни и Хлоя» Мориса Равеля.
А помните тот документальный фильм, в котором показывали результаты экспериментов над водой? Молекулы воды хаотичного вида превращались в нечто превосходное и совершенное за счет услышанной Классической музыки и добрых слов. А ведь человек состоит из воды на 60-80% (цифра зависит от возраста). Новорожденный, например — на 80%. А трехмесячный плод — аж на 95%!
А теперь, друзья, дружно делаем выводы!! ????
Рекомендации для нас — Родителей
Раз мы хотим быть Прекрасными и Совершенными (для мамочек)…
или Молодыми и Сильными (для пап)…
- побольше пьем чистой воды (не менее 1,5-2 литра в день) — для обновления клеток — для нашей молодости и здоровья! Чай, сок и другие жидкости не считаются — только Чистая вода.
- почаще слушаем Классическую музыку, для этого — добавляем эту Страницу к себе в закладки браузера (нажмите на звездочку вверху экрана) и ежедневно включаем плейлист или те композиции, которые больше всего нравятся, хотя бы на несколько минут!
Рекомендации для Детей
- почаще включаем Классическую музыку для детей и приучаем их к прекрасному!
- даем чистую воду (молоко, компотики и т.д. не считаются — только вода) столько, сколько пьют или просят! Для грудничков есть отдельные рекомендации по приему воды (изложу чуточку позже).
Рекомендации для Будущих мам
- обязательно без наушников слушаем Классическую музыку для себя Любимой и Любимого ребеночка внутри животика (или деточек — кому как повезло…)!
- пьем Чистую воду, но помним, что если есть отеки или опасность их появления, то обязательно консультируемся со своим врачом в женской консультации по поводу разрешенного объема воды!
А какие композиции классической музыки нравятся вам? Напишите в комментариях и, возможно, совсем скоро вы увидите их в плейлисте.
Если Вам нравится классическая музыка, если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопочки ниже.
До встречи на страницах сайта и видео-канале.
Бонус: Просто очень красивая музыка для беременных:
С Любовью к Вам и Вашим Любимым Детям!
Ваша Наталья Мэй.
Категория: Музыка
Метки: классика, классика для детей, классическая музыка для беременных, классическая музыка для детей, классическая музыка для души, классическая музыка для малышей, классическая музыка моцарт, классическая музыка онлайн для детей, классическая популярная музыка, красивая классическая музыка, лучшая классическая музыка, любимые дети, моцарт, моцарт для детей, музыка моцарта, музыка моцарта для детей, музыка моцарта слушать онлайн, музыка моцарта слушать онлайн бесплатно, полезная классическая музыка для детей, развитие детей, раннее развитие детей, сборник классической музыки, Эффект Моцарта
Классическая музыка для всестороннего развития детей с самого их раннего детства, буквально с периода новорожденности.
Сознательные родители заботятся о гармоничном развитии своего малыша. Конечно же, для этого придется приложить немало усилий, подарить маленькому всю свою любовь и потратить несчитанное количество часов.
Мы расскажем Вам, почему так важно организовать правильное музыкальное воспитание ребенка с самого детства и почему стоит слушать именно классическую музыку.
Классическая музыка для беременных
Ребенок начинает различать звуки уже с 5 месяца беременности. Одного часа прослушивания классической музыки во время беременности в день будет достаточно, чтобы начать знакомство ещё не родившегося малыша с новыми для него звуками. После рождения, детки способны вспомнить знакомые мелодии и даже засыпать под них. Эмоциональная уравновешенность у детей, слушающих музыку ещё в животике у мамы, доказана. Такой эффект связан скорее всего с тем, что слушая классическую музыку во время беременности, будущая мамочка расслабляется, отдыхает, а это сказывается на малыше только положительным образом.
Классическая музыка для новорожденных детей
Общеизвестно, что музыкальный вкус и восприятие музыки в целом формируются у малышей под влиянием привычек его родителей. То, что слышит малыш изо дня в день и составит, скорее всего, его предпочтение.
Уже в три месяца классическая музыка для новорожденных может быть сколь угодно сложной, ведь маленький усваивает информацию буквально на лету, ему достаточно несколько раз услышать мелодию, чтобы затем с легкостью её распознавать. Прослушивая песни одна за другой, рано или поздно какой-то из них он начнёт отдавать своё предпочтение. Мелодия будет ему интересна. А добиться интереса ребенка – это прекрасно. Почему? Интерес – главная составляющая в развитии ребенка. Только интерес порождает стремление к познанию.
Правильное музыкальное образование в период новорожденности – это предоставление возможности своему ребенку понять и осознать всю глубину классической музыки. Именно классическая музыка для детей незаменима в плане развития слуха и развития в целом.
Как слушать классическую музыку с детьми?
Для развития ребенка, несомненно, классическая музыка предпочтительнее незамысловатых попсовых мелодий.
Конечно, простые детские песни вызовут у малыша радость и восторг. Маленькие дети, которые даже не знают, что такое танец, услышав любую заводную мелодию, на интуитивном уровне начинают хлопать, топать ножкой или приплясывать. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций.
Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет. Однако и её слушать нужно в умеренных количествах. В погоне за ранним развитием ребенка, не стоит утомлять его круглосуточным прослушивание всевозможных мелодий и обучающих материалов.
Для грудничков достаточно 1-2 мелодий в день, далее время прослушивания классической музыки постепенно увеличивается.
В нашем сборнике классической музыки для детей представлены по-настоящему золотые мелодии, написанные самыми талантливыми композиторами в истории. Дайте своему ребенку шанс осознать величие и глубину классической музыки, прежде чем начинать слушать с ним детские песенки.