Авторы об эмоциональном развитии ребенка

Авторы об эмоциональном развитии ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Гончарова Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №4. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/99/3446/ (дата обращения: 22.03.2020).



К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал Кэрролл Изард: «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие.

Л. С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства) связанном с воспитанием, направленным на интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «бесчувствованию» способствует технология жизни, в которой участвует ребенок. В средствах массовой информации часто демонстрируются, сцены насилия. Дети стали замыкаться, меньше читать художественные произведения и общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и агрессивность в будущем.

Яркую оценку эмпатии (способности эмоционально отзываться на переживания другого), дал известный педагог В. А. Сухомлинский: «глухой к другим — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков…»

В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не существуют вне познания и деятельности человека, а напротив, они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Таким образом, на основании сказанного отметим, что эмоции и чувства сопровождают все виды деятельности и поведение человека.

Дошкольное детство является первоначальным для развития личности ребенка. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослыми». Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются.

Но несмотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошкольник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Он учиться управлять своими чувствами, выражать их в культурной форме, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействовать на них.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

  1. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального поведения.
  2. Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.
  3. Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.

Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ребенка.

Читайте также:  Использование техники оригами для развития ребенка в дошкольном возрасте

Поэтому, работу мы построили следующим образом:

‒ выбрали приоритетные направления;

‒ определили темы занятий;

‒ сделали подборку игр.

И далее проводили работу по блокам:

  1. «Я — человек!»
  2. «Свои эмоции»
  3. «Социальные навыки»

Главная задача первого блока «Я — человек!» — помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек уникален и неповторим. И не важно, что возможности ребенка ограничены, важно постоянно поддерживать каждого малыша в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. И помочь ему, поверить в свои силы. Дать ему уверенность, что завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.

В старшем возрасте использую такие приемы: беседы, рассматривание ситуаций из личного опыта, показ кукольных спектаклей, дидактические игры из серии «Свет мой, зеркальце, скажи!», «Я и мое тело» «Кто я?». Закончить серию этих занятий можно созданием альбома под названием «Эта книжка про меня!». Здесь ребенок в рисунках, аппликации, фотографиях изображает все, что узнал о себе.

Вся проведенная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положительной.

Основная задача второго блока — научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми.

Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины. Проводя работу по второму блоку, можно уделить внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Блок «Социальные навыки» очень важен. Главная задача этого раздела — помочь ребенку освоить правила, нормы поведения в обществе. Ведь иначе как обеспечить дошкольнику комфортное существование в среде сверстников, как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте.

Темы этого блока предполагают обучить детей анализу причин межличностных конфликтов и умению их регулировать. Работу можно провести по следующим темам: «Друзья», «Как и почему возникают конфликты?», «Совместное дело», «Добрые слова и дела», «Дразнить, обижать» и другие. Можно создать проблемные ситуации, этого можно достичь с помощью тренинга по карточкам «Экспресс — помощь».

Методика Г. Б. Степановой, Е. Г. Юдиной характеризует развитие социальной сферы при взаимодействии с взрослыми, сверстниками, а также усвоение норм и требований (индивидуальный профиль социального развития). Заполняя такой профиль, можно получить четкую картину продвижения ребенка в сфере социального развития, помогает увидеть пробелы, а работе, построить коррекционную работу. Социальное развитие ребенка является основой нравственного воспитания, воспитания гражданской позиции, формирования чувства патриотизма через любовь к своей семье, городу, Родине.

Рассмотренная тема очень значима и актуальна. Закончить ее хочется словами В. С. Мухиной: «Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности» А это главное, так как эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит разностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чувство, эмоция, старший возраст, взрослый, чувство уверенности, эмоциональная сфера ребенка, нормальное развитие личности ребенка, социальное развитие, дошкольник.

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого опыта, которого он приобретает вне семьи.

Развитие социальной уверенности у детей старшего

Даже в самой крайней и запущенной форме застенчивость и неуверенность пройдет, если для их преодоления приложить труд души. В. Леви. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни…

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест…

Читайте также:  Средне гармоничное физическое развитие ребенка в 4 года

Социальноэмоциональное развитие детей в условиях детского…

Важность проблемы социальноэмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную…

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ развития, проективный рисуночный Тест, подготовительный этап.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест… Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка.

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего

Эмоции человека. Развитие чувства ответственности у студентов в процессе обучения.

Исследование эмоционально-аффективной сферы личности… состояние обусловлено деятельностью физиологических процессов организма.

Источник

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость≤ Безусловно, надо, ведь страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Это явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме — психологическому здоровью детей.

К раскрытию проблемы эмоциональной отзывчивости мы подходим через рассмотрения следующих понятий: эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное развитие.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. [4]

Эмоциональная отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. [4]

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка» [1]. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста. [5]

Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежова, автор этой системы, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой — акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на разных правах с познавательным и действенно-практическим. [2]

Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:

—        собственно-эмоциональное развитие;

—        опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно эмоциональное развитие — это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно-эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.

Опосредованно-эмоциональное развитие — это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать, прежде всего, поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциональные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условия для этого будут:

1.      Формирование ценностных представлений:

—        нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость);

—        интеллектуальных (истина, знание, творчество);

—        эстетических (красота, гармония);

—        социальных (семья, этнос, отечество);

—        валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон);

—        материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда)

2.      Использование приёмов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания. [5]

В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

Читайте также:  Развитие ребенка с проблемами синдром дауна

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

Многие авторы едины во мнении, что дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только с взрослыми, но и со сверстниками. Результаты их исследований показали, что дошкольник не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности в контактах с ровесниками оказывается как бы выше. Равенство сверстника позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.

А. Д. Кошелева считает, что значительная роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. Автор отмечает, что в условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. Опыт дошкольника может быть разным. А. Д. Кошелева пишет, что опыт полный и разносторонний — у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях, по утверждению автора, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Приобретаемый опыт в семье может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность, по мнению А. Д. Кошелевой, складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимых ребенку. Наконец, эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым (у родителей разные представления о воспитании ребенка).

А. Д. Кошелева также говорит о том, что взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости. [3]

По мнению Л. Мерфи, современное общество способствует развитию квазиэмпатийного поведения, так как содержит в себе противоречие индивидуальных и социальных ценностей, которое ребенок воспринимает через взаимоотношения взрослых и детей вокруг себя, через социальные и моральные стереотипы. Мир взрослых не дает ребенку ощущения безопасности, подавляя его социальные потребности и стимулируя к агрессивному поведению. Тенденция к эмпатийному поведению искажается. Ребенок маскирует свои агрессивные тенденции квазиальтруизмом (нападает на кого-то из детей, делает вид, что защищает его). Проецированная тревожность тоже может искажать проявления эмпатийного поведения, так как дети приписывают другим свой дискомфорт.

Л. Мерфи приходит к выводу, что эмпатийное поведение проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия и тепла.

Итак, развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Как уже говорилось выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком; так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Литература:

1.      Выготский Л. С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4.

2.      Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.

3.      Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников.-М., 2002.

4.      Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М., 1996.

5.      Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная отзывчивость, ребенок, взрослый, развитие, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, опосредованно-эмоциональное развитие, собственно-эмоциональное развитие, эмоциональное развитие, эмоциональное развитие детей.

Источник