Развитие ребенка 6 месяцев по комаровскому таблица

Прикорм по Комаровскому в последние годы стал популярной темой среди будущих и состоявшихся молодых мам. К советам этого врача прислушиваются многие родители, даже бывалые мамы и папы с несколькими детьми. Харизматичность и собственный взгляд на педиатрию Евгения Комаровского как детского специалиста вселяет в родителей уверенность в его рекомендациях.

Появление новых продуктов в рационе грудничка — увлекательный этап в жизни молодых родителей и малыша. Но введение прикорма по Комаровскому может отличаться от рекомендаций наблюдающего ребенка педиатра. К какому специалисту прислушиваться — решать родителям.

Чем прикорм отличается от докорма?

Большинство молодых мам не видят существенной разницы между определениями «прикорм» и «докорм», но на самом деле это два совершенно разных слова.

Понятие «докорм» применимо, когда ребенку не хватает грудного молока, и его недостаток возмещают искусственной смесью или заранее сцеженным молоком, либо молоком домашних животных (что крайне нежелательно). В таком случае говорят, что грудничок находится на смешанном вскармливании.

Прикорм означает, что ребенок получает пищевые продукты в дополнение к своему обычному рациону — материнскому молоку или смеси. Цель прикорма — адаптировать и приучить организм малыша к «взрослой» пище.

Когда вводить?

Первый год развития ребенка считается важнейшим в педиатрии, и питание на этом этапе имеет огромное значение. Первый прикорм согласно таблице введений по Комаровскому важно давать не раньше, чем ребенку исполнится 6 месяцев. В этом случае совершенно неважно, какое основное питание малыш получает — материнское молоко или адаптированную смесь.

Доктор Комаровский считает, что если до 6 месяцев развитие ребенка находится в пределах нормы, то ему не нужны какие-либо дополнительные пищевые продукты, кроме грудного молока и смеси.

Нежелательно вводить первый прикорм и позже этого срока. При вводе в детский рацион новых пищевых продуктов ребенок получает питательные вещества, которые необходимы для роста и развития его организма. Также при запоздалом введении первого прикорма в виде твердой пищи не начинают формироваться такие навыки, как жевание и мелкая моторика.

Шестимесячные дети с помощью жевания готовят десны к прорезыванию первых зубов, а во время игры с пищей у ребенка развивается мелкая моторика. К тому же однообразное питание у малышей старше 6 месяцев может привести к отставанию в росте.

Своевременное введение прикорма по таблице Комаровского укрепляет здоровье ребенка, позволяет ему правильно развиваться в психоэмоциональном и физическом направлении.

Преимущества и недостатки раннего прикорма

Молодые мамы часто слышат от окружающих, что прикорм можно начинать раньше, чем рекомендует современная педиатрия. Чем старше малыш, тем чаще станут звучать доморощенные советы относительно прикорма желтком, кашей и другими продуктами.

В наше время, если кормящая мама правильно и разнообразно питается, или ребенок получает качественную адаптированную смесь в качестве заменителя грудного молока, то необходимости предлагать прикорм до 6-месячного возраста нет. Пользы от слишком раннего введения прикорма тоже нет, скорее, это причинит вред ребенку.

Например, могут возникнуть расстройства органов пищеварения и аллергические реакции организма. Вот почему вопрос о введении прикорма должен быть детально рассмотрен родителями. Чтобы получить исчерпывающую информацию, они могут изучить таблицу прикормов по Комаровскому.

Правила введения

Доктор Комаровский советует придерживаться следующих рекомендаций при введении прикорма:

  1. Любой продукт нужно предлагать осторожно и постепенно. Для начала достаточно одной чайной ложки или глотка новой пищи, а затем ребенок докармливается своим привычным питанием — молоком или смесью. Если кожные покровы и слизистые, стул и сон малыша останутся неизменными, количество прикорма можно повышать.
  2. Если возникли сомнения, например, на щечках ребенка появились шелушащиеся пятна, или ночью он чаще просыпался и хуже спал, с новым продуктом желательно повременить, оставив все, как есть.
  3. Если болезненные проявления, например, аллергическая реакция организма, стали очевидны, новую пищу вводить до исчезновения признаков неблагополучия не рекомендуется.
  4. Нельзя вводить новый продукт в период заболевания, за 3 дня до проведения профилактической прививки и в течение 3 дней после нее.
  5. Если ребенку не нравится какой-то продукт или он ест его с неохотой, настаивать не следует.

С каких продуктов надо начинать

Кто-то считает, что первый прикорм начинается с овощей, другие уверены, что это фрукты, ну а третьи настаивают на том, что впервые прикармливать малыша нужно кашей, приготовленной на грудном молоке.

По правилам введения прикорма по Комаровскому начинать прикорм лучше с кефира. Специалист объясняет это тем, что с рождения пищеварительная система ребенка успела привыкнуть к молочной продукции, и кефир является их ближайшим аналогом.

К тому же, кефир содержит массу кисломолочных бактерий, которые укрепляют иммунную систему и снижают вероятность развития кишечных инфекций. Кефир качественно снижает нагрузку на еще не окрепшую печень грудничка и положительно влияет на процессы пищеварения в организме.

Схема введения прикорма по Комаровскому рекомендует введение нового продукта в утренние часы, постепенно замещая им основное кормление ребенка. В первый раз для пробы грудничку предлагается совсем немного кефира — не более 2 чайных ложек. Если негативные реакции со стороны организма отсутствуют, в следующие дни дозу кефира можно смело повышать, до тех пор, пока ребенок не начнет съедать по 150 мл за целое кормление без докорма.

Через 5-7 дней после этого в рацион ребенка вводится второй новый продукт — творог. Безусловно, вводится он на фоне относительного здоровья грудничка и отсутствия у него побочных эффектов на новую пищу. Шестимесячному малышу достаточно употреблять 30 гр творога каждый день, с 9 месяцев эта цифра увеличивается до 50 гр. Если в натуральном виде творог малышу категорически не нравится, доктор Комаровский советует добавить в него небольшое количество сахара.

Читайте также:  Индивидуальная программа педагогического сопровождения ребенка по познавательному развитию

После того, как ребенок привыкнет к кефиру и творогу, то есть кисломолочная продукция будет заменять у него одно утреннее кормление (обычно на это уходит 10 дней), врач советует ввести в детский рацион молочно-крупяную кашу (рисовую, овсяную или гречневую), заменив ею вечернее кормление.

Схема прикорма по Комаровскому рекомендует введение овощей и фруктов только к 8 месяцу жизни малыша. При этом начинать нужно с овощных отваров и только после них можно предлагать грудничку овощное пюре или суп. Через 2 недели в рацион можно добавить желток яйца и мясо, соответственно таблице прикорма по Комаровскому по месяцам.

Схема введения

Таблица прикорма по Комаровскому выглядит следующим образом:

Новый продукт6 месяцев7 месяцев8 месяцев9 месяцев10 месяцев11 месяцев12 месяцев
Кефир, мл5-3050-7090-100100100100100
Творог, гр5-2020-3040-5050505050
Печеное яблоко, гр5 — 3040-5050507070
Овощн. пюре, гр5-7090-100120-150150180-200
Сок, мл5-1015-2020-3040-5060-70
Молочн. каша, гр5-7090-100120-150150180-200
Желток, шт.0,250,5111
Мясное пюре, гр5-3040-50 60-7070
Рыбное пюре, гр5-203040
Растит.

масло, мл

133333

Готовить самим или покупать?

Готовить прикорм самостоятельно или приобретать готовые блюда в специализированных отделах, молодая мама должна решить самостоятельно. Нельзя сказать, что лучше, наверняка. И у фабричного, и у домашнего детского питания имеются свои преимущества и недостатки.

Плюсы фабричной продукции:

  • экономия времени для мамы;
  • возможность взять с собой в поездку или на прогулку;
  • комфортная консистенция продукта;
  • обогащение пищи дополнительными витаминными и минеральными комплексами, пребиотиками;
  • поликомпонентность продукции, которую не всегда можно достичь в домашних условиях.

Минусы фабричного детского питания:

  • большие финансовые затраты;
  • срок хранения открытой баночки готового питания не превышает 24 часов в условиях холодильника, что крайне невыгодно в самом начале введения прикорма;
  • хранить вскрытую упаковку каши можно не более 2 недель;
  • вкусовые качества овощных пюре серьезно уступают домашним блюдам.

Плюсы блюд, приготовленных своими руками:

  • финансовая экономия;
  • вкус обычно лучше, чем у покупных продуктов;
  • можно корректировать консистенцию и вкус блюда по собственному усмотрению.

Минусы домашних блюд:

  • много времени уходит на покупку и ежедневную готовку блюд специально для крохи;
  • невозможность приготовить продукт вне дома.

При введении прикорма и новых пищевых продуктов в рацион грудничка всегда нужно придерживаться правил, которые рекомендует наблюдающий ребенка педиатр и/или доктор Комаровский, чтобы не подвергнуть детское здоровье опасности.

Любые эксперименты с прикормами, по мнению Комаровского, нужно отложить до того момента, пока малышу не исполнится 6-7 месяцев. Чем старше малыш, тем меньший риск представляют для него блюда с непривычными продуктами.

Следует помнить, что введение первого прикорма согласно таблице Комаровского еще не означает, что нужно отказываться от грудного вскармливания. Безусловно, новые пищевые продукты необходимы для развития и роста малыша, который уже достиг 6 месяцев. Но материнское молоко — это именно тот продукт, в котором ребенок до года нуждается больше всего. Обычно к 1 году ребенок окончательно переходит на «основное» питание, но одно кормление грудью нужно оставить минимум до 12 месяцев.

Автор: Ольга Рогожкина, врач,
специально для Mama66.ru

Полезное видео о введении прикорма по Комаровскому

Источник

В полгода наступает новый этап в становлении малыша. Нормы развития ребенка в 6 месяцев достаточно условны. Малыш может еще не уметь чего-то, положенного по нормативам, но освоить другие навыки, не свойственные его возрасту. Поэтому несоответствие навыков ребенка установленным нормам не должно вызывать панику.

Ребенок в 6 месяцев

Развитие малыша на 6 месяце

У 6-месячных девочек превосходство речевых способностей уже становится выраженным, хотя в основном развитие детей обоих полов в полгода происходит синхронно. Но есть и некоторые различия, особенно в психо-эмоциональной сфере. Даже при рождении девочки более зрелые и в последующем опережают мальчиков в развитии на 3-4 недели.

В свою очередь, в 6 месяцев мальчики меньше спят, проявляют большее беспокойство. Если особы женского пола от природы больше ориентированы на выживаемость, то мужского – на развитие и прогресс. По этой причине мальчикам нужно больше пространства для полноценного развития, они чаще получают травмы из-за постоянного обследования новых территорий.

Ползающий ребенок

Что касается того, как выглядит ребенок в шесть месяцев, то мальчики крупнее девочек.

Физиологические изменения

В полгода большинство детей уже способно твердо удерживать голову, у них исчезает физиологический гипертонус в конечностях. В этом возрасте иногда прорезываются первые зубы – нижние резцы.

Средняя продолжительность сна малыша в 6 месяцев – 15-16 часов в сутки.

Физическое развитие

Развитие полугодовалого ребенка характеризуется постепенным уменьшением прибавки массы тела.

В соответствии с нормативами развития 6-месячного ребенка, установленными ВОЗ, младенец должен иметь соответствующую возрасту длину тела и массу; вес и рост различается в зависимости от пола ребенка:

  • мальчик: рост – 65,5-69,8 см, вес – 7,1-8,9 кг;
  • девочка: рост – 63,5-68 см, вес – 6,5-8,3 кг.

Взвешивание ребенка

Психоэмоциональное развитие

Во время бодрствования малыш активен. Теперь он не всегда плачет, если ему что-то не нравится. Показать недовольство он способен с помощью мимики, жестов, звуков. Ребенок становится более контактным, его взаимодействие со взрослыми приобретает форму игры. При желании поиграть целенаправленно привлекает к себе внимание.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка начальных классов

В 6 месяцев начинается период подражания.

Познавательное развитие

Ребенок на шестом месяце жизни постоянно двигается, получает новую информацию. Его увлекают даже самые простые предметы, особенно тот факт, что он может на них воздействовать: двигать, бросать. Проявляет любопытство к новым незнакомым вещам, к старым же теряет интерес.

Интерес ребенка

Что должен уметь ребенок в пол года

В основном то, что умеет ребенок в шесть месяцев, можно свести к следующим ключевым навыкам:

  • есть с ложки;
  • ползать;
  • произносить отдельные слоги;
  • переворачиваться с живота на спину.

Двигательная активность

Многие малыши пытаются в этом возрасте самостоятельно сесть.

Постепенно шестимесячный ребенок начинает контролировать и изменять свои движения с помощью зрения – развивается зрительно-моторная координация. Это проявляется в том, что малыш тянет игрушку точно в рот или может стучать ею о поверхность.

Важный момент развития ручных навыков – когда младенец начинает пользоваться большим пальцем независимо от движений остальных пальцев руки.

Ползание

Зрительное восприятие

Неподвижные предметы младенец видит гораздо яснее. Предпочитает контрастные изображения, четкие контуры и яркие цвета.

Острота зрения в шесть месяцев в несколько тысяч раз выше, чем при рождении.

Слуховое восприятие

Малыш быстро поворачивается на звук. Узнает голоса близких людей. Может выделить в речи слова, состоящие из 2 слогов, например, «ба-ба». У ребенка 6 месяцев появляется способность различать свое имя.

Развитие полугодовалых детей

Понимание и развитие речи

Младенец в 6 месяцев наблюдает за окружающими людьми, воркует и лепечет в ответ на вопросы, двигает руками и ногами. Он высказывает удовольствие от общения. Если при разговоре не останавливаться, чтобы дать ему возможность «выговориться», он начинает скучать.

Ребенок может шептать, кричать, ворчать, т.е. по-разному интонировать речь. Может находить взглядом называемый предмет, если тот знаком малышу и занимает постоянное место. По просьбе взрослого делает простые движения («помаши ручкой», «ладушки, ладушки»). Откликается на свое имя.

Повторение за взрослыми

Психологические изменения

Чтобы у ребенка сформировалась правильная самооценка, он должен чувствовать, что он любим.

Ребенок в 6-месячном возрасте начинает осознавать себя. Он уже понимает, что это в его руке погремушка, что это он заставляет игрушку качаться.

Малыш смотрит на себя в зеркало, но не осознает, что это он. Собственное отражение привлекает его просто как изображение другого ребенка.

Ребенок в 6 месяцев

В этом возрасте младенец уже понимает, как взрослый относится к нему и к отдельным его поступкам.

Краткая таблица навыков

Показатель развитияЧто умеют дети в 6 месяцев
Крупная моторикаПолзать; переворачиваться с живота на спину; присаживаться, держась за руку взрослого.
Мелкая моторикаНамеренно сводить руки вместе; есть с ложки; перекладывать игрушку из руки в руку; брать мелкие предметы при помощи указательного и большого пальцев.
Речевые навыкиЛепетать; произносить отдельные слоги; отзываться на имя.
ИнтеллектДержать по игрушке в каждой руке и переключать внимание с одной игрушки на другую.

Развивающие занятия и игры для полугодовалого малыша

Многие будущие успехи связаны с тем, как развивался ребенок в шесть месяцев двигательно. Важно, чтобы сохранялась последовательность в развитии двигательных умений ребенка в 6 месяцев. Если малыш еще не ползает и не делает попыток присесть, можно его простимулировать.

Для тренировки ползания необходимо положить младенца на живот. Спереди поставить привлекательный предмет. Малыш потянет ручку вперед, стараясь схватить его. Если он при этом не пытается ползти, следует немного помочь – подставить свою руку к ножкам для опоры. Скорее всего, он воспользуется поддержкой и попробует продвинуться вперед.

Развивающие игры

Для тренировки у ребенка 6 месяцев способности сидеть необходимо взять палочку диаметром 3-4 см. Малыша нужно уложить на спину. Держа палочку за края, протянуть ее младенцу, чтобы он взялся за середину. Теперь нужно начинать подтягивать палочку вверх, малыш постепенно оторвет спинку от поверхности и присядет. Затем следует плавно опускать, контролируя, чтобы младенец не ударился головой.

Для развития речевых навыков следует показывать и называть предметы, картинки в книжках. Важно не допускать двух крайностей: скупости на слова и чрезмерного многословия.

Игры и игрушки

Увеличение объема питания дает энергию для активных игр, например, ползания по детским трубам и тоннелям, что хорошо развивает моторику и координацию движений у 6-месячного ребенка.

Если малыш уже уверенно сидит, в ежедневные занятия вводится игра с мячом. Усадив младенца, следует катнуть к нему мяч и побудить его толкнуть предмет обратно.

Катание ребенка на больших гимнастических фитболах способствует формированию правильной осанки и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Катать малыша можно на спине и на животе.

Ребенок на фитболе

Самые подходящие для младенца погремушки – гантелеобразной формы. Такая погремушка не выскальзывает из руки, балансирует, ее легко удержать за узкую часть.

Как играть с полугодовалым малышом

Игры в 6 месяцев направлены на тренировку и освоение необходимых навыков:

  1. Тренируем мышцы ног. Все дети дрыгают ручками и ножками. Но если ласково прикасаться к малышу и легонько тормошить, его движения станут более интенсивными и продолжительными. Так тренируются мышцы ног, что важно для будущего навыка ходьбы, и рук – для будущих ручных навыков.
  2. “Самолетик”. Взять малыша правой рукой под грудь, левой за ноги и покружиться вместе с ним, поднимая чуть вверх и опуская вниз. Это поможет ребенку преодолеть страх необычного положения и высоты.
  3. “Эй, малыш!”. Позвать ребенка по имени с другого конца комнаты и дождаться, пока он посмотрит в сторону зовущего. Сказать еще что-нибудь из этого же места, после чего сменить положение и позвать снова.
Читайте также:  Процесс развитие ребенка от 1 до 2 лет

То, чему учить ребенка в этом возрасте уже можно:

  • определять источник звука;
  • различать фактуры поверхностей (гладкая, мягкая, шершавая и т.д.), дотрагиваясь его ручкой до разных предметов;
  • манипулировать различными предметами: катать машинку, надевать кольцо на стержень, ставить кубики друг на друга.

Уход

Правильный уход за ребенком предусматривает соблюдение некоторых условий:

  1. Помещения необходимо регулярно проветривать, чтобы обеспечить постоянный приток свежего воздуха.
  2. Комната малыша должна подвергаться ежедневной влажной уборке. Это поможет не только избавиться от пыли, но и увлажнить воздух.
  3. Постоянное проведение процедур закаливания: купание, воздушные и солнечные ванны.
  4. Обеспечение младенцу условий для двигательной активности во время бодрствования.
  5. Делать массаж и гимнастику нужно каждый день.
  6. Поддержание температуры в детской на уровне +18°С.
  7. Неукоснительное следование установленному распорядку дня.

Купание новорожденного

Режим дня и сон

Ребенок 6 месяцев активно бодрствует около 2-2,5 часов, спит 3 раза в день по 2-2,5 часа.

Примерный режим дня ребенка 6-9 месяцев:

  • 7.00 – кормление;
  • 7.00-9.00 – бодрствование;
  • 9.00-11.00 – сон;
  • 11.00 – кормление;
  • 11.00-13.00 – бодрствование;
  • 13.00-15.00 – сон;
  • 15.00 – кормление;
  • 15.00-17.00 – бодрствование;
  • 17.00-19.00 – сон;
  • 19.00 – кормление;
  • 19.00-21.00 – бодрствование;
  • 20.30 – купание;
  • 21.00-7.00 – ночной сон;
  • 23.00 – ночное кормление.

Сон ребенка

Питание

У ребенка шести месяцев развитие и питание тесно взаимосвязаны. Т.к. питательных веществ из грудного молока или смеси становится недостаточно, детям обязательно вводят прикорм, если это не было сделано раньше.

Если прикорм уже введен, а у младенца прорезались первые зубы, то малыша после 6 месяцев необходимо приучать к пище кусочками. Делать это нужно постепенно, не заставляя ребенка. Для начала можно положить ему на тарелочку несколько ярких ломтиков отваренных овощей, выложив какой-нибудь рисунок.

Питание ребенка

Все вкусовые пристрастия и антипатии прививаются родителями еще в раннем детстве.

Основные правила

Основные правила питания в полугодовалом возрасте таковы:

  • переход на режим 5-разового питания с интервалами между приемами пищи в 4 часа;
  • в рационе уже должны присутствовать или постепенно вводятся овощи, каши, мясо;
  • если принято решение отнять ребенка от груди полностью, нужно постараться не совмещать это с другими кардинальными переменами (болезнь, прорезывание зубов, переезд, путешествие).

Введение прикорма

Традиционно первая еда для прикорма – это овощное пюре. Затем вводят каши. Если эти продукты введены в рацион ребенка ранее, то в полгода малютке дают мясо. Для этого подойдет телятина, которую наскабливают ножиком и проваривают в воде, а потом протирают через сито.

Полугодовалые малыши уже могут кушать свежие фрукты, но понемногу. Можно давать бананы, персики, абрикосы, авокадо.

Доктор Комаровский рекомендует вводить прикорм с полугода и начинать его с молочных продуктов: сначала кефир и творожок, затем каша на молоке и только потом овощи.

Прикорм полезные советы

Соблюдение следующих рекомендаций позволит избежать дискомфорта при введении прикорма ребенку в полгода:

  1. Объем вводимого вида пищи в первый раз должен составлять несколько капель. Если негативной реакции со стороны организма не последовало, можно постепенно увеличивать количество, за 1-2 недели доведя его до суточной нормы.
  2. Следующий вид прикорма дается только тогда, когда младенец уже привык к предыдущему.
  3. Не следует принуждать ребенка есть, если он отказывается. Детям нужно время, чтобы распробовать и полюбить новую пищу.
  4. Во время кормления сначала малышу дается прикорм, а потом материнское молоко или смесь. Велика вероятность, что младенец после основной еды не захочет кушать новое блюдо.

Отучаем от соски

Отучать малыша от бутылочки следует тогда, когда он научился пить из кружки.

Чаще всего полугодовалый ребенок уже способен на это. Отучать нужно постепенно и ненастойчиво. Помочь могут следующие советы:

  • предложить младенцу попить из чашки как бы «случайно»;
  • предлагать ребенку питье из кружки нужно продолжать (но не заставлять), даже если он постоянно отказывается;
  • когда малыш освоит чашку, следует заменить одно кормление из булочки на питье молока из кружки и так постепенно полностью убрать соску.

Ребенок пьет из поильника

Частые проблемы

Полугодовалого младенца сопровождают следующие распространенные проблемы:

  1. Во время сна раскрыт рот. Причиной может быть заложенность носа из-за простуды или увеличение аденоидов.
  2. Повышенное слюноотделение. Может свидетельствовать о скором прорезывании зубов.
  3. Трудное появление зубов. Отмечается припухание и болезненные ощущения в деснах, из-за чего ребенок проявляет нервозность.
  4. Неправильное расположение прорезавшихся зубов. Причиной может стать слишком частое сосание пальцев или соски. Необходимо срочно принять меры по отучению от этих привычек.
  5. Аллергия на прикорм.

Ребенок в полгода

Все эти проблемы требуют консультации педиатра, а по части зубов – стоматолога.

Когда стоит беспокоиться

Проблемы со здоровьем или развитием малыша можно заподозрить, если он не:

  • переворачивается с живота на спину;
  • ползает даже по-пластунски;
  • проявляет желания сесть;
  • реагирует на громкие звуки;
  • гулит.

Эти факты служат причиной дополнительного, более углубленного обследования младенца.

Сочетание таких факторов, как полноценное питание и сон, режим дня, физическая активность – залог правильного развития ребенка в дальнейшем.

Источник