Индивидуальная программа педагогического сопровождения ребенка по познавательному развитию

                                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                                       «Детский сад» с.Добровольское

                                                                                                                                          Утверждаю: МДОУ

                                                                                                                        «Детский сад» с.Добровольское

                                                                                                                         ___________Дуйсенбенова И.С

                                                                                                               Составила:

                                                                       Ажигулова Жулдуз Темирбековна.                                    

Ф.И. ребенка:Дурткаринова Амина, Русских Данил, Косов Стас.

Вторая младшая группа.

Пояснительная записка: создание индивидуального маршрута ребенка основано на промежуточных результатах мониторинга и психологической диагностики.По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и зрительная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления и ориентировка в пространстве.

  Если ребенок  неоднократно будет  выполнять упражнения различного уровня сложности, закреплять и совершенствовать способы действия то уровень развития ребенка повысится.

Педагогу создавать ситуацию успеха, во время объяснения способов действий.

Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.                                                              

                                                             Индивидуальный  образовательный маршрут.

Образовательные области

Проблемы, выявленные в ходе мониторинга

Основные дидактические задачи (по программе)

Дидактические игры и упражнения

Социально-коммуникативная

Затрудняется  игр. действий с воображаемыми предметами. Не принимает на себя роль в игре. Однообразны ролевые действия, отсутствуют ролевые высказывания. Содержательность и длительность ролевых высказываний, наличие ролевых бесед однообразны.

Не имеет представление об основных функциях организма и частях тела и условиях его функционирования.

Не имеет представления о пользе движений для здоровья.

Не имеет представления о пользе витаминов, продуктах, в которых они содержатся.

1.Прививать культурно-гигиенические навыки и формировать  у детей привычку к ЗОЖ:

2.Формировать представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т.д.), условиях их нормального функционирования.

3.Формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.

4.Создавать условия для свободной игры детей;

-внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер;

-способствовать созданию условий для возникновения и развертывания игры детей;

-обогащать детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; побуждать детей к развертыванию игры;

-в качестве непосредственных участников игры предлагать детям различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами) и игровых действий;

-помогать овладевать способами ролевого взаимодействия;

-приобщать детей к культуре взаимоотношений в игре;

Игр. упражнение:

«Покажи, как правильно чистить зубы».

«Семейные увлечения и хобби» (рассказы детей)

Игра  «Полезно – не полезно»

Игра  «Магазин игрушек»

Игра «Нас лечат врач и медсестра»,

Игра «Новоселье куклы»,

Игра «Дом в котором ты живешь»,

Игра «Зоопарк»,

Игра «Что надо для поездки»,

Игра «подбери груз для машины».

Читайте также:  Методики развития речи у ребенка в раннем возрасте

Игровые обучающие и проблемные  ситуации.

Игры – драматизации: «Перчатки»

Развитие речи.

Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн.ч.сущ. ,род.п. сущ. Мн.ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа.

1. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

2. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

3. Образование существительных множественного числа от единственного.

4. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

6. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

 Игра «Угадай, когда это бывает? ».

Игра «Времена года» (Лото), игра «Времена года» (разрезные картинки).

Игра «Какой, какая, какие? ».

 Игра «Что он делает? ».

 Лото «Овощи и фрукты», домино «Овощи».

 Игра «Один — много» с мячом.

 Игра «Назови ласково» с мячом.

 Игра «Жадина» — моя машина, мой самовар, мое мороженное.

 Игра «Какой, какая, какие»

Познавательное развитие

(ФЦКМ)

Не имеет представление о предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, С помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

 1.Расширять кругозор ребенка по теме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

2.Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим

признакам.

3.Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Помогать устанавливать связь между

назначением и строением, назначением и материалом предметов.

4.Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

5.Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской

местности с опорой на опыт детей.

6.Расширять представления о профессиях.

7.Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы

8.Расширять представления детей о некоторых

Игра «Подбери посуду правильно»

Игра «Найди пару»

Игра «Из чего сделано?»

Игра «Раздели предметы на группы»

Игра «Свойства»

Игра «Хитрые предметы»

Игра «Подбери картинку».

1. Развивать внимание, память, восприятие.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие мышления.

 Игры: «Чего не бывает? » (картинки «Времена года»).

 Игры «Чем похожи? », «Что изменилось?».

 Игра «Чего не стало?».

 Игра «Сравни два предмета».

 Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4 части).

 Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

 Учить загадки, приметы, стихотворение к праздникам.

 Обводка по трафаретам предметов.

 Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

 Игра «Сгруппируй предметы по форме»

 Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

 Игра «Закончи предложение» —

Я пил молоко из … (чашки);

Я взял зонт, потому что … (идет дождь).

 Игра «Четвертый лишний».

 Игра «Что художник перепутал».

 Отгадай загадку.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Затрудняется в  соотношении количество предметов, в сравнивании группы предметов, в  ориентировке в пространстве. Не сформированы

 временные представления. Не различает цвет и форму предметов.

1. Учить находить один, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало»  с существительными в роде, числе и падеже.

3. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

4. Пространственная ориентировка на столе .

5. Временная ориентировка (утро — завтрак, день — обед, вечер — ужин).

6. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат.

7. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название основных цветов.  

8. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «маленький», «одинаковые». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий»,  «одинаковые».

Игра «Один и много».

 Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов».

 Игра «Принеси несколько предметов».

Игра «Покажи, каких мало предметов».

 С/игра «Магазин».

 Игра «Найди карточки с одним  предметом и где много».

 Д/и «Чудесный мешочек».

 Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их.

 Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

 Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

 Игра «Цвет, форма».

 Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет».

 Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету».

 Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы».

 Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

 Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

 Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

Художественное-эстетическое развитие

Имеются затруднения :  в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество.

1.Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

2.Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

3.Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить

новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.

4.Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Читайте также:  Для чего нужно развитие речи ребенка

5.Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов

Продолжать формировать умение создавать декоративные

композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Лепка

1.Продолжать развивать интерес детей к лепке;

2.совершенствовать умение лепить из глины

(из пластилина, пластической массы).

3.Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих

группах.

4.Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.

5.Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

1.Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

2.Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

3. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем

длинных полос.

4.Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

5.Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.

6.Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.

7.Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг —

на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.).

8.Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

9.Поощрять проявления активности и творчества.

10.Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

Развитие детского творчества

1.Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

2.Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение,

эстетические чувства, художественно-творческие способности.

3.Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как

основе развития творчества.

4.Развивать умение выделять и использовать средства вьгразительности в рисовании, лепке, аппликации.

5.Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

6.Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

7.Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Д/игры:

«Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету»

«Нарисуй картинку палочками», «Картина», «Волшебные картинки»

Игровые упражнения:

«Самолеты за облаками», «Трудные виражи», «Вниз по реке» , «Какой узор».

Игр.упр-е «Ощупай и слепи».

Игр.упр-е : «Режем прямо».

Д/и «Геометрическое лото»,

Лото «Цвет и форма»,

Д/и «Сделай узор»,

«Сложи узор», «Орнамент»

Результаты индивидуального маршрута: Анализ результатов, проведенного мониторинга от 04.2018 г. показал результативность разработанного маршрута, в ходе которого были решены поставленные задачи, которые реализовывались непосредственно организованной деятельности, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же при участии родителей и воспитателей ДОУ, на протяжении всего учебного года. В результате проведенного мониторингового обследования данный ребенок, по всем образовательных областям, имеет средний уровень усвоения образовательных задач и познавательного развития.

Результаты индивидуального маршрута: Анализ результатов, проведенного мониторинга от 04.2018 г. показал результативность разработанного маршрута, в ходе которого были решены поставленные задачи, которые реализовывались непосредственно организованной деятельности, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же при участии родителей и воспитателей ДОУ, на протяжении всего учебного года. В результате проведенного мониторингового обследования данный ребенок, по всем образовательных областям, имеет средний уровень усвоения образовательных задач и познавательного развития.

Источник

Татьяна Паневина
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА,ИМЕЮЩЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РАДУГА»

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №199»

1. Сведения о ребёнке

— Ф. И. ребёнка –.

— Дата рождения –.

— Ребенок поступил в ДОУ из семьи

2. Социальная характеристика семьи.

— Мать –.

— Отец –.

— Статус семьи — благополучная

— Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы. Мама проявляет чрезмерную опеку.

— Условия проживания, условия быта — семья из трех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната у ребенка. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

— Запрос родителей: интеллектуально – познавательное развитие ребёнка, дополнительные занятия в кружке «Театральные чудеса».

3. Самотическое здоровье: группа здоровья II, частоболеющий, страдает энурезом.

4. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, ручная моторика в номе, ведущая рука — правая.

5. Характеристика познавательной сферы ребенка:

— внимание – преобладает непроизвольное внимание, переключение нормальное, маленький объем внимания.

восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 2 лет) и формы (2 года, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к форме и цвету.

— память – хорошо развитая, преобладает зрительная память. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительное. Воспроизводит неполно, непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.

— мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью взрослого. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, метафор отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное мышление. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.

6. Личностные особенности ребенка

Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека.

Читайте также:  Чем отличается детский сад комбинированного вида от центра развития ребенка

Имеющиеся знания: уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. В тоже время отмечается, что ребенок имеет определенный объем знаний по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Уровень адаптивного поведения: Отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично. Самообслуживание ниже нормы.

7. Долгосрочная цель сопровождения

формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

8. Задачи:

— Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей

Егора К. и его развития в соответствии с требованиями образовательной Программы ДОУ.

9. Группа сопровождения

Родители: мама и папа

Педагоги: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели в группе, физинструктор, музыкальный руководитель.

10. Координатор (Ф. И. О)

Воспитатель Паневина Татьяна Сергеевна

11. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №199» с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

12. Срок реализации индивидуальной программы развития –

2013-2014 учебный год.

13. План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы Форма

работы Сроки Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения

Тесты

Диагностики Сентябрь

Декабрь

Май Педагог — психолог

Исследование эмоциональных процессов

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика познавательного и речевого развития, социально — коммуникативного Воспитатели

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований Беседы

Индивидуальные беседы

Консультации

1 раз в квартал Педаго

психолог

Консультирование педагогов на темы:

-«Создание условий для социально – коммуникативного развития младших дошкольников»

-«Игры и упражнения на развитие интеллектуальных способностей».

— «Системность речевых игр и упражнений в режимных моментах для детей младшего дошкольного возраста»

1 раз в квартал Старш.

воспитатель

Создание условий для психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих затруднения в развитии. сентябрь Педагог

психолог

Воспитатели

Заполнение индивидуальных карт развития воспитанников, имеющих затруднения в развитии 1 раз в месяц Воспитатели

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей

«Как развивать успешность ребенка»

«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» Беседы

Консультации По мере необходимости Старший воспитатель

Педагог психолог

Поддержание интереса ребёнка, поощрение. Родители

Создание дома индивидуальных условий для интеллектуального развития. Родители

Работа с портфолио. Родители

Интеллектуально – познавательная деятельность

Индивидуальная работа с воспитанником по

образовательным областям:

«Социально – коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие».

(перспективное планирование индивидуальной работы по всем разделам каждой образовательной области с учетом результатов в индивидуальной карте развития) Игры и упражнения

Беседы Диагностические задания Работа на детских сайтах

Октябрь —

Апрель

Воспитатели

— Совместное изготовление

демонстрационного и раздаточного материала для индивидуальной работы;

— выполнение заданий в рабочих тетрадях и раскрасках. Практические

Задания

Работа на детский сайтах Октябрь — Апрель

— Участие в интеллектуальных конкурсах

Конкурсы По мере желания ребёнка

Дополнительное образование в студии «Театральные чудеса»

Игры

Упражнения

Диагностические задания 1 раз в неделю

Закрепление знаний, умений и навыков:

— Организованная образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей

— Совместная деятельность с детьми и педагогами

— Совместная деятельность со своими родителями

— Самостоятельная деятельность ребенка по интересам Режимные моменты Ежедневно Воспитатели

Психолого-педагогическая поддержка

Развитие позитивной самоидентификации Игры

Упражнения

Беседы 2 раза в месяц

Педагог

психолог

Воспитатели

Взаимодействие с социальными партнёрами

Посещение выставок, открытых мероприятий ДОУ, района, города

Экскурсии

Беседы В течен года Старший воспитатель

Педагог психолог

Воспитатели

Родители

14. Оценка промежуточных результатов:

Содержание работы Критерии

оценки

Постановка

дальнейших

целей и задач

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика -Результаты диагностики — Объективное отслеживание уровня интеллектуального развития ребенка

Взаимодействие с педагогами —Психолого-педагогическая компетентность педагогов

-Создание предметно-пространственной среды

— Работа с детскими сайтами

— Составление плана мероприятий и задач по индивидуальной работе с учетом итогов в индивидуальной карте развития воспитанника

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей —Психолого-педагогическая компетентность родителей

-Создание портфолио Консультации с родителями

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения -Положительное эмоциональное состояние ребёнка

Развитие саморегуляции

-Формирование предпосылок коммуникативных действий — Стимулирование и поощрение ребенка

— Создание условий для самореализования

Развитие коммуникативных предпосылок

Взаимодействие с социальными партнёрами -Посещение выставок и открытых мероприятий — Развитие интереса к участию в общественных мероприятиях

15. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту

Фамилия, имя ребёнка –.

Возрастная группа — II младшая группа

Специа

листы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Старший

воспитатель 13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами 16.00-17.00

Взаимодействие с родителями

Педагог-психолог 10.00-10.30

Индивидуальная

работа

13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами 16.30-17.30

Взаимодействие

с семьёй

Воспитатели 15.30-16.00

Индивидуальная работа

16.00-17.00

Взаимодействие с семьёй 16.30-17.00

Студия

«Театральные чудеса» 13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами

Воспитатели Работа ведётся систематически и отражается в календарном планировании

16. Согласование ДОУ и семьи воспитанника

Настоящий индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника II младшей группы МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №199». согласован с его родителями – мамой.

Подпись родителей ___

Источник