Роль мультфильмов в развитии речи ребенка

Роль мультфильмов в развитии речи ребенка thumbnail

Наталья Черемных
Изучение роли мультфильмов в речевом развитии дошкольников в контексте поиска здоровьесберегающего ресурса

Овладения родным языком является одной из главных задач дошкольного детства. Однако в последнее время речевое развитие детей дошкольного возраста всё чаще вызывает беспокойство у педагогов и родителей.

В основе недостаточного формирования речевых навыков современных детей в большинстве случаев лежит неполноценность речевой среды, в которой они воспитываются. Стремительный рост информационных технологий привел к тому, что общение между взрослыми и детьми, а также детей между собой всё чаще заменяется общением с компьютером, телефоном, телевизором. Таким образом, передовые информационные технологии несмотря на свой вклад в развитие общества привели к существенным изменениям в одной из сфер человеческой жизни – в коммуникативной, и в частности повлияли и продолжают влиять на речевое становление детей, что препятствует полноценной коммуникации последних.

Мультфильмы занимают значительное место в жизни практически каждого современного ребенка. Однако просмотр далеко не каждого мультфильма способен принести пользу для его речевого и общего психического развития. Так, наиболее благоприятными с точки зрения сохранения и укрепления психологического здоровья детей, а также развития речи считаются многие советские мультфильмы. Благодаря им детьми свободно усваивается семантическая сторона речи, расширяется словарный запас адекватный возрасту, улавливается интонационный характер речевых высказываний, формируется правильное звукопроизношение. Кроме «правильной» нравственной составляющей благотворно влияющей на формирование личности ребенка в них ещё заложен огромный потенциал для развития общей речевой культуры. В старых советских мультипликационных фильмах в отличие от современных не встречаются грубые, жаргонные слова(«тормоз», «болван», «тупой» и т. д., исключено неправильное произношение звуков при озвучивании героев, четко выстроены правильные речевые обороты и интонационные характеристики. К сожалению, современные мультфильмы в этом контексте оставляют желать лучшего.

Отсутствие общения со взрослым в процессе просмотра мультфильмов влияет на семантическую составляющую усвоения ребенком родного языка. Из мультиков чаще всего дети просто “хватают” отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно не понимая их смысла, допуская в последующем ошибки в процессе употребления новых слов. А для того, чтобы слово было усвоено ребенком необходимо обсуждать его значение со взрослым, создавать образ этого слова с помощью картинки, задавать и отвечать на вопросы и т. д.

Негативное влияние мультфильмов (особенно современных) на речевое развитие во многом ещё связано со значительно ускоренным потоком речи, которая поступает к ребенку с экрана. А, чтобы речь развивалась правильно, крайне необходимо крайне необходимо слышать неспешную и четкую речь, что дает возможностьвыделять отдельные звуки и слова.

Кроме того, при просмотре мультипликационных фильмов задействовано непроизвольное внимание. Ребенок, попадая в мир ярких образов, как бы «зависает», «застывает» в экранной реальности. У него нет возможности полноценно думать и анализировать. А для успешного развития речи необходимо учить ребенка сознательно переключаться с одного объекта на другой, т. е. развивать совсем другой тип внимания – произвольное внимание.

Итак, существенное влияние мультфильмов, зачастую отрицательное (особенно современных, на становление речи детей не вызывает сомнения. Однако, современная жизнь взрослых настолько стремительна и насыщена работой, что обойтись без показа детям мультфильмов в процессе домашнего воспитания становится практически не возможным. Минимизировать негативное воздействие мультфильмов на развитие речи дошкольников возможно благодаря соблюдению некоторых рекомендаций.

Так, целесообразно следить за тем, какие именно мультики показываются детям. Важно и содержание мультипликационной истории, и особенности построения в ней речевых высказываний, и четкость произношения звуков героями, и темп их речи, доступность для понимания ребенка новых слов, употребляемых ими, а также их речевая культура (отсутствие жаргонных слов).

Кроме того, мультики желательно смотреть вместе с детьми, чтобы после просмотра иметь возможность вместе их обсудить. Это позволит и прояснить непонятные ребенку слова, тем самым расширяя его словарный запас, и поможет развить ребенку навыки связного высказывания, если какие-то отрывки из мультика ребенком проговариваются, пересказываются, а такжепросто поделиться впечатлениями и обменяться эмоциями, что является неотъемлемой составляющей диалогического общения между взрослым и ребенком.

Таким образом, в процессе взаимодействия с детьми весьма важно поставить анимацию на службу воспитания и развития, а не стать её заложниками. Только в этом случае будет достигнут педагогический эффект и сохранено здоровье подрастающего поколения.

Литература:

1. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. — 2006. — 32 с.

2. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации. // Восп. шк. — 2005. — №9. — С. 45-54.

3. Ермизина Е. В. Мультфильмы-дети: от контента к пониманию // Мир психологии. 2010. -№ 1. -С. 51-58.

4. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 36-38.

Источник

Поводом для написания этой статьи стали комментарии некоторых подписчиков к статье о задержке речевого развития. В комментариях было написано, что просмотр мультфильмов не только не мешает речевому развитию, но и стимулирует его.
Я подумала, возможно, я что-то упустила или моё мнение устарело, и, действительно, просмотр мультфильмов оказывает благотворное влияние на речь ребёнка. По этому поводу я, конечно, обратилась к специальной литературе. Изучив много различных статей и публикаций на эту тему, я сделала определённые выводы, которыми хочу поделиться с вами.

1. Дети до 1,5 лет.
Дети в возрасте до полутора лет произносят звуки, ожидая ответной реакции от окружающих. Если в ответ на детский лепет вы улыбаетесь и повторяете за крохой, это послужит хорошим стимулом для формирования речи. Мультфильмы не могут обеспечить малышу подобную обратную связь, потому от них не будет никакой пользы.
Если вы будете постоянно называть окружающие предметы и действия в присутствии малыша, это будет значительно полезней для развития вашего малыша.

Читайте также:  Значение воспитания ребенка в развитии

2. Дети от 1,5 до 3 лет.

В этом возрасте главным видом речевой деятельности у ребёнка становится диалог с окружающими его взрослыми или детьми старшего возраста. Малыш не только произносит случайные звуки, но и начинает использовать речь, чтобы близкие могли понять его. Так как телевизор не может быть собеседником для малыша, просмотр мультфильмов в этом возрасте не поможет в развитии речи ребёнка.

3. Дети от 3 до 5 лет.
В этот период ребёнок впитывает любые слова и целые фразы, как губка. Следовательно, просмотр мультфильмов способствует пополнению словарного запаса, учит правильному построению предложения.
Но, необходимо учитывать, что ребёнок в этом возрасте запоминает большую часть информации, даже не осознавая её смысла. Поэтому до 5 лет очень важно обсуждать мультфильмы с ребёнком после просмотра, объяснять сложные слова и фразы.

4. Дети 5 лет.
У детей пятилетнего возраста хорошо развита познавательная активность, поэтому мультфильмы благотворно влияют на их речевое развитие. После просмотра ребёнок 5 лет, как правило, задаёт много вопросов, его интересует значение некоторых слов и выражений. Таким образом, у малыша пополняется словарь, а также он получает полезную информацию.

Итак, мы выяснили с какого возраста можно детям смотреть мультфильмы. Теперь хотелось бы познакомить вас с правилами, которые позволят уберечь ваших детишек от негативных последствий просмотра телевизора.

• Разрешайте ребёнку смотреть не более одного мультфильма в день.
Для начала позвольте ребёнку находиться перед экраном 20-30 минут и постепенно увеличивайте время до 1 часа в день.

• Создайте условия для просмотра.
Лучше смотреть мультфильмы днём или вечером, но комната должна быть хорошо освещена. Дело в том, что при резких перепадах яркости глаза ребёнка быстро устают. Находиться ребёнок должен на расстоянии не менее 2,5-3 метров.

• Обратите внимание на качество изображения.
Изображение на экране должно быть чётким, не размытым, чтобы не было раздражающего мерцания или каких-нибудь других дефектов.

• Подбирайте мультфильмы с позитивным сюжетом.
Просмотр мультфильмов влияет на эмоциональную сферу ребёнка, поэтому важно следить за тем, что смотрит ваш ребёнок.  Выбирайте мультфильмы, которые учат дружбе, сопереживанию, правильному поведению.

• По возможности смотрите мультфильмы вместе с ребёнком.
После совместного просмотра у вас будет общая интересная тема для разговора. Можно будет описать героев мультфильма, ответить на вопросы по сюжету, придумать продолжение истории.
Всё это, несомненно, будет способствовать развитию не только речи, но внимания, воображения, памяти.

Важно всё же помнить, что телевизор не лучший помощник для развития ребёнка. Живое, эмоционально окрашенное общение даст намного больше для развития вашего малыша, чем озвученные диктором герои.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Буйвалова Наталья Николаевна

учитель-логопед

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка: правильно произносить звуки речи, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить развернутые предложения, пересказывать рассказы и сказки и последовательно излагать свои мысли.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в усвоении лексико-грамматических категорий, в овладении навыками связной речи. Неполноценная речевая деятельность влияет на состояние наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, а также важных психических процессов, как внимание, память, восприятие.

Одна из наиболее актуальных задач логопедического обучения – это поиск новых, более эффективных способов получения и усвоения знаний. В связи с этим важным средством в работе логопеда выступают мультипликационные фильмы. Мультфильмы способствуют развитию внимания, памяти, мышления и воображения, значительно расширяют кругозор, учат выражать чувства и настроение. Они позволяют внести разнообразие в коррекционно-образовательный процесс, индивидуализировать его. Мультфильмы служат прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи, внимания, воображения, оказывают положительное влияние на развитие детского изобразительного творчества. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, приобщаются к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формируются мотивация к учебной деятельности и умение работать в коллективе.

Читайте также:  Глена домана гармоничное развитие ребенка скачать бесплатно

Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, просодическую, что создает базу для овладения связным речевым высказыванием.

Для работы отбираются отечественные мультфильмы, отличающиеся высоким эстетическим уровнем, который проявляется в гуманно-эстетическом содержании, ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи героев. Содержание мультфильмов должно соответствовать возрастному восприятию детей. При использовании мультипликации работа проводится в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

В процессе работы используются разнообразные методы и приемы. Наглядные методы и приемы: просмотр мультфильма, подготовка дидактического и демонстрационного материала (картинки с изображением героев мультфильма, опорные картинки: место обитания, способ питания, детеныши, части тела и т.д.), раскадровка (подготовка картинок по сюжету).

Словесные методы и приемы: беседа, художественное слово, вопросы, рассказ без опоры на наглядны й материал, составление описательных загадок, «стоп – кадр», когда показ мультфильма приостанавливается и детям предлагается предположить дальнейшее развитие событий.

Практические методы и приемы: игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя и связной речи: «Назови ласково», «Отгадай и покажи», «Один —много», «Слова наоборот», «Слова-друзья», «Чей? Чья? Чье?», «Подбери родственные слова», «Закончи предложение» и др., пластические этюды, игры-драматизации, инсценировки, игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики (речь с движением, пальчиковая гимнастика).

В таблице представлены примеры мультфильмов по основным лексическим темам.

«Синичкин календарь» (1984), «Уроки тетушки Совы- Времена года» (2006), «Осенние корабли» (1982),

«Дед Мороз и лето» (1969), «Двенадцать месяцев»(1987), «Весенние мелодии» (1946), «Как мы весну делали» (1971),

Откуда хлеб пришел?»

«Чудо-мельница» (1950), «Пирожок» (1956)

Овощи, фрукты

«Яблоко» (1962), «Мешок яблок» (1974), «Вершки и корешки» (1974), «Веселый огород» (1947), «Чиполлино»(1961)

Лес, грибы, ягоды

«Грибок-теремок» (1958), «Сказки старого дуба» (1949), «Дудочка и кувшинчик» (1950), «Как грибы с горохом воевали» (1977)

Дикие животные (Подготовка к зиме, весна)

«Осенняя рыбалка» (1968), «Дядя Миша» (1970), «Ежик в тумане» (1975), «Раз горох, два горох» (1981),

«Зверюшки добрюшки. Сердце осени» (2011), «Листопадничек» (1977), «Таежная сказка» (1951), «Приключения на плоту» (1981), «Хвосты» (1966), «Лесные путешественники» (1951)

Перелетные птицы

«Лягушка-путешественница» (1965), «Серая шейка» (1948), «Оранжевое горлышко» (1954)

Насекомые

«Муха-цокотуха» (1960), «Муравьишка хвастунишка» (1961), «Первая скрипка» (1958), «Жила-была пчелка» (1978), «Жу-Жу-Жу» (1966)

Животные жарких стран

«Приезжайте в гости» (1979), «38 попугаев» (1976-1991), «Птичка Тари» (1976), «Как львенок и черепаха песню пели» (1974)

Животные Севера

«Пингвины» (1968), «Храбрый олененок» (1957), «Умка» (1969)

Новогодний праздник

«Зимняя сказка» (1945), «Дед Мороз и серый волк» (1978), «Снеговик-почтовик» (1955), «Новогодняя ночь» (1948), «Когда зажигаются елки» (1950), «Новогодняя сказка» (1972), «Новогоднее путешествие» (1959),

Дикие животные зимой

«Верное средство» (1982), «Лиса и волк» (1958), «Девочка и зайцы» (1985), «Кто придет на Новый год?» (1982), «Храбрый заяц» (1955)

Спорт

«Чемпион» (1948), «Шайбу-шайбу!»(1964), «Матч-реванш» (1968), «Старые знакомые» (1956), «Кто первый» (1950), «Необыкновенный матч»(1955), «В бору по сосенке» (1974), «Снежные дорожки» (1963), «В гостях у лета» (1972), «Утенок, который не умел играть в футбол» (1967), «Метеор на ринге»(1970)

Здоровый образ жизни

«Спортландия» (1958), «Королева зубная щетка» (1962), «Мойдодыр»(1954). «Как это случилось»(1973), «Богатырская каша»(1987), «Про бегемота, который боялся прививок» (1966), «Федорино горе» (1978), «Нехочуха» (1986)

Космос

«Загадочная планета» (1974), «Ванюша и космический пират» (1991), «Полет на луну» (1953), «Достать до неба» (1975), «Контакт» (1978)

Дружба

«Мишка-задира» (1955), «Три пингвина» (1961), «Самый большой друг» (1968), «Сладкая сказка» (1970), «Цветик-семицветик» (1968)

Семья

«Фунтик и огурцы» (1961), «Бабушкин зонтик» (1969), «День рожденья бабушки» (1981), «Осьминожки» (1976), «И мама меня простит»(1975)

Школа

Слоненок и письмо» (1983), «Первый урок» (1948), «Как верблюжонок и ослик в школу ходили» (1975),»В стране невыученных уроков» (1979), «Козленок, который считал до десяти» (1968), «Незнайка учится» (1961)

Транспорт

«В порту» (1975), «Катерок» (1970), «Дорожная сказка» (1981), «Новичок» (1960), «Кораблик» (1956)

Поморские сказки

(С.Писахов, Б.Шергин)

«Смех и горе у Бела море» (1988), «Не любо-не слушай» (1977), «Дождь» (1978)

Профессии

«Степа-моряк» (1955), «Алло! Я вас слышу» (1971), «Кем быть?» 1948), «Дядя Степа-милиционер» (1964), «Айболит и Бармалей» (1973), «Айболит» (1985)

Труд

«Песенка мышонка» (1961), «Трудолюбивая старушка» (1986), «Сестрички-привычки» (1989), «Кот-рыболов» (1964), «Маша больше не лентяйка» (1978), «Крылатый, мохнатый да масляный» (1990), «Шапка-невидимка» (1973)

В процессе целенаправленной деятельности дети в совершенстве овладели самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками. При проигрывании сюжетов мультфильмов развивались интонационная выразительность и тембр речи, уделялось внимание воспитательному аспекту: дети давали оценку персонажам, их поступкам. У дошкольников возникла потребность выразить свои эмоции и чувства, поделиться своими переживаниями со сверстниками.

По мотивам мультфильмов дети принимали участие в Международных литературных викторинах, цель которых — развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников, коммуникативных умений и навыков: Международная занимательная викторина «В гостях у зимней сказки», II Всероссийская литературная викторина с Международным участием «По сказкам К.И.Чуковского

Читайте также:  Условия развития ребенка инвалида в доу

Список литературы:

  1. Гуськова А.А. Использование средств мультипликации в преодолении общего недоразвития речи //Логопед.2009. №7.

  2. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-6 лет.М.,2010

  3. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. М., 2013

Источник

13.07.2014,

Categories  Видеоответы, Статьи Comments 

Влияние мультфильмов на речь

Я продолжаю отвечать на вопросы, которые мне прислали по акции “Задай вопрос – получи видеоответ”. И сегодня мы с вами поговорим о влиянии мультфильмов на речь детей.

Вот какой вопрос на эту тему мне прислала Наталья, мама 1,5 годовалой дочки:

“Я очень обеспокоена вопросом: можно ли детям смотреть телевизор? И какое влияние оказывают мультфильмы на речь детей: положительное или отрицательное? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением по этому вопросу”.

Уверена, что дилемма включать мультики или не включать актуальна для многих родителей. Поэтому давайте уделим вопросу телевизора в раннем возрасте особое внимание.

С точки зрения развития речи, чем позже состоится знакомство ребенка с телевизором, тем лучше (в идеале – после 3 лет). Почему?

  1. Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи. Другими словами, чтобы активный словарь малыша хорошо развивался (регулярно появлялись новые слова, закреплялись, а не исчезали через время уже имеющиеся), важно, чтобы ребенок не только был готов к тому, чтобы произнести слово или фразу, но и понимал их значение. И помочь ребенку в этом могут только взрослые: объяснить, что означает это слово, вместе нарисовать картинку и тем самым  создать образ этого слова, через игры поближе с ним познакомить, задать вопросы и многое другое. Из мультиков же чаще всего дети просто “хватают” отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно не понимая их смысла.
  2. Темп той речи, которую ребенок слышит с экрана телевизора, сильно ускорен. А для того, чтобы малыш имел возможность развивать собственную речь, необходимо говорить с    ним неспешно и четко, тщательно проговаривая каждое слово, – чтобы в потоке вашей речи он мог выделять отдельные звуки и слова.

Чтобы лучше понять то, о чем мы с вами говорили в двух пунктах выше, посмотрите интеллект-карту “Как устроена речь”.

Как устроена речь (интеллект-карта). Автор Алена Волкова

           3.   Просмотр телевизора (и в том числе мультфильмов) формирует у ребенка так называемое вынужденное (или непроизвольное) внимание. Что это такое?                                          Давайте разберемся.

Внимание человека непроизвольно привлекают резкие внезапные изменения, движение, а также сильные раздражители (яркий свет, громкий звук, мерцание экрана и т.п.). И в этот момент происходящее управляет нами, и мы не можем делать что-либо другое  или думать о чем-то другом. То есть, просматривая мультфильм,  ребенок настолько увлечен активными действиями, происходящими на экране телевизора, что просто не способен думать и анализировать. А для успешного развития речи необходимо учить ребенка сознательно переключаться с одного объекта на другой, т.е. развивать совсем другой тип внимания – произвольное внимание.vliyanie multfilmov

4. Будет гораздо сложнее привить ребенку любовь к чтению. Ведь, чтобы научиться читать и затем регулярно уделять внимание книгам, необходимо приложить усилия.  А в мультике всё легко и просто: сиди да смотри.

Если вы хотите еще глубже разобраться в этом вопросе, то рекомендую вам прочесть книгу “Застывший взгляд” (автор Райнер Пацлаф).

Но разве можно в наше время совсем не показывать ребенку мультфильмы, не давать смотреть телевизор? Пожалуй, вряд ли. Поэтому, если вы все-таки хотите показывать ребенку мультфильмы до  3 лет, предлагаю делать это с умом, соблюдая несколько правил.

Правила просмотра мультфильмов:

Правила просмотра мультфильмов

 1. Тщательно выбирайте мультфильм.

Лучше смотреть советские мультики. Во-первых, они очень добрые и правильные по содержанию. Так что за нравственную составляющую и мораль можете быть спокойны, в отличие, от содержания западных мультфильмов.

Во-вторых, герои советских мультиков не влияют на психику детей. Отрицательные персонажи в наших мультфильмах не вызывают чувства реального страха, как, например, в американских. Кстати, о том, как влияют американские мультики на формирование психики ребенка, есть много информации в youtube. Если наберете там «влияние американских мультфильмов», можете узнать много интересного.

И, в-третьих, в иностранных мультфильмах герои говорят на своем родном языке и губы у них шевелятся в соответствии с произношением данного языка. Ребенок слышит русский перевод, но видит совершенно другую картину движения губ!

А в советских мультиках к каждому звуку подобрано соответствующее движение губ. Кроме того, персонажей озвучивают прекрасные актеры, которые выговаривают слова четко, ясно и с выразительной интонацией.

Вот почему важно, чтобы еще неговорящий ребенок смотрел только мультики советского и российского производства.vliyanie multfilmov1

2. Ограничивайте время просмотра телевизора.

3. Смотрите мультфильмы вместе с ребенком, комментируйте происходящее и обсуждайте сюжет и действия героев, задавайте вопросы.

Тогда ваш ребенок возьмет из мультфильмов только лучшее для своего развития.

Развивайте речь легко и весело!

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию речи.

Источник